В гости к зиме
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Виноградова Елена Николаевна

Это интегрированный урок окружающий мир + изо. На этом уроке дети не только узнают много интересного о зиме, но и научатся выцарапывать на восковой бумаге морозные узоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_zime.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сычевская средняя общеобразовательная школа»

Московская область, Волоколамский район

«В гости к зиме»

(разработка интегрированного урока окружающий мир + ИЗО)

УМК «Школа России»

2 класс

Составила учитель начальных классов

Виноградова Е.Н.

2015г.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  1. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы урока.

-  У нас сегодня в гостях этот замечательный снеговик. (На доске снеговик с конвертом в руках). У него в руках конверт, а в нём загадки, отгадав которые мы узнаем тему урока. (Дети по одному выходят, достают  загадки и читают)

  • На всех садится,

Никого не боится. (Снежинка)

  • Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло – оно всё сошло. (Снег)

  • Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

  • Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель)

  • Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

- Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе.

  1. Беседа по картинам.

- Какое сейчас время года? Месяц?

Назовите зимние месяцы.

- Многие художники в своём творчестве обращались к теме зимы. Вот несколько репродукций известных художников. (Взять любые известные репродукции с изображением зимы)

- Обратите внимание, какой цвет преобладает в каждой картине? Почему?

Какие краски использует художник, чтобы изобразить небо.

- Яркий цвет неба, чувство солнца в картине говорят нам о морозном дне, хрустящем снежке, о хорошем настроении.

- Тяжелые, мрачные тучи создают настроение тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или  просто густого снегопада.

- Какие ещё особенности зимней природы запечатлели художники?

  1. Беседа о зимних явлениях природы.

-Какое явление природы бывает только зимой? Послушайте загадку..

                С неба звезды падают,

                Лягут на поля.

                Пусть под ними скроется

                Чёрная земля.

                Много – много звездочек –

                Тонких, как стекло.

                Звездочки холодные,

                А земле тепло.             (Снегопад)

(звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» или просто красивая мелодия)

- (на фоне музыки) Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

        Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка  с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

        Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

- Кто из вас знает, как образуются снежинки?

- Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.

Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.

- А  почему хрустит снег под ногами?

- Это ломаются лучики и звездочки у снежинок.

- Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга)

  1. Физминутка.

(Под музыку танец снежинок)

  1. Рисование морозного узора на  стекле.

- Есть ещё одно замечательное, удивительное зимнее явление. Отгадайте загадку:

                Вырос лес – белый весь,

                Пешком в него не войти,

                На коне не въехать.     (Морозный узор)

- Как вы думаете, как образуется морозный узор на окне?

- Рисунок образуется из маленьких капелек замерзшей воды, а рисовать морозу помогают частички пыли и царапинки на стекле, невидимые глазу.

- Кто наблюдал это явление?

- вот сейчас вы проявите свою фантазию, побудете некоторое время  Морозами. Узор, как правило, растительный, т.е. с изображением листьев, деревьев, покрытых инеем и т.д.

(объяснение и показ способа выцарапывания на восковой бумаге)

- Наступила ночь, и Мороз принялся за работу. (звучит музыка)

По окончании показ работ.

  1. Беседа о жизни животных зимой.

-А сейчас мы поговорим с вами о том, как живут зимой дикие животные.

(чтение стихов детьми по очереди)                                                                        Под березкой на пригорке

Старый ёж устроил норку,

А под листьями лежат

Два молоденьких ежа.

Белка спряталась в дупло-

В нём и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

-Как животные приспосабливаются к холодным, заснеженным зимам?

- Какие птицы не улетают в теплые страны? Чем они здесь питаются? Как укрываются от вьюг и морозов?

- Корма на деревьях в течение зимы становится всё меньше и меньше, трудно выживать пичугам. Что мы должны делать, чтобы им помочь?

(ученик читает стих. «Покормите птиц зимой» А.Яшина или другое подобное стихотворение)

-К чему призывает поэт?

  1. Письма африканскому другу.

- Если для животных зима – это тяжёлое испытание, тогда, что зима для людей, и, в частности, для  вас, детей?                                                                 - Но не везде Новый год встречают со снегом и вокруг ёлки. Есть страны, где никогда не было снега, и они не знают, что такое зима по-русски. Вы писали письма незнакомым друзьям из Африки и объясняли, что такое зима у нас, в России. Лучшие из них мы сегодня услышим. (Зачитываются  письма детей)

- А некоторые дети не смогли написать, но зато очень красиво нарисовали нашу русскую зиму.

  1. Итог урока.

- Итак, что такое зима? (учитель бросает мяч ученикам по очереди с этим вопросом, дети бросают обратно, отвечая на вопрос)

Зима – это мороз, снег, узоры на стекле, игры в снежки….

- Молодцы! Работали очень хорошо, активно. Нарисовали замечательные узоры на окне. Урок окончен.

                

Литература

  1. О.В.Узорова «Все предметы нач.школы в викторинах»

«ВЕКО», 2000г.

2. «Экология Подмосковья». Энциклопедич.пособие.

Москва 2001г.

3.  «Школа радости. Сценарии школьных праздников.»

Изд-во «Феникс» 2002г.

4. «Мир вокруг нас» Методическое пособие для учителя.         А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2008г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

В гости к зиме. Животные зимой.

На уроке учащиеся систематизировали знания о жизни животных зимой...

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....

Урок «В гости к зиме». Сезонные изменения в неживой природе зимой.

УМК "Школа России". Знакомим учащихся с сезонными изменениями в неживой природе зимой. ...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

В гости к зиме. Неживая природа зимой. Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, ...