Охрана водоёмов.
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; выработать правила поведения на водоёме; учить бережно относиться к воде; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_vodoyomov.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

        Жданова Оксана Павловна

        учитель начальных классов.

        Муниципальное бюджетное

        образовательное учреждение

        «СОШ № 2» г. Тарко – Сале

УРОК ТВОРЧЕСТВА.

Предмет: Окружающий мир.  3 класс.

Тема: Охрана водоёмов.

Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; выработать правила поведения на водоёме; учить бережно относиться к воде; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.

Оборудование: картинки с изображением загрязнённых рек и озёр, рисунки детей, презентация 1 «Загрязнение водоёмов», презентация 2 « Родина моя – Россия».

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств  творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. 

Чтение учеником отрывка из стихотворения Б. Заходера «Течёт река»

Течёт река

Течёт река издалека…

Течёт река… Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

- Да, это так. Но не всегда реки и озёра радуют нас своей красотой и чистотой.

II. Сообщение темы и целей урока.

     Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. Тема урока « Охрана водоёмов ». Мы рассмотрим причины загрязнения рек и озёр, постараемся выработать правила поведения на водоёмах. Попробуем сочинить свои истории о речках – путешественницах.

III. Работа над темой урока.

1. Чтение учителем экологического рассказа                                                      

Разноцветная река.

    Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на её берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой – обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, а выливается – грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака!

    Ниже по течению построили ещё один завод – резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьёт, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь словно от досады чернее сходящих с заводского контейнера чёрных резиновых сапог.

    Ещё дальше вырос на берегу третий завод – ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо – буро – малиновой – пестрее самого пёстрого ситца.

    Так – то вот: была речка чистой, называлось даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Была многоводной, стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы половить.

    Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитар здешних мест. На заводах побывал. Всё разузнал и очень рассердился. Заводы – это, говорит, хорошо, но и про людей и окружающую их природу тоже забывать нельзя. Куда это годится, что кое –где речку курица вброд перейдёт?! Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями?! Как это так – людям в речке не умыться, ни воды взять постирать, ни жажды утолить, ни рыбы наловить? И приказал: срочно построить на всех трёх заводах водоочистные сооружения. Пусть испачканная в цехах вода там же «чистится – омывается» и за дело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она там всегда чистой.

    Послушались на всех трёх заводах доброго совета, и красно – чёрно – зелёно – жёлтые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С той поры речка Разноцветная вновь стала Прозрачной, чистой: хочешь жажду утолить – утоляй, можешь и искупаться, и рыбы наловить, и ухи наварить.

2. Обсуждение рассказа.

- О какой реке идёт речь в этом рассказе?

- Какая была река до того, как на её берегах построили заводы?

- Какой она стала?

- Отчего загрязнялась вода в реке?

- Как к этому относились люди?

- Кто помог возвратить реке прежний вид?

- Что нужно было сделать, чтобы вода в реке не загрязнялась?

- Чем опасно загрязнение воды в водоёмах?

- Как нужно вести себя, если вы отдыхаете у водоёма?

- Как люди относятся к реке в нашем городе? Стараются ли они не загрязнять воду?

- Что вы можете сделать, чтобы вода в нашей реке была чистой?

- На сотни километров тянутся по Земле реки – путешественницы. И иногда на их пути встречаются враги, которые хотят их испортить, загрязнить, а иногда даже отравить ядохимикатами и вредными отходами. И чаще всего в этом виноваты мы – люди.

- 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды;

- завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов;

- 5 граммов нефти  затягивает плёнкой 50 кв. метров поверхности воды.

3. Просмотр и обсуждение презентации 1 «Загрязнение водоёмов».

IV. Практическая работа. (Предварительно класс делится на три группы).

    Сейчас вы будете работать самостоятельно. Каждая группа за 15-20 минут должна нарисовать рисунок и сочинить свою историю о реке или озере, о бедах, которые с ними случаются. Постарайтесь рассказать нам о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей!  

V. Представление учащимися творческих работ. (Сочинения записаны в разработку урока после прочтения их учащимися).

1 группа:

     Далеко – далеко в горах, где чистый свежий воздух, голубое – голубое небо жил ручеёк. Вода в нём была чистая – пречистая и все звери и птицы приходили к ручейку, чтобы попить, отдохнуть, побеседовать друг с другом. Возле ручейка проходили весёлые звериные праздники.

    Однажды ручеёк узнал, что неподалёку в деревне пересохла речка, люди остались без воды. Они не могли ни попить, ни приготовить себе еды. И добрый ручеёк решил помочь бедным людям. Он отправился в путешествие и скоро заполнил пересохшее дно реки. Сначала ему там понравилось, но потом ручеёк стал встречать на своём пути старые колёса от машин и велосипедов, консервные и стеклянные банки, рваные пластиковые пакеты и много – много разного мусора. А когда на его берегах отдыхали люди, то вся грязь, которая оставалась после них, попадала в воду ручейка.  И он становился всё грязнее и грязнее.

    Задумался ручеёк о своей будущей жизни, испугался и решил вернуться назад, в горы, к своим друзьям – птицам и животным. А люди опять остались без воды, но даже не поняли почему?

 

2 группа:

     Жила – была река путешественница.  А почему путешественница? Да потому что любила она бывать в разных местах: сегодня здесь пробежала, завтра там. Много разного и удивительного видела река на своём пути, многим помогала. В ней резвились весёлые рыбки, по дну ползали раки. По реке плавали разные суда, перевозили грузы из одного города в другой.

    Но однажды случилась беда. На судне, которое перевозило нефть, произошла авария, и часть нефти разлилась в реку. Какое огромное нефтяное пятно образовалось на воде! Бедные рыбки и раки стали погибать, потому что в воде не стало воздуха, которым они могли бы дышать. Утки и гуси, которые плавали по берегам реки, испачкались и больше не могли взлететь.

    Об этой беде узнали люди. Они поспешили на помощь: спасали птиц, очищали их пёрышки от грязных пятен, собирали с поверхности воды разлитую нефть. Долго пришлось работать, но не зря! Спасли люди речку!      

3 группа:

    Однажды Коля с папой пошли порыбачить на озеро. Был тёплый летний день, светило яркое солнце, и настроение у рыбаков было очень хорошее. Всю дорогу они рассказывали друг другу весёлые истории, смеялись и мечтали о хорошем улове.

    Но когда Коля с папой подошли к озеру, они не поверили своим глазам. Весь берег был усыпан кучами мусора, старыми шинами от машин, консервными банками, битыми бутылками. Ступить негде было. А когда подошли ближе к воде, совсем расстроились. В мутной грязной воде было столько мусора, что рыбе и водиться негде. Какая тут рыбалка?

    Делать нечего. Решили рыбаки – надо порядок наводить. Сначала сами работали, много – много мусора убрали. В следующий раз друзей с собой привели, сетями дно вычищали. Много помощников было у Коли с папой, многие хотели помочь озеру. Когда чисто стало на озере – поставили знаки, запрещающие мусорить, машины мыть. Вот теперь и порыбачить можно, и отдохнуть!

VI.  Подведение итогов урока.

      Ребята, если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким:  Презентации 2  «Родина моя – Россия».

Стихотворение  «Пусть на Земле не умирают реки» (читает подготовленный ученик)

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в ней навеки

Студёная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

(Так как данный урок – урок творчества, оценивание детей производится на усмотрение учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

Кейс "Охрана водоёмов"

Обучающихся просят в группах проанализировать ситуацию,  разобраться в сути проблем, предложить возможные решения  и выбрать лучшее из них....

Разработка урока познания мира в 4 классе на тему: «Охрана водоёмов».

Цель:  Формирование системы экологических знаний о необходимости охраны и экономии воды. Задачи:  1.Обучать приемам наблюдения за окружающей средой;- совершенствовать навык применения т...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «ОХРАНА ВОДОЁМОВ НАШЕГО КРАЯ»

формировать представления о водоёмах нашего края;познакомить со значением водоёмов и их значением;воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;обо...

Охрана водоёмом нашего края

Рассказ о реке Клязьмя, о родном крае....

Сулыкларны саклау. Охрана водоёмов.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Охрана водоёмов"...