Учебно-методическое пособие по теме "Алгоритм" для 3 классов
учебно-методическое пособие по информатике (3 класс) на тему

Пособие можно использовать  в разделе "Алгоритмы" на уроках информатки. математики, в дополнительном образовании в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Алгоритм» Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга Автор: Шафикова И.Д., учитель информатики ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербург Санкт-Петербург Учебно-методическое пособие к уроку по информатике в 3 классе

Слайд 2

Если часто выполнять одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота. План действий – это АЛГОРИТМ В начале алгоритма принято записывать команду «НАЧАЛО», а в конце – команду «КОНЕЦ». Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ.

Слайд 3

Выкопай ямку Поставь саженец в ямку Засыпь ямку землей Налей воды в лейку Полей саженец Отнеси лопату и лейку

Слайд 4

4. Вымой банан 5. Очисти банан 6. Съешь очищенный банан 7. Выбрось очищенную кожуру 8. Конец

Слайд 5

1. Начало 2. Пойди на кухню 3. Открой холодильник 4. Возьми связку бананов 5. Отдели банан от связки 6. Положи связку в холодильник 7. Закрой холодильник 8. Конец

Слайд 6

Источники 1.Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2010. 2.Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2010. 3.Брызгалова С.И. Наблюдение как метод исследования уровня технологичности урока // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 104–111. 4.Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с. 5.Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с. Электронные источники 1. http://school2100.com/ Образовательная система «Школа 2100» 2. http://school-collection.edu.ru / Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 3. http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»



Предварительный просмотр:

Тема «Алгоритм»

(ДЕЛАЙ - РАЗ, ДЕЛАЙ - ДВА)

Учебно-методическое пособие можно использовать на уроках информатики, математики в разделе «Алгоритмы».

Цели пособия:

образовательные:

  • учить детей выделять этапы (шаги) действия;
  • учить определять правильный порядок выполнения шагов;
  • познакомить учеников с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма";
  • учить составлять и выполнять алгоритмы;
  • дать начальное представление о вложенности алгоритмов;
  • учить находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

воспитательные:

  •  формирование у детей умения работать во времени, умения работать в группе.

развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, воображения.

Структура учебно-методического пособия:

1.Информатика. Человек и компьютер

2.Робот. Задание для робота

3.Игра "РОБОТ"

4.Алгоритм. Команда алгоритма

5.Последовательность команд в алгоритме

6.Ошибки в алгоритме

7.Выполнение алгоритма

8.Итоги

1.Информатика. Человек и компьютер

- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? Как может использоваться компьютер?*

* Ответы на вопросы даны в том виде, в котором их повторяет учитель, "редактируя" и обобщая ответы детей.

(С помощью компьютера дети могут играть, рисовать. Компьютер может использоваться:

  • при создании мультфильма, рекламного ролика;
  • для управления автомобилем, космическим кораблем,...;
  • для проведения обследования на приеме у врача,...)

-        Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему?

(Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания - компьютерные программы.)

~ В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?

(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолета, космического аппарата,...)

2.        Робот. Задание для робота

-        А еще компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?

(Робот - это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек.)

-        Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принес банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?", ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.

3.Игра "РОБОТ"

После завершения игры подвести итоги:

  1. чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;
  2. каждый шаг — это тоже действие, которое можно подробно описать — выделить шаги и перечислить их по порядку.

-        А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст).

4.        Алгоритм. Команда алгоритма

  • Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его — в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) - это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий — это алгоритм.
  • Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека.

(Примеры ответов:

  • найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна,...);
  • пришить пуговицу, убраться в комнате;
  • сложить два двузначных числа,...)

-        Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".

5.        Последовательность команд в алгоритме

Выполнить задание 1 стр. 3 (алгоритм "Посади дерево").

Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.

Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.

Записать команды алгоритма в тетради.

Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".

— С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю) лопату".)

6.        Ошибки в алгоритме

Выполнить задание 2 стр. 4 (алгоритм "Съешь банан").

Обсудить ошибки Янта, показанные на трех верхних рисунках.

(Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.) Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан". Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм необычные, но разумные шаги.

7.        Выполнение алгоритма

Устный "Диктант по клеточкам", если останется время (см. в разделе пособия "Описание игр").

8.        Итог использования пособия

-        Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.

- Какое задание было сложное для вас?

- Какое задание оказалось легким для вас?

- Какое задание больше понравилось выполнять?

Источники:

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2010.
  2. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2010.
  3. Брызгалова С.И.  Наблюдение как метод исследования уровня технологичности урока // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 104–111.
  4. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с.
  5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с.

Электронные источники

  1. http://school2100.com/  Образовательная система «Школа 2100»
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. http://festival.1september.ru  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Учебно-методическая разработка урока в 3 классе

Родовые окончания имен прилагательных...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий

Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...

Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки" ( конспект + презентация)

Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки"...