Урок по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» .
Автор: учитель ГБОУ СОШ № 169 г.Санкт-Петербурга
Михайлова Татьяна Геннадьевна.
Тема:
«Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Цели:
- сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
- ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, дополнительную литературу, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- развивать коммуникативные навыки в групповой работе;
- формировать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство любви к родной русской природе.
Оборудование:
- плакат «Кто живет в лесу»,
- записи голосов птиц,
- раздаточный материал, документ-камера,
- учебник «Мир вокруг нас. Часть № 1» А.А.Плешакова,
- рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас», компьютерная версия презентации «Лес – природное сообщество».
Этапы урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Сообщение темы и целей урока – 2 мин.
- Работа по теме урока – 12 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Выступления учащихся – 10 мин.
- Закрепление пройденного материала – 8 мин.
- Подведение итогов урока – 8 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Организационная работа.
Учащиеся рассаживаются по группам, на столах находятся учебники, тетради и письменные принадлежности.
- Сообщение темы и целей урока.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Тайны чудные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем – деревья, ягоды, травы.
Птицы и звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
- Работа по теме урока.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
(показ рисунков через документ-камеру)
Четверокласснику Пете задали домашнее задание: нарисовать к уроку природоведения – лес. Пете очень хотелось на улицу играть в футбол с мальчишками. Он подумал: «Лес – это деревья». И стал рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, рябины и осинки. Очень красивые деревья получились у него.
Казалось, сейчас пробежит ветерок, и затрепещут листочки осинки, закачаются еловые лапы, зашелестят ветви берез. Только хотел Петя убежать на улицу, как вдруг увидел, что лес исчез – остались одни лишь сухие стволы.
Что случилось с лесом, ребята?
(Не было кустов, цветов, трав).
Петя снова сел рисовать и деревья, и красивые кустарники, а на земле –среди зеленой травы – множество ярких цветов, а под деревьями спрятали свои разноцветные шляпки - грибы. Петя стал надевать шапку и куртку, но вдруг заметил, что лес снова стал чахнуть.
Почему лес не смог расти дальше?
(Не хватает насекомых)
Петя нарисовал и ярких бабочек, и разноцветных жуков, и трудолюбивых муравьев, и легкокрылых стрекоз.
Когда мальчик вернулся с прогулки, что он увидел на картине –полчища жуков и гусениц.
(Леса не было потому, что не было птиц).
Теперь Петя старался изо всех сил, взял акварельные краски и нарисовал: деревья и кустарники, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, на ветвях деревьев появились веселые птицы, а еще он нарисовал жабу и ящерицу.
И вдруг лес ожил: послышались шорохи, фырканье, треск сучьев. Лес был доволен. Лес будет жить, в нем спрячутся тысячи и тысячи жителей – и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. И все они вместе – и есть настоящий лес.
А зачем, ребята нужен лес?
(Лес – «легкие планеты», зеленые зоны отдыха, источник древесины, ягод, грибов, дом для растений, животных и грибов)
Ребята, а почему лес называют домом?
А какой это дом?
(Большой и многоэтажный) Слайды № 2,3.
- Давайте выделим этажи леса. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. (Слайд № 4) Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых деревьев – ель, сосна, дуб. Под самой крышей леса живут сотни гусениц, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда. Ниже ярус теневыносливых деревьев – береза, осина, липа, ольха. (Слайд № 5) Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники (калина, шиповник, орешник, боярышник). А ниже – кустарнички (черника, брусника). На нижних этажах леса располагаются травы и грибы, мхи и лишайники. (Слайды № 6, 7, 8)
- А зачем нужны грибы? Прочитайте статью на странице 179.
(Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. Они помогают всасывать из почвы воду с растворенными солями).
- А легко ли найти в лесу животных?
(Это не всегда удается сделать – их меньше, чем растений и они прячутся). Животные делят между собой этажи леса: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. (Слайды № 10, 11)
- Чем является лес для животных?
(Лес – это дом, он дает пищу)
- Физкультминутка.
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
- Выступления учащихся.
Учащиеся подготовили выступления с помощью дополнительной литературы. Предложенные темы «Звери: волк, медведь, лиса, заяц, белка»; «Птицы: дятел, кукушка, сорока».
Составить схемы питания: ель – белка – горностай
кора дерева – заяц – волк
семена растений – мышь – леса
кора деревьев – личинки жука – короеда - дятел
Записать в тетрадь: стр 58 № 8.
- Закрепление изученного материала.
Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит под ногами у вас?
(Старые листья, сухие веточки, сквозь них пробивается трава)
Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа бактерий, насекомых, личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большое количество старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодное время года. Как?
(Служит защитой от холодов для тех, кто впадает в спячку)
Обсудите в группах данную схему и объясните, почему лес можно считать природным сообществом. (Слайд № 12)
ЖИВОТНЫЕ
НЕЖИВАЯ
ПРИРОДА РАСТЕНИЯ
ГРИБЫ
( Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща).
Деревья, травы и кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков – травоядные животные: зайцы, белки, многие птицы. Но на каждом шагу их подстерегают хищники – волки, лисы, рыси. Чуть замешкался заяц – и пиши пропало. Но ведь и лиса, и волк, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после их смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются в те минеральные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям. Стоит кого-нибудь убрать из этой цепочки, как вся экологическая система начнет разрушаться.
Поэтому лес и называют природным сообществом.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Система голосования.
Почему лес называют природным сообществом?
- Домашнее задание.
Учебник : стр 178 – 181; тетрадь: стр 55 – 56 №№ 4, 5, 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...