Учебно-методический комплект по логопедии. 1 класс. Логопедическое занятие по дифференциации Р-РЬ, Л-ЛЬ.
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие во 2 классе по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных Р-РЬ, Л-ЛЬ».

«Путешествие в Изумрудный город».

Цель:

  • Привитие интереса к познавательной деятельности;
  • Воспитание правильной артикуляции, автоматизации звуков Р и Л, РЬ и ЛЬ;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений;
  • Формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ( фонетически чистой, лексически развитой, грамматически развитой) речью;
  • Формирование кинестетических ощущений, навыков самоконтроля за речью;
  • Повышение работоспособности, уверенности в себе;
  • Воспитание чувства дружбы, доброго отношения к окружающему миру.

Ход урока:

  1. Орг. момент.(слайд)

Внимание, девочки!

Внимание мальчики!

Долгожданный  звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И отлично отвечать.

  1. Психогимнастика.

Дети, вы знаете сказку  про девочку Элли и её друзей: Дровосека, Льва,  Страшилу ?Хотите отправиться с этими героями в Изумрудный город? Чтобы не  сбиться с пути я принесла волшебный клубок,(слайд) сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Вставайте в круг, будем говорить друг другу добрые слова. Сначала я намотаю нитку на клубок и передам Диме: « Дима, ты- славный парень!» и т.д. Клубок дошёл до меня.  Смотрите, какой он стал большой от добрых слов. Этот клубок добра мы передадим великому Гудвину, чтобы он победил злых волшебниц. Итак, в путь!

  1. Сообщение цели занятия.

-Одну минуточку! Сначала надо открыть волшебную книгу…(слайд) Так и есть! Нам нужно на протяжении всего пути продолжать учиться правильно проговаривать звуки Р - Л и Рь -Ль. И ещё одно поручение- передать  Клубок Добра Великому Гудвину. Но до этого мы с его помощью  поможем героям сказки в исполнении желаний.

Перед  путешествием нам нужно выполнить задание доброй волшебницы Виллины.

  1. Упражнения в определении твёрдых и мягких согласных.

На партах лежат губки и камушки. Детям предлагается их потрогать.

-Какая на ощупь губка? А камень? Что бывает ещё мягкое? Твёрдое?

- А  можно сказать про человека – « железный человек»? (могут за его характер, волю)  Задумает-сделает. Можно ещё сказать: у него твёрдый характер, твёрдая воля. А есть люди с мягким характером. Это неупрямые, добрые люди, с ними легко дружить.

Так и у каждого звука свой характер. Одни из них твёрдые, а другие мягкие. Только надо   научиться слушать. А для начала мы поиграем со звуками. Только вылетит звук в воздух, мы его поймаем и пощупаем. Ну-ка произнесите звук Р и поймайте его. Кулачок наш крепко сжат – он твёрдый.  А теперь скажем РЬ – кулачок расслабился, кисть мягкая, легко летает по воздуху.

- Я буду произносить звук, а вы будете определять: если твёрдый – сожмёте кулачок, если мягкий -  кисть руки будет мягкая:

М-МЬ    Н-НЬ  Б-БЬ  В-ВЬ   ДЬ-Д  СЬ-С и т.д.

- Вот теперь мы можем смело отправляться в Изумрудный город.

V.Основная часть.

Дети  шагают вместе с героями мультфильма:

Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной,

Идём дорогой трудной, дорогой непрямой.

- Не успели и полпути пройти, а тут уже Дракон, ни проехать, ни пройти.

Словообразование.

-Сколько голов у  Дракона? (5 голов)

-Как сказать одним  словом? (пятиголовый)

(появляются ещё головы- шестиголовый, семиголовый и т.д.)

Чтобы  Дракон пропустил нас в сказку, нам его  надо накормить:

1 голова любит всё с твёрдым согласным Р

2 голова - всё с мягким РЬ

3 голова - с твёрдым согласным Л

4 голова - с мягким согласным ЛЬ

5 голова любит всё подряд

( дети выбирают соответствующие картинки, рисуют схемы)

Накормили мы Дракона,  он подобрел и пропустил нас  дальше.

Смотрите - чучело стоит,

Очень ласково глядит,

Чучело зовут Страшилой,

Глупый он и очень милый.  – Какое самое заветное желание у Страшилы? (добыть мозги)

-Давайте поможем ему ответить на вопросы,  и его желание исполнится. Будет у Соломенного Чучела « золотая голова» (работа над выражением).

Работа над словами-антонимами.

1 задание «Скажи наоборот» ( картинки):

Волшебник бывает злым, а бывает…

Волк бывает сытый, а бывает...

Человек бывает пожилым, а бывает…

Бокал бывает пустым, а бывает…

2 задание.( картинки)

Соломенная голова совсем запуталась в предложениях, поможем их распутать (картинки):

Дровами рубят топор.

Сахар ест Иру.

На радуге – небо.

Забор красит Рому.

-Какой совет мы дадим Страшиле, чтобы он поумнел? (читать  книжки)

Мы сделали одно доброе дело и намотаем его на клубок.

V. Физминутка

Тут навстречу Дровосек,

Весь в железе человек.

Всех готов он полюбить,

Лишь бы что-то раздобыть.

- Но что такое? Дровосек  стоит на месте. Оказывается, он  заржавел. Ему трудно двигаться.

Что нужно сделать, чтобы он задвигался? (смазать маслом)

Представьте, что вы  превратились в железных человечков, я вас сейчас смажу:

- Задвигались руки, голова ( делают движения робота)

Работа над прилагательными.

Легко стало Дровосеку, он даже песенку запел:

Я рождён железным,

Я мог бы стать полезным,

Но  только не хватает

Сердечной доброты.

-Что же хочет раздобыть   Дровосек? (сердце) И не просто сердце, а  «золотое» (работа над выражением)

 

Железный Дровосек очень переживает за детей Голубой страны. Со  всех их рисунков злая волшебница смывает краски. Может быть мы с вами сможем раскрасить их?(показ не раскрашенных  картинок; дети говорят: -Я раскрашу колокольчики голубым карандашом. И т.д.)

Железный Дровосек очень обрадовался вашей помощи, и в груди у него забилось сердце!

Мы с вами сделали ещё одно доброе дело - намотаем его на клубок.

Работа над словами-синонимами.

Дровосек, Страшила, Элли

Выйти из лесу успели.

 

Им навстречу Лев попался.

Их увидев, испугался. (слайд)

-Ребята, вроде бы Лев-царь зверей. Почему он испугался? (труслив)

Сейчас мы научим его ничего не бояться. Давайте скажем как можно больше слов – приятелей к слову «смелый» (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный)

Поделитесь со Львом храбростью: -Возьми, Лев, частичку моей храбрости! (в  роли Льва-ученик  в маске) (слайд)

Совсем немного осталось дойти до Изумрудного города. Но наступила ночь, и пора сделать привал, т.е. пора отдохнуть. Обычно путники разжигают костёр, утоляют свой голод  и рассказывают друг другу истории. (дети садятся в круг и слушают рассказ логопеда):

На другом берегу ручейка в прекрасном дворце жила принцесса. И она  никак не могла уснуть. Только ей мешала не горошина, а  твёрдые согласные. Давайте поможем ей заснуть, изменим слова так, чтобы твёрдые согласные стали мягкими (игра с мячом):

Ров-рёв, лук-люк, рад-ряд,  галка-галька, полка-полька, мел-мель, был-быль, пар-парь.

Усыпили мы принцессу, а теперь можно немного пошалить. Страна-то сказочная, и мы можем стать  волшебниками.

Давайте игрушку превратим в мальчика:

Юла - Юра

Животное в деревянную часть окна:

Лама – рама

Плаксу в имя мальчика:

Рёва - Лёва

Ягоду в имя девочки:

Малина - Марина

Героя сказки в маленький коробок:

Колобок - коробок.

Отдых закончился – пора в путь.

Давайте  вспомним песенку героев сказки:

( шагают) Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной,

Идём дорогой трудной,

Дорогой непрямой!

Согласование существительных с прилагательными.

И последняя встреча – добрые волшебницы перепутали свои вещи.

Волшебниц зовут Роза, Рина, Лола и Лёля.

Роза любит цвета и вещи со звуком Р.

Рина – цвета и вещи со звуком РЬ.

Лола- со звуком Л.

Лёля- со звуком ЛЬ.

 ( Дети подбирают волшебницам наряды)

Роза - красную рубашку.

Рина – сиреневые брюки и берет .

Лола – голубое платье, платок.

Лёля – зелёное пальто, шляпу.

(намотали нитки на клубок)

Вот мы и добрались до Изумрудного города. Посмотрите какой наш клубок стал большой от сделанных добрых дел! Мы дарим  его правителю этого города - Великому Гудвину, чтобы он победил злых волшебниц.

Но что это? На башнях Изумрудного города исчезли изумруды. Давайте подарим городу свои.  Украсим ими башни.( наклеивают)

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 13

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Разработка логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [ч’] - [т’]» 2 класс.

Ф.И.О. учителя-логопедаРахманина Анастасия ВалерьевнаКласс2 класс. Логопедическое заключение: Нарушение письменной речи, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема занятия &laq...