МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хазова Алёна Александровна

Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hazova_a_tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_uroka1.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по окружающему природному миру

для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

 (II  вариант обучения)

«Птицы зимой

                                                                                                         Составитель:

          учитель ГБОУ школа  № 613

            Хазова Алёна Александровна

Предмет: Окружающий природный мир

Тема урока: «Птицы зимой»

Тип урока: Обобщающий урок в серии уроков по теме «Птицы».

Прогнозируемые результаты:

 Личностные:

- создавать условия для духовно- нравственного воспитания;

-  привить любовь и бережное отношение к природе, представителям животного и растительного мира;

-принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять учебно-познавательный интерес к полученным на уроке знаниям;

-владеть различными средствами коммуникации (речь, пиктограммы, жесты);

- владеть  навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

- расширить изучение предмета «Окружающий природный мир» по теме «Птицы» через интеграцию с изобразительной деятельностью;

- способствовать формированию представлений о временных отношениях (смена времен года, основные признаки);

-   устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, уметь обобщать и классифицировать понятия.

 

Предметные:

- уметь разделять птиц по группам: зимующие и перелетные;

- узнавать и называть/показывать на иллюстрациях/пиктограммах зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица);

- уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам (перья, клюв, крылья);

- иметь представление о назначении кормушек для птиц;

-  относить изученные объекты к определенным группам (снегирь, синица, воробей, ворона  - птицы);

- узнавать и называть/ показывать на иллюстрациях/пиктограммах природные и погодные явления, которые можно наблюдать осенью и зимой (листопад, дождь, снег, холодно, морозно).

Дидактические средства: пиктограммы/иллюстрации с изображением зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица), кормушки, природных и погодных явлений (листопад, снег, холодно, морозно, дождь, ветер), эмоций (радость, грусть); презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Базовые учебные действия

(БУД)

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.

Организационный момент

Цель: настроить обучающихся на готовность к работе.

 Словесное приветствие

Предлагает ученикам поздороваться с гостями

Помогает ученикам сориентироваться в визуальном расписании.

Напоминает правила поведения на уроке.

 ( показывает пиктограммы).  

Создает эмоциональный настрой на работу

Приветствуют гостей.

Смотрят на визуальное расписание, берут карточку обозначающую урок «Окружающий природный мир».

Называют/показывают  правила поведения на уроке, ориентируясь на пиктограммы, которые предъявляет учитель.

Личностные БУД:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещение школы.

Коммуникативные БУД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)( учитель-класс)

Регулятивные БУД:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (сидеть за партой, выполнять инструкции учителя):

-Организовать детей;

-проверить готовность к уроку;

-создать позитивное настроение.

II Этап

Актуализация знаний

Цель: Закрепление знаний о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой.

Фронтальная форма

Беседа

Наглядно-иллюстративный

Демонстрация презентации (Слайды 1-6)

Проводит беседу, контролирует правильность ответов учеников.

Демонстрирует презентацию.

Работают с картинками/пиктограммами,

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные БУД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)            ( учитель-класс).

Познавательные БУД:

- уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;


Регулятивные БУД:

- произвольно включаться в деятельность.

-включение учащихся в рабочий ритм;

-обобщение и систематизация знаний детей о природных и погодных явлениях, которые можно наблюдать осенью и зимой.

III Этап

Формулирование темы

Цель: создать условия для самостоятельного формулирования обучающимися темы урока уточнить знания детей о зимующих птицах (снегирь, ворона, воробей, синица) и особенностях их обитания.

Проблемно- поисковый

Беседа

Наглядно-иллюстративный

 (Слайд 7-11)

Предлагает проблемную ситуацию, предъявляет ученикам подсказку (перо птицы).

  Побуждает учеников к размышлению, контролирует и направляет их ответы в нужном направлении.  

Демонстрирует презентацию

Опираясь на демонстрационный материал и наводящие вопросы учителя, формулируют тему урока.

Личностные БУД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик)            ( учитель-класс).

Познавательные БУД:

-учить устанавливать причинно-следственные связи между природными изменениями и жизнью птиц;

- уметь отличать птиц от других животных по характерным признакам;

- обобщать понятия        ( снегирь, ворона, воробей, синица – зимующие птицы);

- уметь воспроизводить ранее полученные знания, ориентируясь на наглядный материал;

Регулятивные БУД:

- произвольно включаться в деятельность.

- сформулировать тему урока («Как помочь птицам зимой?»);

-  назвать основные характерные признаки присущие птицам (перья, клюв, крылья).

    -  назвать зимующих птиц (снегирь, ворона, воробей, синица) опираясь на картинки и пиктограммы;

Цель: Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка.

Физкультминутка

Показывает  комплекс движений под музыку Е. Железновой «Птички»

Выполняют комплекс, запоминая правильные движения.

Регулятивные БУД:

- произвольно включаться в деятельность.

Создание момента отвлечения и расслабления учеников

IV Этап

Актуализация знаний по теме «Как помочь птицам зимой?

Цель: сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.

Беседа

Наглядно- иллюстративный

Демонстрирует презентацию

Задает наводящие вопросы. 

Демонстрирует кормушку.

Рассказывает о том, чем питаются зимующие птицы (семечки подсолнечника и тыквенные семечки, пшено, крошки белого хлеба).

Предлагает ученикам выбрать, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпать его в кормушку.

Опираясь на демонстрационный материал, выбирают пиктограммы (помогать, радость/грусть, голодный, холодно).

Рассматривают кормушку

Выбирают, каким кормом они хотели бы покормить птиц и насыпают его в кормушку.

Личностные БУД:

-развивать способность к сочувствию, сопереживанию к представителям животного мира;

-способствовать формированию ответственности, отзывчивости.

  Познавательные БУД:

-понимать, как человек может помочь птицам зимой;

- знать назначение кормушки для птиц;

- знать, каким кормом питаются зимующие птицы.

-вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации;

-привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.

V Этап

Закрепление знаний о зимующих птицах

Цель: закреплять знания о зимующих птицах (воробей, ворона, снегирь, синица),  развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Практическая работа

Коллективная аппликация

Показывает детям иллюстрацию

Организует практическую работу:

предлагает каждому ученику на выбор раскрасить зимующую птицу (воробей, ворона, снегирь,  синица).

Предлагает наклеить получившихся птиц на кормушку.

Рассматривают иллюстрацию

Выполняют рисунок самостоятельно или под руководством учителя

Выбирают понравившуюся птицу и раскрашивают ее, опираясь на образец. 

Каждый ученик совместно с учителем наклеивает изображение птицы на кормушку.

Личностные БУД:

- выполнять деятельность, опираясь на образец;

-развитие эстетических чувств.

Регулятивные БУД:

- самостоятельно выполнять учебные задания.

 

-закрепление знаний детей о зимующих птицах

 (снегирь, воробей, ворона, синица);

-выполнение практической работы (коллективной аппликации)

VI Этап

Подведение итогов

Цель: подведение итогов урока, формулирование выводов. 

Фронтальная работа

Демонстрация презентации

Подводит итоги, формулирует выводы

Самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы

Познавательные БУД:

- учиться обобщать, формулировать выводы;

Коммуникативные БУД:

- уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

- самостоятельно или с помощью учителя сформулировали основные выводы урока.

VII Этап

Рефлексия

Цель:  создать условия для формирования способности обучающихся, самостоятельно или с помощью учителя, оценивать свою деятельность, уметь делать выводы,

высказывать собственное мнение.

Рефлексивная деятельность

Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались.

Раздает ученикам жетоны за хорошую работу на уроке и предлагает похлопать друг другу.

Ученики оценивают свою работу на уроке (на доступном им уровне).

Хлопают друг другу.

Личностные БУД:

- уметь оценивать свое поведение, деятельность;

Коммуникативные БУД:

-доброжелательно относится друг к другу;

Регулятивные БУД:

- принимать оценку своей деятельности

- ученики самостоятельно или с помощью учителя  оценивают свою работу на уроке

«Как помочь птицам зимой?»

Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи: 

Обучающие:

- обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, формировать умение их различать;

- закрепить знания детей об основных отличительных признаках птиц (крылья, перья, клюв);

- уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц;

-продолжать знакомить детей с признаками времени года зима.

Развивающие:

-Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром;

- развивать познавательную активность;

- развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

- развивать навыки коммуникации, согласно индивидуальным особенностям каждого ученика;

Воспитательные:

- сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц;

-воспитывать в детях способность к сочувствию, сопереживанию, заботе о других.

-создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование:  кормушка/ домик для птиц, корм для птиц, картинки/пиктограммы, разрезные картинки с изображением птиц, цветные карандаши, клей.

Предварительная работа: 

Данный урок по предмету «Окружающий природный мир», является обобщающим в серии уроков по теме «Птицы».

Ход урока

Прозвенел звонок, начинается урок!

Ребята, а давайте повторим правила поведения на уроке? (Сидим правильно, сидим тихо, внимательно слушаем, внимательно смотрим).

Молодцы!

Какой урок у нас начинается? (Окружающий природный мир).

Скажите, какое время года недавно закончилось?  (осень) 

Правильно, осень. А какие признаки осени вы знаете? (листья опадают, становится холоднее, погода пасмурная и дождливая, птицы улетают на юг и т.д.)

Время года осень закончилось.  А какое же время года началось? (зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (идет снег, на деревьях нет листьев, холодно на улице)

 А какая сейчас погода? (холодная, пасмурная, ветреная)

Да, зимой на улице очень холодно и дует сильный ветер, поэтому мы с вами, чтобы не замерзнуть, очень тепло одеваемся.

Давайте вспомним, как же готовятся к зиме животные? (медведь впадает в спячку, у зайчика шерсть становится белого цвета)

Ребята, мне кажется, мы про кого-то забыли поговорить… Ой, смотрите, нам письмо. Давайте откроем, что же там?  (перо, записка)

Как вы думаете, кто просит нас о помощи? (птицы)

 «Дети, спасите! Мы птицы, оставшиеся зимовать, всё кругом замерзает, застывает, покрывается снегом и нам негде  найти корм. Помогите!»

Ну что, поможем птицам?  Но для начала вспомним, что мы знаем о птицах?

Чем птицы, отличаются от животных? (птицы могут летать, их тело покрыто перьями).

Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края? (Перелётные.)

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются. А какие же птицы остаются, мы вспомним, когда выполним задание.

Задание «Собери картинку» (дети собирают разрезные картинки с изображением птиц)

Молодцы! У кого какая птица получилась? (снегирь, ворона, синица, воробей)

Но не забываем, зимующие птицы попросили нас о помощи. Посмотрите на эту птичку, как вы думаете какое у нее настроение, радостное или грустное? (грустное). Правильно, а почему? (потому что ей холодно и негде добыть еду)

Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки.

Кормушка сделана из дерева. У неё есть дно, куда насыпают корм. Есть крыша, она укрывает корм от снега и дождя. Ещё у кормушки есть верёвочки, за которые её подвешивают на дерево.

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку (две).

Чем мы можем покормить птиц? (зерном, семечками, крошками хлеба)

Правильно, молодцы! Посмотрите, я принесла настоящую кормушку, давайте насыплем в нее корм?

А теперь немножко отдохнем, вставайте в круг и повторяйте за мной. (Физкультминутка)

Мы с вами потом пойдем и повесим кормушку на дерево, а птички за это скажут нам большое спасибо.

А чтобы мы с вами не забывали, подсыпать птицам еду в кормушку, мы сделаем с вами аппликацию, которую повесим у нас в классе.  Посмотрите на доску, что это? (кормушка)  Давайте на ту кормушку наклеим птичек, но для того их нужно раскрасить.

Какая красивая аппликация у нас получилась!

Теперь давайте повторим, о чем мы с вами сегодня говорили? (о зимующих птицах; нужно помогать птицам зимой).

Почему нужно помогать зимующим птицам?

Теперь вы будете помогать птицам?

Наш урок заканчивается, поднимите руки те, кто хорошо работал на уроке. Молодцы, сегодня все хорошо работали и все получают жетоны. Давайте друг другу похлопаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".

Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...

Конспект урока окружающего природного мира в 1 классе VIII вида на тему "Признаки весны"

Конспект урока окружающего природного мира для 1 класса VIII вида. Конспект составлен по ФГОС...

Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г., ХАЗОВА А.А.

Презентация к уроку по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) "Птицы зимой"....

Методическая разработка по предмету «Окружающий природный мир». 1 доп.класс (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)

Конспект урока "Знакомство с фруктом «Апельсин»", класс "особый ребенок". .Данный материал можно использовать для занятий в дошкольном учреждении....

Классный час «В мире книг» в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (экскурсия в школьную библиотеку)

Задачи: Расширять представления детей о мире книг,  их разнообразии.Формировать первоначальное представление о том, из чего состоит книга. Развивать  умение поддерживать беседу, ве...