Главные вкладки

    ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «БУДЕМ БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ»
    план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

    Внеурочное занятие по предмету «окружающий мир»

    Класс: 2

    Тема: Если хочешь быть здоров. Правильное питание.

    Цель: способствовать формированию правильного понимания гигиены питания, активной позиции в отношении того, как мы питаемся и почему надо питаться правильно.

    Задачи:

    1.      В ходе специально организованной деятельности и процессе обсуждения уточнить понятия «здоровый образ жизни»,  уточнить место понятия «правильное питание» в данном ряду;

    2.      В процессе работы в группах сменного состава найти ответы на основные вопросы, связанные с правильным питанием: правильно ли я питаюсь?  Почему одни продукты полезны, а другие нет? Почему одни блюда нам нравятся, а другие нет? И подготовить отчет в виде рекомендаций и других продуктов проектной деятельности;

    3.      Оценить с различных позиций (родителей, одноклассников, себя самого) меню для завтрака с точки зрения его полезности для роста, развития и здоровья человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc364 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ:

    «БУДЕМ БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ»

    Выполнил(а):

    ФИО: Зюзина Наталья Олеговна

    Место работы: БОУ города Омска

    «Средняя общеобразовательная школа  № 132»

    Должность: учитель начальных классов

    Стаж: 25 лет

    Омск – 2016

    Внеурочное занятие по предмету «окружающий мир»

    Класс: 2

    Тема: Если хочешь быть здоров. Правильное питание.

    Цель: способствовать формированию правильного понимания гигиены питания, активной позиции в отношении того, как мы питаемся и почему надо питаться правильно.

    Задачи:

    1. В ходе специально организованной деятельности и процессе обсуждения уточнить понятия «здоровый образ жизни»,  уточнить место понятия «правильное питание» в данном ряду;
    2. В процессе работы в группах сменного состава найти ответы на основные вопросы, связанные с правильным питанием: правильно ли я питаюсь?  Почему одни продукты полезны, а другие нет? Почему одни блюда нам нравятся, а другие нет? И подготовить отчет в виде рекомендаций и других продуктов проектной деятельности;
    3. Оценить с различных позиций (родителей, одноклассников, себя самого) меню для завтрака с точки зрения его полезности для роста, развития и здоровья человека.

    Планируемые результаты занятия:

    Личностные результаты:

    Личностные УУД:

    - понимать личную ответственность за своё здоровье – установка на здоровый образ жизни;

    - принимать и уважительно относиться к иному мнению.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    - владеть основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    - сличать способ действия и результат с заданным эталоном;

    Познавательные УУД:

    - уметь заполнять таблицу на основе текста;

    - уметь анализировать познавательный текст с извлечением нужной информации, делать необходимые выводы;

    - уметь анализировать результаты работы, делать выводы;

    - уметь критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций

    Коммуникативные УУД:

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - строить понятные для партнера высказывания;

    - слушать собеседника.

    Время проведения: 2 занятия по 45 минут

    Список использованной литературы:

    1. Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

    2. Мошнина Р.Ш. типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.

    Апробация: занятие было проведено с обучающимися 2 класса в количестве 20 человек на внеурочном занятии 20 января 2016 года.

    Ход занятия:

    Этапы занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    Предлагает послушать Английскую фольклорную дразнилку в переводе К. И. 
    Чуковского, музыка Г. Гладкова (приложение 4)

    Организует обсуждение прослушанной песенки:

    - Понравилась ли вам песенка?

    - Какие чувства, эмоции вызвала?

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

    Слушают песенку.

    Высказывают свои мысли по поводу дразнилки, делают предположение о том, о чем пойдет речь на занятии

    Актуализация знаний по теме

    Организует систематизацию и обобщение приобретенных на уроке знаний  по теме занятия:

    1. Предлагает иллюстративный ряд (приложение № 1).

    2. Организует работу в парах. Задания для работы в парах: определить тему, к которой относятся изображения, и разделить изображения на группы.

    3. Организует обсуждение работы в парах:

    - Найдите картинку, которая иллюстрирует ситуацию, предложенную в песенке-дразнилке. Какое бы вы дали название этой картинке?

    - Найдите картинку-пару для данной. Что она иллюстрирует?

    - На какие пары разделили картинки? Какое название им дали?

    - На какие две группы разделили картинки? Как назовете первую группу картинок? вторую группу?

    Включает знания по теме занятия в систему знаний по теме «Здоровый образ жизни»

    1. Предлагает заполнить схему на основе рассмотренного ранее иллюстративного ряда.

    - Картинки какой группы помогут заполнить данную схему?

    - Заполните схему.

    2. Организует проверку работы

    - Проверьте правильность заполнения схемы по предложенному плану. (приложение 2)

    https://bubbl.us/mindmap 

    1. Рассматривают иллюстративный ряд.

    2. Работая в паре, определяют тему, делят картинки на пары и на группы.

    3. Обсуждают результаты работы, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение по теме занятия

    4. Рассматривают схему, называют тему, подбирают к каждому разделу схемы свой рисунок.

    5. Заполняют схему.

    6. Проверяют правильность выполнения по предложенному плану.

    1. Определение темы занятия

    Организует уточнение темы занятия и формулировку задач:

    Включает повторно запись песни-дразнилки.

    - Какая проблема поднимается в песне?

    - Почему гигиену питания (правила питания) нужно воспринимать серьезно?

    - Что случилось с героем этой песенки?

    - Как бы вы назвали тему нашего занятия?

    - К какой более широкой проблеме она относится? Почему вы так думаете?

    - Какие бы вы поставили вопросы перед собой по данной теме? На какие вопросы хотели бы получить ответы?

    - Запишите их в тетради. Сформулируйте их в слух. Какие вопросы похожи? Постараемся найти на них ответы сегодня.

    Отвечают на вопросы учителя, определяют проблему занятия, уточняют тему, формулируют познавательные вопросы темы.

    Записывают и обсуждают сформулированные вопросы.

    1. Самостоятельная работа по теме занятия

    Организует работу в группах сменного состава.

    - Вы сформулировали следующие вопросы по теме «Правильное питание»: Правильно ли я питаюсь? Почему одни блюда полезны, а другие нет? 

    - Определите, над какой проблемой вы бы хотели поработать сегодня и выберите группу, в которой вы будете работать.

    - Обсудите в группе, как вы представите результат своей работы, какую работу в группе вы хотели бы выполнять и как работать (индивидуально, но потом обсудить в группе результат, в паре, вместе, распределив работу между всеми).

    - Чтобы работа была успешной, предлагаю вам план работы и задания, которые помогут ответить на поставленные вопросы (приложение 5)

    Организует обсуждение результатов самостоятельной работы:

    - Смогли ли вы ответить на поставленные вопросы? Что для этого делали? К каким выводам пришли?

    - Какие рекомендации составили?

    - Что получилось во время работы лучше всего?

    - Что не получилось?

    - Какие новые вопросы появились во время работы?

    Определяют проблемный вопрос, над которым хотели бы работать; выбирают форму работы (самостоятельную, парную, групповую), знакомятся с заданиями для самостоятельной работы.

    Работают индивидуально или в группе.

    Обсуждают результаты самостоятельной работы, делают выводы

    1. Оценочная ситуация

    Предлагает для решения оценочную ситуацию.

    (приложение 3)

    - Мама попросила ребят написать то, что они хотели бы получить на завтрак.

    На карточках

    Пожелание Юры.

    Пожелание Саши

    Пожелание Толи

    - Прочитай меню, которое составили мальчики. Чьи пожелания выполнит мама? Отметь их знаком «+»

    - Составьте и запиши своё меню.

    - Ответьте на вопрос, выполнит ли ваше пожелание мама.

    - Обоснуйте свой ответ, заполнив таблицу.

    Имя мальчика

    Юра

    Саша

    Толя

    Я

    Мама выполнит пожелание

    Мама не выполнит пожелание

    - Познакомься с памяткой, которая предназначена для родителей младших школьников. Вот какими пунктами памятки руководствовалась мама, соглашаясь или не соглашаясь выполнять пожелания ребят.

    - Оцените свою работу по образцу на доске.

    Имя мальчика

    Юра

    Саша

    Толя

    Я

    Мама выполнит пожелание

    пункты 2, 3

    пункты 4, 5, 6

    Мама не выполнит пожелание

     пункт 5.

    - Ответьте на вопросы:

    Совпало ли твое мнение с мнением мамы. ДА / НЕТ.

    В чем совпали ваши мнения?

    В чем не совпали? Почему?

    - Обсудите составленное вами меню с соседом по парте.

    - Ответь на вопросы:

    Совпало ли твое мнение с мнением соседа. ДА / НЕТ.

    В чем совпали ваши мнения?

    В чем не совпали? Почему?

    Изменилось ли твоё мнение о своё меню? ДА/ НЕТ

    Что бы ты хотел в нем изменить? Почему?

    - Оцените результат выполнения задания с помощью оценочного листа.

    Критерии успешности

    Оценка

    Правильно поняли задание

    1 балл

    +

    Ответ обоснован

    1 балл

    Ответ обоснован правильно

    4 балла

    Выполнили самооценку

    1 балл

    Выполнили взаимооценку

    1 балл

    Вывод

    - Расскажите об успешности работы над заданием? Что получилось? Что вызвало трудности? Как с ними справились?

    Воспринимают задание, формулируют уточняющие вопросы.

    1. Читают меню. Оценивают меню с точки зрения мамы. 

    2. Составляют и записывают свое меню.

    3. Оценивают его с точки зрения мамы.

    4. Заполняют таблицу, обосновывая полезность или не полезность меню с точки зрения мамы.

    5. Читают памятку.

    6. Сравнивают свой ответ с образцом.

    7. Проводят самооценивание работы, отвечая на вопросы.

    8. Проводят взаимооценивание составленных меню; отвечают на вопросы по результатам взаимооценки.

    9. Заполняют оценочные листы.

    10. Проводят рефлексию выполненного задания.

    1. Подведение итогов занятия, рефлексия

    Организует обсуждение итогов работа на занятии по следующим вопросам:

    - На какие вопросы вы хотели получить сегодня ответы? Прочитайте их. Если вы получили ответы на вопросы, то поставьте знак плюс возле этого вопроса? Что еще хотелось бы узнать? Допишите или отметите эти вопросы знаком «?». С этого мы начнем следующее занятие.

    - Как то, что вы узнали на занятии, чему научились, изменило ваше мнение по данной проблеме? Что этому способствовало?

    - Что изменится в вашем поведении после занятия? Почему?

    Отвечают на вопросы учителя, анализируют степень достижения задач занятия, ставят перед собой новые вопросы, анализируют изменения, которые произошли в понимании проблемы, прогнозируют, как они могут повлиять на поведение.

    Приложения

    Приложение 1

    Картинки для работы в паре

       12   2

     1      34

      3  4

    Источники иллюстраций:

    1. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. – СПб., 2000. – 32 с.
    2. http://mezhdudevochkami.ru/vred-kureniya/

    Приложение 2

    План проверки правильности заполнения схемы

    Проверь. Правильно ли ты заполнил схему? Ответь на вопросы.

    Показаны ли на схеме связи? Как? Напиши.

    Подчеркни то, что ты использовал при составлении схемы.

    - только слова;

    - только условные знаки;

    - только рисунки;

    - слова и условные знаки;

    - рисунки и слова;

    - рисунки и условные знаки;

    Что обозначают слова, рисунки или условные знаки в твоей схеме? Правила здорового образа жизни или что-то другое? Напиши.

    Подчеркни. Среди обозначенных тобой правил есть

    - режим дня;

    - личная гигиена;

    - отказ от вредных привычек;

    - правильное питание.

    Источник информации: Мошнина Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.

    Приложение 3

    Оценочная ситуация

    Тип задания: задание, направленное на формирование ценностно-смысловых установок

    1. Объект оценки:

    Планируемые результаты занятия:

    Личностные результаты:

    Личностные УУД:

    - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей);

    - понимать личную ответственность за своё здоровье – установка на здоровый образ жизни;

    - принимать и уважительно относиться к иному мнению.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    - владеть основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    - сличать способ действия и результат с заданным эталоном;

    -  оценивать свою деятельность, используя оценочные листы;

    Познавательные УУД:

    - уметь заполнять таблицу на основе текста;

    - уметь анализировать познавательный текст с извлечением нужной информации, делать необходимые выводы;

    - уметь анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы;

    - уметь критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций

    Коммуникативные УУД:

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - строить понятные для партнера высказывания;

    - слушать собеседника.

    Предметные результаты:

    - составлять и оценивать меню исходя из его полезности для роста, развития и здоровья человека

    2. Критерии оценки:

    - правильно понято задание

    - ответ обоснован

    - ответ обоснован правильно

    - проведена оценка/взаимооценка работы

    3. Содержание задания:

    Мотивационная часть Мама попросила ребят написать то, что они хотели бы получить на завтрак.

    Содержание Прочитай меню, которое составили мальчики. Чьи пожелания выполнит мама? Отметь их знаком «+»

    Пожелание Юры.

    Пожелание Саши.

    Пожелание Толи.

    Составь и напиши своё меню на завтрак.

    ____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Объясни. Почему мама не выполнит другие пожелания? Выполнит ли мама твоё пожелание? Объясни свой ответ. Результаты своих размышлений оформи в виде следующей таблицы.

    Имена детей

    Юра

    Саша

    Толя

    Я

    Мама выполнит пожелания

    Мама не выполнит пожелания

    Оценка

    1. Познакомься с памяткой, которая предназначена для родителей младших школьников. Вот какими пунктами памятки руководствовалась мама, соглашаясь или не соглашаясь выполнять пожелания ребят.

    2) Оцени свою работу по образцу (эталону).

    3) Ответь на вопросы.

    Совпало ли твое мнение с мнением мамы. ДА / НЕТ.

    В чем совпали ваши мнения?___________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    В чем не совпали? Почему?____________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    4) Обсуди составленное тобой меню с соседом по парте.

    Ответь на вопросы.

    Совпало ли твое мнение с мнением соседа. ДА / НЕТ.

    В чем совпали ваши мнения?___________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    В чем не совпали? Почему?____________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Изменилось ли твоё мнение о своё меню? ДА/ НЕТ

    Что бы ты хотел в нем изменить?_______________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Почему?______________________________________________________________________

    4. Эталон, шкала оценки

    Имена детей

    Юра

    Саша

    Толя

    Я

    Мама выполнит пожелания

    пункты 2, 3

    пункты 4, 5, 6

    Мама не выполнит пожелания

     пункт 5.

    5. Оценочный лист

    Критерии успешности

    Оценка

    1. Правильно поняли задание

    1 балл

    1. Ответ обоснован

    1 балл

    1. Ответ обоснован правильно

    4 балла

    1. Выполнили самооценку

    1 балл

    1. Выполнили взаимооценку

    1 балл

    Всего:

    8 баллов

    ВЫВОД: задание необходимо рассмотреть детально, уточнить ошибки в понимании темы на других примерах; задание может быть выполнено повторно на другом учебном материале

    0 – 4 балла

    ВЫВОД: задание выполнено успешно

    5 – 8 баллов

    Приложение 5

    Задания для самостоятельной работы на занятии

    Задания по теме: «правильно ли я питаюсь?»

    Цель: ответить на вопрос: Правильно ли я питаюсь?

    Результат: рекомендации по правильному питанию; оценка собственного поведения по отношению к питанию

    Что буду делать: способ 1 – буду работать самостоятельно с заданиями тетради: решу задачи, сделаю вывод о том, правильно ли я питаюсь, помогу группе в разработке рекомендаций.

    Источник информации: Мошнина Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.

    Способ 2 – будем работать в группе: обсудим пословицы, составим рекомендации по правильному питанию, оценим свое отношение к питанию, обсудим в группе, что у нас получилось.

    Задание: обсудите и заполните таблицу

    Обсудите пословицы

    Сформулируйте правила питания

    Объясните правила питания

    Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу

    Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день, в одно и то же время.

    При регулярном питании перед приемом пищи уже выделяется желудочный сок, что способствует лучшему перевариванию пищи.

    Большой кусок рот разорвет, а маленький досыта накормит (карельская)

    Умеренное потребление пищи

    Переедание способствует отложению избытка питательных веществ, что ведет к ожирению.

    Быстро съеденная пища плохо переваривается (африканская).

    Не торопись в еде - подавишься (корейская). 

    Принимать еду нужно в спокойной обстановке, не спешить

    При быстром темпе еды человек не контролирует количество съеденного

    Кто слишком много ест, не сможет спать

    На ужин  кефир нужен (русская).

    Перед сном не нужно много есть

    Большая часть пищи съеденной вечером, не успевает израсходоваться и откладывается в виде жиров 

    Когда я ем, то глух и нем

    Во время еды не разговаривай

    Если отвлекаешься, то ухудшается сокоотделение

    Задание: оцените, какие вы правила соблюдаете (поставь знак «плюс»), почему их важно соблюдать (поставь «!» знак в тех выводах, которые тебя убеждают соблюдать эти правила), какие выводы вы для себя сделали (для чего нужны эти правила?).

    Задания по теме: «Почему одни продукты полезны, а другие нет? Почему одни блюда нам нравятся, а другие нет?»

    Цель: ответить на вопрос: Почему одни блюда полезны, а другие нет?

    Результат: рекомендации по правильному питанию; оценка собственного поведения по отношению к питанию

    Что буду делать: способ 1 – буду работать самостоятельно с заданиями: решу задачи, сделаю вывод о том, почему пища должна быть разнообразной, помогу группе в разработке рекомендаций.

    Задание 2. Сосчитайте и запишите, сколько продуктов питания содержат белки. Обоснуй свой ответ.

    Ответ: 4.

    Способ 2 – будем работать в группе: проведем исследование на тему «Какие продукты способствуют укреплению здоровья» (на основе материала изученного на уроке), посетим школьную столовую, чтобы изучить меню и состав блюд, которые предлагает школьная столовая, определим способ выбора блюд (гипотеза нового исследования), сформулируем цели и задачи исследования на тему: «Где живут витамины?», проведем анализ пищевой ценности блюд, сравним вред и пользу содержащихся в блюдах веществ.

    Разделимся на 3 группы и будем исследовать:

    1. вред и пользу шоколада;
    2. вред и пользу каши;
    3. вред и пользу салата.

    Оформим буклет по результатам исследования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по окружающему миру по теме"Будьте здоровы"

    Презентация  может быть использована на уроках окружающего мира  и во внеклассной работе....

    Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Путешествие бутерброда. Гигиена питания"

    Данный урок был представлен на  муниципальном  этапе  VI Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2015»....

    Конспект урока по окружающему миру на тему"Будь здоров!" 2 класс.

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс...

    Внеурочное занятие по окружающему миру "Моё здоровье - ослепительная улыбка"

    План-конспект занятия для 1 класса. Вместе с доктором Улыбка путешествуем в Зубное Королевство....

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Будь здоров!»

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.Задачи:1.Образовательная: формировать представления у детей об основных правилах личной гигиены и убеждения в их ...

    Внеурочное занятие по окружающему миру "в мире насекомых"

    Цель занятия: расширить знания учащихся о насекомых...