Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Шершень Анна Васильевна

Программа составлена на основе:

1.        Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2004г.

2.        Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» .

3.        УМК «Школа России» к учебнику  Плешакова А.А. «Окружающий мир» - М.: Просвещение, 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   окружающему миру

Класс    3-A

Уровень изучения предмета: базовый

Количество часов: всего  68 часов; в неделю 2 часа.

       

        Программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2004г.
  2. Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» .
  3. УМК «Школа России» к учебнику  Плешакова А.А. «Окружающий мир» - М.: Просвещение, 2014 г.

Учитель   Шершень  А.В.

                                                                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» адресована учащимся 3-А  класса МОУ  «СШ №1»,  разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО,  с учетом авторской программы А.А.Плешакова, Основной образовательной программы  НОО МОУ «СШ №1», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «СШ №1», составлена по УМК «Школа России» к учебнику  Плешакова А.А. «Окружающий мир» - М.: Просвещение, 2014 г. Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной отрасли «Естествознание и обществознание».

Целями изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе являются:

  • помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
  • подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Реализация целей рабочей программы осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение  следующих предметных результатов:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе  нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного  поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

         В результате  изучения  курса «Окружающий мир»  обучающиеся 3 класса  получат возможность расширить, систематизировать и углубить   исходные представления  о природных и социальных   объектах и явлениях как  компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,  приобретут  опыт эмоционально  окрашенного, личностного отношения  к миру природы и культуры, ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных  наук в их единстве и взаимосвязях, освоят элементарные нормы  адекватного природо - и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде,   познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые   причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Обучающиеся  получат  возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой. В результате  изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила  здорового образа жизни.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

Раздел  «Человек  и природа».

Обучающиеся научатся:

  • различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;
  • описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;
  • использовать естественно – научные  тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;
  • обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;
  • определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;
  • понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающиеся  получат возможность  научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;
  • пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.
  • выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Раздел  «Человек и общество».

Обучающиеся  научатся:

  • различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;
  • используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);
  • использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

  • наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
  • выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  • проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  • работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
  • работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Обучающиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
  • группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные результаты освоения программы:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы.

 Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Содержание предмета

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Форма организации занятий

1.

Как устроен мир.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

6

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Наблюдать изменения в неживой и живой природе.  Устанавливать взаимосвязь между ними. Находить сходство человека и живых существ и отличие его от животных.

Различать внешность человека и его внутренний мир.  Обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.   Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.  Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как часть общества.  Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе. Описывать окружающую среду для природных объектов и человека.  Формулировать выводы из изученного материала.  Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.  Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальная беседа,

практическая работа, моделирование,

работа с учебником,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, дидактическая игра, экскурсия, проект.

2.

Эта удивительная природа.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

18

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать понятия « тела», «вещества», «частицы».

Классифицировать тела и вещества.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Проводить опыты с использованием лабораторного оборудования.

Исследовать с помощью опытов состав воздуха.

Исследовать по   инструкции учебника свойства воды.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе.

Различать три состояния воды. Моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды.

Анализировать рисунки учебника по предложенным заданиям и вопросам. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы.

Доказывать, используя свои знания и рисунки учебника, что растения очень разнообразны. Работать в группах, классифицировать растения.

Моделировать процессы дыхания и питания растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Характеризовать условия, необходимые для размножения  растений и их распространения.

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев.

Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп.

Работать с электронным приложением к учебнику.

Характеризовать животных по типу питания, по способу размножения.

Анализировать схемы цепей питания. Находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Характеризовать строение шляпочных грибов.

Моделировать развитие грибов – двойников. Формулировать выводы из изученного материала.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальная беседа,

самостоятельные и контрольные работы,

работа с учебником,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, дидактическая игра,  решение ситуационных задач, практическая работа, проект.

3.

Мы и наше здоровье.

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены.  Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека. Следить за правильной осанкой на уроке и внеурочное время.   Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила правильного питания. Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме. Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. Характеризовать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим словарем.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальная беседа,

самостоятельные и контрольные работы,

работа с учебником,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, дидактическая игра,  решение ситуационных задач, проект.

4.

Наша безопасность.

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

7

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания  дорожных знаков. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц. Анализировать по схеме цепь загрязнения. Приводить примеры цепей загрязнения.

Познакомить с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальная беседа,

самостоятельные и контрольные работы,

работа с учебником,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, дидактическая игра,  решение ситуационных задач, проект.

5.

Чему учит экономика.

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

12

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», « товары», «услуги». Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. Различать и классифицировать культурные растения.

Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Выявлять взаимосвязь растениеводства и животноводства в промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья.

Различать продукцию каждой отрасли промышленности. Собирать информацию об экономике своего края. Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.

Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различие государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие менее важными. Выполнять тестовые задания учебника.

Работать с терминологическим словарем. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальная беседа,

самостоятельные и контрольные работы,

работа с учебником,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, дидактическая игра,  решение ситуационных задач, проект.

6.

Путешествие по городам и странам.

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

15

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца по фотографиям. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца по фотографиям. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца по фотографиям. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Находить Москву на карте России. Обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь дружеские отношения. Работать в группе: самостоятельно изучить материалы учебника о странах севера Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Описывать достопримечательности стран Европы  по фотографиям Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Собирать информацию об истории города Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальная беседа,

самостоятельные и контрольные работы,

работа с учебником,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, дидактическая игра,  решение ситуационных задач, проект.

Итого:

68

  1. КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

Примечание

Как устроен мир (6 часов)

1

Природа (экскурсия). Ценность природы для людей.

1

2

Человек. Ступеньки  познания.

1

3

Наши проекты « Богатства, отданные людям».

1

4

Общество. Входная контрольная работа

1

5

Что такое экология.

1

6

Природа в опасности. Охрана природы. Проверочная работа по теме «Как устроен мир».

1

Эта удивительная природа (18 часов)

7

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела

1

8

Разнообразие веществ.  Практическая работа «Определение крахмала в продуктах».

1

9

 Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха.

1

10

Вода и жизнь. Практическая работа «Свойства воды».

1

11

Превращения и круговорот воды в природе. Три состояния воды.

1

12

Берегите воду! Как охраняют воду от загрязнения.

1

13

Что такое почва. Практическая работа «Свойства  почвы».

1

14

Разнообразие растений. Итоговая контрольная работа за 1четверть.

1

15

Солнце, растения и мы с вами.

1

16

Размножение и развитие растений.

1

17

Охрана растений.

1

18

Разнообразие животных.

1

19

Кто что ест? Цепи питания.

1

20

Наши проекты «Разнообразие природы родного края».

1

21

Размножение и развитие животных.

1

22

Охрана животных.

1

23

В царстве грибов.

1

24

 Великий круговорот  жизни. Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа».

1

Мы и наше здоровье (10 часов)

25

Организм человека

1

26

Органы чувств.

1

27

Надежная защита организма.

1

28

Опора тела и движение.

1

29

Наше питание. Органы пищеварения.

1

30

Дыхание и кровообращение. Обобщение по теме «Мы и наше здоровье».

1

31

Дыхание и кровообращение.

1

32

Умей предупреждать болезни.    Закаляй свой организм.

1

33

Умей предупреждать болезни.    Здоровый образ жизни. Проверочная работа по теме «Организм человека».

1

34

Представление результатов проектной деятельности. Наши проекты «Школа кулинаров».

1

Наша безопасность (7 часов)

35

Огонь, вода и газ.

1

36

 Чтобы путь был счастливым. 

1

37

Дорожные знаки.

1

38

Наши проекты «Кто нас защищает».

1

39

Опасные места.

1

40

Природа и наша безопасность (экскурсия).

1

41

Экологическая безопасность. Проверочная работа по теме «Наша безопасность».

1

Чему учит экономика (12 часов)

42

Для чего нужна экономика.

1

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики. 

1

44

Полезные ископаемые.  

1

45

Растениеводство.

1

46

Животноводство.

1

47

Какая бывает промышленность.

1

48

Наши проекты «Экономика родного края».

1

49

Что такое деньги.

1

50

Государственный бюджет.

1

51

Семейный бюджет. Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

1

52

Экономика и экология.  

1

53

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа по теме «Чему учит экономика». 

1

Путешествие по городам и странам (15 часов)

54

Золотое кольцо России.

1

55

Золотое кольцо России.

1

56

Наши проекты «Музей путешествий».

1

57

Наши ближайшие соседи.

1

58

Наши ближайшие соседи.

1

59

На севере Европы.

1

60

Итоговая комплексная работа.

1

61

Что такое   Бенилюкс.

1

62

В центре Европы.

1

63

По Франции и Великобритании.

1

64

По Франции и Великобритании.

1

65

На юге и Европы. Итоговая контрольная работа за 4 четверть.

1

66

По знаменитым местам мира.

1

67

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам»

1

68

Достопримечательности нашего города. Презентация проектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...