Урок по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Природное сообщество - лес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_-_prirodnoe_soobshchestvo.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» .

Автор:  учитель ГБОУ СОШ № 169 г.Санкт-Петербурга
                 Михайлова Татьяна Геннадьевна.

 Тема:

«Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

 Цели:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном  сообществе;
  • ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной  подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, дополнительную литературу, умение рассуждать, выражать свои мысли;
  • развивать коммуникативные навыки в групповой работе;
  • формировать бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувство любви к родной русской природе.            

Оборудование:

  • плакат «Кто живет в лесу»,
  • записи голосов птиц,
  • раздаточный материал,  документ-камера,
  • учебник «Мир вокруг нас. Часть № 1» А.А.Плешакова,
  • рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас», компьютерная версия презентации «Лес – природное сообщество».

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 2 мин.
  3. Работа по теме урока – 12 мин.
  4. Физкультминутка – 2 мин.
  5. Выступления учащихся – 10 мин.
  6. Закрепление пройденного материала – 8 мин.
  7. Подведение  итогов  урока – 8 мин.
  8. Домашнее  задание – 2 мин.

  1. Организационная  работа.

Учащиеся рассаживаются по группам, на столах находятся учебники,  тетради и письменные принадлежности.

  1. Сообщение  темы  и  целей  урока.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нем – деревья, ягоды, травы.

Птицы и звери

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

  1. Работа по теме урока.

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

(показ рисунков через документ-камеру)

     Четверокласснику Пете задали домашнее задание: нарисовать к уроку  природоведения – лес. Пете очень хотелось на улицу играть в футбол с  мальчишками. Он подумал: «Лес – это деревья». И стал рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, рябины и осинки. Очень красивые деревья  получились у него.

     Казалось, сейчас пробежит ветерок, и затрепещут листочки осинки, закачаются еловые лапы, зашелестят ветви берез. Только хотел Петя убежать  на улицу, как вдруг увидел, что лес исчез – остались одни лишь сухие стволы.

     Что случилось с лесом, ребята?

     (Не было кустов, цветов, трав).

          Петя снова сел рисовать и деревья, и красивые кустарники, а на земле –среди зеленой травы – множество ярких цветов, а под деревьями спрятали свои разноцветные шляпки - грибы. Петя стал надевать шапку и куртку, но  вдруг заметил, что лес снова стал чахнуть.

          Почему лес не смог расти дальше?

          (Не хватает насекомых)

          Петя нарисовал и ярких бабочек, и разноцветных жуков, и трудолюбивых муравьев, и легкокрылых стрекоз.

          Когда мальчик вернулся с прогулки, что он увидел на картине –полчища  жуков и гусениц.

          (Леса не было потому, что не было птиц).

          Теперь Петя старался изо всех сил, взял акварельные краски и нарисовал: деревья и кустарники, постелил на землю пышный ковер из травы  и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, на ветвях деревьев появились веселые птицы, а еще он нарисовал жабу  и  ящерицу.

           И  вдруг  лес  ожил: послышались  шорохи, фырканье, треск  сучьев. Лес  был  доволен. Лес  будет  жить, в  нем  спрячутся  тысячи  и  тысячи  жителей – и  деревья, и  травы, и  грибы, и  цветы, и  животные. И  все  они  вместе – и  есть  настоящий  лес.  

           А  зачем, ребята  нужен  лес?

(Лес – «легкие  планеты», зеленые  зоны  отдыха, источник  древесины, ягод, грибов, дом  для  растений, животных  и  грибов)

 Ребята, а  почему  лес  называют  домом?  

 А  какой  это  дом?

(Большой  и  многоэтажный)  Слайды  № 2,3.

  • Давайте  выделим  этажи  леса. На  каждом  «этаже»  живут  свои растения  и  животные. (Слайд  № 4) Самым  светлым  будет  «чердак», находящийся  в  кронах  высоких  деревьев. Верхний  ярус  состоит  из высоких, светолюбивых  деревьев – ель, сосна, дуб. Под  самой  крышей  леса живут  сотни  гусениц, много  майских  жуков. На  этой  пронизанной солнцем  и  ветром  высоте  многие  певчие  птицы  растят  птенцов, белки прячут  среди  листвы  гнезда. Ниже  ярус  теневыносливых  деревьев – береза, осина, липа, ольха. (Слайд  № 5) Этажом  ниже  уже  не  так  светло. Здесь  растут  кустарники (калина, шиповник, орешник, боярышник). А  ниже – кустарнички  (черника, брусника). На  нижних  этажах  леса  располагаются травы  и  грибы, мхи  и  лишайники. (Слайды  № 6, 7, 8)
  • А  зачем  нужны  грибы? Прочитайте  статью  на  странице  179.

(Грибами  питаются  и  лечатся  животные. Грибы  способствуют  разложению  растительных  остатков. Они  помогают  всасывать  из  почвы  воду  с  растворенными  солями).

  • А  легко  ли  найти  в  лесу  животных?

(Это  не  всегда  удается  сделать – их  меньше, чем  растений  и  они  прячутся). Животные  делят  между  собой  этажи  леса: одни  живут  на  деревьях, другие – в  кустах, третьи – на  земле  или  даже  под  землей. (Слайды  № 10, 11)

  • Чем  является  лес  для  животных?

(Лес – это  дом, он  дает  пищу)

  1. Физкультминутка.

Я  с  утра  в  лесу  гуляю.

От  росы  я  весь  промок.

Но  зато  теперь  я  знаю

Про  березку  и  про  мох,

Про  малину, ежевику,

Про  ежа  и  про  ежиху,

У  которой  за  ежат

Все  иголочки  дрожат.

  1. Выступления  учащихся.

Учащиеся  подготовили  выступления  с  помощью  дополнительной  литературы.  Предложенные  темы  «Звери: волк, медведь, лиса, заяц, белка»; «Птицы: дятел, кукушка, сорока».

Составить  схемы  питания: ель – белка – горностай

                                                кора  дерева – заяц – волк

                                                семена  растений – мышь – леса

                                           кора  деревьев – личинки  жука – короеда - дятел

Записать  в  тетрадь: стр  58  № 8.

  1. Закрепление  изученного  материала.

          Хорошо  в  лесу  в  любое  время  года, а  особенно  летом. Закройте  глаза  и  представьте, что  вы  снова  в  лесу. Что  лежит  под  ногами  у  вас?

(Старые  листья, сухие  веточки, сквозь  них  пробивается  трава)

Ученые  называют  это  лесной  подстилкой. Часть  старой  листвы  и  отмершие  растения  постепенно  перегнивают, превращаясь  в  перегной. Это  работа  бактерий, насекомых, личинок. Поэтому  в  лесу  и  не  скапливается  большое  количество   старой  листвы. А  некоторым  животным  лесная  подстилка  помогает  в  холодное  время  года.  Как?

(Служит  защитой  от  холодов  для  тех, кто  впадает  в  спячку)

Обсудите  в  группах  данную  схему  и  объясните, почему  лес  можно  считать  природным  сообществом. (Слайд  №  12)

                                                                                  ЖИВОТНЫЕ  

       

                  НЕЖИВАЯ                                  

                  ПРИРОДА                               РАСТЕНИЯ

   

                                                                                     ГРИБЫ

( Все  обитатели  леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно  связаны  между  собой, они  живут  совместно, как  бы  сообща).

Деревья, травы  и  кустарники  из  воды, углекислого  газа, минеральных  питательных  веществ  строят  на  свету  свои  листья. Тут  как  тут  любители  зеленых  листочков – травоядные  животные: зайцы, белки, многие  птицы. Но  на  каждом  шагу  их  подстерегают  хищники – волки, лисы, рыси. Чуть  замешкался  заяц – и  пиши  пропало. Но  ведь  и  лиса, и  волк, и  рысь  тоже  не  бессмертны. Проживут  свое  и  умрут. А  после  их  смерти  органические  вещества, из  которых  состоят  их  тела, под  действием  бактерий  разлагаются  и  превращаются  в  те  минеральные  вещества, которые  поступают  в  почву  и  которые  так  необходимы  растениям. Стоит  кого-нибудь  убрать  из  этой  цепочки, как  вся  экологическая  система  начнет  разрушаться.  

Поэтому  лес  и  называют  природным  сообществом.

  1. Подведение  итогов  урока. Рефлексия.

Система голосования.

    Почему  лес  называют  природным  сообществом?

  1. Домашнее  задание.

Учебник : стр 178 – 181; тетрадь: стр  55 – 56  №№ 4, 5, 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...