Методическая разработка "Звездный час" - Растения леса.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дегтерева Татьяна Борисовна

Данная методическая разработка представлена в виде презентации и её можно использовать для уроков окружающего мира, внеурочной деятельности и внеклассного занятия. Занимательную игру могут использовать воспитатели ГПД,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_lesa-zvyozdnyy_chas.pptx2.43 МБ
Файл zvyozdnchas_rasteniya_lesa.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звёздный час «Растения леса» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Дегтерёва Татьяна Борисовна

Слайд 6

земляника

Слайд 7

Все картинки взяты из интернета



Предварительный просмотр:

Звёздный час «Растения леса»

Учитель начальных классов Дегтерёва Татьяна Борисовна

Цели:

—развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства;

—формирование устойчивого интереса детей к изучению природы родного края;

—расширить и пополнить знания детей о природе;

—вырабатывать умение быстро находить правильный ответ;

—воспитывать чувство уважения к партнерам и соперникам по игре.

Ход игры.

Вопросы для отборочных туров.

1-й отборочных тур.

  1. Шапочка да ножка—

Вот и весь Ермошка. Гриб.

  1. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. Лиственница.

  1. Мальчик-крошка в костяной одежке. Орех.

2-й отборочных тур.

  1. В шубе летом, а зимой раздетый. Лес.
  2. Падают с ветки золотые монетки. Осенние листья.
  3. На верхушке стебелька солнышко и облака. Ромашка.

3-й отборочных тур.

  1.  Разбежались по опушке

     В белых платьицах подружки. Берёза.

  1. Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. Ель.

  1. В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета. Желудь.

Первый тур. Грибы

Какой самый нижний ярус леса? Грибы.

На доске: 1—опята, 2—сморчки, 3—мухомор, 4—боровик, 5—поганка, 6—лисички, 7—сыроежка, 8—подосиновик, 9—маслята.

Перед вами грибы. Внимательно посмотрите на них и скажите, о каких грибах идёт речь.

  1. На полянке лесной под бурой сосной

                                                         стоит старичок,

На нем бурый колпачок, колпачок на бочок.

Кто в лесу бывает, тот его и знает. Боровик.

Боровик—это второе название любого белого гриба. Все грибы могут быть разными, у всех могут быть шляпки. Но белых шляпок у грибов никогда не бывает. Белыми их называют не из-за цвета шляпки, а потому, что ни на сломе, ни на срезе они не темнеют, мякоть их остаётся просто белой, даже при варке.

  1. А вот кто-то важный на беленькой ножке. 
    Он с красной шляпкой, на шляпке горошки.

                                                                                    Мухомор.

Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать его не надо—он лесу нужный: для некоторых животных этот гриб—лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, --смертельный яд.

  1. Много нас грибочков-братьев.

Утром в теплый летний день

Любим мы гурьбой забраться

Даже на трухлявый пень. Опята.

Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко!

  1. Я родился в день дождливый 
    Под осиной молодой, 
    Круглый, гладенький, красивый.
    Подосиновик.

Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего и встречаются.

  1. Вдоль лесных дорожек много белых ножек 
    В шляпках разноцветных, издали приметных. 
    Собирай, не мешкай! Это …
    сыроежки.

Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступит капелька оранжевого сока, приятно пахнущая смолой.

Подведение итогов первого тура.

Второй тур. Травы.

Какой следующий за грибами ярус леса? Травы.

На доске: 1—одуванчик, 2—белена, 3—мать-и-мачеха, 4—полынь, 5—анютины глазки, 6—клевер, 7—зверобой, 8—пастушья сумка, 9—ландыш.

Перед вами травы и цветы. Внимательно посмотрите на них и скажите, о какой траве или цветке идёт речь.

  1. На кусту бадейка,

А в ней сидит злодейка. Белена.

В древней Греции белену называли пифенион, так как пифии (согласно мифам) одурманивали себя ядовитыми испарениями. У древних кельтов белена была посвящена богу солнца Беленусу. У славян она была посвящена богу плодородия Яриле.

  1. На зеленом шнурочке

Белые звоночки. Ландыш.

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков—красная ягода, но не бери ее в рот—она ядовита.

  1. Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. Земляника.

Земляника—наиболее скороспелая и высокоурожайная культура. Ягоды ее созревают в июне, июле.

  1. Такого модника, как этот,

Ещё не видела земля.

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. Одуванчик.

Одуванчик ещё до рассвета чувствует, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок-солнышко так и не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часам утра.

  1.      Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Но однажды людям добрым

Раны вылечить помог. Подорожник.

Подорожник—это растение встречается вдоль дорог и вдоль тропинок. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Подведение итогов второго тура.

Третий тур. Кустарники.

Назовите следующий за травами ярус леса. Кустарники.

На доске: 1—шиповник, 2—смородина, 3—черника, 4—калина, 5—бузина, 6—малина, 7—облепиха, 8—боярышник, 9—можжевельник.

Перед вами кустарники. Внимательно посмотрите на них и скажите, о каком из них идёт речь.

  1. Стоит петух над водой с красной бородой.

Кто не идёт, за бороду возьмёт. Калина.

Многие славянские народы считали калину символом девичьей красоты, любви, счастья. Она была также «свадебным деревом» и непременной участницей свадебного обряда: невеста дарила жениху полотенце, расшитое ягодами и листьями калины; калиной украшали свадебные караваи, угощения, девичьи венки.

  1.            Я на розу так похож.

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. Шиповник.

Шиповник называют ещё дикой розой. Это потому, что из него выращено много садовых роз. Шиповник—лекарственное растение. Его плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяют время: в 4—5 часов утра они распускаются, а к 7—8 часам вечера закрываются.

  1. Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. Смородина.

Смородина бывает черная, красная и даже белая. Но независимо от цвета она богата аскорбиновой кислотой. По ее количеству смородина опережает лимоны, апельсины и другие цитрусовые, уступая лишь шиповнику.

  1. Сидит рядом с нами, смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала и ребятам мила. Черника.

Ягоды черники очень богаты витаминами. В древности говорили, что в том доме, где едят чернику, врачу нечего делать. О ее пользе знают не только люди, а также звери и птицы. Очень любят чернику заяц-беляк, лиса и куница.

  1. Желтые таблеточки облепили веточки.

Кто их собирает, тот хвори не знает. Облепиха.

«Северный ананас»--так по-другому называют облепиху. Ещё в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась шелковистой, красивой. Название очень точное—желтые или оранжевые плоды буквально облепляли ветки.

Подведение итогов третьего тура.

Четвертый тур—заключительный. Деревья.

Перед вами последний ярус леса. Назовите его. Деревья.

На доске: 1—липа, 2—клен, 3—рябина, 4—дуб, 5—осина, 6—береза, 7—сосна, 8—ольха, 9—ива.

Перед вами деревья. Внимательно посмотрите на них и скажите, о каком из них идёт речь.

  1.      Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью одела

Красные кораллы. Рябина.

Это рябина. А что такое красные кораллы? Это плоды рябины. Рябина—невысокое дерево 4—5 метров высотой. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут.

  1. Никто не пугает, а вся дрожит. Осина.

Листья осины дерева сверху зеленые, снизу—серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зеленым, то серым, оно будто «переодевается».

  1.            Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок—ничего, что плод моей мелок. Дуб.

Дуб относится к широколиственным породам деревьев. «Красавец»--так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво—это дерево-богатырь, дерево-долгожитель.

  1.      Что за дерево, ответьте,

Всю весну, когда цветет,

Самый вкусный мед на свете

Щедро пчелам раздает. Липа.

В народе липу часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Липа прекрасный медонос. Во время цветения к нему летят пчелы. И мед этот будет самый вкусный и душистый. На протяжении многих веков из лыка липы крестьяне плели лапти.

  1. Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена. Сосна.

Сосна и ель—это хвойные деревья. Их листочки—хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Подведение итогов четвертого тура.

Финал

За одну минуту нужно составить как можно больше слов из слова «земляника»—имена  существительные в единственном числе в именительном падеже.

Подведение итогов тура. Награждение победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

"Растения леса. Какие бывают растения?"

Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....