"Что такое река?" урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое река?" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_aprelya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Что такое река»

Автор: Макарова Елена Леонидовна

УМК: Начальная школа 21 век

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 б

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление обучающихся о строении реки

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить со строением реки;

- формировать умение ориентироваться на карте;

- расширить знания об окружающем мире

Метапредметные:

познавательные УУД:

-осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;

- уметь формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-подводить под понятие, выводить следствие;

-строить логическую цепь рассуждений

Регулятивные УУД:

- уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- учиться высказывать и аргументировать своё предположение (версию)

коммуникативные:

- поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;

- выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;

- соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные:

- расширять познавательные интересы, учебные мотивы;

- работать по заданию самостоятельно;

- осуществлять самоконтроль работы;

- проявлять прилежание в учёбе;

- выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;

- формировать гражданскую идентичность.

Методы: обьяснительно – иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оснащение:

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, ИКТ технологии.

Планируемый сценарий урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Открытие нового знания.
  5. Физкультминутка
  6. Первичное закрепление.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.

Коммуникативные, личностные

2.Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы узнали о приключениях Капельки. Как путешествует она в природе? Покажите как путешествует капелька от земли к небу. (ученик показывает и рассказывает о круговороте воды в природе)

- Что мы знаем о состояниях воды?

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

- Где мы можем наблюдать воду в гозообразном состоянии?

- От чего зависит различное состояние воды?

- По дороге в школу видели ли вы воду? В каком она была состоянии?

- вода бывает в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном

- дождь, водоем

- снег, лед, сосулька

- пар, туман

- от температуры

- снег, лед, лужа, сосулька

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

3.Постановка учебной задачи.

- Вода – самое удивительное и полное тайн  вещество. У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь. Если мы посмотрим на карту, глобус, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?

– Где она находится на планете?

 Одним словом в водоемах.

- А сейчас послушайте загадку Капельки:

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.

– Как вы думаете, о чем сегодня хочет вам рассказать Капелька?

– Тема нашего урока “Река и ее части” (вешаю на доску)

- Что бы вы хотели узнать о реках?

Рек очень много. Только в России более 200 тысяч. 

- Что же такое река? Где мы можем узнать эту информацию?

Смотрим информацию в словаре (Маша читает определение в большом словаре)

У вас на парте свои словарики. Найдите и прочитайте определение в нем.

Река – естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении, русле.
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

Течение – это движение воды в реке.

- Большую часть поверхности земли занимает вода

- в реках, озерах, морях, океанах и т. д.

- река

---------

- в словаре, у взрослых, в энциклопедии, в интернете

Регулятивные, коммуникативные, личностные

4.Открытие нового знания.

- Как же образуется река?  

Просмотр отрывка из мультфильма «Беги ручеек» 2,5 минуты

- Река начинается в горах (на возвышенности), где тает снег и бегут ручьи или с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи и образуется маленькая речка. Затем в неё впадают другие речушки и образуется река.

- Найдите в своих словариках что такое родник.

Река течет к устью, из более высокого места в более низкое. Чтобы определить, где левый берег, а где правый, надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, а слева - левый берег.

Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?

Главной считается река, которая больше.

Главная река со всеми её притоками – это речная система.

Части реки

Исток – начало реки.

Устье – место впадения реки в другой водоём.

В реку вливаются притоки. (речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду)

- В реке пресная вода. Что это значит? Подберите синонимы?

5.Физкультминутка

Коммуникативные, личностные

- Рассмотрите схему реки в учебнике на с. 88.  Какие видите части?

Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады.

Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.

А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

- Послушайте запись и скажите какая река равнинная, а какая горная.

Практическая работа (в парах)

Вспомним правила работы в парах.

Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый и правый берег.

Сравните работу с образцом в учебнике и оцените себя.

- Исток, русло, устье.

Познавательные, коммуникативные, личностные

Работа с картой.

- Рассмотрите карту России найдите на ней реки. (2 человека по 2 реки)

- А теперь рассмотрите карту Марий Эл. Найдите на ней реки. Какая река протекает в нашем городе?

- Каково значение рек?

- Просмотр видеоролика “Загрязняя воду – мы убиваем себя!”

Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

Что же надо делать для защиты рек?

Меры по охране рек.

а) строительство очистных сооружений

б) экономия воды

в) посадка и охрана растений по берегам рек.

г) контроль за уровнем загрязнения воды.

- Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

Познавательные, регулятивные, личностные

8.Рефлексия.

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

Регулятивные, коммуникативные, личностные

9. Домашнее задание

Всем: У. с. 98-99

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как защитить реки?”

На выбор:

Подготовить сообщение о крупных реках России.

Составить памятку «Как вести себя у водоема»

Я надеюсь, что урок был интересным и каждый почерпнул для себя очень много полезной информации.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Тест.

1. Как называется начало реки?

а) исток

б) устье

в) приток

2. Как называют место, где река впадает в другой водоём?

а) исток

б) устье

в) русло

3. Как называется река, которая впадает в другую реку?

а) приток

б) исток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

«Родина – что же это такое?» Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века»

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века»Тема: «Родина – что же это такое?»Цели: формирование системных представлений о государственных ...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...