Конспект урока "Рыбы" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryby.doc64.5 КБ
Файл ryby.pptx658.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 группы      Иванова Ирина

Проверила: Быстрова С.Ю. _______

Отметка: _______________________

Дата: 17.02.2016

Челябинск, 2016

Предмет: окружающий мир

Класс: 2а

Тема урока: Рыбы.

Цель урока: повторить отличительные признаки рыб;; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы; развивать умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомиться с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде
  • Личностные:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:

  • Для   учителя: Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Этапы урока Методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный.

0,3 – 0,5 мин

Окружающий нас мир        
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Приветствоать учителя

2. Проверка домашнего задания

30-35

Выступления с проектами

2.Актуализация знаний

10

мин.

- С какой группой животных познакомились?

- Назовите их отличительные признаки. На какие группы по способу питания делятся?

3. Открытие нового знания

Вспомните, чего на Земле больше: воды или суши?

  - Кто живёт  в воде? (Многие живые организмы – растения и животные.)

  - Отгадайте загадку. Какие особенности животного отмечены в загадке?

                             Плавно под мостиком

                             Я виляю хвостиком.

                             По земле не хожу,

                             Рот есть – не говорю,

                             Глаза есть – не мигаю,

                             Крылья есть – не летаю.

                                                          (Рыба.)

- О каких «крыльях» идёт в ней речь?

- Тема нашего урока – «Рыбы». /Слайд 3/.

- Что вы знаете о рыбах? /Слайд 4/. /Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков/.

- Что хотите узнать? /Слайд 5/. (Чем питаются и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.)

- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.

- Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы». Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

- Что объединяет этих  животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)

 - Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)

- Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.

- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? /Покров из  чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова  плавно переходит  в туловище, туловище – в хвост./

Дополнение учителя:

-  Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?

-  С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.

- Давайте  рассмотрим строение тела рыб. Как  располагается  на теле рыбы чешуя? /Слайд 6/

- Чешуя располагается  на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг  на друга, подобно черепице на крыше  дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней  можно узнать возраст  рыбы. Статью об этом вы найдёте в Хрестоматии, с.73. А расскажут нам об этом … (Д/з двум ученикам.)

- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.

- А на какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (В каких водоёмах обитают?)

- Подумайте, почему  так названы морские рыбы, изображённые на рисунках.  /Слайды 7 – 13/. /Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж./

- Среди рыб есть «рекордсмены». Что обозначает это слово?

- Самая огромная рыба на Земле – китовая акула: длина её до 20 метров. /Слайды 14 – 19/

  Самая крупная речная рыба – сом. Длина этого хищника достигает 5 м, а масса более 300 кг. А доживает до 40 лет.

Выступление ученика:

  Самой морозостойкой рыбой является редкая рыба даллия, или чёрная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоёмы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лёд. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!

   «Рекордсмен» по прыжкам среди рыб – сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 м.

Выступление ученика:

   В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое, рыбака плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними половинками – за дном. Видит, что наверху и что внизу,- ничего не проглядит!

Выступление ученика:

  Пиранья – по-португальски  значит «пират». У этих с виду безобидных рыбок мощные, как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их надо осторожно.

. . .   /Дополнительный  материал  в Интернете. Сайты  найдёте в учебнике с.122, Хрестоматия с.149, «Детская   энциклопедия Кирилла и Мефодия»/.

Проверочная работа.  «Строение рыбы». /Приложение/

- Укажите стрелками и подпишите части тела рыб.

Взаимопроверка.

 - Какие части тела выделили у рыб?

- А как происходит процесс дыхания у рыб?

- Понаблюдаем за дыханием рыб. /Слайд 20. Видеосюжет./

- Можно увидеть их дыхательные движения: рыбки всё время работают ртом, захватывая воду; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы. Рыба дышит только тогда, когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород.

 Проверочная работа.

- Дополните текст подходящими по смыслу словами.

     Дышат рыбы ______________, растворённым  в воде. Помогают им в этом ___________, скрытые  за жаберными крышками. Если жабры не омываются водой, рыба дышать ________________.

- Проверьте по учебнику, правильно ли вы вписали слова. Кто справился с заданием? (+).

- Почему же рыбы погибают на суше?

- А что вы знаете о том, что едят рыбы?

- Как вы думаете, все ли рыбы одинаково питаются?

- Прочитаем о способах питания рыб. Стр. 13-14. (Читает ученик.)

- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)

- Чем питается каждая группа рыб?

- С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания  рыб? (Насекомые.) В чём именно?

- Учебник закрываем.

Отвечать на вопросы по стихотворению

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: формулировать собственное мнение и позицию

П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

7.Итог  урока 

Домашнее задание

2 – 3 мин

 - Что мы хотели узнать о рыбах?

- Что узнали? /Слайд 22/.

- Какие рыбы встречаются в наших водоёмах?

- Подводный мир богат и разнообразен, требует бережного к себе отношения. Что можете сделать вы для охраны водоёмов от загрязнения? Подумайте, поговорите об этом с родителями, загляните в ДЭКМ.

Подводить итоги прошедшего урока

Р.: Учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рыбы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект 1 класс "Покупаем и считаем"

Урок математики 1 классТема:  Покупаем и считаем...

План-конспект мастер-класса в 3 классе школы 8 вида по изготовлению новогодней игрушки ( декоративной шапочки из ниток).

Конспект мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки (декоративная шапочка из ниток)....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект мастер-класса по заполнению рождественского списка на английском языке в 4 классе

Мастер - класс для состаления списка дел на английском языке на Рождество для 4 класса.Легкий и весёлый  мастер -класс для составления списка новогодних и рождественнских дел на английском языке....

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...