Урок по окружающему миру "Кровь"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Глазова Лариса Валентиновна

Предлагаю вашему вниманию урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov.pptx826.16 КБ
Файл tema_krov._konspekt.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Из чего состоит кровь Какую работу выполняет кровь в организме

Слайд 3

Лаборатория Из чего состоит кровь

Слайд 4

СОСТАВ КРОВИ плазма эритроциты лейкоциты тромбоциты

Слайд 6

эритроциты лейкоциты тромбоциты переносят кислород защищают от микробов свёртывают кровь Какую работу выполняет кровь

Слайд 8

Ребята, давайте беречь своё здоровье!



Предварительный просмотр:

Тема: Кровь. Значение крови.

Цель: дать понятие крови и кровообращения.

Задачи:

  • познакомить детей с составом крови человека;
  • выяснить функции крови;
  • подвести учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма и взаимосвязи органов;

Оборудование: таблица о крови; карточки с названием органов чувств; индивидуальные карточки;  Карточки с названием клеток крови; бланки анализа крови; компьютер.

        Ход урока:

        Ход урока.

   1.Организационный момент.

Сегодня   у нас на уроке гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение .   Поприветствуем улыбкой гостей. Займите свои места.  Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы меня готовы слушать и слышать. Мне очень хочется вам пожелать,  чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение  всего урока.

 

   2.Проверка домашнего задания.

Итак, начинаем наш урок. Начинаем с проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучили  нервную систему и органы чувств.  Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я вам раздала карточки в конвертах. Возьмите конверт и прочитайте задания.  Эти задания мы будем выполнять. По ним я узнаю, как вы готовились дома к уроку. Посмотрите, на конвертах написаны номера  от 1 до 3. Встаньте те, у кого на конверте написана цифра 1.   …… прочитай задание.  ( Правильно соединить линиями слова первого и второго столбика.)        

        

        

                                                                         

          Встаньте, у кого на конвертах написана цифра2. Какое у вас задание?                                                                                                                                                                                                                                                          

Встаньте 3 группа.

 Прочитайте ваше задание? А сейчас приступайте к работе.

2-я группа.  ( Напишите, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить слух?)

3-я группа.  (Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение?)

        Проверяем работу. Первая группа, кто хочет ответить?

Правильно  выполнил работу….? Первая группа пусть оценит свою работу на листочках.

2-ая группа, как вы ответили на вопрос: « Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить слух? Оцените свою  работу на листочках?

3-я группа , зачитайте ответ на свой вопрос? Оцените свою работу на листочках. Все карточки отложите на парты. Я проверю и уточню вашу отметку.

Физминутка для глаз.  А что мы делаем , чтобы наши глазки  не утомлялись?( гимнастику для глаз). Давайте выполним несколько  упражнений.

Давайте подведём итог.

 - Какую работу выполняет нервная система?

 (руководит работой всего организма и всеми  клетками.) Правильно, но для того, чтобы клетки работали, им нужно дышать, питаться,  и эту работу выполняет кровь.

Посмотрите на свои руки. Что вы видите на коже? (голубые жилки)  Это кровеносные сосуды. Они  имеют свои названия. Одни несут кровь в сердце. Это -  вены. Ещё в организме человека есть артерии.  По ним течёт кровь из сердца. Вены и артерии – очень крупные сосуды, а есть ещё мелкие сосуды. Их называют – капилляры.  О СОСУДАХ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ. Посмотрите  на таблицу  «Кровеносная система». На ней изображены эти сосуды? Что вы можете сказать о них? ( они распределены по всему организму человека)  Всё это кровеносная система.  

        Тема нашего урока: « Кровь.  Значение крови»

- Посмотрите, к нам на урок пришли два брата-гномика. Уж больно один серьезен, ругает за что-то младшего. Давайте узнаем у них что случилось?

Слайд №1. Гномы рассказывают о своей проблем. Используется диалог на выносках.

Ворчун сообщает, что его брат Молчун заболел. Врач назначил ему сдать анализ крови.

- А я не пойду, боюсь, - говорит Молчун.

- А почему он боится? ( Он  не знает, как важно это для здоровья ему и вам, ребята).

Для этого мы проведём с вами исследовательскую работу и ответим на 2 вопроса.

Объяснение нового материала.

Перввый вопрос:

- Из чего состоит кровь?

- Какую работу выполняет кровь в организме?

- Вспомните, как выглядит кровь? (Она красная,  жидкая и течёт.)

Чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит кровь?» мы отправляемся в лабораторию.  Кто знает, что такое лаборатория? (Это учреждение или отдел, где проводятся опыты, исследования, анализы)

Лаборатории бывают промышленные, медицинские.

Чем занимаются в медицинской лаборатории? (Делают анализы)

Слайд № 3. Фотография лаборанта на рабочем месте.  Капелька крови.

- Ребята, вы не забыли, что должен был сделать  Молчун? (сдать кровь на анализ.)

- И вот мы в лаборатории. Здесь берут кровь на анализ. Поднимите руку, кто из вас сдавал кровь из пальца?

- А что делают с вашей кровью дальше, когда вы уже ушли домой, кто знает?

- А вот тут начинается самое интересное.  Лаборант изучает состав вашей крови под микроскопом. Что такое микроскоп, кто знает?  (Это увеличительный прибор)

Слайд №4. Микроскоп.

- Перед нами капелька крови. Посмотрим, как она выглядит под микроскопом.

Слайд №5. Капля крови под микроскопом.

-Из чего она состоит? (Множество различных элементов!)

Слайд №6. Клетки эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и их работа.

-Правильно, рассмотрим эти элементы? Одним из элементов в клетке является плазма. Что это такое, мы сейчас узнаем. Ответьте на вопрос:

 - Почему кровь жидкая? ( в ней есть вода )

 - Но в клетке есть не просто вода. А смесь растворённых веществ. Вот вода с растворёнными веществами и называется плазмой.

 - Какая кровь по цвету? А почему она красная?

- Оказывается её цвет это цвет особых красных клеток крови. Называются они… Кто знает? Эритроциты.  Зачем они нужны? Эритроциты перенося кислород, для того чтобы каждая клетка организма смогла дышать.

- Ещё в составе крови есть лейкоциты. Лейкоциты – белые клетки крови. Они защищают организм от микробов. Именно лейкоциты поддерживают иммунитет человека и борются с болезнями.

- Ребята, а почему вся кровь не вытекает из ранки? Почему кровотечение останавливается? Оказывается, в крови есть тромбоциты. Это кровяные пластинки. Они обеспечивают свёртывание крови, вытекающей из повреждённого сосуда, таким образом, защищая организм от опасной для жизни кровопотери.

 - а теперь посмотрим работу крови в движении.

Слайд №7. Работа крови в движении (видео)

Первичное закрепление полученных знаний.

Для закрепления изученного нового материала нам  предстоит поработать с учебником и карточками. Сначала работаем с учебником. Откройте учебник на с. 34 и прочитаем текст начиная со 2-го абзаца.   Хочу  добавить некоторые сведения о плазме. ( Когда в организм человека попадают возбудители болезней, на борьбу с ними вступают не только лейкоциты. Лейкоциты поедают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Говорят: « Появился иммунитет».

А эритроциты образуются в костном мозге, живут около 4-х месяцев, потом их сменяют новые.)

- Пользуясь материалом прочитанного, работаем с карточками.

Я  вас разделила на 4 группы.

-  Вы мне расскажете через несколько  минут, какую работу выполняют эти клетки.

Работа в группах с учебником.

1 группа  --  ищет материал о плазме.

2 группа – об эритроцитах.

3 группа – о лейкоцитах.

4 группа – о тромбоцитах.

       Листы планирования получает каждая группа.

                    1-ая группа.

  1. Прочитайте на с. 34-35
  2. Вставьте нужные слова:

основу крови составляет….

она состоит из….

она  обеззараживает……

В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни.

2-ая группа.

  1. Прочитайте на с. 34.
  2. Вставьте нужные слова:

Красные кровяные тельца – это…

Они  переносят в потоке крови ко всем тканям (клеткам)…………….., а от тканей к лёгким………….

Эритроциты образуются в………….

Живут…………..

                 3-я группа.

  1. Прочитайте на с. 34-35.
  2. Дополните предложение:

белые кровяные клетки – это…..

эти клетки борются с……

4-я группа.

  1. Прочитайте на с.35.
  2. Дополните предложение:

кровяные пластинки, содержащиеся  в крови –

 - это…….

они  помогают крови……………..при порезах и ранах)

 - Теперь проверим, что вы написали о плазме?

 - Об эритроцитах?

 - 3 группа о лейкоцитах?

 - О тромбоцитах?

А СЕЙЧАС ФИЗМИНУТКА НЕПРОСТАЯ, А ВСЁ О КЛЕТКЕ.

физминутка

Давайте проверим, как вы поняли материал.

 - Какие клетки крови защищают организм от микробов?

(Встают лейкоциты)

 - Как называется жидкая часть крови? (плазма)

 - Какие клетки крови  красного цвета? (эритроциты)

 - Если вы поранились, какие клетки бегут вам на помощь (тромбоциты)

        Ты зарядку друг мой делай,

                       Будешь сильным, будешь смелым?

        ( Сели по очереди: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).

Мы  с вами нашли ответ на первый вопрос, а сейчас нам предстоит  ответить на вопрос: «Какую работу выполняет кровь в организме?» На этот вопрос нам поможет ответить иллюстрация на с. 33 учебника.

Слайд №8

  Рассмотрите картинку. Что делают эритроциты? (Они переносят кислород) Важная функция крови – транспортная. Это значит, что кровь как транспорт движется и разносит по организму кислород, тепло, воду и пищу.

-     Что делают лейкоциты? (Защищают организм от микробов.)

-  Что делают тромбоциты? (На рисунке они занимаются строительством.) Они свёртывают кровь, не давая ей покинуть организм человека.

-  Прочитайте, что узнали нового? (Кровь не только приносит кислород, но и уносит от органов углекислый газ.)

Ребята, а кто знает, что такое кондиционер? Кто может объяснить значение слов кровь- кондиционер?  (Регулирует температуру тела.)

Практическая работа.

 - Ребята, все эти виды работ кровь может выполнять, когда течёт, а толкает её сердце. Работу  сердца вы можете почувствовать по пульсу. Положите 3 пальца левой руки на запястье  правой руки  и прижмите.  Что почувствовали? ( слабые толчки крови в кровеносных сосудах или пульс) Проверим частоту  вашего пульса.(Засекаю время).  За эту минуту ваше сердце перекачало от 2 до 4 литров крови. У взрослого человека частота пульса 60-70 ударов в минуту., у ребёнка – 90 уд/мин.

Как вы думаете, что  будет с вашим пульсом, если мы пробежимся или поработаем физически? Давайте проверим. Физминутка. Приседания на месте в течение 30 с.

Счёт пульса.  Вывод: пульс участился. Почему произошли изменения? (При беге,  движении и работе начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха – сердце начинает подавать их больше с кровью)

Вывод: таким образом, кровь имеет огромное значение

для человека

- Количество лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов в крови у здоровых людей примерно одинаковое. Лаборант подсчитывает, сколько эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов у пациента, записывает результаты в специальный бланк. Посмотрите на эти бланки.  На них написаны данные здорового человека. Если человек болен, то изменяется и количество элементов крови. А врач ставит  диагноз и назначает лечение.

-  Теперь, Молчун, ты понял, как важно делать анализ крови?

А вы, ребята, поняли зачем мы сдаём анализ крови?

Давайте прочитаем стихотворение-загадку.

По реке бежит вода,

Ярко-красная она

Корабли по ней плывут,

Пищу органам везут.

Кислород  они подвозят,

Углекислый газ увозят

И умеют воевать –

От микробов защищать.

Путешествие в прошлое.

С   глубокой древности люди это понимали. Они не знали ни законов движения, ни состава крови, ни свойств крови, но часто наблюдали, как раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирали. Жизнь покидала их  вместе с уходящей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что в крови заключается жизненная сила. И  только 1628 году английский учёный Уильям Гарвей, обобщил свои исследования, которые проводил в течение 30 лет, описал, как  двигается кровь по организму. Именно он первым открыл, что кровь передвигается по сосудам.

 А ОБ ОРГАНАХ КРОВООБРАЩЕНИЯ МЫ УЗНАЕМ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ.

Рефлексия.

- Считаете ли вы сведения, полученные на уроке важным для вас? Где они могут пригодиться?

 Домашнее задание.

С . 32 -36 пересказ, т. зад.62.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....