Технологическая карта урока. Понятийная гроздь. "Что такое почва?" УМК "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Саносян Марина Вардгесовна

Технологическая карта урока. Понятийная гроздь. "Что такое почва?" УМК  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_pochva.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Что такое почва.

ФИО (полностью)

Саносян Марина Вардгесовна

Место работы

МБОУ СОШ Чехов-3 Чеховский р-он

Должность

учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Почва.

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России».

Цель  урока:

Дать знания о почве, с помощью опытов исследовать свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов.

Тип урока

Комбинированный

Модель организации УПД младших школьников

Необходимое оборудование

Интерактивная доска, компьютер , документкамера ; спиртовка, стакан , стекло, стеклянная палочка, образцы почвы,

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

 (с указанием  порядкового номера)

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Адаптационный  этап

1Адаптация учащихся к деятельности на уроке.

2Выявление предварительных

знаний об объектах живой и неживой природы .

Дети соглашаются с утверждением или нет.

Высказывают свои точки зрения.

(Земля- планета, суша, страна, почва.)

Высказывают свои почки зрения.

Постановка целей и задач урока.
Тема урока: Что такое почва?

Задачи

 1. Что такое почва?

2. Как образуется почва?

3. Из чего состоит почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает  в почве? идр

Организует игру «Да» -«Нет»

-Для роста растений нужна вода

-песок относится к живой природе

-воздух для роста растений не нужен

- насекомые относятся к живой природе и т.д.

-что космонавт видит из космоса

Демократическая беседа.

Тема «Сколько значений имеет слово –земля»?

Дискуссия

Тема « Какое значение имеет почва для растений , животных, человека»?

– Людям, какой профессии нужны знания о почве?
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда?

2

Основной этап

1Формировать понятие почва, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва. Выяснить состав почвы.

2Разрешение интеллектуального затруднения.

Работа с учебником. Стр.64

Слушают.

Делают вывод.

 Работа с учебником.

Где мы можем найти ответ на первый вопрос?

Что такое почва?

 Найдите определение в тексте.

Рассказ учителя.

«Как образовалась почва»

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. 
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. 
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. 
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте 
вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.

Заполняется понятийная гроздь. 


 

Вспомнить правила работы.

1 Внимательно слушать инструкцию.

2 Четко выполнять указания

3Быть наблюдательным.

По ходу работы результаты фиксируют в таблицу  рабочей тетради по «Окружающему миру».

Опыты 1,2,5 выполняют учащиеся

Эвристическая беседа.

Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности  есть слой почвы?

Главное свойство почвы?

Если в почве растут растения, значит в ней благоприятные условия. Что растениям нужно для роста?

Предположим , что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

Организует работу в группах по 4 человека. 

- Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями. 

Проводит инструктаж по ТБ.

Практическая работа с.37 Рабочая тетрадь «Окружающий мир».

Опыт 1. В почве есть воздух  

 В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Сделайте вывод.

Опыт 2 . В почве есть вода.

 Возьмите промокательную бумагу насыпьте на нее немного почвы.

Придавите ее плотно к бумаге.

Стряхните почву, что вы увидите?

Рассматривают. Наблюдение фиксируют устно.

Опыт4. Проводит учитель.

 В почве есть соли.

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло, подержим стекло над огнем.

Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налет. Это минеральные соли.

Опыт 5

В состав почвы входят песок и глина. Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел, насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина.

Опыт 3. Проводит учитель

В почве содержится перегной.

Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных.

Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Рассказ «Как образуется перегной».

Демонстрация образцов почвы.

Работа с учебником.  Найдите информацию

3

Творческий этап

1Первичное закрепление знаний.

2 Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых творческих заданий.

Выполняют задания, индивидуально.

Презентация проектов.

Кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/504134/img2.gif

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

Разноуровневые задания по карточкам.

Подготовить сообщение о почве по плану. (Типовые задачи по формированию УУД  с.49)  Создание макета с использованием пластилина, цветной бумаги, газетных вырезок

или составить кроссворд.

Демократическая беседа.

Достигли ли поставленных целей?Что узнали о почве?

Обяснение домшнего задания. Прочитать текст на с.64-67, ответить на вопросы

Р.т. №2-3 с.28

ПОЧВА

                                                             ЖИВАЯ ЧАСТЬ                                                                                   НЕЖИВАЯ  ЧАСТЬ

РАСТЕНИЯ                         ЖИВОТНЫЕ               ОСТАНКИ РАСТЕНИЙ                                                    ВОЗДУХ               ПЕСОК        ГЛИНА          

                                                                                      И ЖИВОТНЫХ                                                                            ВОДА                                         МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

                                                ПЕРЕГНОЙ

                                            ПЛОДОРОДИЕ

 

Формируемое представление или понятия.

Содержание.

1

Почва

Это верхний плодородный слой земли.

2

Живая часть почвы

В живую часть почвы входят животные обитающие в ней, растения и останки животных и растений.

3

Неживая часть почвы

В состав неживой части почвы входят: песок , глина, перегной, вода, воздух, минеральные соли

4

Перегной

Образуется из остатков растений и животных под воздействием бактерий.

5

Плодородие

Главное свойство почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности; формирование умения чувст...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое хвоинки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений различать хвойные и лиственные деревья, знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.Задачи у...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» ( УМК " Школа России, 2 класс )

Тема урока: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий&r...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое Бенилюкс»(УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока: «Что такое Бенилюкс?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление ...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...