Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Хазова Алёна Александровна

    Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hazova_a_tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_uroka1.docx33.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока  по окружающему природному миру

    для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

     (II  вариант обучения)

    «Птицы зимой

                                                                                                             Составитель:

              учитель ГБОУ школа  № 613

                Хазова Алёна Александровна

    Предмет: Окружающий природный мир

    Тема урока: «Птицы зимой»

    Тип урока: Обобщающий урок в серии уроков по теме «Птицы».

    Прогнозируемые результаты:

     Личностные:

    - создавать условия для духовно- нравственного воспитания;

    -  привить любовь и бережное отношение к природе, представителям животного и растительного мира;

    -принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять учебно-познавательный интерес к полученным на уроке знаниям;

    -владеть различными средствами коммуникации (речь, пиктограммы, жесты);

    - владеть  навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Метапредметные:

    - расширить изучение предмета «Окружающий природный мир» по теме «Птицы» через интеграцию с изобразительной деятельностью;

    - способствовать формированию представлений о временных отношениях (смена времен года, основные признаки);

    -   устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, уметь обобщать и классифицировать понятия.

     

    Предметные:

    - уметь разделять птиц по группам: зимующие и перелетные;

    - узнавать и называть/показывать на иллюстрациях/пиктограммах зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица);

    - уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам (перья, клюв, крылья);

    - иметь представление о назначении кормушек для птиц;

    -  относить изученные объекты к определенным группам (снегирь, синица, воробей, ворона  - птицы);

    - узнавать и называть/ показывать на иллюстрациях/пиктограммах природные и погодные явления, которые можно наблюдать осенью и зимой (листопад, дождь, снег, холодно, морозно).

    Дидактические средства: пиктограммы/иллюстрации с изображением зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица), кормушки, природных и погодных явлений (листопад, снег, холодно, морозно, дождь, ветер), эмоций (радость, грусть); презентация.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Виды работы, формы, методы, приемы

    Содержание педагогического взаимодействия

    Базовые учебные действия

    (БУД)

    Планируемые результаты

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    I этап.

    Организационный момент

    Цель: настроить обучающихся на готовность к работе.

     Словесное приветствие

    Предлагает ученикам поздороваться с гостями

    Помогает ученикам сориентироваться в визуальном расписании.

    Напоминает правила поведения на уроке.

     ( показывает пиктограммы).  

    Создает эмоциональный настрой на работу

    Приветствуют гостей.

    Смотрят на визуальное расписание, берут карточку обозначающую урок «Окружающий природный мир».

    Называют/показывают  правила поведения на уроке, ориентируясь на пиктограммы, которые предъявляет учитель.

    Личностные БУД:

    -осознание себя как ученика, заинтересованного посещение школы.

    Коммуникативные БУД:

    -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)( учитель-класс)

    Регулятивные БУД:

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (сидеть за партой, выполнять инструкции учителя):

    -Организовать детей;

    -проверить готовность к уроку;

    -создать позитивное настроение.

    II Этап

    Актуализация знаний

    Цель: Закрепление знаний о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой.

    Фронтальная форма

    Беседа

    Наглядно-иллюстративный

    Демонстрация презентации (Слайды 1-6)

    Проводит беседу, контролирует правильность ответов учеников.

    Демонстрирует презентацию.

    Работают с картинками/пиктограммами,

    Отвечают на вопросы учителя.

    Личностные БУД:

    -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)            ( учитель-класс).

    Познавательные БУД:

    - уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;


    Регулятивные БУД:

    - произвольно включаться в деятельность.

    -включение учащихся в рабочий ритм;

    -обобщение и систематизация знаний детей о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой.

    III Этап

    Формулирование темы

    Цель: создать условия для самостоятельного формулирования обучающимися темы урока уточнить знания детей о зимующих птицах (снегирь, ворона, воробей, синица) и особенностях их обитания.

    Проблемно- поисковый

    Беседа

    Наглядно-иллюстративный

     (Слайд 7-11)

    Предлагает проблемную ситуацию, предъявляет ученикам подсказку (перо птицы).

      Побуждает учеников к размышлению, контролирует и направляет их ответы в нужном направлении.  

    Демонстрирует презентацию

    Опираясь на демонстрационный материал и наводящие вопросы учителя, формулируют тему урока.

    Личностные БУД:

    -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)            ( учитель-класс).

    Познавательные БУД:

    -учить устанавливать причинно-следственные связи между природными изменениями и жизнью птиц;

    - уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам;

    - обобщать понятия        ( снегирь, ворона, воробей, синица – зимующие птицы);

    - уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;

    Регулятивные БУД:

    - произвольно включаться в деятельность.

    - сформулировать тему урока («Как помочь птицам зимой?»);

    -  назвать основные характерные признаки присущие птицам (перья, клюв, крылья).

        -  назвать зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица) опираясь на картинки и пиктограммы;

    Цель: Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка.

    Физкультминутка

    Показывает  комплекс движений под музыку Е. Железновой «Птички»

    Выполняют комплекс, запоминая правильные движения.

    Регулятивные БУД:

    - произвольно включаться в деятельность.

    Создание момента отвлечения и расслабления учеников

    IV Этап

    Актуализация знаний по теме «Как помочь птицам зимой?

    Цель: сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.

    Беседа

    Наглядно- иллюстративный

    Демонстрирует презентацию

    Задает наводящие вопросы. 

    Демонстрирует кормушку.

    Рассказывает о том, чем питаются зимующие птицы (семечки подсолнечника и тыквенные семечки, пшено, крошки белого хлеба).

    Предлагает ученикам выбрать, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпать его в кормушку.

    Опираясь на демонстрационный материал, выбирают пиктограммы (помогать, радость/грусть, голодный, холодно).

    Рассматривают кормушку

    Выбирают, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпают его в кормушку.

    Личностные БУД:

    -развивать способность к сочувствию, сопереживанию к представителям животного мира;

    -способствовать формированию ответственности, отзывчивости.

      Познавательные БУД:

    -понимать, как человек может помочь птицам зимой;

    - знать назначение кормушки для птиц;

    - знать, каким кормом питаются зимующие птицы.

    -вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации;

    -привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.

    V Этап

    Закрепление знаний о зимующих птицах

    Цель: закреплять знания о зимующих птицах (воробей, ворона, снегирь, синица),  развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

    Практическая работа

    Коллективная аппликация

    Показывает детям иллюстрацию

    Организует практическую работу:

    предлагает каждому ученику на выбор раскрасить зимующую птицу (воробей, ворона, снегирь,  синица).

    Предлагает наклеить получившихся птиц на кормушку.

    Рассматривают иллюстрацию

    Выполняют рисунок самостоятельно или под руководством учителя

    Выбирают понравившуюся птицу и раскрашивают ее, опираясь на образец. 

    Каждый ученик совместно с учителем наклеивает изображение птицы на кормушку.

    Личностные БУД:

    - выполнять деятельность, опираясь на образец;

    -развитие эстетических чувств.

    Регулятивные БУД:

    - самостоятельно выполнять учебные задания.

     

    -закрепление знаний детей о зимующих птицах

     (снегирь, воробей, ворона, синица);

    -выполнение практической работы (коллективной аппликации)

    VI Этап

    Подведение итогов

    Цель: подведение итогов урока, формулирование выводов. 

    Фронтальная работа

    Демонстрация презентации

    Подводит итоги, формулирует выводы

    Самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы

    Познавательные БУД:

    - учиться обобщать, формулировать выводы;

    Коммуникативные БУД:

    - уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    - самостоятельно или с помощью учителя сформулировали основные выводы урока.

    VII Этап

    Рефлексия

    Цель:  создать условия для формирования способности обучающихся, самостоятельно или с помощью учителя, оценивать свою деятельность, уметь делать выводы,

    высказывать собственное мнение.

    Рефлексивная деятельность

    Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались.

    Раздает ученикам жетоны за хорошую работу на уроке и предлагает похлопать друг другу.

    Ученики оценивают свою работу на уроке (на доступном им уровне).

    Хлопают друг другу.

    Личностные БУД:

    - уметь оценивать свое поведение, деятельность;

    Коммуникативные БУД:

    -доброжелательно относится друг к другу;

    Регулятивные БУД:

    - принимать оценку своей деятельности

    - ученики самостоятельно или с помощью учителя  оценивают свою работу на уроке

    «Как помочь птицам зимой?»

    Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.

    Задачи: 

    Обучающие:

    - обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, формировать умение их различать;

    - закрепить знания детей об основных отличительных признаках птиц (крылья, перья, клюв);

    - уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц;

    -продолжать знакомить детей с признаками времени года зима.

    Развивающие:

    -Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром;

    - развивать познавательную активность;

    - развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

    - развивать навыки коммуникации, согласно индивидуальным особенностям каждого ученика;

    Воспитательные:

    - сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц;

    -воспитывать в детях способность к сочувствию, сопереживанию, заботе о других.

    -создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

    Оборудование:  кормушка/ домик для птиц, корм для птиц, картинки/пиктограммы, разрезные картинки с изображением птиц, цветные карандаши, клей.

    Предварительная работа: 

    Данный урок по предмету «Окружающий природный мир», является обобщающим в серии уроков по теме «Птицы».

    Ход урока

    Прозвенел звонок, начинается урок!

    Ребята, а давайте повторим правила поведения на уроке? (Сидим правильно, сидим тихо, внимательно слушаем, внимательно смотрим).

    Молодцы!

    Какой урок у нас начинается? (Окружающий природный мир).

    Скажите, какое время года недавно закончилось?  (осень) 

    Правильно, осень. А какие признаки осени вы знаете? (листья опадают, становится холоднее, погода пасмурная и дождливая, птицы улетают на юг и т.д.)

    Время года осень закончилось.  А какое же время года началось? (зима)

    Какие признаки зимы вы знаете? (идет снег, на деревьях нет листьев, холодно на улице)

     А какая сейчас погода? (холодная, пасмурная, ветреная)

    Да, зимой на улице очень холодно и дует сильный ветер, поэтому мы с вами, чтобы не замерзнуть, очень тепло одеваемся.

    Давайте вспомним, как же готовятся к зиме животные? (медведь впадает в спячку, у зайчика шерсть становится белого цвета)

    Ребята, мне кажется, мы про кого-то забыли поговорить… Ой, смотрите, нам письмо. Давайте откроем, что же там?  (перо, записка)

    Как вы думаете, кто просит нас о помощи? (птицы)

     «Дети, спасите! Мы птицы, оставшиеся зимовать, всё кругом замерзает, застывает, покрывается снегом и нам негде  найти корм. Помогите!»

    Ну что, поможем птицам?  Но для начала вспомним, что мы знаем о птицах?

    Чем птицы, отличаются от животных? (птицы могут летать, их тело покрыто перьями).

    Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края? (Перелётные.)

    Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются. А какие же птицы остаются, мы вспомним, когда выполним задание.

    Задание «Собери картинку» (дети собирают разрезные картинки с изображением птиц)

    Молодцы! У кого какая птица получилась? (снегирь, ворона, синица, воробей)

    Но не забываем, зимующие птицы попросили нас о помощи. Посмотрите на эту птичку, как вы думаете какое у нее настроение, радостное или грустное? (грустное). Правильно, а почему? (потому что ей холодно и негде добыть еду)

    Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки.

    Кормушка сделана из дерева. У неё есть дно, куда насыпают корм. Есть крыша, она укрывает корм от снега и дождя. Ещё у кормушки есть верёвочки, за которые её подвешивают на дерево.

    Трудно птицам зимовать, 
    Надо птицам помогать! 
    Распилить я попросил 
    Досочку еловую, 
    Вместе с папой смастерил 
    Птичкину столовую. 

    - Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку (две).

    Чем мы можем покормить птиц? (зерном, семечками, крошками хлеба)

    Правильно, молодцы! Посмотрите, я принесла настоящую кормушку, давайте насыплем в нее корм?

    А теперь немножко отдохнем, вставайте в круг и повторяйте за мной. (Физкультминутка)

    Мы с вами потом пойдем и повесим кормушку на дерево, а птички за это скажут нам большое спасибо.

    А чтобы мы с вами не забывали, подсыпать птицам еду в кормушку, мы сделаем с вами аппликацию, которую повесим у нас в классе.  Посмотрите на доску, что это? (кормушка)  Давайте на ту кормушку наклеим птичек, но для того их нужно раскрасить.

    Какая красивая аппликация у нас получилась!

    Теперь давайте повторим, о чем мы с вами сегодня говорили? (о зимующих птицах; нужно помогать птицам зимой).

    Почему нужно помогать зимующим птицам?

    Теперь вы будете помогать птицам?

    Наш урок заканчивается, поднимите руки те, кто хорошо работал на уроке. Молодцы, сегодня все хорошо работали и все получают жетоны. Давайте друг другу похлопаем?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".

    Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....

    План профессионального развития учителя класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    План профессионального развития учителя класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ...

    Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

    Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...

    Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"

    Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...

    Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г., ХАЗОВА А.А.

    Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой"....

    Классный час «Путешествие на планету Энергетика» в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на тему Энергосбережения

    На классном часе  у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью расширяется  представление  о  понятии  «электричество». Дети учатся  узнавать...