Домашние опасности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Галина Валерьевна Колесник

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Домашние опасности" (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока «открытия новых знаний»

Ход урока

Содержание деятельности учащихся

Универсальные учебные действия, формирующиеся на данном этапе

1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Будем мы работать дружно,

И узнаем, что нам нужно!

- Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила поведения.

Каждый день – всегда, везде

 На занятиях в игре,

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

2.Самоопределение к деятельности 

- Ребята, я предлагаю начать урок с отгадывания загадки:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду.

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров, родимый, теплый…

 

-  Составьте из слов пословицу, объясните её значение: слайд2

- Объясните смысл пословицы.

- О чём сегодня будем говорить на нашем уроке?

Дом.

Мой дом – моя крепость.

Ответы детей

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это ведь не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами.

-Какими?

В доме каждого человека много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. А вот, что за вещи окружают человека в доме, вы назовете, отгадав загадки.

(Загадываю загадки, слова-отгадки на слайде, слова – отгадки на карточках у детей на столе по группам)

  1. Хожу с края на край,
    Режу черный каравай. (
    Нож)

  1. Она колет очень колко
    Всем известная (
    иголка).

  1. Он на кухне обитает,
    Еду готовить помогает.
    За ним нужен глаз да глаз,
    Потому, что это (
    газ).

  1. На железной клумбе
    Цветы голубые –
    Помогают стряпать
    Кушанья любые. (
    Газовая плита)

  1. За белой дверцей стужа, лед,
    Там Дед Мороз, друзья, живет. (
    Холодильник)

  1. Два конца, два кольца,
    А в середине - гвоздик. (
    Ножницы)

  1. Он учиться помогает,
    Информацию хранит,
    В игры он с тобой играет,
    С дисков музыка звучит. (
    Компьютер)

  1. Что за чудо, что за ящик?
    Сам певец и сам рассказчик,
    И к тому же заодно
    Может показать кино. (
    Телевизор)

9. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он шарф для Петеньки. (
Спицы)

  1. Барабан верчу, кручу

                  Одежду постирать хочу (Стиральная машина.)

11.Он сосет и пыль и сор,

 Чистит кресла и ковер.

 В доме мусор собирает

 И ни разу не чихает. (Пылесос)

12.Мокрые волосы после мытья.

 Быстро сумею им высушить я. (Фен)

13.Когда заболеваем, то их мы принимаем (Лекарства)

Чтобы в доме было чисто уютно человек создал различные средства, которые помогают нам содержать дом в чистоте. Какие средства вызнаете?

- Всё это называется – бытовая химия

Стиральный порошок, средство для мытья посуды и др.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

4.Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта

- Молодцы! Все загадки отгадали. Давайте разберемся, что же может быть опасным в доме? Назовите,  какие отгадки получились у первой группы.

- Как можно назвать группу этих предметов?

- Чем можно продолжить этот ряд?

-Найдите на столе все колющие и режущие предметы.

 -Какие правила должны мы соблюдать, чтобы они остались безопасными?

- Первая опасность в доме – острые и колющие предметы.  Слайд 5

-Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

- А теперь рассмотрим предметы, которые оказались во второй группе

- Как назвать эту группу предметов? Слайд 6

-  Вторая опасность в доме – электрические приборы. Чем могут быть опасны эти вещи?

 -Какие правила должны соблюдать дети, чтобы электроприборы не стали врагами?

 -Посмотрите на предупреждающие  знаки. О чём они говорят? Слайд7

1 группа -  

нож, ножницы, иголка, вязальные спицы

Колющие, режущие

Кнопки, шило, булавки, гвозди…

Все острые, колющие и режущие предметы надо обязательно класть на свои места

(Стихотворение читает подготовленный ребёнок из 1 группы)

Дом в порядке содержи,

 Вилки, ножницы, ножи,

 И иголки, и булавки

 Ты на место положи!”

2 группа

Холодильник, телевизор, компьютер.

Электроприборы

-Они могут загореться или ударить током.

Ответы детей

Ответы детей

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

 Встанем, глубоко вздохнем.

 Руки в стороны, вперед,

 На опушке зайка ждет.

 Зайка прыгал под кустом,

 Приглашал он вас в свой дом.

 Руки вниз, на пояс, вверх,

 Убегаем мы от всех:

 Побежим скорее в класс,

 Там послушаем рассказ.

- Ребята, а что же оказалось в третьей группе отгадок?  Слайд 9

- Одна из них невидимая и неслышимая опасность. Назовите её?

- Чем опасен газ?

-Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, он может взорваться. Во-вторых, можно отравиться.

-А для чего нужна газовая плита, и чем она опасна?

- А что нужно делать, если вы почувствовали запах газа?

-  Запомните: почувствовав запах газа, срочно скажите об этом взрослым. Сразу откройте окна и проветрите квартиру. Проверьте, закрыты ли краны на газовой плите. Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички. Позвоните по телефону 04. Газ – это третья опасность. Слайды 10,11,12

-У нас осталась ещё одна группа  слов-отгадок.

- Лекарства и бытовая химия– это четвёртая опасность в доме. Слайд 13

- Почему лекарства мы относим к опасным веществам?

- Послушайте стихотворение и скажите, какое ещё правило надо знать, чтобы быть в безопасности?

- Что же случилось?

- Какое правило надо соблюдать?

Газ, газовая плита

Это газ.

Ответы детей

Инсценировка стихотворения «Советы мамы» (подготовленные дети)

1. На кухне газ у нас горит,

 Меня он тянет, как магнит.

 Как мама я хочу уметь

 Все ручки на плите вертеть,

 И спички ловко зажигать,

 И газ включать и выключать.

 Но мама строго мне сказала:

2. – К плите чтоб руки не совала!

 Опасно это, так и знай!

 Пока за мной понаблюдай,

 Учись на кухне помогать,

 Посуду мыть и вытирать,

 А к газу ты не подходи –

 Сперва немного подрасти!

- Выключить газовую плиту, открыть окна – проветрить.

(подготовленный ученик из 3 группы)

Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Позвоните  04

4 группа детей

Лекарства,  стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов…

Если неправильно применять – можно отравиться

(ученик.)

1. Витамины и вкусны,

 И полезны, и важны.

 Только помните, друзья.

 Их без меры есть нельзя.

 Должен доктор рассказать,

 Как их нужно принимать.

(ученик.)

2. Все маленькие детки

 Обязаны узнать:

 Пилюли и таблетки

 Тайком нельзя глотать!

 Когда вы заболели,

 Тогда врача зовут,

 И взрослые в постельку

 Таблетки принесут!  

(ученик.)

3. Но если не больны вы,

 В таблетках – только вред!

 Глотать их без причины

 Нужды, поверьте, нет!

 Ведь отравиться можно

 И даже умереть!

 Так будьте осторожней –

 Зачем же  вам болеть?

( ученик)

Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать, как тут быть?-
Тараканов уморить!
И купили великаны
Средства против тараканов…
Но остались тараканы,
А не стало великанов.

Великаны отравились ядом.

Не открывать химикаты.

(ученик)

Химикаты – это яд,

 И не только для ребят.

 Аккуратней надо быть,

 Чтоб себя не отравить”.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа по учебнику( А.А. Плешаков «Окружающий мир» Ч. 2, М. «Просвещение», 2011) с . 19 -20

- Прочитайте статью в учебнике.

- О каких опасностях, перечисленных в статье, мы сегодня ещё не говорили?

 -Выполните задание  № 3 с. 13  для групповой работы в рабочей  тетради ( А.А. Плешаков «Окружающий мир» Ч. 2, М. «Просвещение», 2012)  .

Ответы детей

Презентация условных знаков по группам

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

6.Самостоятельная работа

Выполнение задания № 4 в рабочей тетради

Чтение сформулированных правил

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

7. Включение в систему знаний и повторение

 Работа в группе.

-Каждая группа внимательно рассмотрит иллюстрацию и определит, почему в комнату Васи страшно войти.

-Обсуждаем, записываем. Какая группа увидит больше опасностей? Слайд 14,15

Выступление представителей каждой группы

Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ).

8. Рефлексия учебной деятельности

- Какие правила вы узнали на уроке?

Графический диктант.

(Если ученики согласны с высказыванием рисуют + , если нет  - ).

1.Любой электроприбор нельзя оставлять без присмотра.

2.Телефон службы газа – 04.

3.Почувствовав запах газа, зажигай спичку, и проверяй, не у тебя ли это.

4. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

      5.Если в доме появились тараканы, не жди родителей, а смело уничтожай их    средствами от насекомых.

-  Проверьте свои ответы по эталону

+, +, -, +. - . слайд 17

-Если вы считаете, что хорошо запомнили все правила, о которых мы сегодня говорили поставьте  ! 

- Если вы считаете, что не совсем всё запомнили и хотели бы снова всё повторить    +

- Если вы ничего не запомнили, не поняли  -    -

Слайд 18

Учащиеся показывают карточки с достигнутыми результатами

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

9. Подведение итогов урока

Дети, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Опасность». 

-У меня в руках красный мяч. Красный цвет – цвет опасности. Я начну стихотворную строку, а тот, кому я передам мяч, должен ее закончить.

  Где с огнем беспечны люди,

  Там взовьется в небе шар,

  Там  всегда грозить нам будет

  Злой …  (пожар).

    Красный отблеск побежал.

    Кто со спичками … (играл).

    Стол и шкаф сгорели разом.

    Кто сушил белье над … (газом).

    Дым столбом поднялся вдруг,

    Кто не выключил … (утюг).

    Дым увидел – не зевай,

    И пожарных … (вызывай).

     Помни каждый гражданин:

                                              Это номер … (01).

- Ребята, те правила, которые вы узнали на уроке, пригодятся ли в повседневной жизни?

10. Домашнее задание

Ответить на вопросы в учебнике с. 21,в рабочей тетради выполнить задания № 1,2,4 с 12 – 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

домашние опасности

Плешаков А.А. 2 класс...

Урок окружающего мира 2 класс "Домашние опасности. Пожар"

Урок окружающего мира "Домашние опасности. Пожар" 2 класс, "Школа России", А.А.ПлешаковРабота в группах. Знакомство с профессией пожарного....

Домашние опасности

Конспект урока, презентация, тест и таблица для детей....

Урок окружающего мира по теме "Домашние опасности. Пожар!"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Закрепление знаний об опасностях, которые могут подстерегать дома. Знакомство с основными правилами противопожарной безопасности.Обучение осторож...

Домашние опасности

В данной презентации рассказывается о том, какие опасности подстерегают нас дома...

Домашние опасности

Домашние опасности  "Школа России"...

Домашние опасности

Урок во 2 классе по окружающему миру по ФГОС. Презентация. На уроке рассматриваются опасные ситуации, которые могут возникнуть в домашних условиях....