Открытый урок с использованием интерактивной доски
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тербова Евгения Викторовна

 Применение интерактивной доски на уроках окружающего мира имеет положительный отклик среди учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_uroku.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Страницы истории 19 века

I. Орг.момент. Прежде чем мы поговорим о теме сегодняшнего урока, повторим изученное (повторение домашнего задания по учебнику (5 минут))

II. Фототест по д/з (интерактивная доска – флипчарт с.2-3)

1.Багратион (российский генерал), Наполеон (французский полководец), де Толли (российский военный министр)

2.Кутузов (генерал-фельдмаршал), Суворов (генералиссимус сухопутных и морских войск), Ушаков (адмирал, командовал Черноморским флотом)

3.Ледовое побоище (1242), ВОВ (1941-1945), Бородинское сражение (1812)

4.Петропавловский собор (Петербург – повеление Петра I), Храм Христа Спасителя (Москва – повеление Александра I), Спасо-Преображенский собор (Петербург – повеление Елизаветы Петровны)

III. Определение темы

Молодцы! Итак, вспомните сегодняшнего урока (страницы истории 19 века – флипчарт с.1)

19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. Но для начала, скажите, как вы понимаете значение этих слов (флипчарт – с.4)

- Как вы думаете, какова цель урока? Что вам хотелось бы узнать на этом уроке?

- Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

  • о новом царе;
  • о ряде его реформ;
  • о некоторых изобретениях 19 века.

IV. Открытие нового.

1. Самостоятельная работа уч-ся по заданию флипчарта (с.5)

Обобщающее слово учителя: Декабри́сты— участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие восстание 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни.

После смерти царя Александра I в стране сложилась необычайная ситуация - междуцарствие. Руководители Северного общества решили, что смена императоров создала благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и назначили его на 14 декабря - день принятия Сенатом присяги Николаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ - "Манифест к русскому народу" - и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.

В "Манифесте" были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В "Манифесте" заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона - около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить "Манифест" было некому. С.П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.
Несмотря на аресты некоторых руководителей Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

Затем был суд. Под следствие по делу о восстании на Сенатской площади попали почти 600 человек. Из них многие были приговорены к смертной казни, но некоторым из них приговор заменили ссылкой в Сибирь пожизненно или сроком на 20 лет. В числе сосланных большинство были дворянского происхождения, некоторые - с княжеским титулом. В связи с тем, что в восстании приняло участие немало военных в офицерских чинах, многие из них были разжалованы в солдаты и сосланы на Кавказ, а также на фронта русско-персидской и русско-турецкой войн. Из почти 170 человек в середине 1830-ых годов домой вернулись чуть больше тридцати.

За своими мужьями в сибирскую ссылку добровольно отправились 11 женщин. Их мало кто помнит поимённо, но память об их поступке жива. Вот их имена:

  • Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),
  • Мария Николаевна Волконская,
  • Александра Ивановна Давыдова,
  • Александра Васильевна Ентальцева,
  • Камилла Петровна Ивашева,
  • Александра Григорьевна Муравьева,
  • Елизавета Петровна Нарышкина,
  • Анна Васильевна Розен,
  • Екатерина Ивановна Трубецкая,
  • Наталья Дмитриевна Фонвизина,
  • Мария Казимировна Юшневская.

Решившись уехать вслед за опальными мужьями в ссылку, дамы лишались всех своих привилегий и титулов. Отныне они стали жёнами ссыльно-каторжных. В Сибири дамы занялись тем, что было им дозволено и доступно: шили и чинили одежду, занимались лечением, в том числе и местного населения. Например, в Чите на средства жён декабристов была организована больница, в которую могли обращаться как заключённые, так и местные жители. Через некоторое время декабристов с каторжных работ перевели на поселение. Многие из них занялись просветительской работой: обучали крестьянских детей грамоте и письму, а также азам математики.

2. Обобщающее слово учителя

 Итак, одной из целей восстания декабристов было желание освободить крестьян от повинности. Напомню, что крепостное право – это законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ помещиков. Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными. Помещик имел право делать с крепостными всё, что пожелает: отдать в солдаты, продать, разлучив крестьянские семьи, выменять на собак и др. Но прошло ещё много лет, прежде чем крепостные крестьяне стали свободными. Кто же отменил крепостное право? На этот вопрос можно ответить, выполнив задание (флипчарт – с.6)

- Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю».  Александр II вступил на российский престол  в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)  Он много ездил по России и первым из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым. 19 февраля 1961 года царь подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права. В один и тот же день Манифест был прочитан в церквах по всей территории Российской империи. Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель. Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по-прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

Далее флипчарт с.7

V. Закрепление

Вернёмся к словам в начале урока (с.4 флипчарта). Объясните теперь их значения. 

Декабристы—  участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие восстание 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Крепостной – крестьянин, прикреплённый к помещичьей земле.

Манифест – это: 1. Особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению. Принимается в связи с каким-либо важным политическим событием, торжественной датой и т. п. 2. Воззвание, декларация политической партии, общественной организации, содержащие программу и принципы деятельности. 3. Выражение определенной группой людей своего мнения.

Конка – городская  железная дорога с конной тягой (существовавшая до появления трамваев). 

Мануфактура - большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих, и широко использовалось разделение труда.

Транссибирская магистраль — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.

-Когда было отменено крепостное право?

-Что вам особенно запомнилось?

VI. Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока с использованием интерактивной доски

Задачи занятия:Закрепление умений решать простые и составные задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника, квадрата, отработка вычислительных навыков.Развитие логического мышления, ум...

"Времена года" урок с использованием интерактивной доски в 3 классе

Разработка урока  по теме "Времена года" содержит презентации, выполненные в программе Power Point и Notebook. Материалы для урока : дидактический материал, методические рекомендации....

урок с использованием интерактивной доски и обучающей компьютерной программы к УМК Enjoy English 3 класс тема : What’s the time ?

Основные задачи 1.Развивать умения и навыки устной речи -учить понимать на слух небольшое произведение детского фольклора(стишок) -учить рассказывать о своем распорядке дня, указывая время -учить вест...

Открытый урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное" с использованием интерактивной доски.

Тема урока: «Что такое имя прилагательное».Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский языкТип урока:  Урок изучения нового материала.  Форма урока: изучение новых  знаний об име...

Деление на трёхзначное число. Урок с использованием интерактивной доски 4 класс

Деление на трёхзначное число. Урок с использованием интерактивной доски 4 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...

Уроки с использованием интерактивной доски SMART

Уроки с использованием интерактивной доски SMART помогут разнообразить работу учителя....