Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okr._mir_1_klass_shirokih.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

по курсу  «Окружающий мир»

1 класс

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе  федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова– Самара:  Издательский дом «Федоров»).

Курс имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и дает знания необходимые для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.

Существенная  особенность курса  в том, что в нем заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Цель курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи курса:

- овладение основами практико–ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

- овладение умением работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила  поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

- формирование личностных восприятий, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- формирование компетентности решения проблем: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и во времени

- развитие естественно–научного мышления, экологической и культурологической грамотности;

- воспитание нравственно и духовно зрелых активных компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Тематическое планирование рассчитано на 66 часов в год, 2 часа в неделю.

Курс предполагает как классно-урочную систему, так и проведение экскурсий и самостоятельную индивидуально-групповую деятельность. В основе структурирования курса лежат дидактические принципы системы Л.В.Занкова:  ведущей роли теоретических знаний;  осознания процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребёнка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (66 ч)

1.Окружающий мир: природа, общество, труд . – 7 часов

  1. Где мы живем. Школа
  2. Безопасный маршрут от дома к школе.
  3. Окружающий мир. Природные объекты и  объекты, сделанные человеком.
  4. Труд людей.
  5. Природа осенью. (экскурсия)
  6.  Природа и ее изменчивость.
  7. Природа – первый «учебник» человека.

2. Природа – 16 часов

  1. Неживая природа. Вселенная или космос.
  2. Земля как планета
  3. Значение воды на Земле
  4. Значение воздуха на Земле
  5. Разнообразие природы Земли.
  6. Неживая и живая природа. (экскурсия)
  7. Живая природа. Царство живой природы
  8. Растения
  9. Зависимость растений от природных условий
  10. Растения и человек
  11. Животные
  12.  Разнообразие растений и животных (Экскурсия в музей краеведения)
  13. Воздействие человека на природу. Природа и человек.
  14. Земная поверхность.
  15. Труд человека
  16. Обобщение изученного; проверь себя.

3. Из истории Земли -14часов

  1. Модель и изображение Земли.
  2. Глобус – модель Земли
  3. Географическая карта
  4. Азбука географии.
  5. Тепловые пояса  Земли.
  6. Облик Земли постоянно меняется
  7. История одной местности
  8. Так или не так? Проверьте себя.
  9. Место и время
  10. Как открывали новые земли.
  11. Появление и развитие жизни на Земле
  12. Древние растения и животные.
  13. Современные растения и животные .
  14. Древняя и современная природа Земли.
  1. Становление человека – 12 часов 
  1. Растительноядные и хищные животные
  2. Становление человека
  3. Предки человека
  4. Человек становится охотником
  5. Человек прямоходящий. Орудия труда (экскурсия в музей краеведения)- 2 ч.
  6. Родовой строй
  7. Одомашнивание животных
  8. Домашние животные и их дикие предки
  9. Начало оседлой жизни.
  10. Земля рассказывает о себе
  11. Проверьте себя
  1. Мы – часть окружающего мира -15 часов
  1. Кто такие  «мы»
  2. Мы разные по возрасту и по внешнему виду
  3. Мы живем в разных природных условиях
  4. Люди живут в разных странах
  5. Обычаи разных народов (экскурсия в национальную деревню)
  6. Мы живем в разное время суток
  7. Мы заняты разным делом
  8. Охрана окружающей среды
  9. Россия – любимая наша страна»
  10. Транспорт и связь. (экскурсия)
  11. Что вы знаете о своей стране
  12. Как жили наши предки.
  13. Жизнь современного человек (экскурсия)
  14. Законы современной жизни
  15. Проверь себя. Обобщающий урок.

Резерв 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село),страна  Россия, столица  Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа- источник познания. Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (15 часов)

Космос. Звезды, планеты. Солнце-звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух- условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет,форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы)растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Из истории Земли  (13 часов)

Ознакомление с глобусом - моделью

Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (12 часов)

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди- собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Мы – часть окружающего мира (19 часов)

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людейв разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация -страна, где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет. Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:  

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия.  Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

 – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

 – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; 

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать  (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

– умению смыслового восприятия познавательного текста;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты. Человек и природа. Обучающийся научится:

– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; 

– различать и называть основные части растений;

– узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться:

– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Человек и общество. Обучающийся научится:

– различать прошлое, настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России

– Москву, свой регион и его главный город.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  №п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители,

виды и формы контроля

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

I четверть

1.Окружающий мир: природа, общество, труд . – 7 часов 

1

Где мы живем.

Школа

1

Страна - Россия.

Столица-  Москва.

Республика. Город.

Ознакомление с расположением кабинетов, классов, столовой, залов.

Правила поведения и культура общения с одноклассниками

и учителями

Обучающийся научится:

-ориентироваться в учебнике.

-  работать с рисунком,

ориентироваться на странице.

-узнавать объекты, представленные на рисунке, понимать заданный вопрос, уметь

ответить на него в устной

форме.

-воспринимать первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей,

природа, объекты природы,

предметы, сделанные человеком). 

-ознакомиться с нормами поведения в школе, в общественных

местах.

-проводить несложное наблюдение под руководством учителя.

-различать формы поведения,

которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах.

-понимать необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения

-различать объекты природы и

предметы, сделанные человеком.

-знать времена года и их очевидные (внешние) признаки

-понимать значение труда в жизни человека.

-осознавать взаимозависимость людей разных профессий

-называть и описывать объекты

природы.

-сравнивать объекты природы на основе внешних признаков.

 -наблюдать за осенними изменениями в природе.

-с помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде,

времени суток и временах года

по внешним признакам

Обучающийся получит возможность научиться:

-адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки.

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»;

– представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для

формирования:

– представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности;

– развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи.

Обучающийся получит возможность для

формирования:

– сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

– вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;

– сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами);

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Обучающийся получит возможность для

формирования:

представлять многообразие способов решения задач;

– анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир»,

«природа», «сделанное человеком»..

беседа

сентябрь

2

Безопасный

маршрут

от дома к школе

1

Правила поведения

на дороге и улице.

беседа, устный опрос

сентябрь

3

Окружающий мир. Природные объекты и  объекты, сделанные человеком.

1

Природа и вещи,

сделанные человеком

беседа, устный опрос

сентябрь

4

Труд людей.

1

Профессии родителей.

Правила вежливого

обращения

Беседа, устный опрос.

сентябрь

5

Природа осенью.

(экскурсия)

1

Наблюдение за происходящим в природе

Осенние изменения в живой и неживой природе, основные части растений

беседа, устный опрос

сентябрь

беседа, устный опрос

сентябрь

6

Природа и ее изменчивость

1

Работа над понятиями

«природа», «окружающий

мир». Изменения

в природе, названия

сезонов

беседа, устный опрос, рисунок «Осень»

сентябрь

7

Природа – первый «учебник» человека

1

Практическая работа на местности

или в классе.

Навыки ориентирования.

Понятия: лево-право,

Далеко-близко, около, под, высоко-низко и т. д.

Беседа, устный опрос

сентябрь

2. Природа – 15 часов

8

 Неживая природа.

Вселенная или космос.

1

Солнечная система.

Звезды, планеты,

спутники. Солнце -

звезда. Земля - планета.

Луна - спутник

Обучающийся научится:

-формировать представления о значении Солнца для жизни на Земле.

-подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна,) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты,

звезда).

-воспринимать относительность величины предметов в зависимости от расстояния 

-проводить несложные наблюдения и постановки опытов.

 -использовать простейшее оборудование. -следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений

и опытов.

-иметь представление о связи между сменой дня и

ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. -демонстрировать эти движения на моделях. -иметь представление об условиях жизни на Земле

-формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения.

-ознакомиться с диаграммой соотношения на

Земле суши и воды.

-формулировать выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. -определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете 

-получать представления о воздухе, значении его для жизни на Земле.

- формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России.

-описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрацию

 - различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы.

-ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся.

-формировать понятие «животное».

-описывать и сравнивать животных, приводить примеры различных видов животных.

-различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком).

-осознавать ценность труда человека.

-иметь представление о том, как изменял человек орудия труда.

-знать названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

-использовать собственный опыт, приобретенный

в практической деятельности.

-уметь делать выводы на основе результатов опыта

-формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире:

Обучающийся получит возможность научиться:

-адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки.

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

-понимать задания на

моделирование учебной ситуации. -осваивать ориентирование в школьном здании

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

-обобщать объекты окружающего мира.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к учебному материалу, отдельным

заданиям учебника «Окружающий мир»;

– представление об основных моральных нор_

мах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для

формирования:

– представления о причинах успеха в учебе;

– этических чувств на основании анализа

простых ситуаций;

– понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.;

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

– первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи.

Обучающийся получит возможность для

формирования

в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения

учебной задачи;

– сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;

– на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок);

– адекватно воспринимать оценку своей

работы учителями;

– вносить необходимые коррективы в

действия в сотрудничестве с учителем;

– сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать объекты, представленные в

рисунках;

– сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Обучающийся получит возможность для

Формирования:

на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию;

– устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге явлений;

–представлять возможное разнообразие

способов решения учебной задачи;

– осуществлять синтез как составление

целого из частей;

– уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– иметь представление о разнообразии форм

учебной деятельности (индивидуальной,

фронтальной, парной и групповой);

– иметь представления о правилах общения

в школе, в классе;

– адекватно реагировать на обращение учителей.

Обучающийся получит возможность для

формирования

– разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе);

– использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации;

– понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»;

– представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность для

формирования:

– представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности;

– развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.

беседа, устный опрос

сентябрь

9

Земля как планета

1

Место Земли в Солнечной

системе. Свет и тепло,

получаемые от Солнца.

Движение Земли. Год.

Сутки: день, ночь

беседа, устный опрос

октябрь

10

Значение воды на Земле

1

Вода пресная и соленая.

Вода - условие

для жизни. Значение воды

беседа, устный опрос

октябрь

11

Значение воздуха на Земле

1

Воздух - условие

для жизни. Ветер.

Значение воздуха

беседа, устный опрос

октябрь

12

Разнообразие природы Земли.

1

Условия, необходимые

для жизни на Земле

(тепло, вода, воздух).

Разнообразие растений

и животных

беседа, устный опрос

октябрь

13

Неживая и живая природа.

(экскурсия)

1

Окружающий мир. Природа живая и неживая. Признаки, присущие объектам живой природы

беседа, устный опрос

октябрь

14

Живая природа. Царство живой природы

1

Ознакомление с группа -

ми животных: насекомые,

паукообразные, рыбы,

птицы, млекопитающие,

земноводные,

пресмыкающиеся

беседа, устный опрос

октябрь

15

Растения

1

Разнообразие растений, виды растений, их строение

беседа, устный опрос

октябрь

16

Зависимость растений от природных условий

1

Разные группы растений

практическая работа

октябрь

17

Растения и человек

1

Человек - часть

природы

беседа, устный

опрос

октябрь

18

Животные

1

Ознакомление с группами животных: насекомые,

паукообразные, рыбы,

птицы, млекопитающие,

земноводные,

пресмыкающиеся

беседа, устный

опрос

октябрь

19

Разнообразие растений и животных

(Экскурсия в музей краеведения)

1

Разнообразие строения,

среда обитания.

Наблюдения за птицами

на кормушках

беседа, устный

опрос

ноябрь

20

Воздействие человека на природу.

Природа и человек

1

Продолжение работы

с объектами окружающего

мира. Человек  - часть

природы

беседа, устный

опрос

ноябрь

21

Земная поверхность

1

Продолжение работы

с объектами окружающего

мира. Человек  - часть

природы

беседа, устный

опрос

ноябрь

22

Труд человека

1

Необходимость труда.

Знания, изобретения,

их значение в жизни

человека

беседа, устный

опрос

ноябрь

23

Обобщение изученного; проверь себя.

1

Повторение изученного материала

Обобщение пройденного

ноябрь

Из истории Земли -13 часов

24

Модель и изображение Земли.

1

Ознакомление с глобусом.

Форма Земли. Экватор.

Полюса. Материки.

Океаны

Обучающийся научится:

-иметь представление о моделях. -ознакомиться с моделью Земли – глобусом, с картой.

-иметь общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков.

-находить на глобусе и карте Северный и Южный полюса, экватор, материки и океаны

- работать с картой: читать условные знаки (обозначение населенных пунктов, очертаний материков, использование синего и желтого цвета для обозначения воды и суши)

-понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализировать и сравнивать рисунки.

- ознакомиться с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени

- использовать текст  для поиска необходимой информации.

- слушать и формулировать ответ на

заданный вопрос.

-строить собственные высказывания. -различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках

-ориентироваться во времени:

прошлое, настоящее, будущее.

-ознакомиться с изменениями,

происходившими в природе

Земли.

-демонстрировать знание

условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух).

 -представлять и описывать древних животных по рисункам

-выявлять сходства и различия

древних и современных животных по рисунку.

-развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями.

 –устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменением природных условий (появление шерсти, уменьшение или увеличение размеров, смена питания).

-приводить 2–3 примера древних животных

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

- оценивать результат приобретенных умений и знаний

– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту

(экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе;

– интерес к учебному материалу;

– представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

– представления о гражданской идентичности – «Я» как гражданин России;

– представления о причинах успеха в учебе;

– этических чувств (стыда, вины, совести)

на основании анализа простых ситуаций;

– первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохранном,  здоровье сберегающем поведении.

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

– выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне);

– оценивать совместно с учителем результат

своих действий, вносить коррективы.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

– проговаривать вслух последовательность

производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– адекватно воспринимать оценку своей

работы учителями, товарищами;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– находить в сотрудничестве с учителем,

классом несколько вариантов решения

учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по

ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– находить нужную информацию в учебнике

и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать объекты, представленные

в рисунках, и объекты окружающего мира

с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

– устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге явлений;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать участие в работе парами и группами;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

– формулировать собственную точку зрения и позицию;

Беседа, устный опрос

ноябрь

25

Глобус – модель Земли

1

Ознакомление с глобусом.

Форма Земли. Экватор.

Полюса. Материки.

Океаны

беседа, устный опрос

ноябрь

26

Географическая карта

1

Ознакомление с картами:

карта полушарий

(Восточное и Западное

полушария), карта

России, карта родного

края. Материки, океаны

беседа, устный опрос

декабрь

27

Азбука географии

1

Практическая работа.

Ознакомление с географическими знаками,

окраской объектов

географической карты.

беседа, устный опрос

декабрь

28

Тепловые пояса  Земли.

1

Путешествие по тепловым поясам Северного

и Южного полушарий

Земли.

беседа, устный опрос

декабрь

29

Облик Земли постоянно меняется

1

Изменения в неживой

природе Земли. Пангея.

Материки. Мировой океан

беседа, устный опрос

декабрь

30

История одной местности

1

Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

беседа, устный опрос

декабрь

31

Так или не так? Проверьте себя.

Повторение изученного материала

Беседа, проверочная работа

декабрь

32

Место и время

1

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария.

беседа, устный опрос

декабрь

33

Как открывали новые земли.

1

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки, океаны..

беседа, устный опрос

декабрь

34

Появление и развитие жизни на Земле

1

Условия, необходимые

для жизни на Земле.

Животные океана.

Животные и растения

суши. Динозавры

Тест

январь

35

Древние растения и животные

1

Изменения в природе

Земли. Гибель

динозавров

и появление птиц,

млекопитающих

беседа, устный опрос

январь

36

Современные растения и животные

1

Развитие

наблюдательности

и умения сравнивать

беседа, устный опрос

январь

37

Древняя и современная природа Земли

1

Древняя и современная

природа. Появление

живой природы

и ее разнообразие

беседа, устный опрос

январь

Становление человека – 12 часов

38

Растительноядные и хищные животные

1

Особенности строения

и питания

растительноядных

(травоядных) и хищных

животных

Обучающийся научится:

-формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника.

 -различать животных по типу питания.

-приводить примеры хищных и растительноядных животных.

 -выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

-оперировать новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные»

-иметь представление о жизни

растительноядного предка человека. -сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами

-анализировать совершенствование орудий труда.

-различать понятия «орудие» и «оружие».

-слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы,

участвовать в обсуждениях.

-понимать зависимость образа

жизни человека от природных

условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни

- анализировать образ жизни

предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности,

видов деятельности).

-соотносить древние орудия труда с современными.

-получить представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда

 

-получить общее представление

о родовом строе.

-извлекать информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.).

-иметь представление о зарождении разных видов искусства.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

-самостоятельно работать с заданиями в учебнике.

-устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека.

-соотносить предметы с историческими этапами

Обучающийся научится:

-формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника.

 -различать животных по типу питания.

-приводить примеры хищных и растительноядных животных.

 -выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– представление об основных моральных нормах поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

– первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– осознания гражданской идентичности –

«Я» как гражданин России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении..

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– оценивать с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы;

– понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале.

Обучающийся получит возможность для формирования:

адекватно воспринимать оценки своей

работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения

учебной задачи;

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– осуществлять поиск нужной информации

в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям).

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– проводить аналогии между изучаемым

материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек

зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

беседа, устный опрос

январь

39

Становление человека

1

Этапы зарождения жизни на  Земле. Растительноядный предок человека

беседа, устный опрос

январь

40

Предки человека

1

Особенности строения

и питания

беседа, устный опрос

февраль

41

Человек становится охотником

1

Коллективная охота.

Изобретение орудий

для труда и оружия для охоты

Причины, повлиявшие на изменение облика древнего человека. Человек- охотник, кочевник и земледелец.

беседа, устный опрос

февраль

42-43

Человек прямоходящий. Орудия труда

(экскурсия в музей краеведения)

2

Овладение огнем.

Строительство дома.

Одежда из растений

и шкур. Орудия труда

беседа, устный опрос

февраль

февраль

44

Родовой строй

1

Род. Племя. Общение

внутри племени

беседа, устный опрос

февраль

45

Одомашнивание животных

1

Домашние животные.

Причины, побудившие

человека заняться

одомашниванием разных

животных.

беседа, устный опрос

февраль

46

Домашние животные и их дикие предки

2

Этапы развития человека.

Окультуривание растений
и одомашнивание животных. Животные домашние и дикие.

беседа, устный опрос

март

47

Начало оседлой жизни.

1

Жилище, занятия сельским хозяйством, организация жизни (род, племя)

Тест.

март

48

Земля рассказывает о себе

1

Знакомство с науками:

археологией,

палеонтологией

беседа, устный опрос

март

49

Проверьте себя

1

Повторение изученного материала

Обобщение пройденного

март

Мы – часть окружающего мира -19 часов

50

Кто такие  «мы»

1

Кто такие  «мы»

Мы - часть окружающего мира. Человек разумный, обладающий знаниями, создающий разные вещи.

Обучающийся научится:

-оценивать и воспринимать результат своей работы:

-подводить анализируемые объекты

под понятия разного уровня

обобщения;

-знать основные правила обращения с домашними животными.

-доказывать свою точку зрения;

приводить доводы.

-формировать понимание, что

человек – часть окружающего

мира, что он – член семьи, гражданин России

и человеческого общества в целом. -делать вывод о правах

и обязанностях ребенка в семье

-соотносить информацию на рисунке с картой.

-понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей.

 -устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей.

-активизировать понятия: «тепловые

пояса», «природные условия»,

«времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные»

-знакомиться с одеждой, национальной кухней, народными

промыслами, народным  творчеством.

-уметь из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам

-определять время по часам (целый час).

-получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле

-оперировать результатами ранее проведенных наблюдений, опытов (опыт с теллурием

или лампой)

-ознакомиться с разными профессиями.

-оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий (общее и особенное).

-устанавливать связь деятельности человека и природы.

-различать прошлое и настоящее

-определять на карте, глобусе

местоположение Российской

Федерации.

-знать символы государства: называть государство, столицу, флаг, герб, иметь представление о гимне.

-знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город.

-ознакомиться с различными

транспортными средствами.

-знать телефоны экстренного вызова

-высказывать свои впечатления

о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности,

-осознавать себя гражданином Российской Федерации.

-испытывать чувство гордости за свою великую Родину.

-использовать иллюстративный определитель животных и растений

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести)

на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность

для формирования:

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных

критериев успешности учебной деятельности;

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– проговаривать вслух последовательность

производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;

– понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– адекватно воспринимать оценку своей

работы учителями, товарищами;

– находить в сотрудничестве с учителем,

классом несколько вариантов решения

учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по

ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– осуществлять поиск нужной информации

в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по за_

данному признаку).

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– осуществлять смысловое восприятие

познавательного текста;

– подводить анализируемые объекты под

понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения;

беседа, устный опрос

март

51

Мы разные по возрасту и по внешнему виду

1

Влияние природных условий на образ жизни людей.

беседа, устный опрос

март

52

Мы живем в разных природных условиях

1

Приспособленность людей

к жизни в разных

природных условиях

беседа, устный опрос

март

53

Люди живут в разных странах

1

Часовые пояса и Гринвичский меридиан

беседа, устный опрос

март

54

Обычаи разных народов

(экскурсия в национальную деревню)

1

Одежда, национальная кухня, народные промыслы, народное творчество.

беседа, устный опрос

апрель

55

Мы живем в разное время суток

1

Вращение Земли вокруг

оси. Знакомство

с изменением времени

суток на территории

России

беседа, устный опрос

апрель

56

Мы заняты разным делом

1

Ознакомление

с профессиями.

беседа, устный опрос

апрель

57

Охрана окружающей среды

1

Охрана окружающей среды

беседа, устный опрос

апрель

58

«Россия – любимая наша страна»

2

Местоположение

на глобусе, карте

беседа, устный опрос

апрель

59

Транспорт и связь.

(экскурсия)

1

Виды транспорта и связи

беседа, устный опрос

апрель

60

Что вы знаете о своей стране

1

События

в современной России

Проверочная работа

апрель

61

Как жили наши предки.

1

Древнерусское государство

беседа, устный опрос

май

62

Жизнь современного человек

(экскурсия)

1

Что может рассказать

иллюстрация?

(Быт, труд, культура,

охрана границ)

беседа, устный опрос

апрель

63

Законы современной жизни

1

Правила поведения

в обществе. Правила

здорового образа жизни

беседа, устный опрос

май

64

Проверь себя. Обобщающий урок.

1

Закрепление пройденного материала.

Комбинированный, проверочная работа.

май

65-66

Резерв

2

май

май

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Сборник программ для четырёхлетней начальной школы (система Л.В. Занкова).- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир. 1-2 классы.  – Самара: Корпорация «Фёдоров».
  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир. 1-2 классы.  – Самара: Корпорация «Фёдоров».
  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Окружающий мир: учебник для 1 класса, в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,.
  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,.


2.  Специфическое оборудование:

  • Презентации;
  • Плакаты к курсу «Окружающий мир»;
  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийная установка.
  • Карточки и раздаточный материал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)

Рабочая программа  2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образов...

рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова

Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы....