Конспект урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Ищенко Галина Николаевна

УМК Перспектива. Тема "Охрана природы весной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Охрана природы весной30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Охрана природы весной.»

во 2 «Б» классе (по УМК «Перспектива»)

Тема:

Охрана природы  весной                        

Цель урока:

Познакомить с правилами охраны природы весной.

Задачи:

 Образовательные задачи:

-познакомить с правилами охраны природы.

- сформулировать соответствующие правила экологической этики.

-научить извлекать из текста учебника информацию.

-научить с помощью условных знаков рассказывать о правилах охраны природы.                               -научить анализировать рисунки.

Воспитательные задачи:

- развить эстетическое восприятие окружающего мира.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

-способствовать проявлению самостоятельности в видах детской деятельности.

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха-неуспеха в учебной деятельности.

-проявления интереса к новому.

Регулятивные УУД:

-умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке.

- работать по коллективно составленному плану.

-умение контролировать свою деятельность по результату.

-умение учиться и способность к организации своей деятельности.

-умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-строить понятные для одноклассников высказывания.

Познавательные УУД:

-развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- умение выделить и сформулировать познавательную цель.

- развивать умение работать с разными видами информации.

-продолжать работать над формированием умений ориентироваться.

- работать над использованием знаково – символичных средств.

-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое  от  уже  известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию , полученную  на  уроке.

-умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Планируемый результат:

Предметные:

-Знать правила охраны природы весной.

-Уметь находить нужный материал в тексте учебника и добывать информацию из других источников.

-Уметь контролировать свое поведение в природе.

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение.(Регулятивные УУД)

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

-умение ориентироваться в своей системе знаний,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-умение использовать различные справочные издания, естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации. (Познавательные УУД)

Основные понятия:

Охрана природы, искусственное гнездование.

Ресурсы:

-основные:

Учебник А. А .Плешаков. «Окружающий мир»2 класса 2 часть, презентация «Охрана природы весной.».

дополнительные

 Энциклопедия о животных, интернет.

Предварительная работа:

самостоятельный поиск материала о шмеле, раннецветущем растение, о березе.

Организация пространства:

-Межпредметная связь : музыка , литературное чтение.

- Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-проверка домашнего задания

-фронтальный опрос

-о каких старинных весенних праздниках вы узнали?

-расскажите, как наши предки праздновали весенний праздник Пасху?

3. Самоопределение к деятельности.

- Вспомните, какие явления природы происходят весной.

Дерево, травка, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов.

- о чем нас предупреждает поэт?

4. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы весной.

- а что мы должны делать, чтобы достичь целей урока?

5. работа по теме урока.

-Ребята, вспомните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья?

- какие сказки с подобным сюжетом вам известны? ( «Златовласка»)

- как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу?

-наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца, кто-то поблагодарил за помощь в тяжелое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений?

Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» стр. 106.

-Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам. (Звучит запись голосов леса).

- Вот первый голос, который мы слышим.

Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

На экране фотография березы.

- Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола.  Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы  нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

-Для того чтобы не слышать жалобной песни березы, давайте не будем собирать березовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике на с. 106.

Работа по учебнику.

-Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет  услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ? (0 ком)

-Давайте прочитаем об этом в рассказе «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» стр. 113-114

Учитель включает запись голоса леса, достает колокольчик, звонит в него.

-а вот и новый голос. Как называется этот цветок?

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник)

Стр.108

-К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Давайте прочитаем о подснежниках на с. 108 учебника.

Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии.

-Назовите раннецветущие растения. (мать - и- мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк).

Вывешивает учитель фото растений. Ученик рассказывает об одном из раннецветущих растениях.

- Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (насекомых)

Учитель вывешивает фото насекомых.

- Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

- Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

- Отгадайте, кто это?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

 На пчелу похожий… (Шмель)

- А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги. Подготовила сообщение о шмеле Шутикова Светлана.

- Давайте вспомним звук, издаваемый шмелями. Представьте себя шмелями, прилетевшими к цветку. Пожужжим вполголоса. Дети встают из-за парт, имитируют полет шмеля. Издают жужжащий звук.

Текст о шмелях на с.108 учебника.

-Еще об одном насекомом мы узнаем на страничках «Умного Совенка» с. 126

Тимченко Алина

Учитель включает запись голосов леса, кладет на пол игрушечную птицу.

-Посмотрите, птенец выпал из гнезда. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете?

(Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).

Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

 -Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

- Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям (текст с.106 – 107).

Учитель уточняет, что значит  «искусственные  гнездовья», почему они называются искусственными.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

- Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания.  (с.108-109 учебника).Такие как беркут и русская выхухоль. Курышева Алена и

Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).

- А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

- Как называется произведение, в котором описывается эта история?

- Кто автор произведения?

- Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)     (чтение последнего абзаца с.107)

- Расскажите о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106-107.

6. Физ. Минутка.

Закрепление изученного материала

РТ с. 59

7. Рефлексия.

-Надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже не только будете любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес. Поле, река, животные, насекомые и вы сможете подружиться с ними.

-А что значит настоящая дружба? ( когда не только берут для себя, но и дают другим заботу. Защиту и любовь)

 Звучит запись голосов леса.

- Прислушайтесь, что сейчас вам слышится в этом многоголосии?

8. Подведение итогов.

Оказывается, если прислушиваться внимательнее к окружающему миру, можно открыть для себя много нового.

О каких представителях Красной книги вы узнали сегодня?

С помощью каких мер можно охранять их?

Как вы можете участвовать в охране природы?

Какой вывод можно сделать ? с. 109.

9. Д\з с. 106-109,

Рт с. 58-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...