Урок по окружающему миру "В мире камня"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок- исследование позволяет максимально активизировать работу детей. Используется частая смена видов деятельности, что позволяет провести его динамично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_mire_kamnya_2_klass.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Тема урока: "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Тип урока: Урок – исследование.

Класс: 2 в

Дата проведения: 17.02.2016г.

Учебник: « Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, 2 класс В 2ч.

Учитель: Морозова Ирина Николаевна

Цель урока: Расширение кругозора учащихся  о горных породах и минералах.

Задачи:

- Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

- Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

- Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

- Воспитывать гордость за родной край. 

  Оборудование и наглядные пособия:

- тетрадь № 2 « Окружающий мир»;

- презентация « В мире камня»;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- карточки для учащихся;

- демонстрационный материал (кремень, янтарь, каменный уголь, каменная соль, гранит, известняк, яшма, пемза.)

Место проведения:

- кабинет начальных классов.

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Я желаю всем удачи

Пусть решатся все задачи.

За работу, в добрый час!

Все получится  у нас!

- Пусть девизом нашего урока станут слова:

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, получая тем самым положительный заряд энергии на весь урок.

II. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробку. Вам интересно, что в ней находится?

- Тогда послушайте мой рассказ:

(Слайд 2) «С незапамятных времен он прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда.

(Слайд 3) Ими расчленяли на части туши убитых зверей. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными …человек издавна любил украшать себя.

(Слайд 4) Он был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный поражал врага и настигал ускользающую добычу.

(Слайд 5) Однако, не каждый такой предмет обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали их, запоминали их внешние признаки, давали им названия.

(Слайд 6) - Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим. (Коробка открывается)

- О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока «В мире камня»  (Слайд 7)

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы и минералы, занимается наука – геология.» (Слайд 8)

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из  камней, рассмотрим небольшую коллекцию.

- Но для этого нам нужно знать краткие сведения о них: название, где используется.

- Откройте, пожалуйста, свои коробки на столах. Рассмотрите камни. Все ли вам знакомы?

IV. Выявление места и причины затруднения.

- Сможем ли мы сейчас определить названия  всех камней? Почему? (Недостаточно знаний)

- Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (Спросить у взрослых, прочитать в книге)

- В каких книгах мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

- Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? (Узнать названия камней, их свойства, где используют). (Слайд 9)

- Сегодня я  предлагаю вам побыть геологами и заняться некоторыми исследованиями в своих лабораториях, для этого мы разделились на группы, в которых вы сами выбрали старших научных сотрудников. Решая поставленные задачи,  мы с вами будем взбираться на одну из вершин Уральских гор, самых древних гор планеты,  которые находятся на территории нашей страны.

- Каждый шаг нашего исследования вы будете оценивать, используя цветные символы.

Зелёный камень - справились успешно

Жёлтый камень - справились частично

Красный камень – не справились, нужна помощь.

- Итак, начинаем наше путешествие в мир камня.

 Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как  мы с вами, растения и животные.  Мир камня древнее живого мира.

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассмотрим на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями.

И о первом таком камне нам расскажет Высокопоясный Константин.

Кремень. (Слайд 10)

В древности осколки кремня использовались для высечения огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов. Существует устойчивое народное поверье, что такой кремень обладает особыми свойствами воздействия на воду. Исстари кусок чёрного кремня клали в ёмкости с продуктами питания при их засолке или ином заготовлении впрок.

Со следующим камнем нас познакомит Пожидаева Дарья.

Янтарь. (Слайд 11)

Янтарь - затвердевшая смола хвойных деревьев. Лучше всего остатки древних насекомых сохранились в янтаре. Янтарь – таинственный дар моря, выбрасываемый на балтийское побережье после сильных бурь. Литовцы дали ему имя «гинтарас», что значит «защита от болезней», от этого слова и произошло название янтарь. Он – один из самых первых драгоценных камней, известных человечеству. В кусочках смолы иногда находят насекомых, столь же древних, как и янтарь. Из янтаря делают кольца, серьги, бусы и другие украшения.

- Посмотрите - это украшение из янтаря.

- Ну а самое необыкновенное применение камня мы можем наблюдать в Царском селе Ленинградской области в Екатерининском дворце - целую Янтарную комнату. (Слайд 12)  К сожалению, во время ВОВ она была вывезена фашистами за пределы нашей страны и её местонахождение  её неизвестно до сих пор. Однако к 300  Санкт – Петербурга в 2003г. янтарный кабинет был полностью восстановлен и принял первых посетителей. Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано: - 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

- Ну а теперь я прошу найти в вашей коллекции вот такой камень.

(Слайд 13)  Каменный уголь.

Основа образования угля - растительные остатки. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он хорошо горит, выделяя много тепла.

Откуда же он взялся?

Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь.

(Слайд 14)  Каменная соль.

Каменная соль залегает пластами в осадочных горных породах. По своему происхождению соль является химическим морским осадком, образовавшимся при испарении морской воды. Многие соленые озера обязаны своим происхождением залежам каменной соли в недрах земли

- Много сложено поговорок и пословиц о соли. На парте у вас листик с пословицами. Давайте их прочитаем.

(Слайд 15)  Пословицы

1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

2. Без соли стол кривой.

3. Без соли, без хлеба худая беседа.

4. Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.

- Как на ваш взгляд, судя по пословицам относились люди к соли.

(Ответы детей)

- О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. - Как вы её понимаете?

-  Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”.

- А ещё на Руси издавна существует обычай – как встречать дорогих гостей. Хлебом и солью.

VI. Работа в группах.

- А теперь я предлагаю вам начать свою работу в лабораториях и по описанию определить и показать нам камень. На столах таблица со справочным материалом. Вы определяете камень по выделенному фрагменту в таблице. (Слайд 16)  

Справочная таблица

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Известняк

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Яшма

Серовато-зеленая или красно-синяя и др.

Твердая, прочная

С причудливыми разводами и узорами

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Пористая (похожа на губку), легкая

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

(Слайд 17)  Гранит.

Гранит - прочная горная порода с красивым рисунком расположения кристаллов. (Слайд 18)  Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, гранитной брусчаткой выложены улицы. Он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.

(Слайд 19)  В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень-великан из гранита, который нашли недалеко, на берегу Балтийского моря. Его несколько месяцев вырубали 400 мастеров-каменотесов. Была сооружена  специальная дорога. Чтобы доставить камень к воде. Там его погрузили на громадный плот, который буксировали два боевых корабля. А еще гранит часто используется в строительстве.

(Слайд 20)  Известняк

С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.    

Известняк  часто  встречается  в природе. Из него могут быть сложены  целые  горы,  или  он   может   залегать  глубоко  в земле   мощными   толстыми   слоями.  С  давних  пор  люди получали   из   известняка   известь,   известковые  растворы, строительные  камни. Дома  и  стены  часто  делали  из этого камня.  (Слайд 21)  Существует   выражение    «Москва  белокаменная». Многие  здания   в    старой    Москве сделаны из белого камня.  

(Слайд 22)  Яшма.

В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. (Слайд 23)   В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи. Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале.

(Слайд 24)  Пемза.

Пемза - пористое вулканическое стекло. (Слайд 25 видео)  Когда вулкан извергается, расплавленная магма изливается на поверхность земли. Затем магма охлаждается на воздухе (или в воде) и застывает в виде камня. Кусочки застывшей лавы, оставшиеся на поверхности земли, - пемза.

Используется как заполнитель в легких бетонах , как добавка к цементам и извести. Применяется для шлифовки металла и дерева, полировки каменных изделий. Так же используется для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп.

- Сравните пемзу с губкой.  Чем они похожи?  Ребята, когда вы опускаете губку в воду, она тонет? Давайте проверим.

- А пемза будет тонуть ? Давайте проверим.(Делают в группах)

- Как вы думаете, почему пемза не тонет в воде ? (Внутри камня пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла)

- Ребята, вы внимательно прослушали информацию о камнях и теперь, я уверена, что теперь  вам  не составит сложности выполнение задания 21 на с.14 в рабочих тетрадях. (Электронный учебник, интерактивная доска)

- Хорошо. С одной поставленной задачей вы справились. 

- Оцените ваше первое исследование. Прошу выбрать в группах тот камень, который покажет на сколько хорошо вы преодолели 1 высоту. Руководители лабораторий вывешивают свои результаты.

Физкультминутка. (Дыхательная гимнастика). (Слайд 26)  

- Каждому нужно сделать шарик из бумаги- «камень». Ставим по середине стола «барьер» из пенала. Я произношу строки, а вы выполняете действия. - - - Давайте потренируемся.

Как в одной из дальних стран появился ураган!

(поочередные наклоны головы к плечам в ритм).

Дунул вправо - пыль столбом!

(Набрать побольше воздуха и на повороте головы вправо выдохнуть)

Дунул влево – рухнул дом!

(Набрать побольше воздуха и на повороте головы влево выдохнуть)

Ураган был так силен – даже двигал камни он. (Набрать воздуха и постараться одним выдохом докатить «камень до пенала»)

- Ребята. Геологи не только хорошо знают географию, но и прекрасно владеют математикой. У вас на столах непростая геологическая задача. Давайте с ней ознакомимся. (Слайд 27)  

Геологи нашли 7 камней, массы которых 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинакова. Как им это удалось?

(Решение на интерактивной доске. С помощью какого действия ее можно решить)

- И со второй поставленной задачей вы справились. Оцените работу своей группы, выбрав второй камень.

(Руководители лабораторий вывешивают свои результаты.)

- Кто создатель камней, о которых мы говорили ?

- Тогда как мы можем назвать эти камни одним общим названием? Они какие? ( Природные)

- Но коль есть камни природные, значит есть и ещё какие? ( Искусственные)

- А их кто создал?

- Назовите какие искусственные камни вы знаете? .

- Как вы думаете, что означают слова « керамика», « фарфор», « бетон»?

- Поможет нам найти ответ на этот вопрос справочник в учебнике с.92. Откройте его и прочтите, что означают эти слова. (Электронный учебник, интерактивная доска)

- А теперь давайте выполним следующее задание. (Электронный учебник, на интерактивной доске.)

- Молодцы. Оцените работу своей группы, выбрав следующий камень. Я поздравляю вас, что мы оказались на самой вершине горы!

– Молодцы, ребята, вы настоящие исследователи!

- Вы прекрасно справились с поставленными задачами в своих лабораториях и заслужили в награду интересную информацию.

(Слайд 28)  Это интересно.

(Слайд 29)  Крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырять и лучше переваривать пищу.

(Слайд 30)  На острове Яп в Тихом океане наряду с американским долларом находятся в обращении огромные каменные монеты с дыркой в центре- «рэи». Для переноски крупного рэи требуются усилия двадцати взрослых мужчин, поэтому монетами не обмениваются, а просто пишут имя нового владельца на камне.

(Слайд 31)  Явление, при котором нарушаются все законы физики, - камень Даваско. Огромный валун, весом более 300 тонн, повисший на сомом краю скалы, покачивающийся от порывов ветра и вот уже несколько тысячелетий словно прикованный к скале какой-то неземной силой- это за пределами человеческого понимания. Находится он в г.Тандиль  в Аргентине.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня, в мир застывшей музыки, бесконечного разнообразия оттенков и причудливых образов, в которых каждый открывает свой мир. Возможно, именно в этой многоликости и неповторимости заключается магическое воздействие каменных творений, автор которых – сама Природа. И в конце урока, попробуйте подвести итог изученному. (Слайд 32)  

Сегодня на уроке: 

Выполнили поставленную нами цель?

Я узнал …..

Я научился….

Мне понравилось…..

Я бы хотел…..

Новые знания мне пригодятся…..

VIII.  Домашнее задание. (Слайд 33)  

Камни служат человеку и как украшения. Таких камней в природе огромное множество. Нам с вами повезло, что мы живем в стране, которую зовут Россия и на её территории находятся Уральские горы – настоящая подземная сокровищница камней – самоцветов, о которых мы поговорим на следующем уроке.

У каждого камня самоцвета своё имя, своё обозначение и даже каждому месяцу года присущ свой камень. Вспомните, кто в каком месяце родился и определите свой камень.

Ваше домашнее задание – подготовить сообщение о своём камне.

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему природному миру

Данный урок предназначен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения)...

урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"

данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...

Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа

Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....

Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г., ХАЗОВА А.А.

Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой"....