МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г.,ХАЗОВА А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мустафина Елена Геннадьевна

Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по окружающему природному миру

для обучающихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

 (II  вариант обучения)

«Зимующие птицы»

                                                                                                                     Составители:

          учителя ГБОУ школа  № 613

          Мустафина Елена Геннадьевна

           Хазова Алёна Александровна

Предмет: Окружающий природный мир

Тема урока: «Зимующие птицы»

Тип урока: Обобщающий урок в серии уроков по теме «Птицы».

Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.

Прогнозируемые результаты:

 Личностные:

- создавать условия для духовно- нравственного воспитания;

-  привить любовь и бережное отношение к природе, представителям животного и растительного мира;

-принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять учебно-познавательный интерес к полученным на уроке знаниям;

-владеть различными средствами коммуникации (речь, пиктограммы, жесты);

- владеть  навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

- расширить изучение предмета «Окружающий природный мир» по теме «Птицы» через интеграцию с изобразительной деятельностью;

- способствовать формированию представлений о временных отношениях (смена времен года, основные признаки);

-   устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, уметь обобщать и классифицировать понятия.

 

Предметные:

- уметь разделять птиц по группам: зимующие и перелетные;

- узнавать и называть/показывать на иллюстрациях/пиктограммах зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица, голубь, сорока);

- уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам (перья, клюв, крылья);

- иметь представление о назначении кормушек для птиц;

-  относить изученные объекты к определенным группам (снегирь, синица, воробей, ворона, голубь, сорока - птицы);

- узнавать и называть/ показывать на иллюстрациях/пиктограммах природные и погодные явления, которые можно наблюдать осенью и зимой (листопад, дождь, снег, холодно, морозно).

Дидактические средства: пиктограммы/иллюстрации с изображением зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица, сорока, голубь), кормушки, природных и погодных явлений (листопад, снег, холодно, морозно, дождь, ветер), эмоций (радость, грусть); презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Базовые учебные действия

(БУД)

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.

Организационный момент

Цель: настроить обучающихся на готовность к работе.

 Словесное приветствие

Предлагает ученикам поздороваться с гостями

Помогает ученикам сориентироваться в визуальном расписании.

Напоминает правила поведения на уроке.

 ( показывает пиктограммы).  

Создает эмоциональный настрой на работу

Приветствуют гостей.

Смотрят на визуальное расписание, берут карточку обозначающую урок «Окружающий природный мир».

Называют/показывают  правила поведения на уроке, ориентируясь на пиктограммы, которые предъявляет учитель.

Личностные БУД:

-осознавать себя как ученика, заинтересованного посещение школы.

Коммуникативные БУД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)( учитель-класс)

Регулятивные БУД:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (сидеть за партой, выполнять инструкции учителя):

-Организовать детей;

-проверить готовность к уроку;

-создать позитивное настроение.

II Этап

Актуализация знаний

Цель: Закрепление знаний о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой.

Фронтальная форма

Беседа

Наглядно-иллюстративный

Демонстрация презентации (Слайды 1-6)

Проводит беседу, контролирует правильность ответов учеников.

Демонстрирует презентацию.

Работают с картинками/пиктограммами,

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные БУД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)            ( учитель-класс).

Познавательные БУД:

- уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;


Регулятивные БУД:

- произвольно включаться в деятельность.

-включение учащихся в рабочий ритм;

-обобщение и систематизация знаний детей о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой.

III Этап

Формулирование темы

Цель: создать условия для самостоятельного формулирования обучающимися темы урока уточнить знания детей о зимующих птицах (снегирь, ворона, воробей, синица) и особенностях их обитания.

Проблемно- поисковый

Беседа

Наглядно-иллюстративный

 (Слайд 7-11)

Предлагает проблемную ситуацию, предъявляет ученикам подсказку (перо птицы).

  Побуждает учеников к размышлению, контролирует и направляет их ответы в нужном направлении.  

Демонстрирует презентацию

Опираясь на демонстрационный материал и наводящие вопросы учителя, формулируют тему урока.

Личностные БУД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)            ( учитель-класс).

Познавательные БУД:

- устанавливать причинно-следственные связи между природными изменениями и жизнью птиц;

- отличать птиц от других животных по характерным признакам;

- обобщать понятия        (снегирь, ворона, воробей, синица, сорока, голубь– зимующие птицы);

- уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;

Регулятивные БУД:

- произвольно включаться в деятельность.

- сформулировать тему урока («Как помочь птицам зимой?»);

-  назвать основные характерные признаки присущие птицам (перья, клюв, крылья).

    -  назвать зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица) опираясь на картинки и пиктограммы;

Цель: Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка.

Физкультминутка

Показывает  комплекс движений под музыку Е. Железновой «Птички»

Выполняют комплекс, запоминая правильные движения.

Регулятивные БУД:

- произвольно включаться в деятельность.

Создание момента отвлечения и расслабления учеников

IV Этап

Актуализация знаний по теме «Как помочь птицам зимой?

Цель: сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.

Беседа

Наглядно- иллюстративный

Демонстрирует презентацию

Задает наводящие вопросы. 

Демонстрирует кормушку.

Рассказывает о том, чем питаются зимующие птицы (семечки подсолнечника и тыквенные семечки, пшено, крошки белого хлеба).

Предлагает ученикам выбрать, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпать его в кормушку.

Опираясь на демонстрационный материал, выбирают пиктограммы (помогать, радость/грусть, голодный, холодно).

Рассматривают кормушку

Выбирают, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпают его в кормушку.

Личностные БУД:

-развивать способность к сочувствию, сопереживанию к представителям животного мира;

-способствовать формированию ответственности, отзывчивости.

  Познавательные БУД:

-понимать, как человек может помочь птицам зимой;

- знать назначение кормушки для птиц;

- знать, каким кормом питаются зимующие птицы.

-вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации;

-привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.

V Этап

Закрепление знаний о зимующих птицах

Цель: закреплять знания о зимующих птицах (воробей, ворона, снегирь, синица),  развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Практическая работа

Коллективная аппликация

Показывает детям иллюстрацию

Организует практическую работу:

предлагает каждому ученику на выбор раскрасить зимующую птицу (воробей, ворона, снегирь,  синица).

Предлагает наклеить получившихся птиц на кормушку.

Рассматривают иллюстрацию

Выполняют рисунок самостоятельно или под руководством учителя

Выбирают понравившуюся птицу и раскрашивают ее, опираясь на образец. 

Каждый ученик совместно с учителем наклеивает изображение птицы на кормушку.

Личностные БУД:

- выполнять деятельность, опираясь на образец;

-развитие эстетических чувств.

Регулятивные БУД:

- самостоятельно выполнять учебные задания.

 

-закрепление знаний детей о зимующих птицах

 (снегирь, воробей, ворона, синица);

-выполнение практической работы (коллективной аппликации)

VI Этап

Подведение итогов

Цель: подведение итогов урока, формулирование выводов. 

Фронтальная работа

Демонстрация презентации

Подводит итоги, формулирует выводы

Самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы

Познавательные БУД:

- учиться обобщать, формулировать выводы;

Коммуникативные БУД:

- уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

- самостоятельно или с помощью учителя сформулировали основные выводы урока.

VII Этап

Рефлексия

Цель:  создать условия для формирования способности обучающихся, самостоятельно или с помощью учителя, оценивать свою деятельность, уметь делать выводы,

высказывать собственное мнение.

Рефлексивная деятельность

Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались.

Раздает ученикам жетоны за хорошую работу на уроке и предлагает похлопать друг другу.

Ученики оценивают свою работу на уроке (на доступном им уровне).

Хлопают друг другу.

Личностные БУД:

- уметь оценивать свое поведение, деятельность;

Коммуникативные БУД:

-доброжелательно относится друг к другу;

Регулятивные БУД:

- принимать оценку своей деятельности

- ученики самостоятельно или с помощью учителя  оценивают свою работу на уроке

Конспект урока  по окружающему природному миру

для обучающихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II  вариант обучения)

«Зимующие птицы»

Цели: обобщить знания детей о зимующих птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи: 

Обучающие:

- обобщить знания детей о зимующих птицах, формировать умение их различать;

- закрепить знания детей об основных отличительных признаках птиц (крылья, перья, клюв);

- уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц;

-продолжать знакомить детей с признаками времени года зима.

Развивающие:

-Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром;

- развивать познавательную активность;

- развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

- развивать навыки коммуникации, согласно индивидуальным особенностям каждого ученика;

Воспитательные:

- сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц;

-воспитывать в детях способность к сочувствию, сопереживанию, заботе о других.

-создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование:  кормушка/ домик для птиц, корм для птиц, картинки/пиктограммы, разрезные картинки с изображением птиц, цветные карандаши, клей.

Предварительная работа: 

Данный урок по предмету «Окружающий природный мир», является обобщающим в серии уроков по теме «Птицы».

Ход урока

Прозвенел звонок, начинается урок!

Ребята, а давайте повторим правила поведения на уроке? (Сидим правильно, сидим тихо, внимательно слушаем, внимательно смотрим).

Молодцы!

Какой урок у нас начинается? (Окружающий природный мир).

Скажите, какое время года недавно закончилось?  (осень) 

Правильно, осень. (Слайд 1) А какие признаки осени вы знаете? (листья опадают, становится холоднее, погода пасмурная и дождливая, птицы улетают на юг и т.д.) (Слайд 2)

Время года осень закончилось.  А какое же время года началось? (зима) (Слайд 3).

Какие признаки зимы вы знаете? (идет снег, на деревьях нет листьев, холодно на улице) (Слайд 4,5)

 А какая сейчас погода? (холодная, пасмурная, ветреная)

Да, зимой на улице очень холодно и дует сильный ветер, поэтому мы с вами, чтобы не замерзнуть, очень тепло одеваемся.

Давайте вспомним, как же готовятся к зиме животные? (медведь впадает в спячку, у зайчика шерсть становится белого цвета)

Ребята, мне кажется, мы про кого-то забыли поговорить… Ой, смотрите, нам письмо. Давайте откроем, что же там?  (перо, записка)

Как вы думаете, кто просит нас о помощи? (птицы)

 «Дети, спасите! Мы птицы, оставшиеся зимовать, всё кругом замерзает, застывает, покрывается снегом и нам негде  найти корм. Помогите!» (Слайд 6)

Ну что, поможем птицам?  Но для начала вспомним, что мы знаем о птицах?

Чем птицы, отличаются от животных? (птицы могут летать, их тело покрыто перьями). (слайд 7) Чтобы это выяснить, нам нужно выполнить задание. У каждого из вас лежит на столе картинка, на ней изображена птица. Нам с вами нужно назвать и подписать ее части тела. Кто, пойдет к доске? (один ученик выходит и выполняет задание у доски, остальные работают на своих местах) 

Молодцы! Проверяем. У птиц есть: клюв, голова, туловище, шея, ноги, крылья, хвост, перья.

Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края? (Перелётные) (Слайд 8)

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие) (Слайд 9) Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются. А какие же птицы остаются, мы вспомним, когда выполним задание.

Задание «Собери картинку» (дети собирают разрезные картинки с изображением птиц)

Вы отлично справились с заданием! У кого, какая птица получилась? (снегирь, ворона, синица, воробей, сорока, голубь) (Слайды 10-15)

Но не забываем, зимующие птицы попросили нас о помощи. (Слайд 16) Давайте прочитаем стихотворение, оно поможет понять, чем же мы можем им помочь. (Дети хором читают стихотворение).

Наступила уж зима
Побелели все дома.
Я гуляю во дворе.
Холодно всей детворе

Птичкам тоже холодно,
А ещё и голодно.
Голуби хотят еду.
Хлеба птичкам я найду.

Ведь зимой нет червяков —
Спрятались среди снегов.
Крошки сыплю голубям —
Лучшим маленьким друзьям.

Покормите птичек всех:
Воробьёв, синичек, тех,
Кто нуждается в еде,
Оказавшись вдруг в беде
.

Какие же вы молодцы! Кто, мне расскажет, о чем же говориться в стихотворении? (Наступила зима, стало холодно, выпал снег, птицам холодно и голодно, нужно покормить птиц).

Посмотрите на эту птичку, как вы думаете какое у нее настроение, радостное или грустное? (грустное). Правильно, а почему? (потому что ей холодно и негде добыть еду) (Слайд 16)

Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки.

Кормушка сделана из дерева. У неё есть дно, куда насыпают корм. Есть крыша, она укрывает корм от снега и дождя. Ещё у кормушки есть верёвочки, за которые её подвешивают на дерево.

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую.

Чем мы можем покормить птиц? (зерном, семечками, крошками хлеба) (Слайд 19)

Правильно, молодцы! Посмотрите, я принесла настоящую кормушку, давайте насыплем в нее корм?  (Дети по очереди встают и насыпают корм в кормушку). (Слайд 19)

А теперь немножко отдохнем, вставайте в круг и повторяйте за мной. (Физкультминутка)  (Слайд 20)

Мы с вами потом пойдем и повесим кормушку на дерево, а птички за это скажут нам большое спасибо.

Посмотрите, какое здесь у нас с вами стоит зимнее дерево. Давайте посчитаем, сколько же птиц сидит на нем? Ребята, а чтобы на нашем дереве было еще больше птичек, мы с вами раскрасим и посадим на дерево вот этих птиц (раздает детям раскраски с изображением сороки, голубя, вороны, снегиря, синицы, воробья).

Какие замечательные птицы у нас получились, давайте теперь каждый по очереди посадит свою птицу на дерево. (Дети встают, прикрепляют птиц на дерево).  

Теперь вы точно не забудете, что зимующие птицы будут ждать от нас помощи. Давайте мы будем стараться не забывать насыпать корм в кормушки и радовать наших птичек.

Теперь давайте повторим, о чем мы с вами сегодня говорили? (о зимующих птицах; нужно помогать птицам зимой).

Почему нужно помогать зимующим птицам?

Теперь вы будете помогать птицам?

Наш урок заканчивается, поднимите руки те, кто хорошо работал на уроке. Молодцы, сегодня все хорошо работали и все получают жетоны. Давайте друг другу похлопаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...

Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г., ХАЗОВА А.А.

Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой"....

Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний  по  безопасности, формирование  психологических установок на соблюдение правил...

Классный час «В мире книг» в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (экскурсия в школьную библиотеку)

Задачи: Расширять представления детей о мире книг,  их разнообразии.Формировать первоначальное представление о том, из чего состоит книга. Развивать  умение поддерживать беседу, ве...