РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Шепелева Юлия Сергеевна

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_3_kl._okr._mir.docx533.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Vladelec\Documents\Scan0049.jpg

Окружающий мир

Пояснительная  записка

     Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Федерального  государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы учебного курса «Окружающий мир»  А. А. Плешакова.

      Рабочая программа используется в полном объёме и интегрируется с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой и др.

 

Цели и задачи изучения предмета

 В результате изучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребенком личного опыта  общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие  и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     

Место курса в учебном плане

            Согласно  учебному (образовательному)  плану всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует Авторской программе.

Содержание курса

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

Расхождение Авторской и рабочей программы

    Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе.

Планируемые результаты изучения предмета

     Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый  образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологии учебного предмета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

Смотри в «Сборнике рабочих программ» 1-4 классов «Школа России» на страницах 372 – 374, М., «Просвещение», 2011г.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе обучающиеся научатся:

  • устанавливать связь между человеком – как частью природы и обществом;
  • характеризовать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • формулировать основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • называть основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • характеризовать строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • выполнять правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • выполнять правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • определять потребности людей; товары и услуги;
  • выявлять роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • называть некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. 

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

                                Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру для 3 А класса

Учебник      Плешаков А.А. Окружающий мир.Учебник для 3 класса.                

                      В двух частях. Москва, «Просвещение», 2012.  

Учитель        Шепелева Юлия Сергеевна

                        

                        

 №п.

п.

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Примечания

Как устроен мир

6 ч

1

Природа. Ценность природы для людей. Экскурсия № 1 «Разнообразие природы»

02.09.

2

Человек. ОБЖ № 1

07.09.

3

Проект № 1 «Богатства, отданные людям». ОБЖ № 4, 5

09.09.

4

Общество

14.09.

5

Что такое экология.  ОБЖ № 2

16.09.

6

Природа в опасности! Охрана природы

Проверочная работа № 1 «Как устроен мир»

21.09.

Уч. с. 154

Эта удивительная природа

18 ч

7

Тела, вещества, частицы

23.09.

8

Разнообразие веществ. Практическая работа  № 1  «Исследуем продукты на содержание крахмала»

28.09.

9

Воздух и его охрана. Опыт «Расширение воздуха»

30.09.

10

Вода.  Практическая работа  № 2 «Исследуем свойства воды». Водоемы. Охрана природы.ОБЖ № 18         

05.10.

11

Превращения и круговорот воды. Опыт «Наблюдение за круговоротом воды». ОБЖ № 19

Берегите воду!   

07.10.

12

Что такое почва. Практическая работа  № 3 «Исследуем состав почвы»

12.10.

13

Разнообразие растений. Практическая работа  № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений»

14.10.

14

Солнце, растения и мы с вами ОБЖ № 20

19.10.

15

Размножение и развитие растений. Практическая работа  № 5 «Изучаем способы распространения плодов»

21.10.

16

Охрана растений.  Растения Смоленского края. Грибы. ОБЖ № 3

26.10.

17

Разнообразие животных. ОБЖ № 6

28.10.

18

Кто что ест?

09.11.

19

 Проект № 2 «Разнообразие природы нашего края»

11.11.

20

Размножение и развитие животных

16.11.

21

Охрана животных

18.11.

22

В царстве грибов

23.11.

23

Великий круговорот жизни.  ОБЖ № 21, 22

25.11.

24

Проверочная работа № 2 «Эта удивительная природа»

30.11.

Мы и наше здоровье

10 ч

25

Организм человека. Практическая работа № 6 «Измеряем свой рост и массу тела»

02.12.

26

 Органы чувств.   ОБЖ № 14

07.12.

27

Надежная защита организма. Практическая работа № 7 «Исследуем нашу кожу»

09.12.

28

Опора тела и движение.  ОБЖ № 15

14.12.

29

Наше питание. Практическая работа № 8 «Изучаем состав продуктов»      

16.12.

30

Проект  № 3 «Школа кулинаров»

21.12.

В течение двух недель подготовить проект ТПО с. 80 - 81

31

 Дыхание и кровообращение.  Практическая работа № 9 «Учимся измерять пульс»

23.12.

Уч. с. 144-146 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с. 146, ТПО с. 84 № 5

32

Умей побеждать болезни

11.01.

Уч. с. 147-148 читать, с. 149 ответить на вопросы, ТПО с. 85 № 3

33

Здоровый образ жизни.  ОБЖ № 16, 17

13.01.

Уч. с. 150-153 читать, ответить на вопросы с. 153

34

Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье». Презентация проектов

18.01.

Наша безопасность

7 ч

35

Огонь, вода и газ.   ОБЖ № 7, 26

20.01.

Уч. с. 4-7 пересказ, с. 7 задания 3, 4; ТПО с. 5 № 5, 6

36

Чтобы путь был счастливым.  ОБЖ № 8, 9

25.01.

Уч. с. 8-13 пересказ

37

Дорожные знаки. ОБЖ № 10, 13 Экскурсия № 2« Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы»  

27.01.

Уч. с. 14-16 читать, с. 17 ответить на вопросы; ТПО с. 9-10 № 1

38

Опасные места. ОБЖ № 23, 30 Проект № 4 «Кто нас защищает»

01.02.

В течение двух недель подготовить проект ТПО с. 12-13; уч. с. 20-23 читать

39

Природа и наша безопасность ОБЖ № 25, 27

03.02.

Уч. с. 25-29 читать, подготовить сообщения об опасных растениях, грибах, животных (индивидуально)

40

Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды»

08.02.

Уч. с. 31-36 читать, отвечать на вопросы; ТПО с. 21 № 3

41

Проверочная работа № 4 «Наша безопасность». Презентация проектов

10.02.

Чему учит экономика

12 ч

42

Для чего нужна экономика.  ОБЖ № 28

15.02.

Уч. с. 38-40 пересказ, с. 41 отвечать на вопросы; ТПО с. 24-25 № 5,6,7

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.   ОБЖ № 29

17.02.

Уч. с. 42-44 читать, с. 45 отвечать на вопросы; ТПО с. 27 № 4,5

44

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Исследуем полезные ископаемые»

22.02.

Уч. с. 46-49 пересказ, с. 50 отвечать на вопросы; ТПО с. 30-31 №№ 4-8

45

Растениеводство. Практическая работа № 12 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» 

24.02.

46

Животноводство

01.03.

47

Какая бывает промышленность. ОБЖ № 11, 12

03.03.

48

Проект  № 5 «Экономика родного края»

08.03.

49

Что такое деньги. Практическая работа №13 «Изучаем российские монеты»

10.03.

50

Государственный бюджет

15.03.

51

Семейный бюджет.  ОБЖ № 24

17.03.

52

Экономика и экология

22.03.

53

Проверочная работа № 5 «Чему учит экономика». Презентация проектов

24.03.

Путешествие по городам и странам

15 ч

54

 Золотое кольцо России.   ОБЖ № 31,32

05.04.

55

Золотое кольцо России. Практическая работа № 14 «Города «Золотого кольца» на карте России»

07.04.

56

Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир

12.04.

57

Проект № 6 «Музей  путешествий»

14.04.

58

Наши ближайшие соседи

19.04.

59

На севере Европы

21.04.

60

Что такое Бенилюкс?

26.04.

61

В центре Европы

28.04.

62

Путешествие по Франции и  Великобритании

03.05.

63

Итоговая контрольная работа

05.05.

64

На юге Европы

12.05.

65

По знаменитым местам Мира

17.05.

66

Природные особенности Смоленского края. Полезные ископаемые.

24.05.

67

Животный мир Смоленской области.

26.05.

68

Экскурсия № 3 «Путешествие по родному городу»

31.05.

Учебно-методические средства обучения

1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.М.:Просвещение,2012.

2. А.А.Плешаков. Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение. 2012.

3. А.Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся. М.: Просвещение. 2013.

4. Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».М.: «ВАКО». 2014

5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» ,3 класс.

Контрольно-измерительный материал

Проверочная работа (тест) № 1 «Как устроен мир»

1. К неживой природе относятся:

а) растения, животные, человек, грибы и микробы;

б) Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все то, что сделано его руками;

в) небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.

2. К живой природе относятся:

а) грибы и микробы, растения, животные, человек;

б) Солнце, Земля, небо, облака, дождь, снег;

в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а) они передвигаются, растут, умирают;

б) они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают;

в) они дышат, питаются, растут, размножаются.

4. Что такое окружающая среда?

а) это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем;

б) это все то, что нас окружает в природе;

в) это совокупность живой и неживой природы.

5. Что такое экология?

а) наука об окружающей среде;

б) наука, которая изучает неживую природу;

в) наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, о Земле и о законах, по которым мы должны жить.

6. Что объединяет этих животных: дронт, морская корова, странствующий голубь?

а) спасены человеком;

б) стали редкими;

в) уничтожены человеком.

7. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

8. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают фермы, пасеки, птицефабрики;

б) создают заповедники, ботанические сады;

в) создают бульвары и скверы.

10. Что такое заповедники?

а) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;

в) это участки земли, где выращивают редкие растения всего мира.

Проверочная работа № 2

«Эта удивительная природа»

1. Что называют телом?

а) все то, что сделано руками человека;

б) любой предмет, любое живое существо;

в) любое растение, насекомое, птицу и животное.

2. В каких веществах промежутки между частицами наибольшие?

а) в твердых;

б) в жидких;

в) в газообразных.

3. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

4. Какими свойствами обладает воздух?

а) прозрачен, бесцветен, без запаха; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

б) голубой цвет, как небо; проводит звуки, не имеет запаха; пропускает солнечные лучи;

в) воздух зависит от окружающих предметов; хорошо проводит тепло; образует ветер.

5. Вода может находиться:

а) в жидком состоянии;

б) в твердом состоянии;

в) в жидком, твердом, газообразном состоянии.

6. Какая вода нужна людям?

а) прозрачная;

б) бесцветная;

в) чистая.

7. Без чего невозможно вырастить урожай?

а) без тракторов, комбайнов, топлива;

б) без удобрений, труда людей;

в) без света, воздуха, воды.

8. За счет чего разрушаются скалы?

а) за счет нагревания скал в солнечные дни и остывания ночью;

б) из-за животных, растений, микробов;

в) из-за колебания температур, воды, ветра и растений.

9. Из чего состоит почва?

а) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

б) воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, корней растений, животных, обитающих в почве;

в) микробов корней растений, различных животных, обитающих в почве.

10. Что растения получают из почвы?  

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

11. Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б) зоология;

в) экология.

12. Животные – это…

а) птицы, звери, насекомые, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

б) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, грибы, микробы;

в) птицы, звери, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

13. Какая из цепей питания указана правильно?

а) слизни  капуста  жаба;

б) сосна  дятел  жук-короед;

в) рожь  мышь  змея  орел.

14. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?

а) в парках;

б) в скверах;

в) в ботанических садах.

15. Какие животные помещены в Красную книгу?

а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут;

б) олень, заяц, лиса, волк;

в) корова, лошадь, гусь, петух.

Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье»

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;       б) осязанием;      в) обонянием

4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в) скелет является опорной тела.

5. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

6. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?

а) благодаря мышцам;

б) благодаря крови;

в) благодаря нервным волокнам.

8. Какой газ необходим органам для работы?

а) углекислый газ;      б) азот;       в) кислород.

9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.

10. Кто «всему голова» у человека?

а) мозг;      б) сердце;        в) желудок.

Проверочная работа № 4 «Наша безопасность»

С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а.

Каждому ученику выдается карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончания, и ты получишь правила бережного отношения к природе.

1. Экономно относясь к продуктам,

…бережешь чистую воду.

2. Выключая свет,

…узнаешь, как ее беречь.

3. Сортируя мусор,

…сохраняешь леса.

4. Починив протекающий кран,

…бережешь чистый воздух.

5. Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

…бережешь плодородие земли и труд людей.

6. Изучая природу,

…даешь возможность снова сделать полезные вещи.

7. Охраняя растения,

…экономишь и сберегаешь электричество.

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01                        газовая служба

02                        пожарная охрана

03                        милиция

04                        скорая помощь.

2. Что необходимо делать, если начался пожар, а ты в квартире один?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарных по телефону 01.

3. В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать прежде всего?

а) оставить все как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

в) выйти из квартиры.

4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно;

б) позвонить в газовую службу – 04;

в) зажечь спичку.

5. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

6. Знаки в виде красного треугольника – это…

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

7. Если на вас напала большая собака, что надо делать:

а) убежать от нее;

б) замахнуться и отогнать собаку;

в) остановиться, повернувшись к собаке лицом.

8. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в воду;

б) загрязняющие вещества попадают в воздух;

в) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

9. Что такое экологическая безопасность?

а) это защита от вредного действия окружающей среды;

б) это влияние растений, животных и человека на окружающую среду.

10. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?

а) через воду, воздух, почву;

б) через воду, воздух, продукты питания.

Проверочная работа № 5 «Чему учит экономика»

1. Главная задача экономики:

а) производство товаров и услуг;

б) удовлетворение разнообразных потребностей человека.

2. Что такое потребности?

а) все, что требуется людям для жизни;

б) все, что окружает людей.

3. Что такое товары?

а) это предметы, которые человек производит;

б) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

4. Что такое услуги?

а) добыча угля, нефти;

б) лечение больных, обучение детей.

5. Что составляет основу экономики?

а) окружающая нас среда;

б) природные богатства, капитал, труд.

6. Зачем мы собираем металлолом?

а) мы сохраняем запасы руды;

б) очищаем территорию от мусора;

в) участвуем в соревновании между классами.

7. Отрасли растениеводства:

а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;

б) садоводство, зерноводство, овощеводство;

в) садоводство, бахчеводство, оленеводство.

8. Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

а) ткач, газосварщик, геолог;

б) комбайнер, бахчевод, овощевод;

в) инженер, механик, тракторист.

9. Что дает животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, ягоды, овощи;

в) хлопок, лен, рис.

10. Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.

11. Какой бюджет ты считаешь лучшим?

а) в котором доходы больше расходов;

б) в котором доходы равны расходам;

в) в котором доходы меньше расходов.

Итоговый контрольный тест по окружающему миру за год

 1. Как называется наука, изучающая живую природу:

     а) астрономия                б) экология                б) биология         в) анатомия

2. Что отличает человека от других живых существ:

   а) движение        б) рост         в) разум           г)  дыхание

3. Что относится к характеристике страны:

а) цвет кожи          

б) государственные символы  

в) национальные песни    

г) жизнь под одной крышей

4. Укажи культурное травянистое растение:

     а) лук        б) крапива             в) осот          г) одуванчик

5. Что не относится к телам:

    а) луна              б) камень             в) соль                  г) карандаш

6. Какое животное относится к группе насекомых:

    а) паук           б) дождевой червь          в) стрекоза              г) рак

7. Какой орган относится к кровеносной системе:

    а) почки              б) лёгкие             в) сердце            г) мозг

8. Какое полезное ископаемое используется как топливо:

    а) глина             б) известняк                 в) торф                    г) гранит

9. Из чего делают бензин:

   а) из торфа          б) из нефти             в) из железной руды          г) из природного газа

10. Какое растение относится к зерновым культурам:

      а) капуста            б) рожь               в) тимофеевка             г) клевер

11. Как ты различишь сахар, соль и соду:

      а) по цвету           б) по размеру                 в) по запаху                 г) по вкусу

12. Какое вещество газообразное:

      а) алюминий        б) песок              в) кислород              г) вода

13. Что даёт животноводство:

      а) шерсть             б) овощи               в) зерно                   г) лён

14. Какие телефоны должны быть в твоей  записной книжке на случай опасности:

      а) 01                    б)  025               в) 03               г) 02

15. Какие города входят в Золотое кольцо России:

      а)  Суздаль             б) Углич            в) Воронеж                б) Кострома

Оценка результатов:   с 1 - 10 - один балл

                                          с 11- 13 -  два балла

                                          с 14-15 -  три балла

От максимальной суммы баллов   80-100 % -  «5»

                                                                60 – 80 % - «4»

                                                                40 -60 %  -  «3»

                                                                 0 – 40 %  -  «2»

Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье»

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;     б) осязанием;     в) обонянием.

4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в) скелет является опорной тела.

5. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;       б) от связок и сухожилий;     в) от хрящей и костей.

Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье»

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;     б) осязанием;     в) обонянием.

4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в) скелет является опорной тела.

5. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;       б) от связок и сухожилий;     в) от хрящей и костей.

6. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?

а) благодаря мышцам;    б) благодаря крови;   в) благодаря нервным волокнам

8. Какой газ необходим органам для работы?

а) углекислый газ;      б) азот;     в) кислород.

9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.

10. Кто «всему голова» у человека?

а) мозг;          б) сердце;           в) желудок.

6. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?

а) благодаря мышцам;    б) благодаря крови;   в) благодаря нервным волокнам

8. Какой газ необходим органам для работы?

а) углекислый газ;      б) азот;     в) кислород.

9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.

10. Кто «всему голова» у человека?

а) мозг;          б) сердце;           в) желудок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...