Проект урока по окружающему миру на тему "Грибы"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Сагдеева Зульфия Рустамовна

МEТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  ВО 2  КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ГРИБЫ» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_okruzhayushchiy_mir_2kd.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение начального и дошкольного образования

Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы  «Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности обучающихся начальных классов в контексте ФГОС»

МEТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 ВО 2  КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ГРИБЫ» НА ОСНОВЕ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

Автор проекта:

Сагдеева Зульфия Рустамовна

учитель начальных классов

 МБОУ «Ямашурминская СОШ»

«Куркачинская НОШ»

 Высокогорского МР РТ,

Научный руководитель:

 Замалетдинова Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель отделения

 дошкольного и начального образования

ПМЦПК и ППРО КФУ

Проект допущен к защите:

                                                                           «27»  февраля  2015 г.

Казань – 2015


Аннотация.

     Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» во втором классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива».  В проектной работе представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме  «Грибы», которая изучается в разделе «Осень» во втором  классе.  Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель которого: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.

                                         


Актуальность проекта

          Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

 Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии  государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. [ФГОС]

           Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения уроков окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так  как недостаточно готовых разработанных материалов, таких как  технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное  обуславливает актуальность темы.


  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта  

       Разработка и реализация технологической карты урока  окружающего мира, ориентированной  на системно - деятельностный подход, обеспечивающей достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС к организации современного урока и систематизировать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе.

2. Определить структуру и содержание технологической карты с учётом изученных требований.

3.   Разработать комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ).      

4.   Разработать диагностические задания для контроля и оценки УУД.

5.   Провести урок с использованием разработанной технологической картой и оценить его результативность с позиции требования ФГОС.


Технологическая карта  урока.  

ЛУУД – личностные УУД

КУУД - коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ПУУД – познавательные УУД

Тема

Грибы

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель:

Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

познакомить учащихся со строением гриба;

учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;

развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов; развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать,  делать выводы, опираясь на изученный материал.

развивать познавательную активность и интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе родного края;

воспитывать умения работать в коллективе, в паре; культуру поведения при коллективном способе обучения, потребность применять знания, полученные на уроках в жизни.

Формировать УУД:

 Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету;

- интерес к предметно - исследовательской деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;  

-  интерес к познанию окружающего мира;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

 Регулятивные УУД:

          -  принимать и сохранять учебную задачу,  соответствующую этапу обучения;

-  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-  принимать роль в учебном сотрудничестве;

-  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы  в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Коммуникативные УУД: 

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию

- строить речевые высказывания согласно учебной ситуации использовать в общении правила вежливости.

Познавательные УУД:     

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и  обосновывать свое мнение;

- помочь выделять и сформулировать познавательную цель;

- развивать умение работать с разными видами учебной информации;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, планировать работу по изучению нового материала.

Планируемые результаты

Предметные:

- рассказать об осенних изменениях в природе;

- о грибах, о связи грибов с растениями;

- о правилах сбора грибов.

Метапредметные :

Регулятивные УДД

– определяют,   формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают  способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

 Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются  и приходят к общему решению при работе в группе;  излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Личностные: развиваются  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия

 Грибница, шляпка, ножка, плодовое тело, съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.

Ресурсы:

 основные

дополнительные

Учебник  А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир»,  2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру.

Муляжи, картинки с грибами, интерактивная доска, презентация.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Вид УД

Форма организации УД

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

I. Организацион-ный момент

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

III.Мотивация к учебной деятельности

IV. Совместное открытие нового  знания

Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока

V.Физкульт-минутка

VI. Закрепление Цель:  организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов.

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

VII. Рефлексия

 

VIII. Итог урока

IХ. Домашнее задание

Презентация с

фотографиями грибов (ист. http://www.yandex.ru)

Слайды

 1 - 2

Учебник с.86-87, с.125

Слайд 3-5

Слайды

6-8

Учебник    с.86-87

Слайды

9-25

Книга  «Великан на поляне» (с.127-128)

карточки для памятки

Рабочая тетрадь

1 ч.

Листы бумаги

Слайд 26  

Листы бумаги

               

Рассказ

Отгады-вание загадки

Осозна-ние учебной задачи

Поста-новка и создание проблем-ного вопроса

Нахождение частей гриба

Работа с рисун-ками

Обсуж-дение рассказа

Состав-ление памятки

Выполнение упражне-ний

Осуществление взаимно-го конт-роля и оказание необди-мой взаимо-помощи

Само-оценка

Участие в обсуж-дении

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

парная

работа (rally robin)

индивид. работа

индивид. работа

- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.
- Что необходимо для успешной работы?

- Рассказ об одном из растений осеннего цветника.

- Какими источниками информации вы пользовались при составлении рассказа?

   -  Отгадайте загадку:

       Я под шапкою цветной

       На ноге стою одной,

       У меня свои повадки,

       Я всегда играю в прятки. ( Гриб)

-  О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

1. (Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с.86 учебника.)

- Любите ли вы ходить в лес за грибами?

-  Какие грибы вы собираете?

-  А какие блюда мама готовит из грибов?                    -  Как  вы думаете, грибы относятся к растениям или животным? Обоснуйте свой ответ.                    

Дорогие дети,  опираясь на тему «Гриб» и опорные слова, которые написаны на доске, давайте сформулируем  вместе цель урока.                                  узнать какие …
учиться различать …
составить…

Вывод: грибы – это особое царство живой природы.

2. Работа по слайдам.

- Рассмотри рисунок и подумай:  чем они похожи.

(Вывод: они одинаковы в строении.)

Узнай по схеме и расскажи, как устроен  гриб.

3. Изучение материала о строении шляпочных грибов по рисункам на с. 86—87 учебника. С помощью подготовленных муляжей грибов дать понятие о трубчатых и пластинчатых грибах. Сообщить о том, что трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый — на странички книги.

-Верно ли утверждение, что грибы бывают разные, но имеют общее строение? Обоснуйте своё мнение.

4. Работа с учебником.

А почему грибы растут под деревьями?

Ответим на этот вопрос, прочитав текст в учебнике  самостоятельно. Стр. 87

- Почему же грибы растут под деревьями?

- С каким деревом водит дружбу подберёзовик? (С берёзой.)

Подберёзовик растёт быстрее всех грибов. Он за каждые сутки вырастает на 4-5 см

- С каким деревом дружит подосиновик? (С осиной.)

- А дубовик? (С дубом.)

5. - Рассмотрите рисунок на странице 86. Найдите лишний гриб. Объясните, почему он «лишний».                        

- Подумайте: на какие две группы мы можем поделить грибы? (На съедобные и несъедобные.)

- Какие грибы мы называем съедобными?

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Найдите на рисунке сходство и различия съедобных и несъедобных грибов  

    6. Обсуждение рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с.127-128), после прочтения его учителем, по вопросам рубрики «Обсудим» на с.89 учебника.

                               

   Правила «Как вести себя при отравлении».

Вывод: грибы бывают съедобные и ядовитые.

7. - Какое главное правило грибника вы знаете?

    - Назовите самые ядовитые грибы.

    -Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов. Составим памятку письменно.

Мы работали, устали,
А теперь все дружно встали.
Мы шли, шли, шли
И грибы нашли.
Раз грибок, два грибок, три грибок.
Положили в кузовок.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

  Задание 1 (с.52) Раскрась грибы самостоятельно или с помощью рисунка учебника. Один из грибов ядовит! Отметь его (закрась кружок красным карандашом).

  Задание 2 (с.52) Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. ( Взаимопроверка).

 2. Выполним тест.

На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.

(Читаю вопросы, а дети записывают ответы.)

1)  Грибы – это растения?

2)  Бледная поганка, сатанинский гриб – ядовитые грибы.

3)  Самый ядовитый гриб мухомор?

4)   Животные едят несъедобные грибы?

5)  Рыжик, сыроежка – съедобные грибы?

6)  Грибы растут на деревьях?

7)  Можно ли рвать грибы вблизи шоссейной дороги?

8)  Стебель, корень, плод – части гриба?

9)  Грибы размножаются семенами?

10)  Плодовое тело, грибница – это части гриба?

Проверяем.

Проверьте ответы. Оцените себя:

10-9 б. – “5”

8 -7 б. – “4”

6-5 б. – “3”


Возьмите листочек, нарисуйте кружок, который отобразит те знания, которые были у вас о грибах в начале урока. А теперь рядом нарисуйте второй кружочек: сколько знаний стало к концу урока. У кого второй кружочек больше первого? Почему так?

-  Над какой темой мы работали?

-  Что нового узнали?

-  Для чего мы изучали эту тему?

-  Дорогие мои, расскажите своим родителям  о том, что вы сегодня узнали на уроке  и поищите, почитайте  вместе с родителями  дополнительную литературу о том, какие грибы занесены в Красную книгу.                                                                                    Домашнее задание: приготовить рассказ о редких грибах.

КУУД

ПУУД

ЛУУД

 РУУД

РУУД

ПУУД

ПУУД

КУУД

ПУУД

КУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

ПУУД

ЛУУД

ЛУУД

КУУД

КУУД

ПУУД


Заключение

      Использование технологической карты помогает  учителю:

  1)  Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.

  2)  Обеспечить продуктивность урока в реализации предметных умений.

  3)  Формировать у ребенка потребность в знаниях.

  4)  Обеспечить  формирование УУД в соответствии с ФГОС.

  5)  Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Отношение учителя к учебному процессу,  творчеству, его желание раскрыть  способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок – это зеркало общей  и педагогической культуры учителя.

       В данной  проектной работе приведена технологическая   карта урока,

описывается  процесс  деятельности, а также  все  операции деятельности  и  ее составляющие. В ней  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока. Эта технологическая  карта может быть использована на уроках окружающего мира во 2 классе.

Список использованных документов и источников информации

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2014 – 151с.

2. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета,2014-255с.                                                                                                       3.  Интернет ресурсы www.learningapps.org        www.yandex.ru

4. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК

 А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Перспектива», Москва «Вако», 2013г

5.  Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012


Приложение 1

Тест

На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.

1)  Грибы – это растения?

2)  Бледная поганка, сатанинский гриб – ядовитые грибы.

3)  Самый ядовитый гриб мухомор?

4)   Животные едят несъедобные грибы?

5)  Рыжик, сыроежка – съедобные грибы?

6)  Грибы растут на деревьях?

7)  Можно ли рвать грибы вблизи шоссейной дороги?

8)  Стебель, корень, плод – части гриба?

9)  Грибы размножаются семенами?

10)  Плодовое тело, грибница – это части гриба?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?

Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России....

Проект урока по окружающему миру "Огонь, вода и газ"

1- Организационный момент.2- Актуализация знаний (актуализировать знания детей о пожаре и другич ЧС.)3- Работа над новым материалом. Игра "Вызов по телефону пажарной команды". Цель- научить детей...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...