Охрана водоёмом нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Падалко Елена Ивановна

Рассказ о реке Клязьмя, о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_vodoyomov_nashego_kraya.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Экология»

7.10.2015г.

Тема: «Охрана водоёмов нашего края»

Цели: формировать представления о водоёмах нашего края; познакомить со значением водоёмов и их значением; воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;

         Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся бережно относится к водоёмам родного края; сформируют  представления об окружающем мире, родном крае; обсудят  экологические проблемы у нас в крае, как они решаются.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

«Родной край – часть большой страны».

О чудесном нашем крае будет разговор

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.

- Сегодня мы отправимся туда

Где пресная плещется вода.

- Посмотрите на слова, записанные на доске:

Река, гора, океан, озеро, море.

- Как вы думаете, какое слово в этом списке будет лишним и почему?

2. Работа по теме урока.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?

- Какая река протекает в нашем посёлке? Кто знает как она называется?

- Какая опасность угрожает водоёмам?

-Как вы думаете, что является предметом изучения нашего урока? Что нового мы узнаем? Чему мы научимся?

3. Вводная беседа.

(Учитель держит глобус.)

    - Давайте мысленным взором окинем нашу голубую планету. Сейчас она не кажется нам огромной  и бесконечной, скорее беззащитной и хрупкой. Сегодня её жизнь, её здоровье в опасности. Для Земли наступили трудные дни.  Вы уже не найдёте на Земле реку   из  которой можно бы было выпить чистой воды. С появлением  на  берегах   водоёмах человека он начал лить в них любую грязь, отходы от производства, загрязнять их. Учёные подсчитали, что каждый год в водоёмы мира попадает столько вредных  веществ, что ими можно было бы заполнить  10 000 товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне нельзя купаться. А в сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились организмы, которые очень вредны для людей и животных.

- Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,

                Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись-

                Это главное таинство, главное чудо Планеты,

                Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

                Без воды на Планете немыслимо что-то живое.

4. История реки Клязьма.

-На берегах реки и всего бассейна издавна селился человек. Археологами раскопаны стоянки древнего человека. На реке расположены такие крупные города, как Долгопрудный, Щёлково, Королёв, Лосино-Петровский, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Собинка, Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец.

- Река берёт начало в пределах Московской возвышенности, близ Солнечногорска. Берега в верхнем течении Клязьмы высокие, долина узкая. У впадения в Клязьминское водохранилище ширина реки достигает 12 м. Далее протекает через Клязьминское и Пироговское водохранилища, где смешивается с водами Волги.

- По берегам реки живёт около 1,7 миллиона человек. А в речном бассейне — свыше 3,3 млн.

- Река обеспечивает водой, как многочисленные производства, так и жителей крупных поселений в среднем и нижнем течении.

5.Экология Клязьмы.

- Как вы думаете, как обстоят дела с экологией реки Клязьма? Клязьма сильно загрязнена в своём верхнем течении, но всё же довольно богата рыбой (лещ, язь, подуст, жерех, окунь, щука, плотва, ёрш, налим, пескарь, уклейка, голавль).

- В наше время в Клязьме почти не встречаются сом и стерлядь, которыми река славилась в XIX и XX веке.

- От города Щёлкова до притоков Владимирской области непригодны для употребления в пищу как вода, так и её обитатели, непригодна вода и для купания.

- Прибрежная растительность представлена различными видами ив и осоки, частухой, тростником, рогозом, крапивой двудомной, геранью лесной, чередой трёхраздельной, водная растительность — ряской, кувшинкой, кубышкой, элодеей канадской, роголистником.

- Ребята, чем грозит обмеление реки?

                                   Ответы детей.

- Старшие школьники нашего посёлка очищают  берега реки от мусора.

- А что мы с вами можем сделать для реки, чтобы она стала чище?

6. Обитатели реки.

 - Летом и осенью вы часто селятся утки по берегам озер и рек, укрытых густой растительностью лиственных и хвойно-лиственных лесов. Также их можно встретить в горных реках, поросшие ивняком. Утки хорошо плавают, ныряют и летают. Умеют ловко лазать по деревьям, видимо, поэтому они гнездятся в дуплах, забираясь на высоту 5 – 10 метров от земли.  Питаются утки семенами растений, желудями – это их любимая еда. Схватывают  червей, моллюсков, заглатывают икринки рыб и лягушек, едят растения. Линяют птицы два раза в год.

7.Творческая работа в группах.

 «Придумай название знаку».

Кувшинки         бутылка         в воде машина        

8. Итог  урока.

 -Каково значение водоёмов для всего живого? К какому выводу вы пришли? - Что могут сделать школьники для охраны водоёмов?

«Вода!  У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,  тебя   не опишешь, тобой  наслаждаешься, не понимая,  что ты такое. Ты не просто необходима  для жизни, ты и есть жизнь».                

                                                                                           Антуан Сент-Экзюпери.

9. Рефлексия.

-С каким настроением вы уходите с занятия? Дополните предложения :

« Теперь я знаю ….»

«Теперь я умею …»

Написать памятку «Охрана водоёмов».

  1. Не бросай в воду мусор.
  2. Не оставляй мусор на берегу реки.
  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу реки.
  4. Оберегай растения и животных водоёмов.
  5. Надо расчищать ручьи и родники

                                                 

                                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Водоёмы нашего края"

На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология....

Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

Экологическое мероприятие.Водоёмы нашего края.

Предлагаю использовать для проведения внеклассного мероприятия....

Состояние и охрана воды в водоёмах нашего края.

Творческая работа ученика 4 класса Лицея №35 ОАО "РЖД" Пешкова Ильи....

Водоёмы нашего края. Урок + презентация.

Программа А.А.Плешакова. 4 класс. Урок с элементами краеведения ХМАО-Югры Тюменской области города Когалыма....

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «ОХРАНА ВОДОЁМОВ НАШЕГО КРАЯ»

формировать представления о водоёмах нашего края;познакомить со значением водоёмов и их значением;воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;обо...