технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Иванова Юлия Сергеевна
Технологическая карта 
по теме: «Весенние месяцы»
во 2 классе 
(по курсу «окружающий мир»,
 авторов Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 
УМК «Перспектива»)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

Технологическая карта

по теме: «Весенние месяцы»

во 2 классе

(по курсу «окружающий мир»,

 авторов Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,

УМК «Перспектива»)

Выполнил: учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29

Иванова Юлия Сергеевна

Смоленск

2014

Тема урока

«Весенние месяцы»

Цели урока

познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края, развивать кругозор, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Тип урока

ознакомление с новым материалом (автор Саранцев Г.И.)

Форма урока

урок

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные: находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; проводить наблюдения за погодой, природными явлениями в весеннее время года.

Метапредметные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы, посвященных этой теме; сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев; характеризовать погодные явления весенних месяцев с помощью выразительных средств русского (и родного) языка.

Личностные: осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Плешакова А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» 2 класс, часть 2, рабочая тетрадь

Ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, индивидуальные карточки для рефлексии, изображение святой Евдокии

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Этап урока

Цель урока

Формы организации деятельности обучающихся

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Слайд

Время

I.Оргмо-мент

Создание благоприятной обстановки, положительного настроя

Фронталь-ная

Объяснитель-но-иллюстра-тивный метод

Прием: сообщение

Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

--Добрый день! Солнцу и птицам!

Добрый день! Улыбчивым лицам!

-Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

            внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее. Надеюсь, что солнышек к концу урока ярко будет светить в нашем классе.

- Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас.  

Слушают стихотворение

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1

2 минуты

II. Актуали-зация опорных знаний и формули-ровка темы урока

Актуализировать субъектный опыт учащихся

Фронталь-ная

Репродуктивный метод и метод проблемного изложения

Прием: устный опрос ранее изученного материала, постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации

- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи.

- Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны?

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи.

- А теперь отгадайте загадки:

Яростно река ревет

               И разламывает лед.

               В домик свой скворец вернулся,

               А в лесу медведь проснулся.

               В небе жаворонка трель.

               Кто же к нам пришел?

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? …

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, выяснить, научится)

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

- Назовите весенние месяцы по порядку.

- А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.

- Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.

Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.

Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами.

- День короткий. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Тает снег. Солнце светит, но не греет.

- Весна.

- Апрель.

- Март.

- Май.

- Весенние месяцы.

- Я хочу узнать…

- Я хочу выяснить…

- Я хочу научиться…

- Март, апрель, май.

Читают признаки весенних месяцев.

Познаватель-ные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение.

2

3

4

4

5

6

5 минут

III. Изучение нового материа-ла

Формиро-вать умение самостоя-тельно применять знания.

Фронтальная

Частично-поисковый метод

Прием: беседа

- Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Какие признаки весны вы увидели?

- Как выглядит небо?

- Обратите внимание на цвет облаков, на снег?  

- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину?

- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев   могла так выглядеть природа?

- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева «Весна»

- Обратите внимание на небо, какое оно?

- Как выглядят деревья?

- А что произошло с рекой?

- Какое настроение у детей?

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа?

- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем.

- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

- Тает снег, небо голубое, проталины, грачи прилетели.

- Лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца.

- Подтаявший, с проталинами.

- Грачи.

- Март.

- Прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде.

- Деревья в зелёной дымке.

- Разлив реки.

- Радость, веселье.

- Апрель.

Чтение детьми стихотворения.

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукциями картин

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках весны; осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта)

7

8

10 минут

IV. Физкультминутка

Сформиро-вать ценностное отношение к своему здоровью.

Индивидуальная

- А теперь давайте отдохнем. С мишкой-пандой. (видео с медведем)

Дети повторяют движения за медведем-пандой.

Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Регулятивные УУД:

- осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений медведя, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

Видео

3 минуты

V. Изучение нового материа-ла

Познако-мить с народными названиями весенних месяцев и с праздником весенний Новый год

Фронтальная, индивидуальная.

Частично-поисковый метод

Прием: беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра.

- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март — рад, апрель — капель, май — вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...».

- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,

свитстун, перезимок, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны,

наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.

Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.

Май – травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, пролетень, ранопашец, маковей.

- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят?

- Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?

- Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий?

- Как вы думаете почему?

- Но у марта в старину была еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.

- Когда в старину отмечали весенний новый год?

- Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год.

- Как звали святую Евдокию в народе?

- А теперь послушайте рассказ «Весенний новый год».

- Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира.

- А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну.

-  Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два — пшеничушки“?

- Почему так ласково названа пшеница?

- Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?

- Чем порадуют девушек „перстенечки“?

- Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“?

- Что за радость будет у „стариков да старушек“?

- Какой из подарков кажется вам самым радостным?

- Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:

Ой, весна-красна, что нам вынесла?

— Короб житушка, два — пшеничушки,

— Малым детям — по яичушку,

— Красным девушкам — по перстенечку,

— Молодым молодушкам — по детенышку,

— Старикам да старушкам — по внучоночку!»

 

Слушают чтение рифм учителем.

Подбирают рифмы к словам.

Чтение народных названий весенних месяцев.

Слушают рассказ учителя о названиях весенних месяцев.

Называют, о каких явлениях природы говорят народные названия весенних месяцев.

Называют, какие из старинных названий подходят к репродукциям картин.

- У марта месяца.

- Это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью.

Самостоятельное чтение текста.

- 14 марта в день святой Евдокии.

Ученик отмечает в календаре наклейкой.

- Евдокия-Весновка.

Обучающиеся слушают рассказ учителя «Весенний новый год»

Чтение учащимися народных праздников весной.

Чтение заклички детьми.

- Злаковые культуры.

- Из пшеницы получали муку и пекли хлеб.

- Праздник Пасхи.

- Украшение.

- Детей.

- Внуки.

Дети выполняют движения к закличке, при этом читая ее.

Дети приветственно машут.

Раскрытые ладони протянуты вперед,

как бы переполненные зерном,

затем руки выполняют „сеющие“ движения.

Ладонь округлена „под яичушко“.

Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.

„Качают“ младенца.

Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; наблюдать и делать выводы; дополнение и расширение уже имеющихся знаний о весенних месяцах; знать и распознавать народные названия весенних месяцев; получить информацию о праздновании на Руси праздника – Весенний новый год.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге по теме (учитель-ученик, ученик-ученик)

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций.

- слушать и понимать речь других.

9

10

11

12

13

15 минут

VI. Обобще-ние получен-ных знаний

Обобщить знания о весенних месяцах

Индивидуальная

Частично-поисковый метод

Прием: самостоятельная работа

- Работа по карточкам. Ответить на вопросы.

1. Назови весенние месяцы по порядку.

________________________

2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)

________________________

3. Когда в старину отмечали весенний новый год?

________________________

Ученики на листочках отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

- применять для решения логические действия анализа,  сравнения, обобщения, построения и рассуждения.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5 минут

VII. Итог урока

Систематизировать знания полученные на уроке

Фронтальная

- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?

- Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.

- А теперь я хочу спросить у вас тему урока, цель которую мы ставили, что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке?

- Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?

- Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем.

Учащиеся делают свои выводы.

Чтение вывода учащимися.

Ответы учащихся.

Дети читают стихи.

Личностные УУД:

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

14

4 минуты

VIII. Рефлек-сия

Умение оценивать свою деятель-ность

Индиви-дуальная

- Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.

Учащиеся поднимают солнышко или снежинку.

Регулятивные УУД:

- прогнозируют результаты уровня изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

15

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...