проект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кулькова Елена Анатольевна

Материал поможет  учителю начальных классов при подготовке к уроку окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_om_kulkova_ea.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Кулькова Е.А., учитель высшей категории

МБОУ «СШ № 26 г. имени А.С. Пушкина» г. Смоленска

Проект урока «окружающего мира» в 4 классе по теме «Значение воды в жизни человека. Охрана водных ресурсов..» (по курсу «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова, УМК «Перспектива»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок

Цели урока:     обобщить и расширить представления учащихся  о значении воды в жизни человека и природы, закрепить знания учащихся о воде как веществе природы, находящемся в трёх состояниях;  формировать представление о понятиях «экология, экологические знаки, экологическая катастрофа»;   развивать любознательность, логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;    воспитывать чувство бережного отношения к воде, как источнику жизни для всего живого, прививать детям навыки личной гигиены, ответственность каждого человека в решении экологических проблем.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, схемы, карточки, экологические знаки, таблицы , индивидуальные листы самооценки учащихся.

Предметные результаты:

участвовать по мере сил в охране природы;

иметь представление об экологии;

Метапредметные результаты:

высказывать предположения о том, что такое экология;

находить в тексте учебника, справочного пособия , словаря определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника (экологическим знакам) о природе — нашем зелёном доме;

выражать своё отношение к природе в собственном рисунке (экологическом знаке);

в сотрудничестве со одноклассниками  организовывать поисковую деятельность по изучению законов экологии.

 

Личностные результаты:

понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;

 Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Форма работы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

(личностные УУД формируются на каждом этапе урока)

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся, создание эмоционально- положительного настроя   на работу, мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная

Объяснительно- иллюстративный;

игра

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу. Игра «Обмен настроением»

Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодня у всех  будет хорошее настроение.

Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Я желаю вам успеха и уверена, что у нас все получится.

Займите свои места.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Дети встали в круг, настроились на работу.

Ответы детей.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Установить тематические рамки, наметить шаги учебной деятельности

Фронтальная

Частично- поисковый

Отгадайте, о чем сейчас пойдет речь:

Много меня – пропал бы мир                                       И мало меня – пропал бы мир

 

(вода)                                                                        

 К низу летит капельками,                                    А к верху – невидимкою.  

                                      (вода)

В жаркий день самой  желанной бывает

 (вода)  

                                                                                                                                                             Я и туча и туман

И ручей и океан

                           И летаю, и бегу                                                                                          И стеклянной быть могу!

(вода)

Учащиеся высказывают свои предположения и обосновывают их.

Дети слушают ответы других учащихся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию: слушать, делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, вступать в беседу на уроке.

Выявление темы и целей урока.

Учить определять совместно с учителем тему урока, ставить задачи, планировать действия.

фронтальная

Словесный , беседа, выдвижение предположений

Подумайте: какова тема нашего урока?

Учитель совместно с детьми формулирует тему урока «Значение воды в жизни человека, Охрана водных ресурсов».

Что мы уже знаем и можем рассказать, а чему будем учиться?

Высказывают свои предположения по теме урока, фомулируют цели и пред- лагают план работы на уроке.

Регулятивные: планирование и регуляция деятельности учащихся в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний, обобщение на основе выделения сущностной связи, перерабатывать полученную информацию и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: доносить свою позицию до одноклассников, обосновывать ее.

3.  Актуализация опорных знаний

Создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность, подготовить учащихся к введению новых понятий

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, беседа , демонстрация , постановка проблемы, проблемный диалог

Посмотрите на глобус. Видите, на сколько много на Земле воды. Ее даже правильнее было бы называть «Океания».

А всякая ли вода годится для нужд человека?

Большая часть – это соленая вода.

Пример 1: демонстрируется 3-ехлитровая банка и полстакана, заполненного водой.

Пример 2: без еды человек может обойтись 30 дней, а без воды – 3-4 дня.

А зачем еще человеку нужна вода?

Учитель совместно с учащимися составляет и заполняет схему:

Значение воды

Питье

И

 

Бытовые

 

нужды

Водные

 пути

Энергия рек, приливов: ГЭС, ТЭС.

Промышленность, сельское хозяйство

Высказывают свои предположения, обосновывают их.

Анализируют ответы детей,

Задают вопросы, отвечают на них.

Оценивают ответы учащихся.

Заполняют схему.

Регулятивные: сохранять и принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, умение ориентироваться в своей системе знаний, самооценка и внешний контроль.

Познавательные: умение анализировать объекты, работать с информацией, на основании высказанных предположений обобщать и делать выводы, моделирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других.

4.физкультминутка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный , игра

Учитель демонстрирует движения

Учащиеся выполняют движения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность.

5. Объяснение нового материала

Подготовить учащихся к введению новых понятий, организовать и осуществить их усвоение в ходе  творческой работы

Фронтальная , индивидуальная

групповая

Объяснительно- иллюстративный

 Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте услышать проблему, которую я в нем озвучила. Учитель читает

стихотворение:

Без нее нам не умыться                            Не наесться не напиться                           Смею вам я доложить –                            Без воды нам не прожить.

Жизнь без воды на Земле невозможна

                            И будем действовать мы осторожно

                             Что б сохранилась твоя чистота

                          Незаменимая наша вода.

К чему я вас призываю в этом стихотворении?

Кому сложно, прочитайте текст сами.

Как вы понимаете  фразу

«будем действовать мы осторожно»- это как? Зачем?

Сейчас я вашему вниманию предложу свой вариант: учитель демонстрирует экологические знаки.

Как вы думаете, что у нас в руках?

Работа над понятиями «экологические знаки, экология, экологическая катастрофа» (понятия прикрепляются на доску и записываются в словарик).

Давайте вспомним, что вы знаете  о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?  Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом и «логос» — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — планете Земля.

А установить Правила , по которым живет планета, помогают экологические знаки.

 Знаки бывают разрешающие и запрещающие.

Учитель демонстрирует и разбирает вместе с учащимися  несколько разрешающих и запрещающих экологических знаков по теме урока.  Предлагает дома нарисовать разрешающий или запрещающий экологический знак по теме урока.

Ребята, какие вы знаете законы экологии? Давайте их вспомним (можно собрать из частей , прикрепленных на доске или предложить поработать в группах ):

«Все связано со всем»,

«Природа знает лучше»,

«Все должно куда-то деваться», «Ничто не дается даром»

(вывешиваются на магнитную доску). Учащиеся объясняют как понимают смысл каждого из законов.

Автор этих законов – Барри Коммонер (прикрепляется на доску).

                     

Стихотворение лежит на парте у каждого ученика, они могут прочить его самостоятельно еще раз.

Высказывают свои предположения.

Ответы детей

Учащиеся записывают значения слов.

Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами.

Учащиеся работают в группах и восстанавливают из фраз законы экологии. Демонстрируют результат совместной деятельности: читают закон экологии и объясняют как понимают его смысл.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность.

Познавательные: поиск и анализ  информации  , умение перерабатывать полученную информацию и делать выводы на основе работы с текстом.

Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других,

 6. Закрепление

Обеспечить осмысленное запоминание полученной информации, способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Групповая

 индивидуальная

Репродуктивный , игра

А сейчас мы поиграем в игру «Экологическая паутинка» и вы увидите, как работает один из законов экологии. У каждого из вас есть значок одного из представителей живой природы: животного, растения (значок - опережающее домашнее задание).

Учитель предлагает учащимся встать в круг, как в начале урока.

Осталось выбрать роль волшебной капельки, а роль матери-природы с вашего разрешения буду играть я (на исполняющего роль «Капельки» одевается шапочка с изображением капельки воды). Учитель (исполняющий роль «Матери-Природы»):

 «У меня в руках волшебный клубок. Первый клубок я отдаю «Капельке».Вы все обитатели Земли.

Кто как-то связан с водой? Кому она необходима?» (клубок по очереди передается от участников к «Капельке» и получается экологическая паутина) Затем разрезается одна «ниточка-связь» между водой и обитателями Земли.

 Что случится? Погибнет одно животное или растение.

 Это экологическая катастрофа?

Пока нет.

(По очереди режутся ниточки, задается тот же вопрос).

А если прервутся все связи?

Без воды погибнут все животные и растения на Земле, наступит экологическая катастрофа.

Что же мы в силах сделать, как можем помочь?

Предложить детям выбрать из правил те, которые касаются охраны воды.

Правила зафиксированы на доске и на индивидуальных листах.

Придумайте и запишите свое правило охраны водных ресурсов.

Что у вас получилось?

Ребят, на живой планете под названием Земля все взаимосвязано и взаимозависимо. Мы все едины. Мы едины с остальной природой. Мы едины друг с другом. И поэтому надо заботиться и о земле, и о воде , и о животных , и о растениях , и о людях.

Все учащиеся как в начале урока , становятся в круг

Дети передают клубок и отвечают на вопросы:  Как   связан с водой? Почему  она необходима?»

Учащиеся делают выводы

Ответы детей, заполнение таблицы

Охрана вод

1.строить  очистные сооружения;

2.экономия потребления воды  

3….

Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы.

Познавательные: активная познавательная деятельность, умение добывать новые знания, используя уже известные, анализ информации,

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, формирование умения слушать и слышать, умение строить письменные высказывания.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов, готовность к сотрудничеству, координирование в сотрудничестве,  умение выделить нравственный аспект поведения при коллективной работе.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Подвести итог работы на уроке. Фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Установить соответствие между поставленными целями урока и его результатами.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, словесный, рефлексия, контроль.

Вернемся к теме нашего урока. Вспомните  цели, которые вы ставили перед собой в начале нашего урока …

Вспомните вопросы, на которые мы сегодня получили ответы:

1.Какое значение имеет вода?

2.Как сохранить водные ресурсы?

3.Что такое «экология, экологические знаки, экологическая катастрофа».

А теперь оцените свою работу и работу своих одноклассников

На доске  неоконченные фразы  

Я узнал…

Я могу рассказать…

У меня получилось…

 Я похвалю…

Я сделаю…

А кто узнал больше, чем планировал? Что именно?

Посмотрите на листы самооценки и заполните их.

Дети называют тему урока и то, чему хотели научиться в ходе урока, что хотели узнать.

Ответы детей.

Высказывают свое мнение, делают выводы о достижении поставленных целей.

Дети заполняют листы самооценки:

Я узнал…

Я могу рассказать…

   

У меня получилось…

 Я похвалю…

Я сделаю…

Можно заслушать 3-5 ответов.

Регулятивные: соотнесение темы и целей урока с тем, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно, оценка- осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями, осуществление итогового контроля, умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и работы и работы одноклассников.

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, строить письменные и устные речевые конструкции.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к изучению нового, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач, ориентация на содержательные моменты учебной деятельности.

«Светофор»

Оцените сою работу сегодня на уроке:

У вас на партах лежат карточки.

Если урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.- Покажите зеленую карточку.

Урок понравился,   мне было трудно, но я справился. – Желтую карточку.

Урок не понравился: задания были сложными. Мне нужна помощь! – Красную карточку.

Дети дают самооценку своей деятельности на уроке

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания творческого характера.

фронтальная

Объяснительно- иллюстративный

Учитель напоминает о  творческом характере домашнего задания – нарисовать разрешающие или запрещающие экологические знаки  для выставки.

Спасибо за работу.

Урок окончен.

Дети записывают задание , задают вопросы.

Регулятивные: выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: преобразование содержания учебного материала в модель в соответствии с поставленной учебной целью.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение    в устной форме  защищать свой экологический знак.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?

Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России....

Проект урока по окружающему миру "Огонь, вода и газ"

1- Организационный момент.2- Актуализация знаний (актуализировать знания детей о пожаре и другич ЧС.)3- Работа над новым материалом. Игра "Вызов по телефону пажарной команды". Цель- научить детей...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...