Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кораблёва Лариса Александровна

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Цели урока: Формировать первоначальные представления о  компасе, познакомить детей с устройством компаса и правилами работы с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kompas.docx35.73 КБ
Файл kompas.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

Организационная информация

Автор(ы) урока(занятия) (Ф.И.О.)

Кораблёва Лариса Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ «Гимназия № 2» Великий Новгород

Предмет

Начальные классы

Класс (возрастная группа),  профиль класса (коллектив), количество человек

2 класс

Продолжительность

 40  мин

Методическая информация

Тема урока

Ориентирование на местности. Компас.

Автор учебника 

Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Цели урока

Формировать первоначальные представления о  компасе, познакомить детей с устройством компаса и правилами работы с ним.

Задачи урока  

  • Образовательные:

1. Познакомить учащихся с компасом.

2. Ввести определение «компас» познакомить с его устройством и правилами работы.

  • Развивающие: 

1.Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы;

2. Развивать умение работать с различными источниками информации,

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

  • Воспитательные:

1. Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

2. Воспитывать умение соотносить результат действия с поставленной целью.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные:

-личностные

-регулятивные

-познавательные

-коммуникативные

Усвоить, что компас – это прибор для определения сторон горизонта.

Освоение  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке  под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках  под руководством учителя.

4. Работать по алгоритму

1. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной  темы.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте, иллюстрациях.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

1. Участвовать в диалоге на уроке.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в группе.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Учебник «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков,  мультимедийная установка, презентация, у учащихся —  рабочие листы, тексты.

Методы и приёмы, применяемые на уроке

наблюдение; исследовательская работа; практическая работа; эвристическая беседа; работа с текстом; сравнительно-сопоставительный анализ; составление опорного алгоритма работы.

Формы работы

групповая, парная, индивидуальная, коллективная

 


№ п\п

Этап

Деятельность учителя, инструкции учащимся

Деятельность учеников

        

1.Мотива

ция к учебной деятельности

2.Актуали

зация знаний и фиксация затрудне

ния в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затрудне

ния.

4.Построе

ние проекта выхода из затрудне

ния.

5.Реализа

ция построенного проекта.

6.Первич

ное закрепле

ние во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела!

Так скорей, друзья, за дело!

Проблемная ситуация:

- Помогите разрешить одну проблемную ситуацию:

Ваня и Гриша пошли за грибами вдоль реки. Они двигались по направлению её течения 10 минут. После этого ребята зашли в лес и шли лицом к солнцу целый час и собирали грибы. После этого они ещё полчаса отдыхали на полянке. Пришла пора возвращаться. Мальчики поспорили, как найти дорогу к дому. Ваня предложил идти так, чтобы солнце светило точно в спину, а Гриша сказал, что они не выйдут точно на то же место к реке.

- Кто из ребят прав?

- Если они вышли к реке, то в каком направлении течения реки им надо возвращаться?

- Мальчики определяли своё местоположение, путь. Какой научный термин говорит нам об умении определять своё местоположение?

(ориентирование)

- Назовите тему нашего урока!

- Объясните значение этого термина!

- О происхождении этого слова вам расскажет ученик.

Это слово происходит от латинского слова "oriens", что в переводе означает "восток". С древних времён восток считался почитаемой стороной - с востока появилось Солнце - источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону алтари православных церквей.

- Вернёмся к ребятам, которые отправились за грибами. Какой способ ориентирования они выбрали? (по Солнцу)

- Какой способ ориентирования вам ещё известен? (по Полярной звезде)

- Мы вспомнили о двух географических направлениях – сторонах горизонта: севере и юге.

- Прикрепите эти направления на розу ветров на доске!

- Далее вы продолжите работу в группах. Задание: дописать основные и промежуточные стороны горизонта. Представитель от группы прикрепляет на доску одну из сторон.

Повторение правил работы в группе

  • уметь  слушать другого
  • высказывать свое мнение
  • уважать мнение других

 Работа детей в группах. 

- Проверим работу групп.

- А теперь представьте, что небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу и по Полярной звезде невозможно.

- Как же быть в этой ситуации?

- Может быть, люди изобрели особый прибор?

Загадка:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть

Он в дороге пригодится

С ним нигде не заблудиться! (компас)

-Как догадались? Подтвердите своё мнение строчками загадки.

Мы называем это слово компас, а моряки говорят компа'с.

- Какая же ещё тема нашего урока?

- Что хотите узнать о компасе?

Предлагаю изучать тему урока по плану:

 

1.Что такое компас?

2.Устройство.

3.Порядок работы.

- Какие цели ставим перед собой?

- Что такое компас?  Как вы думаете, ребята?

- Ответить на этот непростой вопрос вам поможет совместная работа.

В группах деформированное предложение, определение слова «компас»

- Составьте из слов законченное предложение.

 (Компас - это прибор для определения сторон горизонта.)

-Где можно проверить? Проверим своё определение с определением, данным в учебнике на с. 81

- Достигли мы первой цели?

- Что же такое компас?

- Познакомиться с устройством компаса вам поможет работа с текстом! Читаем, используя пометы на полях. (приём «инсерт»)

Компас – прибор для определения сторон горизонта. Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется, потому что сама Земля является огромным магнитом.

   Компас был изобретён более двух тысяч лет назад китайцами. Современный магнитный компас состоит из магнитной стрелки, один конец которой указывает на север, другой – на юг. Стрелка вращается на стержне, укреплённом посередине шкалы с делениями, на которую нанесены названия сторон горизонта.

- Что нового узнали из текста?

- На каком явлении основано действие компаса? (магнетизм)

- Просмотрите видеофрагмент об этом явлении.

- Где был изобретён первый компас?

- Как же устроен компас? Назовите его части.

- На что похож компас? (на часы) 

- Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

- Сделайте вывод, достигли ли мы ещё одной цели нашего урока?

Практическая работа с компасом.

Раздаются компасы.

Задание: рассмотреть компас, работая в паре, найти его составные части.

- Что заметили?

- Есть компасы, которыми смогут пользоваться жители любой страны. Названия сторон горизонта  на компасе обозначены латинскими буквами. Они очень похожи на буквы английского языка.

Cевер-Норд –буква –эн-N

Противоположная сторона- юг- зюйт- буква S- зэ

Запад -вэст- буква дабл ю- W - Восток- ист- буква Е

Встают, настраиваются  на работу.

Слушают учителя, решают проблему.

Высказывают своё мнение.

Формулируют тему урока.

Выступление подготовленного ученика.

Отвечают на вопросы учителя, обобщают знания о способах ориентирования.

Два ученика выходят к доске и прикрепляют географические направления «север» и «юг» на розу ветров.

Ученики повторяют правила работы в группе.

Представитель от группы прикрепляет сторону горизонта на розу ветров на доске. Все внимательно слушают ответы и показывают знаки «+», « -«.

Ученики высказывают свои мнения, как можно ориентироваться в данной ситуации.

Слушают и отгадывают загадку.

Подтверждают своё мнение.

Формулируют тему урока, вносят предложения, что хотели бы узнать о компасе.

Знакомятся с планом изучения темы.

Формулируют цели работы.

Высказывают предположения.

Работают в группах с деформированным определением, озвучивают полученный результат.

Читают определение «компаса» по учебнику страница 81.

Анализируют достижение поставленной цели.

Ученики индивидуально читают текст, используя пометы на полях:

V  знакомая информация

+  новое знание

?  не понял, возникли вопросы

Проговаривают новые знания во внешней речи.

Смотрят и анализируют видеофрагмент о магнитном поле Земли.

Проговаривают новые знания во внешней речи.

Анализируют достижение поставленной цели.

Выполняют практическую работу с компасом. Работают в паре.

8.Включе

ние в систему новых знаний и повторение

- Теперь мы можем ориентироваться по компасу? Кто может выйти к доске и определить с помощью компаса направление на запад?

(выходят 2 ученика)

- Почему не получилось?

- Чему ещё должны научиться?

- Какая же наша цель? (научиться порядку работы с компасом)

- Продолжим работу в группах.

- Расположите пункты плана работы с компасом в нужном порядке.

  1. Правила работы с компасом.

(Пронумеруйте предложения в правильном порядке.)

□ Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.

□  Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с концом    стрелки.

□ Положите компас на ровную поверхность.

□ Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

- Проверим вашу работу на доске.

- Где можно проверить, правильно ли вы составили алгоритм работы с компасом? (в учебнике)

- Чтение алгоритма на стр.82 учебника.

Практическая работа с компасом в соответствии с алгоритмом.

- Определим, где в классе северная сторона.

- Встаньте лицом на север, вытяните руки в стороны, определите другие стороны горизонта.

Работа в группах.

- Задание для групп.

- Найдите с помощью компаса сторону горизонта своего объекта:

1 группа – лента букв

2 группа – глобус

3 группа – дверь

4 группа – фиалка

5 группа – зеркало

- Вопрос для самых смекалистых:

Когда нужно использовать компас? Когда уже заблудились?

- Закончите предложение, работая  в группе:

При входе в лес определи направление движения по компасу и запомни его. Возвращайся в …. направлении. (обратном)

-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( летчики, военные, моряки)

Ученики выходят  к доске, пробуют пользоваться компасом.

Определяют предмет «незнания»

Формулируют цель дальнейшего этапа работы.

Работают в группах, составляют алгоритм работы с компасом.

Сверяют собственный алгоритм и алгоритм работы, данный в учебнике на странице 82.

Определяют стороны горизонта в классе по компасу.

Определяют сторону горизонта нахождения определённого объекта в классе. Работают в группе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работая в группе, дополняют предложение, озвучивают классу.

Строят монологические высказывания по обсуждаемому вопросу

9.Рефлек

сия учебной деятельности.

- Какой же прибор стал вашим другом сегодня?

- Почему тема так важна?

-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, турслеты)

- Продолжите фразу:

- Сегодня я узнал…

-Сегодня я смог…

- Самым трудным было…

- Интересно было …

- Рассмотрите «лесенку» успеха.

- Найдите себя!

Открытое сердце что компас для нас

Услышит без слуха, увидит без глаз!

- Я уверена, что у всех вас открытое сердце и благодаря новым знаниям вы сможете не только не заблудиться в незнакомой местности, но и помочь своим друзьям!

-Спасибо за активную работу на уроке.

Высказывают мнение, анализируют выполнение  плана урока и решения задач урока.

Выполняют инструкции учителя.

Оценивают собственные достижения на уроке.

Приложение к уроку (лист для работы в группе):

  1. Запишите основные и промежуточные стороны горизонта.

                                     

  1. Правила работы с компасом.

(Пронумеруйте предложения в правильном порядке.)

□ Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.

□  Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с концом    стрелки.

□ Положите компас на ровную поверхность.

□ Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

  1. Задание:

Определите с помощью компаса, в какой стороне горизонта висит зеркало.

  1. Совет начинающему туристу.

При входе в лес, определи направление движения по компасу и запомни его. Возвращайся в ………….направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира 2 класс Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия№2» г. Великий Новгород Кораблёва Лариса Александровна

Слайд 2

Ориентирование Солнце Полярная звезда

Слайд 4

И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас за собой. На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть. Он в дороге пригодится- С ним нигде не заблудиться . Думай, отгадывай!

Слайд 5

Тема: Компас План изучения темы: Что такое компас? Устройство компаса. Порядок пользования компасом.

Слайд 6

Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Слайд 8

Первый компас был изобретён в Китае более 2000 лет назад. Он состоял из «ложки», которая делалась из магнитного железняка. «Ложка» крепилась на бронзовой пластине. При вращении её острый конец показывал на юг. Древние мастера называли компас « сызань » или «ведающий югом». С 17-18 веков компас получает широкое распространение среди мореплавателей.

Слайд 9

Корпус Магнитная стрелка Зажим стрелки Шкала с делениями Стержень Устройство компаса.

Слайд 10

Север С – по-русски N – по-английски Юг Ю – по-русски S – по-английски Запад З – по-русски W – по-английски Восток В – по-русски E – по-английски

Слайд 11

Правила пользования компасом 1) Положить компас на ровную поверхность. 2) Подождать, пока стрелка остановится. 3) Повернуть компас так, чтобы конец стрелки совпал с буквой С. 4) Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Слайд 12

Правила пользования компасом. Положите компас на ровную горизонтальную поверхность.

Слайд 13

Правила пользования компасом. Поверните компас так, чтобы конец стрелки совпал с буквой С (север), а противоположный – с буквой Ю (юг); тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Слайд 14

Сегодня я узнал … Сегодня на уроке я смог… Для меня самым интересным было… Для меня самым трудным было…

Слайд 16

Открытое сердце что компас для нас , Услышит без звука , увидит без глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Урок – путешествие. Ломаная линия. Математика, 1 класс. Система Л.В. Занкова.

Урок построен в форме путешествия. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, решать практические задачи, работать в ...

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку для 4 класса (система Л.В.Занкова)

КТП по русскому языку предназначено для учителей, работающих по системе Л.В.Занкова. ( учебник Нечаевой).В планировании прописаны предметные результаты и характеристика деятельности обучающихся....

Интегрированный урок математики и чтения в 3 классе. Система Л.В.Занкова

Урок проблемного обучения с формирующим оцениванием. Форма урока: урок – путешествие по картинной галереи.Тема: Деление многозначного числа на однозначное (закрепление). Картинная галерея: Марк Захаро...

Проект урока по русскому языку в 4 классе (система Л.В. Занкова)

Тема:  Исследование грамматических признаков личных местоимений. Уроки деятельной доброты.Урок «открытия» нового знания.Цели урока: ...