Какие бывают животные
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Полунина Татьяна Александровна

Конспек урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Извековская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Районный открытый урок

окружающего мира

УМК  «Перспектива»

в 1 классе

Тема урока: «Какие бывают животные»

Тема семинара «Формирование функциональной грамотности младших школьников через современные подходы в обучении»

Подготовила

учитель начальных классов

Полунина Татьяна Александровна

2016г

Проектирование урока

Предмет:  окружающий мир.   

УМК  «Перспектива»

Тема.  Какие бывают животные.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Планируемые достижения обучающихся. Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации. Расширение понятий базы по учебному предмету за счёт включения в неё новых элементов.

 Планируемые результаты.

Предметные : узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.

Метапредметные:

познавательные:  анализ; выдвижение гипотез; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; классификация объектов по выделенным признакам; структурирование знаний; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство ; установление причинно-следственных связей;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; понимание текста; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

личностные:  формирование социальных мотивов; возникновение у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала ; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха\ неуспеха в учебной деятельности;

регулятивные:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; выполнение пробного учебного действия; познавательная инициатива; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности;  волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

коммуникативныеиспользование критериев для обоснования своего суждения; учёт разных мнений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи ; участие в коллективном обсуждении; формулирование и аргументация своего мнения.

Оборудование:  учебник  «Окружающий мир»; рабочая тетрадь; обучающие карточки: звери, насекомые, птицы, рыбы; атлас-определитель «От земли до неба»; журнал «Животные»; атлас  «Животные и птицы нашей планеты»; магнитная доска; интерактивная доска; ноутбук.

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудование

I Мотивация к учебной деятельности

- Послушайте отрывок из стихотворения «У папы экзамен» А.Барто.

Лампа горит…

Занимается папа,

Толстую книжку

Достал он из шкапа,

Он исписал и блокнот,

и тетрадь

Должен он завтра

Экзамен сдавать!

Учатся взрослые

После работы.

С книжкой идут

На экзамен пилоты.

С толстым портфелем

Приходит певица,

Даже учитель

Не кончил учиться!

- Для чего человеку нужно учиться? (Создавать вещи, необходимые для жизни)

- Где человек находит подсказку для своего творчества?  (У природы). Поэтому изучать природу необходимо.

Формирование социальных мотивов.(Л)

Возникновение у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.(Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

- Дежурный назови тему урока.  (Какие бывают животные)

- Животные – это часть живой природы. (Учитель показывает конверт с надписью «Живая природа»).              – Прикрепим карточку «Животные» на магнитную доску.                        

- Сегодня на урок я принесла энциклопедии, журналы, атласы и обучающие карточки о животных. У вас на партах лежат атласы-определители,  которые помогут нам при выполнении заданий.

- Начнём наш урок с атласа для детей, который называется «Животные и птицы нашей планеты» и энциклопедии «Животные»

-  Рассмотрите энциклопедию «Животные»

- Что вы заметили? Каких представителей животного мира вы увидели. Назовите.

- Рассмотрите атлас. Что вы заметили? Каких представителей животного мира вы увидели в атласе. Назовите.

- Сравним два издания.

 - Какое у них отличие в содержании.

- В названии  атласа есть ошибка.

- Какая это ошибка? У кого есть предположения?

- Мы будем в роли исследователей и докажем почему в названии атласа закралась ошибка и надо ли её исправлять.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно (Р). Анализ; формулирование проблемы (П). Выполнение пробного учебного действия (Р). Использование критериев для обоснования своего суждения (К). Учёт разных мнений (К).

Магнитная доска.

Атлас  «Животные и птицы нашей планеты».Энциклопедия «Животные»

III Выявление места и причины затруднения

- Каких животных вы знаете?  

- Когда вы называли знакомых вам животных, вы перечисляли только животных одной группы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К). Выдвижение гипотез (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

IV Построение проекта выхода из затруднения

- Их называют звери.  Откройте учебники на страницах 42-43.

- Найдите на рисунке зверей. Назовите их.                              – Какой общий признак у всех зверей?                                     - Главным признаком зверей является наличие шерсти. Рассмотрите изображение зверей на обучающих карточках. Достанем из конверта карточку «звери». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску.

-Но животных, оказывается, намного больше.

- Назовите каждое животное на бежевом фоне.

- Назовите их одним общим словом. Это насекомые.

- Какой общий признак у всех насекомых?

- Действительно, большинство насекомых летает.

- Можно ли назвать муравья насекомым? Муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы». Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, кузнечики. Значит, умение летать хотя и важный признак у насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног.

- Сколько ножек у жуков?                                                          - Рассмотрим  изображение  насекомых на обучающих карточках. Сколько у них ножек?

-Делаем вывод: главный признак у насекомых – шесть ножек.

- Можно ли  назвать насекомым паука? Нет. У паука восемь ног.

 - Достанем из конверта карточку «насекомые». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску.

-Назовите одним словом  животных на голубом фоне. Откройте атлас-определитель с  голубой  закладкой. Рассмотрите рыб.

- Какие признаки отличают рыб от других животных?

- Кита или моржа можно ли их назвать рыбами. Нет. Они тоже живут в воде. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб. Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Ещё один признак рыб- жабры. Достанем из конверта карточку «рыбы». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску.

- Назовите каждое животное на жёлтом фоне. Как назвать их одним словом? Откройте атлас-определитель на жёлтой закладке. Рассмотрите птиц.

- Будет ли главным отличительным признаком птиц от других животных - умение летать. Например, страус или пингвин не умеют летать. Делаем вывод: главный признак птиц – наличие перьев.   Достанем из конверта карточку «птицы». Нарисуем на ней метку - отличительный признак от других животных. Прикрепим на магнитную доску.                                      

Поиск и выделение необходимой информации (П); моделирование (П); классификация объектов по выделенным признакам; анализ (П); аргументация своего мнения (К); учёт разных мнений (К); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Магнитная доска. Учебник «Окружающий мир»

Атлас- определитель «От земли до неба»

Обучающие карточки «Звери», «Насекомые»

V Реализация построенного проекта

   - Посмотрите внимательно на магнитную доску. Мы видим, что животные – это звери,  рыбы, насекомые, птицы. Прикрепите к каждой группе животных по одному представителю.  

- Где же  в названии атласа для детей  «Животные и птицы нашей планеты» закралась ошибка и надо ли её исправлять. Заклеим слова «и птицы». Теперь у нас получилось правильное название  атласа для детей «Животные нашей планеты»  

Физкультминутка.

Структурирование знаний; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство (П).Познавательная инициатива (Р). Установление причинно-следственных связей (П).Формулирование своего мнения (К).

Магнитная доска. Атлас для детей «Животные и птицы нашей планеты»

VI Первичное закрепление во внешней речи

  - Я предлагаю вам игру  «Острова».  Правила игры следующие:

1. Распределить животных по островам: «Насекомые», «Звери», «Птицы», «Рыбы».

2.  Продолжить предложения.

- Среди животных есть … (насекомые, рыбы, птицы, звери).

- Насекомые – это животные, …(у которых шесть ног (три пары)).

- Рыбы – водные животные, …(тело которых покрыто чешуёй).

- Птицы – животные, …(тело которых покрыто перьями).

- Звери – это животные, …(тело которых покрыто шерстью).

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К); владение монологической и диалогической формами речи (К); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

Обучающие карточки «Звери», «Насекомые»,

«Птицы», «Рыбы»

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) - Откройте рабочую тетрадь на  страницах 32-33.

- Найдите задание 2. Выполните задание 2 . Сравните полученный результат друг с другом.  

2) – Выполните задания электронного приложения  «Какие бывают животные»

Физкультминутка.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности.(Р) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Рабочая тетрадь.

Интерактивная доска, ноутбук.

VIII Включение в систему знаний и повторение

- Каких животных больше не встретишь на нашей планете Земля?

- Если вы думаете, что вымерли только динозавры, то это не так. Многие животные погибли не так давно. Например, дронт – большая не летающая птица с крупным клювом. Или квагга – зебра, у которой не было полосок на спине и задних ногах. Теперь всё, что осталось от этих животных, это картинки.(Рассматривание детского журнала «Животные») Для сохранения вымирающих видов создана Красная книга, на занесённых в неё животных нельзя охотиться.

-  Ребята, как вы можете помочь взрослым в сохранении животных на нашей планете.

- Скоро уже зима войдёт в свои права. Послушайте рассказ Виталия Бианки о том, как тяжело приходится животным зимой.

Холодно в лесу, голодно!

        Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

        Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как –нибудь согреться.

        Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком,- спи крепко.

        У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло.

        Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима.

        А где зимой взять её – пищу?

        Холодно в лесу, голодно!

- Где же зимой взять пищу лесным обитателям животным? В этом животным  помогают лесники, волонтёры или неравнодушные люди. А ещё каждый год в нашей стране действует акция «Покормите птиц зимой». Каждый из вас может в ней поучаствовать, сделав, например, кормушки для птиц.

-  Вы поможете животным холодной и голодной зимой?  

Участие в коллективном обсуждении.(К) Понимание текста. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста (П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала (Л). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Журнал для детей «Животные»

В.Бианки «Холодно в лесу, голодно!»

IX Рефлексия учебной деятельности

- Оцените свои достижения на уроке. Продолжите предложения.

- Мне сегодня было трудно …

- За работу на уроке я могу похвалить…

- Я научился …

- Меня удивило …

- Меня заставило задуматься…

Рефлексия способов и условий действий (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха\ неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).

Рекомендации для занятий в семье.

- Поиграйте дома с родителями. С помощью атласа-определителя вместе выполните задание в рабочей тетради.

- Сделайте дома кормушки для птиц.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Какие бывают животные ?

Презентация к уроку во 2 классе.Предмет "Окружающий мир"....

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «Какие бывают животные»

Учебный предмет:  Окружающий мир   2 класс УМК  «Школа России» Тема: «Какие бывают животные» Цель:   Сформировать знания детей о видах животных. Задачи: Расширять кру...

Презентация к уроку окружающий мир по теме "Какие бывают животные?" во 2 классе

Подборка красочных иллюстраций к уроку. Загадки к названию  каждого животного. Выводы по группам животных. Игры "Убери лишнее." Классификация животныхпо группам....

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...