"Семейные традиции"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Пшембаева Гульнара Жанболатовна

урок ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_konspekt.docx22.36 КБ
Файл semya.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Цель: познакомить с основными формами и приёмам работы по формированию культуры нравственного поведения

 Задачи:

-содействовать повышению интереса к истории своей семьи и семейным традициям;

-побудить к размышлениям об отношениях в семье;

- развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно-повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважении всех ее членов;

- формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.

Оборудование:

 Мультимедийная презентация, проект « Моя фамилия»

                                              Ход урока:

Здравствуйте! Вы  пришли на такой важный урок – урок о семье.

Я хочу Вам рассказать одну сказку. (СЛАЙД 1,2,3,4 )

Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный?

Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»

«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».

«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»

«А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»

Так, что же такое семья для вас? Расскажите.         

Семья - это группа близких родственников, живущих вместе

Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы, это братья и сестры, тети и дяди.

Ребята, давайте попробуем выполнить задание: соотнесите, пожалуйста понятие с определением (СЛАЙД 5)

– Семьи все разные.

А чем они отличаются?

Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (СЛАЙД 6)

Очень  важно, чтобы в каждой семье были свои традиции.

 Что же такое «традиции»?

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

. Жизненной необходимостью в каждой семье, были неписанные домашние законы:

1. Уважительно относись к старшим.

2. Уважай женщину.

3. Почитай гостя своего.

 Вот сейчас мы и узнаем, как умеют ребята уважительно относиться к старшим.

Ученик:

 

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: дверь открыта!

Притвори ее, герой!

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай! -

 Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

 

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

 

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

 

А они ко мне:

             - Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. -

А они ко мне:

             - Сыночек,

Положить еще кусочек? -

А они ко мне:

             - Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

 

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

 

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят: от рук отбился.

От каких, скажите рук?

Правильно ли повел себя  ученик по отношению к старшим? Что вы посоветуете герою стихотворения?

Как мы должны относиться к старшему поколению?

Разминочка

  Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат,  встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

Инсценирование

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: 3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все:  Ох, и не просто быть мамами!

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева подчивали их каким – нибудь кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.

 Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

А Даяна прочитает нам стихотворение .

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!   (М. Курманалин)

А еще я знаю, Зарина   подготовила стихотворение Л.Сусловой, послушайте его.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

 И эта истина понятна и проста,

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

 О каком тепле идет речь?

 Речь идет о любви к своему дому.

А как создать тепло в нашем доме?

Этому помогут ужины в кругу семьи, поездки, походы, праздники.

 Верно, все это объединяет и сплачивает членов семьи. Делает членов семьи дружными.

Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

- Я.

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Я.

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила:

- Я.

- Кто платье сошьет, постирает белье

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - Тихо молвила Ева.

- Я... Я...

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на земле появилась семья.

Закрепление:

Сказка В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”.

         Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

 Какова мораль сказки?

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

Пусть в вашем доме всегда будет любовь, улыбка и доброта.

Закрепление:

Сказка В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”.

         Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

 Какова мораль сказки?

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

Пусть в вашем доме всегда будет любовь, улыбка и доброта.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Семейные традиции

Выступление на родительском собрании...

Семейные традиции

Конспект ведения классного часа...

Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Данная статья использовалась на родительском собрании  в 3 классе....

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....