Описание опыта работы
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Баязитова Эндже Азатовна

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Я  Баязитова Эндже Азатовна, учитель начальных классов «Гимназия№126»

Тема моего выступления  «Формирование у младших школьников ключевой познавательной компетенции – умение учиться»

«Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю».

         Именно в начальной школе создается фундамент общих учебных умений, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни. В условиях реализации ФГОС необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания. 

Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Исходя из цели поставлены следующие задачи.

 Задачи:

  1. Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.
  2. Организовать деятельность, направленную на формирование у учащихся умений самостоятельно выделять и формулировать проблему, находить способы и пути ее решения, использовать полученные знания для дальнейшего обучения и самосовершенствования.
  3. Повысить результативность учебного процесса посредством использования проблемно-диалогического обучения, которое способствует повышению мотивации детей к обучению
  4. Создать условия для принятия и освоения социальной роли учащихся не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Приходя в первый класс, каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь.

 «Как учить детей?»

«Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»

«Каким способам деятельности обучать детей?»

Причина не в том, что плохо учим, а том, что даем знания готовыми! Противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

На своих уроках я часто использую проблемное обучение. При этом я различаю простые и сложные проблемы.

Привожу пример  с мотивирующим приёмом . Где выделила  « Яркое пятно»

Взяла фрагмент урока по

Математике. 1 класс

Тема: «Число, цифра 3.Состав числа 3»

 Учитель: Начинаю урок с рассказа. В далёкие времена люди с большим трудом научились считать: сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что–то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом 2, обозначало «всё». Задаю наводящие вопросы и в результате  ученики формулируют тему урока.

Загадка в коробочке.

фрагмент урока.

Окружающий мир. 2 класс

Тема: «Органы чувств»

Я предлагаю кому-либо из учащихся положить  руку в коробочку и, не называя предмет, рассказать о своих ощущениях.

Ученик описывает предмет(лук). Учащиеся называют предмет,  формулируют тему урока.

Диалог бывает подводящий и побуждающий.

Привела пример подводящего  диалога

Привожу пример фрагмента урока

Русский язык. 3 класс

Тема: «Сложные слова»

- Прочитайте  предложение.

Мухолфвка – маленкая птичька, жывущая в нашей месности.

Какое задание вы можете предложить?

- найди ошибки, исправь;

- спиши без ошибок;

- обозначь орфограммы.

Коллективная проверка, оценивание.

 Предлагается выделить морфемы в слове мухоловка. Ставится вопрос. Возникает вопрос: Сколько корней в слове мухоловка? Выясняют, почему эту птицу так назвали?

- Какая тема урока?

Формулируется тема урока.

Использую побуждающий диалог «с удивлением»

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Окружающий мир, 3 класс

Тема: «Что такое энергия?»

 На электронной доске высвечиваю картинку где,

 Девочка со скакалкой и молоком  в руке, мальчик – с мячом. Далее читаем диалог

Лена: Я получаю энергию для игры, потому что пью молоко. А откуда она берётся в молоке?

Миша: От Солнца.

Лена: Но ведь Солнце посылает на Землю тепло, а не молоко.

Формулируем  проблемы.

- Какое противоречие вы заметили? И что, по – мнению Лены, она получает из молока и что даёт Солнце?

- Какой вопрос возникает (проблема)?   (Откуда в молоке энергия от Солнца) (Выслушиваются версии нескольких учеников)

- Постарайтесь сформулировать тему и цели урока.

Следующее побуждающий диалог «с затруднением»

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Русский язык, 1 класс

Тема: «Правила переноса слов»

-Прочитайте слова на доске.

Объясните орфограммы.

Теперь я загадаю вам загадку.

(читает загадку о берёзе)

Напишу слово «берёза» на строке

-Что же мне делать, ребята?

  • А что значит перенести?

-Какой знак нужен?

  • Помогите мне перенести слово «берёза». Работайте в парах. Задаю вопросы.

-Посмотрим , что вы предлагаете?

-Задание было одно?

-А выполнили вы его как?

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем? Правила.

-Правильно. Постарайтесь сформулировать тему урока. 

Результатом применения проблемно-диалогового обучения стало повышение познавательной активности как результат повышения качества знаний и увеличение результативности учащихся в различных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Результаты второго класса:

  Победитель и  призер городской олимпиады «Техника чтения 2015»;призер городского конкурса «Георгиевская ленточка» (2015 год), 2,3 место в районном конкурсе «Читаем книги о природе» (2015 год), призер  и 2 участника городской очной олимпиады «Магистр счета»(2015 год),1 место в городском экологическом форуме учащихся 1-7 классов «Зилантёнок» (2016год), призер  республиканской олимпиады по математике для младших школьников «Математический марафон» (2015год),  6 победителя 3 открытой Московской онлайн олимпиады по математике(2015год),1 место в республиканской конференции «Шаг в науку-2016»,1место в республиканском конкурсе детского рисунка «Будь бдительным на льду» (2014год),лауреат республиканской конференции исследовательских работ и проектов школьников 1-6 классов «Первые шаги в науку»  (2016год), участников Всероссийского конкурса «Русский медвежонок» (2015год), участники городского конкурса «Черный стриж-птица 2014 года», 1 место в городском конкурсе Викторина«ЭкоКлуб 5*5», 1 место в городском конкурсе «Праздник Осени и Урожая», Участие в акции «Зеленая страна».

Школа - не раздаточный пункт , не склад готовых знаний…Главная задача школы – развить ребенка , чтобы он мог и хотел добыть ( а не получить ) знания.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....