Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Петрова Наталья Юрьевна

Об экологии мы говорим не только на уроках окружающего мира, но и на классных часах, на технологии и уроках изобразительного искусства и других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие экологического мышления, умение                                               применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Петрова Наталья Юрьевна , учитель школы №141 г.Казани

          Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли,      поэтому экологическое воспитание в современных условиях должно быть в центре внимания школы.

          Одним из примеров формирования экологической культуры на уроках окружающего мира в начальной школе является использование поэтических образов, которые оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Задания к стихотворениям помогают школьникам самостоятельно рассмотреть последствия воздействия человека на природу , задуматься над решением сложных экологических проблем.

К примеру, вопросы по произведениям  И. Токмаковой  «…Кто-то ночью утащил лес», С. Викулова «Три клада у природы есть», И.И. Ландо «Будь милосерден, человек» и т.п.:

  • Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на природный комплекс лесов?
  • Какие компоненты природы автор называет « кладом», основой природы?
  • Какие глобальные проблемы экологии описывает автор? К чему приводит неразумное вмешательство человека в природу? Чем тебя особенно взволновало стихотворение?
  • Приведите примеры, как люди множеством нитей связаны с окружающей средой? Почему надо объединиться всем людям для охраны природы?
  • Какую помощь могут оказать школьники в охране рек? Составьте правила поведения у рек.

Беседы об экологических цепочках. На магнитной доске составляются экологические цепочки из картинок, затем из табличек с надписями.

а/колорадский жук – ядохимикат – божья коровка

                                              |        

                                    насекомые – мор птиц

б/ погибли птицы – гибнет лес

в/ гибель леса – падает уровень подземных вод – мелеют реки – вода уходит из окрестных колодцев.

  В наше время проблема речного стока является одной из самых актуальных. На уроке в 4 классе использую фильм «Легенды озера Байкал» (фрагменты), рассказ «Разноцветная речка» - см.: Дитрих А. Почемучка. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С.124. Там же: Сказка о нефтяной рыбке. С.123.

  Работа по формированию экологических умений в технологии деятельностного метода предполагает использование заданий по реализации самостоятельной деятельности учащихся, сотрудничество в группе, осуществление взаимоконтроля. Результатом работы в группе стали кормушки на День птиц, плакаты «Мир глазами эколога», создание «Красной книги  планеты», презентации в рисунках на  тему «Заповедники России» . Все дети участвовали в конкурсе рисунков «Берегите леса!», а затем прошли «экологической тропой» по лесу, собирая мусор в мешки.

 Важное место в системе заданий, направленных на формирование экологических умений, занимают задания проблемного и творческого характера. Например,  составили карту «Экологической тревоги», придумали «Знаки лесного движения», провели  самостоятельное исследование «Что такое электромагнитное загрязнение?», мастерскую «Мой домашний питомец».

 Формировать экологическую нравственность особенно важно через организацию экологической деятельности учащихся, т. к. ничто так не развивает экологическое мышление, воспитывает личность, как реальные практические дела по улучшению окружающей среды. Поэтому весной мы с ребятами готовимся высаживать вокруг школы цветы и кустарники. А чтобы сберечь лес, активно собираем макулатуру.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по «Экологической тропе» Мы побывали на лесной полянке,

Слайд 2

Путешествие по экологической тропе обучились премудростям следопытов,

Слайд 3

Путешествие по экологической тропе и узнали, какие съедобные грибы растут в лесу.

Слайд 4

Мы становились участниками акции «Санитары леса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...

Развитие экологического мышления младших школьников в играх и игровых упражнениях.

Дети  младшего школьного возраста – это маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, учителей), экологическая культура которых может р...

Ранняя профессиональная ориентация в новых социально-экономических условиях

Современные подходы к ранней профориентации детей в новых социально-экономических условиях диктует сама жизнь. ...

Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"

Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй  практической части рабо...