технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Наша дружная семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Путивцева Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Наша дружная семья"  помогает учителю достаточно емко рассказать второклассникам о семье и ее значении в жизни человека, так как всю свою жизнь человек проводит в семье. Урок построен с учетом жизненного опыта обучающихся,  с использованием индивидуальной и коллективной формы  работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

п/п

Наименование этапа урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности  включения в учебный процесс.

Здравствуйте, ребята!  Занимайте свои места. Меня зовут Ирина Анатольевна. Сегодня у нас будет интересный и в тоже время серьезный урок.

Пусть в  нашем классе сегодня будет светить яркое и веселое солнышко, и пусть его лучи отразятся в ваших улыбках.

Посмотрите на экран.

  • Что объединяет лица этих ребят?

От улыбки становится всем светлее.

Улыбнитесь ребята, улыбнитесь себе, повернитесь и улыбнитесь соседу по парте. Пусть ваше настроение будет солнечным и останется таким до конца нашего  урока.

Мы готовы начинать!

Все у нас в порядке:

Книжки, ручки, и тетрадки

Ведь у нас девиз такой:

Все что нужно под рукой!

Проверка готовности к уроку.

Они улыбаются.

Личностные: установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Самоопределение к деятельности

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.

А сейчас, ребята посмотрите на экран.

  • Что вы видите?  

Мысленно загляните в окошко домика и послушайте стихотворение:

У меня есть мама!

У меня есть папа!

У меня есть бабушка!

У меня есть дедушка!

 А у них есть я!

  • Что или кого вы там смогли увидеть?
  • Почему вы так решили?

  • Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

На экране рисунок дома.   

  • Домик.

  • Родителей, детей, семью.
  • В доме обычно проживают семьи.
  • Мы будем изучать понятие «семья».

Регулятивные: установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Сообщение темы, цели и задач  урока

Цель: ознакомление обучающихся с тематикой раздела, его целью и задачами.

Совершенно верно.  Мы переходим к изучению нового раздела. Давайте прочитаем его название.

Внимание на экран:

«Общение»

  • Какие цели и задачи стоят перед нами? Откройте учебник на с.41
  • Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока.

Переверните страницу и прочитайте название  нашего урока

Сегодня мы  будем говорить о семье, об общении, о культуре общения.

Обучающиеся читают задачи раздела на с. 41.

Семья.

«Наша дружная семья».

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью.

Открытие нового знания

Цель: раскрытие понятия «семья», «поколение»; воспитание ценностного отношения к семье.

  1. ОБЩЕНИЕ

Итак, новый раздел называется «Общение».

  • Что такое общение?
  • Каким может быть общение?

Человек не может жить без общения с другими людьми. Так уж мы устроены.

 Без общения нам плохо.

  • А почему плохо?

 Правильно нам не с кем поделиться своими радостями и горестями.

  • Как бы вы себя чувствовали, если бы вам не с кем было поговорить?

Людям общение необходимо. Без общения ребенок не научится говорить,  не сможет играть. В своей жизни мы общаемся с разными людьми.

  • Давайте подумаем и вспомним с кем нам приходится общаться?
  • Где мы можем общаться?

  • Но чаще всего с кем мы общаемся?

Правильно со своей семьей. Давайте познакомимся с этим понятием поближе.

Общение это разговор между людьми.

Мы не можем поделиться своими переживаниями, нам становится скучно.

Нам бы тоже было плохо без общения.

С мамой, с папой,

с учителем.

Дома, в школе, на улице, в магазине.

Со своей семьей.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы

Личностные: адекватное восприятие предложений учителя, одноклассников  по исправлению допущенных ошибок;

принятие норм культурного общения в семье.

  1. СЕМЬЯ.
  • Что такое семья?

Слово «семья» делится на два слова «семь» и «я» - это значит «семеро как я», ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, цветом глаз или волос, характером.

Семья – это группа близких родственников, живущих вместе.

Сейчас я загадаю вам загадки про самых близких и важных людей в вашей жизни. А яблочки отгадки мы повесим  на дерево, которое выросло под ласковыми лучами солнышка.

1. Она  лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

Семья – мама, папа, дети.

Мама

Папа

Дедушка

Бабушка

Сын

Сестра

Тетя

Дядя

Познавательные : расширение познавательного интереса через элемент  изюминки - загадки

  1. СООБЩЕНИЕ О СВОЕЙ СЕМЬЕ

 

А сейчас посмотрите на доску. Здесь собраны рисунки на тему «Наша дружная семья», на которых вы изобразили свою семью. Давайте послушаем выступления ваших одноклассников. Они подготовили небольшие сообщения о своих семьях.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.

Выступают с сообщениями 2-3 обучающихся.

Познавательные: развитие творческих способностей, выбор способа подачи дополнительного материала через использование метода проектов.

Коммуникативные: умение выслушать одноклассников.

  1. ВИДЫ СЕМЬИ.

Обратите внимание на экран.

Семья – это широкое понятие.

Семья есть у птиц, животных, у людей  и других  представителей природы.

  • А как вы думаете нас с вами можно назвать семьей?

Правильно. Вы тоже являетесь частью одной большой школьной семьи.

  • Что вас объединяет? Что выделаете вместе?

Правильно.

  • А кто о вас заботится в школе как о своих детях? Кто вам помогает на уроках?

 Совершенно верно.

Да

Общие интересы. Учимся вместе.

Наши учителя.

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.

Познавательные: сохранение познавательного интереса, через постановку проблемного вопроса.

Коммуникативные: использование норм речевого этикета, умение высказывать свое мнение.

  1. ПРИЗНАКИ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ
  • Какую семью можно назвать дружной?

Обратите внимание на экран. Здесь перечислено как ведут себя члены семьи. Давайте выберем те, которые относятся к дружной семье.  Сейчас я вам раздам листочки.

Закрасьте красным цветом те строчки, что подойдут  для дружной семьи.

  • Все справились с заданием?

Хорошо.

Поменяйтесь листочками и давайте проверим все ли правильно вы выбрали.

Оцените работы друг друга. Если все правильно поставьте 5, если 1-2 ошибки -4, если 3 ошибки -3.

 Молодцы.

Индивидуальная работа по карточкам. Закрашивают строчки характеризующие дружную семью.

Да.

Взаимопроверка. Сверка  эталоном.

  1. ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ
  • А вы знаете, что в каждой семье проживает несколько поколений?

Поколение – это люди, живущие в одно время.

Старшее поколение – бабушки и дедушки

Среднее поколение – мамы и папы

Младшее - дети.

Посмотрите на экран.

  • Давайте определим, кто входит в семью Нади и  Сережи?
  • Сколько поколений проживает в их семье?

Работа с иллюстрацией в учебнике с.42.

Мама, папа, Надя и Сережа.

2 поколения. Родители и дети.

Познавательные: умение классифицировать, обосновывать свой выбор.

  1. ИМЯ – ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА.

При рождении  родители дают имя ребенку.

  • Скажите, что будет, если у людей не будет имен?  
  • Зачем же человеку имя?
  • Кто знает свое полное имя?

Представьтесь. Начните так: «Меня зовут…»

Имя дают родители, отчество вы получаете от папы, а фамилию от своей семьи.

Посмотрите на экран. Давайте попробуем выполнить такое задание:

Папу Маши зовут Петр Сергеевич, а маму – Ирина Николаевна.

  • Какое отчество будет у Маши?
  • А как зовут ее дедушек?

Молодцы. Прекрасно справились с этим заданием.

Ответы обучающихся.

Петровна.

Дедушка Сережа и дедушка Коля.

Познавательные: умение  обосновывать свой выбор.

Коммуникативные: умение выслушать ответы одноклассников.

Личностные: понимание значимости имени, как отличительной черты личности.

Физминутка

Цель: сохранение работоспособности обучающихся, через применение здоровьесберегающих технологий.

А сейчас ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте.

Солнце светит высоко (потянулись)

На земле всегда светло (улыбнулись).

Ветерок качает  ветви (покачались)

Наклоняет до земли (наклонились)

Вот снежинки закружились (покружились)

И на стулья приземлились (сели).

  • Отдохнули?

Давайте продолжим работу.

Выполняют упражнения, предложенные учителем

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Открытие нового знания с включением его в систему знаний.

Цель: раскрытие понятия  «культура общения», «имя», «традиции»; воспитание ценностного отношения к семье.

  1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

А сейчас давайте вернемся к учебнику и рассмотрим рисунок.

  • Как общаются в семье Нади и Сережи?

Наши герои вежливые, внимательные и заботливые. В любой семье родные люди заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.

  • Как родители заботятся о детях?
  • А чем дети могут помочь своим родителям?

Откройте рабочие тетради на с. 24. №2.

Подчеркните обязанности, которые вы выполняете дома.

  • А вы знаете, что такое культура общения?

Культура общения - доброе и уважительное отношение, вежливая речь, культурное поведение.

Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...

  • Хорошо ли поступили мальчики?
  • А как бы вы поступили на месте

мальчиков?

Работа с иллюстрацией в учебнике нс с.42.

Папа читает книгу вместе с Надей.

Мама помогает Сереже найти на глобусе города.

Работа в рабочей тетради на с. 24 №2.

Работа с иллюстрацией на с. 43 в учебнике.

Нет.

Мы бы поделились печеньем с мамой и бабушкой.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам нравственного поведения, принятие уважительного отношения к родным людям

  1. ТРАДИЦИИ

В каждой семье есть свои традиции.

  • А что такое традиции?

Традиции – это то, что передается от поколения поколению. В каждой семье есть свои особые традиции.

Обратите внимание на экран.

  • Что может относиться к семейным традициям?

  • А какие традиции есть в вашей семье?

Совместные прогулки, походы в магазин, посещение храма и т.д.

Ответы обучающихся.

Личностные: принятие культурного наследия своей семьи.

Закрепление нового знания

Цель: развитие умения применять полученные знания на практике.

РАБОТА В ПАРАХ «ДОМ МЕЧТЫ»

А сейчас давайте проверим, как усвоили новый материал. У вас на партах лежат листочки. Постройте дом для дружной семьи.

В центре дом из бревен. Справа и слева бревнышки, которые нужно вставить в ваш дом. Подумайте, посовещайтесь с соседом по парте, какие вам бревна нужны и  присоедините их к домику карандашом.

  • Давайте посмотрим, что же вы выбрали?

Молодцы. Все хорошо справились

с заданием.

Обучающиеся работают в парах, выполняя творческое задание.

Ответы обучающихся.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками.

Итог урока

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.

Сегодня мы начали изучать интересный раздел «Общение»

  • Скажите, что же  такое семья?
  • Как нужно относиться к своим родным и близким людям?
  • Какую семью мы назовем дружной?

Ответы обучающихся.

Познавательные:

умение выделять главное, обосновывать свой ответ.

Личностные: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Домашнее задание

Цель: развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.  В рабочей тетради на с. 23-24 представьте членов своей семьи. Наклейте фотографии и сделайте подписи к ним. Напишите  добрые слова о каждом родном вам человеке. А о вас пусть напишут ваши мамы или папы.

Личностные: проявление личной заинтересованности для успешного выполнения задание.

Рефлексия

Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.

Мне очень понравилось общаться с вами.

  • А вам?
  • Какое у вас настроение?

Если прекрасное поднимите зеленый кружок, если немного грустно, поднимите желтый кружок. Если совсем грустно поднимите красный.

 Вот это большое сердце – это ваша дружная школьная семья. Я очень рада, что была хоть и недолго ее частью.

Я дарю вам маленькие сердечки, в которых царит любовь, уважение, счастье, добро, дружба, понимание.

 Я желаю вам отличных успехов  в учебе. Будьте добрыми и вежливыми.

Спасибо за работу. До свидания.

Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Светофор»

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

умение оценивать себя и окружающих.

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Наша дружная семья.        

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: ознакомление и расширение кругозора обучающихся при изучении  понятий:  «семья», «культура общения», «традиции», «поколение».

Задачи:

  1. Ознакомить с понятиями «семья», «культура общения», «традиции», «поколение».
  2. Способствовать формированию у обучающихся стремления к культурному общению, как в семье, так и вне ее.
  3. Развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.
  4. Воспитывать ценностное отношение к семье: уважение, взаимопомощь, чувство гордости за свою семью.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Определять смысл понятий «семья», «культура общения», «традиции», «поколение».
  2. Характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения.
  3. Соотносить  нормы культурного общения в семье и вне ее.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.

Личностные: сохранять учебную мотивацию, готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.

Технология: развивающее обучение с использованием ИКТ, здоровьесберегающей и проектной технологии.

Метод: объяснительно-иллюстративный, нетрадиционное начало урока, презентация учебного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в пара.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2 класс, №2; рабочая тетрадь №2 к учебнику; компьютер, проектор, презентация «Наша дружная семья», раздаточный материал (карточки для индивидуальной и парной работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Мы в семье".

Пример технологической карты урока Учитель __________________________________________________________________________________________________Класс: 1Тип урока: Урок изучения нового материала.Тема...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наша дружная семья"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наша дружная семья" для 2 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша дружная семья" (2 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: формирование знаний о семье, семейных традициях, взаимоотношениях между близкими людьми.Задачи урока:Дидактические:1. Узнать, что семья - это близкое окружение человека.2. Узнать, что тако...