Урок окружающего мира , 3 класс "Деньги"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мариновская Светлана Александровна

Урок продится в 3 классе, по УМК "Школа России"

Пердставлена технологическая карта урока, конспект урока, текст для детей, загадки по теме "Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_okr._mira.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3класс

Тип урока: Открытие новых знаний

Технологическая карта изучения темы «Что такое деньги?»

Тема

«Что такое деньги?»

Цели

Образовательные:

Формировать знания о товаро-денежных отношения, историей появления денег, их функциями;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения в групповой работе,

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться и находить общую точку зрения на решение проблемы  (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстами заданий;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятия экономика, потребности,  отрасли промышленности, полезные ископаемые, деньги, товарообмен, купля- продажа

Личностные

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстами заданий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться  и находить общую точку зрения на решение проблемы  (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Деньги, купля- продажа товар, обмен, бартер, конкуренция,  копейка, рубль

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник,

рабочая тетрадь

Карточки с текстами

Организация пространства

Работа в группах

Этап урока ОНЗ, цели

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

Приветствуют друг друга.

Потому что мы с вами познаём мир, который нас окружает, мы с вами каждый день на наших уроках  постигаем тайны этого мира.

Мы учимся смотреть на нашу Землю глазами астронома, историка, географа, биолога, путешественника.

Вот о них мы сегодня и поговорим

Наш учебный предмет авторы назвали Окружающий мир, какое замечательное название предмета. и, наверное, это неспроста. Как вы думаете, почему авторы  назвали так учебный предмет?

А для чего это нам надо?

Сейчас на уроках окружающего мира мы с вами открываем тайны экономики.

А что мы  уже узнали об экономике?

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Цель:

-готовность мышления  и осознание потребности  к построению нового способа действия

Дети, работая в группе с текстом на тему «Экономика», исправляя ошибки.

При подведении итогов  озвучивают

 Организует проверку знаний, полученных на предыдущих уроках окружающего мира через самостоятельную работу с текстом

(слайд 2)

Использовать по назначения понятия экономика, потребности,  отрасли промышленности, полезные ископаемые и т.д.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Работать по предложенному учителем плану

( Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД)

III.Выявления места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Отгадывают загадки, приём «Доскажи словечко»

Отвечают на вопросы учителя, какие экономические термины прозвучали.

Показывая сказку, дети находят экономическую проблему в способе обмена товара

-Ребята, а  для чего надо детям знать экономику, может быть, вы считаете, что вам сейчас и не надо знать. Могут ли вам пригодиться?

Сами того не замечая, но мы с вами каждый день встречаемся с экономическими задачками. Хотите порешать?

«Экономические загадки»

«Экономические задачи».

и в сказках  тоже есть уроки экономики.

Предлагаю вам  вспомнить сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» 

Какие экономические проблемы решала курочка, спасая петушка?

Познакомить с экономическими понятиями

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Волевая саморегуляция

( Регулятивные УУД)

Постановка и формулирование проблемы; синтез, сравнение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково-символических средств

(Познавательные УУД)

Физпауза

Инсценировка сказки «Бобовое зёрнышко»

IY. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

-Курочка совершает обмен товара.

-Такой обмен товара не всегда удобен, продолжительный по времени, не всегда выгоден.

- Они обменивали один товар на другой. Как он называется? (товарообмен или  бартер)

(Слайд 3)

 -Скажите, пожалуйста, а удобно ли было совершать такой обмен?

Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

Знакомятся с понятием способы обмена товара:

Бартер и купля- продажа

Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала;

(Личностные УУД)

Целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

( Регулятивные УУД)

Уметь выбрать  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка познавательной цели; построение речевых высказываний.

(Познавательные УУД)

Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов.

(Коммуникативные УУД)

Y.Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания

Дети прослушивают песню и определяют, что речь идёт о деньгах.

Каждый ребёнок озвучивает свою цель:

-прояснить, что такое деньги

-для чего нужны деньги (функции денег)

- как связаны деньги с экономикой.

-какие бывают деньги

-узнать историю происхождения денег

-Послушайте фрагмент песни из мультфильма «Приключение Буратино», определите  ключевое слово.

Организует формулировку темы урока детьми. (слайд 4)

-Какие цели поставим на урок, что хочет узнать сегодня каждый из вас?

-У нас получился план наших действий.

(слайд 5)

  Осуществлять план урока, т.е. работать мы будем вместе, За выполненные задания вы будете получать 1 деньгу. В конце урока каждая группа подсчитает, сколько денег они набрали. (можно сразу оценить смайликами работу, выполненную  в начале урока)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь планировать учебное сотрудничество со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь управлять  поведением партнёра; уметь выражать свои мысли.

(Коммуникативные УУД)

YI.Первичное закрепление во внешней речи

Цель: реализация и  фиксация нового знания

Дети поясняют, как они сами понимают, что такое деньги.

Далее они говорят, что себя проверить можем по учебнику, по словарю, спросить у взрослых, у педагога.

Дети читают с карточки определение:

Деньги

1.металлические и бумажные  знаки, являющиеся  мерой стоимости при купле –продаже.

2.Капитал, средства.

-Купля- продажа.

Ещё раз проговаривают и поясняют, что такое бартер и купля- продажа

Дети работают по тексту в паре, мальчики находят и рассказывают об истории возникновения денег, 

а девочки - информацию об истории денег на Руси.

Дети рассматривают картинки с изображением монет при Владимире Святославовиче, Иване Грозном, Петре I, Екатерине I

- Они были тяжёлыми, не удобно было расплачиваться за большой товар и т.д.

И начнём с определения, что такое  деньги, кто может объяснить?

А как  мы можем себя проверить?

В словаре С.И.Ожегова даётся такое определение:

(слайд 6)

-Какой новый способ обмена товара в определении прозвучал?  

-Итак, мы завершим нашу схему, возвращаемся к способам обмена товара.

(бартер и купля- продажа)

(слайд 7)

-Деньги - это пожалуй, одно из великих  изобретений человечества. И история возникновения  денег уходит далеко в прошлое.

Предлагает взять листы с текстами и прочитать информацию об истории.

 Дополняет информацию о монетах, существующих при Иване Грозном, ПетреI,   далее о возникновении бумажных денег в сравнении с металлическими (слайды 8-10)

Удобны ли были металлические деньги?

Познакомить  с понятием деньги как мерой стоимости при купле –продаже.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь найти и выделить необходимую информацию,

(Познавательные УУД). 

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

YII.Включение в систему знаний и повторение 

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практическая работа в группе:

Рассматривают монету и проговаривают всё, что на ней видят и соотносят с надписями в рабочей тетради.

Дети в группе решают задачи и выбирают функцию денег

Задумывались ли вы, что означают все эти рисунки ,изображения на монетах?  

(слайд11)

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

- Наш раздел называется экономика, какую роль играют в экономике деньги?

(слайд12)

Понятия "аверс" , "орёл" (лицевая сторона)

(Оборотная) "реверс" или "решка», легенда,  "гурт".

Понятия:

1.средства обмена      на товары и услуги.  

2. средства              накопления

3. мера стоимости

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

VIII.  Контролирующее задание  

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Дети работают на карточках, если высказывание верное, ставите «+», если нет, то «-».

(самопроверка)

Теперь обменялись в парах (взаимопроверка).

 «Графический диктант»

  • Прямой обмен одних товаров на другие-это сбережения  «-»
  • Плата за работу- заработная плата «+»
  • Деньги, которые откладывают на будущее,-сбережения «+»
  • Оборотная сторона монеты гурт «-»
  • Надпись на монете называется легендой «+»

(слайд 13)

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:

-соотнесение цели урока и его результатов,

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Подсчитывают сколько денег заработала группа, почему удалось одним больше заработать, другим меньше.

- Ребята проговаривают, то новое, что узнали, оценивают свою работу, оценивают работу своей группы.

Отвечают по предложенному плану

-Ну что ж ребята, пришло время подвести итог.

Посмотрите на наш план, всё ли мы успели рассмотреть?

-Перед  изучением новой темы вы каждый определили себе цель урока. Скажите вы добились своей цели

Скажите, есть ли среди вас ребята, которые могут сказать, что сегодня ничего нового не узнал для себя.

А если таких нет, скажите, что больше всего запомнилось, может возникло желание о чём –то новом поделиться со своими родными и друзьями.

Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Френис Бэкон «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!»

Д/З  творческое сочинение «Зачем нужны деньги?»

Понятие экономия, бережливость

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Приложение:

Приложение №1

Конспект урока окружающего мира . 3 класс

тема «Что такое деньги»

Цели: 

познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями;

развивать познавательный интерес, кругозор детей, наблюдательность, любознательность, логическое мышление; развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;

воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение

Основные понятия:  деньги, товар, обмен, бартер, купля- продажа,  конкуренция,  копейка,  алтын, грош, полтинник,  денга,  полушка.

Оборудование: карточки с текстами, улыбки, презентация  " что такое деньги", мультипроектор

Ход урока.

1. Орг . момент.

Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Давайте поприветствуем хорошим настроением и добрыми улыбками.

2. Проверка домашнего задания.

а) Наш учебный предмет авторы назвали Окружающий мир, какое замечательное название предмета. и, наверное, это неспроста. Как вы думаете, почему авторы  назвали так учебный предмет?

Потому что мы с вами познаём мир, который нас окружает, мы с вами каждый день на наших уроках  постигаем тайны этого мира. А для чего это нам надо? Правильно, мы учимся смотреть на нашу Землю глазами астронома, историка, географа, биолога, путешественника.

Сейчас на уроках окружающего мира мы с вами открываем тайны экономики. Мы многое с вами успели за эти уроки узнать, но всё ли у нас осталось в памяти, ведь человеческая  память  избирательна, а  может что-то удержать, а что-то и пройдёт мимо неё.

 Сейчас вам предлагаю такую работу в группе. Перед вами лежат листы с текстом, внимательно прочтите и подчеркните в тексте ошибки (их исправлять в тексте не надо, можно в группе обсудить, а потом вы их озвучите). Если кому-то будет трудно, вы можете воспользоваться подсказками, но 1 подсказка (-1 б ), 2 подсказки- 2 б.

Найдите в тексте ошибки

Экономика- это правила, законы ведения домашнего хозяйства. Главная задача экономики- это удовлетворение  потребностей людей . Основу экономики составляют три кита: природные богатства, труд и капитал.

Капитал- это то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Производство товаров и услуг невозможно  без использования природных богатств.

Полезные ископаемые – это огромное , бесценное богатство Земли, которое используется в добывающей промышленности.

Полезные ископаемые встречаются в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Изучают и отыскивают их месторождения геологи. В экономике можно выделить отрасли (части). Одна из отраслей сельского хозяйства – растениеводство, которая занимается выращиванием культурных растений, чтобы получить продукты питания, корм для животных, материал  для промышленности

Большую часть необходимых людям товаров производит промышленность. В экономике выделяют разные отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение,  лёгкая, пищевая, химическая. Все они взаимосвязаны.

Какие экономические понятия сейчас прозвучали? Экономические понятие разнообразные, хочу вам предложить, если вы не против, разгадать загадки:

На товаре быть должна

Обязательна ...   (цена)

 

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...    (доход)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

Эта резвая купчиха 
Поступает очень лихо! 
В телевизор залезает 
И товары предлагает: 
От компьютеров до хлама. 
Имя у нее ...    
(реклама)
 

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ...   (товар)

 

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

 

(для родителей и педагогов)

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ...   (договоры)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)

 

Ребята, а  почему надо детям знать экономику, может быть, вы считаете, что вам сейчас и не надо знать. Могут ли вам пригодиться?

Сами того не замечая, но мы с вами каждый день встречаемся с экономическими задачками. Хотите порешать?

 О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»?

(Чипсы.)

 Один человек купил трёх коз и заплатил за них 1000 рублей. Спрашивается, по чему каждая коза пошла?

 по земле

 Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?

(Вежливость.)

 На каком базаре самый большой шум?  

(На птичьем базаре.)

 «Кока-кола» по отношению к «Пепси-кола»  это... Кто?

(Конкурент.)

и в сказках  тоже есть уроки экономики.

Предлагаю вам  вспомнить сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» 

Скажите, пожалуйста, какую экономическую проблему решают герои сказки, спасая петушка. Они обменивали один товар на другой. Как он называется ? (товарообмен или  бартер) выставляю карточку

Скажите, пожалуйста, а удобно ли было совершать такой обмен?

Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике? В нашей Республике уже давно был заключён договор с Республикой Болгарией. Где говорилось, что болгары будут заготавливать лес на территории нашей Республике, и даже в нашем районе, а нам поставляли продукты питания, одежду и т.д.,

И он действительно не всегда удобен, невыгоден, нецелесообразен. Поэтому есть в экономике другой способ, в котором весомая роль отводится особому товару…

Прослушайте песню и угадайте этот  товар.

(песня из сказки «Приключения Буратино»)

3. Определение темы урока.

Что это за особый товар? Определите тему урока.

Действительно, речь пойдёт о деньгах. А что вы уже знаете о деньгах?

Что хотите узнать, какие цели мы себе поставим на урок.

-прояснить, что такое деньги

-для чего нужны деньги (функции денег)

- как связаны деньги с экономикой.

-какие бывают деньги

-узнать историю происхождения денег

У нас получился план наших действий.  Осуществлять план урока, т.е. работать мы будем вместе, За выполненные задания вы будете получать 1 деньгу. В конце урока каждая группа подсчитает, сколько денег они набрали.

И начнём с определения, что такое  деньги, кто может объяснить? А как  мы можем себя проверить?

(спросить у учителя, у гостей, посмотреть в учебнике, в словаре)

В словаре С.И.Ожегова даётся такое определение:

Деньги

1.металлические и бумажные  знаки, являющиеся  мерой стоимости при купле –продаже.

2.Капитал, средства.

Какой новый способ обмена товара в определении прозвучал?  Купля- продажа, и в этой сделке особую роль играют деньги.

Деньги - это пожалуй, одно из великих  изобретений человечества. И история возникновения  денег уходит далеко в прошлое.

Возьмите, пожалуйста, листы бумаги, прочтите текст, и группа мальчиков найдите информацию об истории возникновения денег, а девочки подготовьте информацию об истории денег на Руси.

-Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они менялись продуктами. Если поселение было на берегу реки, то товаром служила рыба. А если люди жили в лесу, то добыча с охоты. Земледельцы старались выращивать хороший урожай, часть которого  тоже обменивали. Обменивали шкурки животных и бивни мамонтов, орудия труда. Позже, товаром для обмена служили перламутровые раковины, слоновая кость, жемчужины.  Добыть или вырастить такие продукты было нелегко. Меняли перец, кофе, табак, порох, очень ценились  соль и  домашний скот. Такие товары-посредники можно считать за первые деньги, а просуществовали они недолго, пока люди не придумали в качестве денег использовать слитки драгоценных металлов. В это время появились первые весы для взвешивания слитков. Позднее из металлов стали изготавливать круглые монеты с рисунками и надписями.

А девочки найдите информацию о том, как на Руси

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты. 

В России чеканка собственных монет началась во времена Владимира. Серебряные назывались серебряниками, золотые – златниками. На  монете написано: « Володимир на столе, а се его серебро». Как вы думаете, что это значило?

- Это надпись обозначала, что правил князь Владимир, всё принадлежало ему, эти серебряные монеты из его казны. Верно.. Только на золотых было написано: «…а се его золото».  

При Иване Грозном появилась копейка. Название происходит от изображения всадника с копьем.

При Петре 1 появился 1 рубль=100 копейка

18 век. В то время Россией правила царица Екатерина  Первая.   Это 5 копеек 1727 года. На одной стороне монеты дата и достоинство, а  на другой -  царский герб. Посмотрите внимательно, вокруг герба точки. Что они обозначают?

-Пять точек - пять копеек. Сколько копеек, столько и точек.

-Абсолютно верно. Эта монета - грош. Посмотрите, пожалуйста, на одной стороне заглавная буква Е  с короной и две точки. Кто догадался, что это обозначает?

- Буква Е  и корона над ней обозначает время правления  царицы Екатерины. А две точки- достоинство  гроша в 2 копейки.

- Молодцы, ребята! Грош действительно имел достоинство 2 копейки. А эта маленькая монетка-алтын,  изготовленная  в  1714 году, в то время правил царь Петр 1.

 Кто сможет объяснить, что обозначает надпись  и рисунок на двух сторонах монеты?

- На одной стороне изображён двуглавый орёл-это герб России. И сейчас на гербе нашего государства  изображён двуглавый орёл. А на другой стороне монеты - три точки, т.е. достоинство в 3 копейки и дата.

- Молодцы! А так выглядела обыкновенная копейка. Здесь изображён Георгий Победоносец, до сих пор он  украшает герб Москвы и России. Полполтины – это 25 копеек. А сколько копеек в полтиннике?

- 50 копеек.    

-Правильно.  Вот так выглядел  полтинник, он существует и сейчас - это 50 копеек. А эта полукопеечная монета называлась «денга». Название произошло от тюркского слова «таньга», к нам пришло во времена  татаро-монгольского ига.  Полушка- русская монета достоинством в половину денги или четверть копейки.  А это серебряный гривенник, его достоинство 10 копеек. На нём 10 счётных точек. Как вы считаете, почему на старинных монетах чеканились счётные точки? В основном  население России было безграмотно, люди не знали, как пишутся цифры и буквы.

Раньше монеты чеканили из меди, серебра и золота - эти металлы крепкие. Но у металлических денег  есть недостаток. Курьезный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М. В. Ломоносова пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.

-Какой же  недостаток был у металлических денег?

Они тяжёлые, занимают много места. Металлические деньги неудобно носить без кошелька, на них не приобретешь  дорогую покупку.  Торговцам, купцам было с собой неудобно и опасно возить такой груз, поэтому они сдавали золото на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки.

Так впервые появились на свет бумажные деньги.

Первые бумажные деньги были выпущены в Китае, а в России медные деньги заменила на бумажные царица Екатерина  Вторая. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».

А из чего изготавливают  купюры в наше время? (посмотрите так выглядел государственный кредитный билет 1909 г.) в размере 5 рублей зачитать , что написано 

Практическая работа.

Учитель: У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 5 копеек. Что на них изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты?

(Высказывания детей)напечатать  Игра «Орёл или решка»

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется "аверс" или "орёл".

Другая сторона - оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". 

Надпись на монетах называется легенда,  а ребро монеты - "гурт".

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

 Как выглядят современные деньги, вы, прекрасно знаете.  

  • быть долговечными (изготовляться из особой бумаги или металла);
  • быть портативными (иметь небольшие размеры);
  • быть разного достоинства;
  • иметь ограниченность производства  

Как печатают бумажные деньги?

  • Процесс изготовления очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.
  • иметь несколько степеней защиты от подделки;
  • Водяной знак
  • Тонкие цветные волокна
  • Металлизированные нити и другие

Почему нельзя печатать фальшивые деньги?

Статья 186 УК РФ. Наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Учитель: А кто знает денежную единицу многих стран Европы? 

Ученики: Евро.

А вернёмся с вами  планировали ещё одну цель, рассмотреть функции денег в экономике. Раз экономика- это правила, законы ведения хозяйства, так какая же функция денег в этом хозяйстве?

1.средства обмена      на товары и услуги.  

2. средства              накопления

3. мера стоимости

Постараемся сейчас в этом разобраться.

Работа по группам.

Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3 задачи (по 1 задаче на группу).

Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов):

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 2. Цена компьютера - 25000 рублей. Цена планшета  - 7600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае?  (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).

Ну что ж ребята, пришло время подвести итог.

Посмотрите на наш план, всё ли мы успели рассмотреть, есть много интересной информации из  истории денег, я думаю, что мы с вами найдёшь ещё возможность поговорить.

Скажите, есть ли среди вас ребята, которые могут сказать, что сегодня ничего нового не узнал для себя.

А если таких нет, скажите, что больше всего запомнилось, может возникло желание о чём –то новом поделиться со своими родными и друзьями.

Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Френис Бэкон «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».

- А теперь пришло время подсчитать ваши доходы. -Посчитайте, сколько денег вы заработали?

Ну, что ребята, подходит наш урок к концу. Я хочу у вас спросить, да роль денег велика в жизни  людей, а всё ли можно на них купить? Послушайте стихотворение "Что нельзя купить"

Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? Как надо относиться к природе, к тем, кто вас окружает, кто живёт и учиться рядом с вами?

Рефлексия:

«Графический диктант»

Если высказывание верное, ставите «+», если нет, то «-»

  • Прямой обмен одних товаров на другие-это сбережения  «-»
  • Плата за работу- заработная плата «+»
  • Деньги, которые откладывают на будущее,-сбережения «+»
  • Оборотная сторона монеты гурт «-»
  • Надпись на монете называется легендой «+»

Домашнее задание, написать сочинение - рассуждение "Для чего нужны деньги?" и красочно его оформить.

Владимира Орлова "Что нельзя купить".

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк

Приложение №2

Урок окружающего мира

3 класс

тема «Что такое деньги»

Найдите в тексте ошибки

Экономика- это правила, законы общества. Главная задача экономики- это удовлетворение  людей в наличии товара. Основу экономики составляют три кита: полезные ископаемые, труд и капитал.

Капитал- это то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Производство товаров и услуг невозможно  без использования полезных ископаемых.

Полезные ископаемые –это огромное , бесценное богатство Земли, которое используется в добывающей промышленности.

Полезные ископаемые встречаются в твёрдом состоянии. Их изучают и отыскивают их месторождения биологи. В экономике можно выделить отрасли (части). Одна из отраслей сельского хозяйства – растениеводство, которая занимается выращиванием растений, чтобы получить продукты питания, корм для животных.

Большую часть необходимых людям товаров производит промышленность. В экономике выделяют разные отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлическая, тяжёлая, лёгкая, пищевая, химическая. Все они взаимосвязаны.

(10 ошибок в тексте)

приложение №3

Урок окружающего мира

3 класс

тема «Что такое деньги»

Загадки и задачи по экономике

На товаре быть должна

Обязательна ...   (цена)

 

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...    (доход)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

Эта резвая купчиха 
Поступает очень лихо! 
В телевизор залезает 
И товары предлагает: 
От компьютеров до хлама. 
Имя у нее ...    
(реклама)
 

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ...   (товар)

 

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

 

(для родителей и педагогов)

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ...   (договоры)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)

 

 О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»?

(Чипсы.)

 Один человек купил трёх коз и заплатил за них 1000 рублей. Спрашивается, по чему каждая коза пошла?

 по земле

 Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?

(Вежливость.)

 На каком базаре самый большой шум?  

(На птичьем базаре.)

 «Кока-кола» по отношению к «Пепси-кола»  это... Кто?

(Конкурент.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...