Рабочая программа по учебному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 4 классе
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Тоярова Екатерина Васильевна
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_4_klass.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному курсу  «Развитие устной речи

 на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 4 классе

Учителя начальных классов Тояровой Е.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 20  . – 152с.: ил.

Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи преподавания предмета развитие устной речи:

1.        Учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

2.        Использовать процесс обучения природоведения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;

3.        Коррегировать  недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных  возможностей и интересов;

4.        Учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;

5.        Развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;

6.        Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,  умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:

1.        Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

2.        Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

3.        Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

4.        Коррекция мышц мелкой моторики.

5.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

Специфика программы.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов  (стебель – ствол, трава – куст - дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие , ни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение коли-чества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Дет¬ские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пишу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, .. цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся        

Базовый

Минимальный

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по развитию устной  речи

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки  и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Развитие устной речи", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-        нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-        неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-        ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по суще¬ственным признакам;

-        незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

-        отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполне¬ние таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-        ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результа¬ту;

-        неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-        неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-        отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:

-        неточности в определении назначения прибора, его применение осуще¬ствляется после наводящих вопросов;

-        неточности при нахождении объекта на карте.

Используемые формы оценивания результатов обучения:

1.        беседа,

2.        тестирование,

3.        урок – практикум,

4.        наблюдение,

5.        опрос.

Рабочая программа по развитию устной речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в 4 классе. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитание нравственных качеств.

1 четверть (15 часов)

Тема урока

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами

Диагностика результатов обучения

1

Времена года: лето.

1

Знать признаки лета, названия летних месяцев

Развивать внимание

Словарь в учебнике

Составления рассказа, зарисовка

2

Начало осени. Сбор урожая.

1

Признаки осени, названия осенних месяцев

Развитие мышления

Словарь в учебнике

Работа по схемам

3

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

1

Уметь различать овощи и фрукты

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Зарисовка

4

Овощи, фрукты, ягоды.

1

Определение и различие. Уметь различать овощи и фрукты, ягоды

Развивать мышление

Словарь в учебнике

Работа по рисункам

5

Грибы.

11

Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные

Развивать внимание

Словарь в учебнике

Работа по схемам, зарисовка

6

Сентябрь – начало осени.

1

Составлять предложения по опорным схемам

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Работа по опорным схемам, по плану

7

Полевые растения: рожь, кукурузу, овёс.

1

Части этих растений. Знать, что относится к полевым растениям

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Работа по опорным схемам

8

Полевые растения и их использование.

1

Где и как используют полевые растения. Осенние работы в поле.

Развивать памяти и внимания

Словарь в учебнике

Работа по плану, составления рассказа по рисункам учебника

9

Город.

1

Что такое город?

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Работа по составлению рассказа по рисункам учебника

10

Город. Поведение в городе.

1

Как правильно нужно вести себя в городе

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Зарисовка своего любимого города и умение составлять описание города по плану

11

Времена года: середина осени

1

Какие изменения происходят в середине осени

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Пословицы и поговорки, работа по рисунку, составления рассказа

12

Село, деревня.

1

Описание села и деревни

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Составления рассказа

13

Правила дорожного движения.

1

Знать правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи)

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Работа с рисунками, составления диалога

14

Золотой октябрь. Экскурсия.

1

Почему октябрь так называют

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Составления рассказа по рисункам учебника

2 четверть 14 часов

Тема урока

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами

Диагностика результатов обучения

1

Времена года: осень.

1

Признаки осени.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Работа с рисунками в учебнике

2

Орехи.

1

Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различие по внешнему виду, вкусу

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Описание ореха по плану

3

Деревья, кустарники, травы.

1

Распознание. Части дерева, кустарника, травы

Развивать памяти и внимания

Словарь в учебнике

Работа по опорным схемам

4

Разнообразие животных в природе.

1

Уметь различать  животных

Коррекция зрительного восприятия

Словарь в учебнике

Составить сказку по опорным схемам, зарисовка

5

Жизнь и быт школьника. Квартира.

1

Режим дня школьника. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Зарисовка плана своей квартиры.

6

Комната.

1

Её назначение.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Описание своей комнаты по плану

7

Мебель.

1

Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Описать мебель которая стоит у нас в классе

8

Посуда.

1

Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Игра «Магазин»

9

Мебель и посуда.

1

Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Игра «Магазин»

10

Быт школьника: посуда и уход за ней.

1

Правила ухода за посудой

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Составление рассказа о ком-либо предмете посуды по плану - картинкам

11

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Экскурсия.

1

Наблюдение за изменениями в природе

Коррекция познавательных процессов

Словарь в учебнике

Экскурсия

12

Погода и природа зимой.

1

Какая погода бывает зимой. Что происходит с природой.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Зарисовка и составление рассказа – описание

13

Охрана здоровья и отдых зимой.

1

Как мы должны охранять своё здоровье зимой и правильный отдых зимой.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Составление рассказа по картинкам учебника

14

Проверь себя! Итоги 1 полугодия.

1

Систематизация знаний по темам

Развивать слуховое восприятие

Закрепление словаря

Я могу сам

3 четверть 20 часов

Тема урока

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами

Диагностика результатов обучения

1

Зима – начало года. Как я провел каникулы.

2

Признаки зимы. Названия  зимних месяцев

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Составления рассказа

2

Растения зимой: хвойные.

2

Что происходит с растениями зимой. Что такое хвойные растения. Закрепления знаний о хвойных растениях

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Составления рассказа по плану. Зарисовка. Составление сказки

3

Домашние животные зимой

1

Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Работа по схемам. Составления по плану рассказ о любимом домашнем животном

4

Домашние животные зимой: корова.

1

Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Описания действий по уходу за коровой.

5

Домашнее животное – лошадь и уход за ней.

1

Уход и содержание.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Описания действий по уходу за коровой

6

Дикие животные: лось, олень.

1

Внешний вид, пища, повадки

Развивать логическое мышление

Словарь в учебнике

Описание животного по плану

7

Февраль – месяц метелей и вьюг.

2

Почему месяц вьюг и метелей

Развивать слуховое восприятие

Словарь в учебнике

Составления рассказа - рассуждения

8

Труд людей зимой: профессии

2

Профессии разные важны. Профориентация.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Работа с картинками в учебнике. Выбор профессии.

9

Режим школьника

2

Режим дня. Режим сна. Режим питания.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Составления режима дня по опорным схемам

10

Голубой март. Экскурсия.

1

Почему голубой март

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Составления рассказа по плану

11

Домашние птицы: гусь.

1

Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Составления рассказа о гусе по плану

12

Домашние птицы: индюк.

1

Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Составление по плану рассказ о индюке.

13

Домашние птицы: гусь и индюк.

1

14

Дикие птицы: лебедь и гусь

1

Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Придумать рассказ «Случай на охоте»

15

Проверь себя. Итоги 3 четверти.

1

Систематизация знаний по темам

Развивать слуховое восприятие

Закрепление словаря

Я могу сам

4 четверть 18 часов

Тема урока

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами

Диагностика результатов обучения

1

Зимующие и перелетные птицы

2

Время отлета и прилета разных птиц.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Составления рассказа о перелетных и зимующих птицах.

2

Весна в апреле. Экскурсия.

2

Изменения в природе

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Экскурсия.

3

Вредные и полезные насекомые

2

Уметь различать вредных и полезных насекомых. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Зарисовка. Составления рассказа - описание по плану.

4

Рыбы.

1

Чем покрыто тело рыбы. Как передвигается, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Составление рассказа «Если бы у меня был аквариум»

5

Земноводные.

1

Почему земноводные так называются

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Зарисовка.

6

Все мы – звенья одной цепи

1

Что дает природа человеку

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Ответы на вопросы.

7

Человек – часть природы

1

Влияния человека на природу

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Зарисовка плакатов « Природа в опасности»

8

Как я познаю окружающий мир

1

Что и как помогает нам познавать окружающий мир

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Повторение пройденного

9

Здоровья человека

1

Здоровье. Профилактика.

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Нарисовать плакат о вреде курения. Пословицы и поговорки о здоровье

10

Наше питание

1

Правильное питание (завтрак, обед, ужин)

Развивать речь, мышление

Словарь в учебнике

Составление своего меню.

11

Наш сон.

1

Требования к здоровому сну

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Работа по составлению рассказа о здоровом сне.

12

Наше общение.

1

Вежливые слова. Общение со сверстниками.

Развивать речь, внимание

Словарь в учебнике

Сочинить сказку «Если бы не было вежливых слов»

13

Май – конец весны. Экскурсия.

2

Май.

Развитие логического мышления

Словарь в учебнике

Зарисовка «Весна в нашем крае»

14

Проверь себя.

Итоги 4 четверти.

Итоги года.

1

Систематизация знаний по темам

Развивать слуховое восприятие

Закрепление словаря

Я могу сам. Викторина.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.        Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.

2.        «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 20  . – 152с.: ил.

3.        Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.

4.        Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва «Просвещение», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс

Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...