Рабочая программа по окружающему миру 1 класс для учащихся с ОВЗ (VII вида).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Звездина Флера Харисовна
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Нормативная база и УМК

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Автор программы С.Г. Шевченко. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

федерального уровня:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012г «Об образовании в РФ» №273 - ФЗ (ст. 12, 13, 28, 58);

  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образовании и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год;

  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

  • «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

регионального уровня:

  • Приказ «Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.09. 2012 г. № 1057;

школы:

  • Устав КУ НС(к) НОШ VII вида утверждённый 09.09.2011г.

  • Учебный план КУ НС(к) НОШ VII вида, утвержденный приказом №175 от 06.05.2013;

  • Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс КУ «НС(к) НОШ VII вида», утвержденное приказом от 01.10. 2011 № 426;

  • Приказ от 30.08.2013 № 278 «Об организации образовательного процесса» (утверждение календарного учебного графика, расписания уроков);

  • Приказ от 01.10.2011 № 426 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_zapiska_ktp_okr_mir_vsya.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Нормативная база и УМК

        Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»  составлена                               в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Автор программы С.Г. Шевченко. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми  документами 

     федерального уровня:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012г  «Об образовании в РФ» №273 - ФЗ (ст. 12, 13, 28, 58);
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением  Главного государственного санитарного врача   Российской Федерации от 29.12.2010 №189.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образовании и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год;
  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ  № 1561/14-15 от19.11.1998);
  • «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

регионального уровня:

  • Приказ «Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.09. 2012 г. № 1057;

школы:

  • Устав  КУ  НС(к) НОШ VII вида утверждённый    09.09.2011г.
  • Учебный план КУ НС(к) НОШ VII вида, утвержденный приказом №175 от 06.05.2013;
  • Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс КУ «НС(к) НОШ VII вида», утвержденное приказом от 01.10. 2011 № 426;
  • Приказ от 30.08.2013 № 278 «Об организации образовательного процесса» (утверждение календарного учебного графика, расписания уроков);
  • Приказ от 01.10.2011 № 426 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов»

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплекс:

  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. - М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010.

  • Учебник. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Просвещение», 2010.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  класс. Ч. 1, 2.  М.: Просвещение, 2012, 2013
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. 1 класс.  М.: «Вита», 2013.
  • Учебник. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 2 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Просвещение», 2008.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1, 2.  М.: Просвещение, 2012.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. 2 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Вита», 2013.
  • Учебник. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Просвещение», 2008.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1, 2.  М.: Просвещение, 2012.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. 3 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Вита», 2013.
  • Учебник. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Просвещение», 2008.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Ч. 1, 2.  М.: Просвещение, 2012.
  • А. А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. 4 класс. Ч. 1, 2.  М.: «Вита», 2013.

          Дополнительная методическая литература

-Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.

-Окружающий мир. Тесты.1класс. Авторы: А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. 2011.

-А.А. Плешаков, В.П.Александрова, С.А. Борисова –Мир вокруг нас.(Методическое пособие 1класс.)

  1. Цели, задачи, структура и содержание учебного предмета

        «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» — курс интегрированный.    

       Основная цель его — формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в 1—2 классах, начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе).

        При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:

- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

         Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

       Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

       Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:

- вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;

- задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;

- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;

- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из трех—пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;

- усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

Специфические общие задачи коррекционно-развивающего  обучения детей младшего школьного возраста:

  • Развитие до необходимого уровня психо-физиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
  • Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребёнку осознанно воспринимать учебный материал.
  • Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения)
  • Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок», преобладающих на начальном этапе обучения в классах КРО, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
  • Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений).
  • Повышение уровня общего развития школьников и коррекции индивидуальных отклонений.
  • Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.
  • Организация благоприятной социальной среды.

Структура и содержание курса

        В программу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в каждый год обучения включаются два раздела:

1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна»).

2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»).

        Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.

       При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления. На основе многократных действий с предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета.

      Кроме действий с предметами и их изображениями, на уроках используются разнообразные виды продуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.

     Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна» направлено на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях, транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуждения этих тем они учатся понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окружающих как «правильное — неправильное», «хорошее — плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных реакций у окружающих.

        Изучение данного раздела должно предусматривать анализ (с помощью учителя или воспитателя) ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выводу, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров из художественной литературы с целью формирования нравственных представлений.

         Активизации познавательной деятельности детей и развитию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактическими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный

этап ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Образовавшиеся представления должны воплотиться в слово. Каждый урок в начальной части включает короткую беседу (8—10 мин) о результатах наблюдений, которые были проведены учащимися по заданию учителя. Обязательной структурной единицей урока являются также предметно-практическая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование различных видов деятельности способствует нормализации внимания учащихся и согласуется со структурой комбинированного урока. Обязательным этапом работы является систематизация изучаемого материала. Школьники усваивают обобщающие понятия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.

         Изучение раздела «Природа вокруг нас» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями,

проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся. Сначала при описании «Сезонных изменений в природе» используются простые распространенные предложения, во второй год обучения для описания установленной закономерности все больше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.

      В процессе наблюдений в природе школьники знакомятся с некоторыми растениями и животными. Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравнение конкретных предметов с целью выделения их опознавательных признаков предусматриваются темами «Растения» и «Животные».

      Для закрепления знаний по темам «Растения», «Животные» используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесения данных предметов к определенным группам или категориям (например, овощи, фрукты, звери и т.п.).

       В процессе обучения школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого так-

же организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классификации реальных предметов и их изображений.

      На каждом уроке решаются определенные воспитательные задачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспринимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.

В 3 классе продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Задачи обучения природоведению состоят в том, чтобы расширить элементарные знания учащихся о предметах и явлениях природы, показать на доступных примерах взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой, познакомить с трудом людей, занимающихся использованием и охраной природы, осуществлять экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание учащихся. Исходя из целей экологического образования, природоведение одной из задач ставит знакомство школьников с воздействием человека на природу и развитие понимания детьми ценности природы как источника духовных сил общества.

        Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.

       В первый год изучения природоведения (3 класс) усваиваются разделы «Человек и его здоровье», «Природа родного края». При изучении последнего раздела осуществляется краеведческий принцип обучения, в то же время реализуются систематический и сезонный принципы. Так, при изучении природных сообществ (лес, луг, поле и др.) учащиеся наиболее глубоко знакомятся с такими из них, которые характерны для данной местности. В конкретном природном сообществе важное значение придается знакомству на нескольких примерах с видовым разнообразием типичных растений. Дети учатся характеризовать изменения в неживой природе, в жизни животных и растений и задачи по их охране, сезонный труд людей.

        Программа второго года изучения природоведения  (4 класс) состоит из двух разделов: «Организм человека и охрана его здоровья» и «Природа нашей Родины (Ориентировка на местности. План и карта. Природа России. Использование и охрана природы человеком)».   При знакомстве с организмом человека главное внимание сосредоточивается на вопросах гигиены и охраны здоровья.

       Знакомясь с разнообразием родной природы, учащиеся  получают представление о географическом положении нашей страны, об изменении природы с севера на юг, составляют сравнительные таблицы по природным зонам, которые используют при изложении учебного материала по данному разделу.

      Тема «Использование и охрана природы человеком» завершает курс природоведения, обобщает полученные знания. Учащиеся знакомятся с законами об охране природы в нашей стране, воспринимают их обязательность для выполнения каждым гражданином, активно включаются в практическую деятельность по сохранению природы для будущих поколений.

     В интегрированный курс «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» включены также содержательные линии «Человек и общество» (отношения со сверстника-

ми и взрослыми, правила поведения дома, в транспорте, общественных местах) и «История родной страны» (чем славится родной край, чем богата и знаменита родная страна, труд людей). Культурологический принцип преподнесения данного материала должен обеспечить расширение кругозора школьников, повысить общую культуру детей с трудностями в обучении и поведении. Именно поэтому большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с общественными учреждениями города, с достопримечательностями края и страны. Даются общекультурные сведения об известных ученых, деятелях искусства и т.п. В 4 классе большая роль отводится обобщающим урокам, позволяющим систематизировать знания и представления, полученные в предыдущие годы, создать целостную картину окружающего мира в системе человек — природа — общество.

ПРОГРАММА

1 класс

(64 ч, 2 ч в неделю)

Ближайшее окружение человека (40 ч)

Предметы вокруг нас (14 ч)

Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный.

Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами.

Размер предметов: большой маленький, самый большой самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и левая стороны тела и лица человека. Понятия «верх — низ», «справа — слева», «спереди — сзади». Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.

Наша улица, наш дом (4 ч)

      Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры. Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказывать о своих обязанностях по дому. Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.

     Правила поведения дома. Режим дня. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Режим и гигиена питания. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу. Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию квартиры). Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр. Умение правильно отнести четыре—шесть видов конкретных предметов (предметных картинок) к обобщающим словам: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.

Наша школа, наш класс (8 ч)

      Вид здания школы снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначение комнат: класс, игровая, спальня, кабинет врача, спортзал, библиотека, столовая и др.

Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей. Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).

      Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; спортивные принадлежности и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу. Животные, содержащиеся в биологическом кабинете и в классах. Участие в уходе за ними.

Наш город (село) (14 ч)

Название своего города (села). Москва — столица Российской Федерации. Главная площадь и улица родного города.

Ближайшая к школе улица. Общественные здания, находящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход». Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др. Транспорт города (села): пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транспорте. Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.

Природа вокруг нас (24 ч)

Сезонные изменения в природе (10 ч)

Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времени года.

Осень. Наблюдение характерных признаков: похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание травы, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых.

Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.

Весна. Наблюдение характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.

Растения (6 ч)

Растения пришкольного участка (ближайшего сквера).

Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре). Бережное отношение к растениям; участие в работах на

пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др. Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).

Животные (8 ч)

Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обращения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).

2 КЛАСС

(68 ч, 2 ч в неделю)

Ближайшее окружение человека (44 ч)

Предметы вокруг нас (7 ч)

Все предметы имеют цвет, форму, величину.

Определение сходства и различия между предметами на основе сравнения по определенному признаку. Предметы, одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и величине, той же формы, но другого цвета и величины. Словесное обозначение основных свойств предметов. Составление группы предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, величине.

Материалы, из которых изготовлены окружающие предметы (бумага, дерево, стекло, пластмасса, резина, глина, металл). Предметы, одинаковые с образцом по материалу.

Расположение предметов в пространстве. Понимание и точное словесное обозначение пространственных отношений между реальными предметами: вверху внизу, спереди — сзади, в середине, около, рядом, слева справа, посередине, между, напротив, в одном ряду, один над (под) другим, один за (перед) другим. Воспроизведение на ограниченной плоскости (парте, магнитной доске, наборном полотне, листе бумаги) расположения реальных предметов (по образцу и словесному заданию). Умение объяснить на рисунке, узоре, схеме пространственное расположение предметов.

Наша улица, наш дом (8 ч)

Название улицы, на которой находится дом ученика.

Здания, расположенные на этой улице, их назначение (жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.). Дом, в котором живет учащийся. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Бережное отношение к оборудованию дома, игровым площадкам во дворе. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым и детям).

Профессия родителей. Труд и отдых в семье. Трудовые обязанности детей в семье. Техника, используемая в быту. Правила обращения с бытовой техникой. Мебель и посуда, их применение в быту. Бережное отношение к предметам мебели и к посуде. Отличительные признаки двух-трех предметов мебели и посуды (по выбору учителя) — цвет, форма, величина, материал, назначение. Знание пяти—семи названий предметов, относящихся к бытовой технике, мебели и посуде. Умение распределить 15—20 предметов бытовой техники, мебели и посуды (их изображение) по соответствующим группам.

Режим дня школьника. Личная гигиена. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения), соблюдение правил противопожарной безопасности.

Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники,

травянистые растения). Их охрана и уход за ними.

Наша школа, наш класс (7 ч)

Школьное здание. Части здания снаружи и внутри. Название и назначение комнат: класс, столовая, кабинет врача, библиотека, спортивный зал, биологический кабинет (живой уголок). Расположение класса, спальни, игровой, столовой, спортивного зала.

Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Вежливое обращение к работникам школы, к одноклассникам. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.

Оборудование помещения: учебные принадлежности, мебель, учебные пособия, настольные игры. Соблюдение правил поведения в классе, столовой, спальне и других помещениях школы. Бережное отношение к школьному имуществу, учебным книгам. Учебные вещи, предназначенные для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; их названия. Умение правильно отнести к обобщающим словам: учебные вещи, игрушки, школьная мебель пять-шесть наименований предметов.

Режим дня. Знание правил личной гигиены школьника,

гигиены зрения, сна, приема пищи. Правильная посадка за

партой (столом), правильная осанка.

Наш город (село) (15 ч)

Название своего города (села). Наш город (село) — часть Российской Федерации. Другие города России. Главная площадь и улица родного города. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Поведение детей на улице. Правила перехода улицы.

Транспорт города (села). Отличительные признаки трех-четырех видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Название профессий (шоферы, мойщики, механики и др.). Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Транспорт (водный, воздушный, наземный), связывающий город и село (автобус, железная дорога, самолет, пароход и др.). Правила перехода через железнодорожный переезд.

Средства связи: телефон, телеграф, почта.

Труд людей, живущих в городе (селе). Названия предприятий, на которых работают родственники учащихся; основная продукция этих предприятий. Строительство новых домов в городе (селе). Труд людей, работающих на строительстве. Профессии строителей (каменщик, маляр, плотник и др.) и некоторые виды работ, выполняемых ими. Рабочие инструменты. Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение по-

садок в городе (селе). Охрана природы.

Наша страна (7 ч)

Российская Федерация — наша страна. Народы нашей страны. Столица нашей Родины. Другие города страны.

Труд людей. Природные богатства нашей страны. Парки, скверы, леса, поля, реки, озера и др. Ознакомление с особенностями труда людей на полях, заводах, фабриках, в шахтах, учреждениях. Великие соотечественники, прославившие нашу страну. Знаменитые певцы, поэты, писатели, артисты.

Природа вокруг нас (24 ч)

Сезонные изменения в природе (10 ч)

Наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей.

Времена года. Последовательность времен года. Летние, осенние, зимние и весенние месяцы.

Лето. Характерные признаки: высокая температура воздуха, летние дожди, грозы, роса. Растения летом: внешний вид, цветение, созревание плодов и ягод. Жизнь птиц, домашних и диких животных летом. Летний труд людей в саду, огороде, поле (выращивание овощей, цветов, уход за растениями сада и огорода, сенокос, уборка летнего урожая).

Осень. Характерные признаки ранней и поздней осени в сравнении с признаками лета (сокращение продолжительности дня, похолодание, длительные дожди, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, увядание трав и цветов, листопад, исчезновение насекомых, отлет птиц). Труд людей в саду и на огороде.

Зима. Дальнейшее сокращение продолжительности дня, зимние морозы, снегопад (метель, вьюга, пурга), замерзание водоемов. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Условия жизни диких животных в сравнении с жизнью домашних животных.

Весна. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход, весенние дожди и грозы. Набухание почек, распускание листьев и кустарников. Появление раннецветущих растений (мать-и-мачеха, одуванчик и др.). Прилет птиц. Появление насекомых. Труд людей в саду и на огороде (в сравнении с трудом людей осенью).

Растения (8 ч) Деревья, кустарники, травянистые растения, различия по величине, форме и окраске их частей.

Деревья и кустарники сада: два-три вида ягодных кустарников. Характерные отличительные признаки этих растений (толщина и высота ствола, расположение и толщина ветвей; окраска и поверхность коры; форма и величина листьев, цвет, форма, окраска плодов и ягод).

Растения огорода: три—пять видов овощных растений, их отличительные признаки. Изменения в жизни растений в зависимости от сезонных изменений.

Обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды».

Овощи, фрукты, ягоды — продукты питания. Необходимость этих продуктов для укрепления здоровья людей.

Животные (6 ч)

Звери и их детеныши. Названия семи—десяти видов зверей, распространенных в данной местности. Описание внешних отличительных признаков двух-трех видов зверей.

Зимующие и перелетные птицы. Названия пяти-шести видов птиц, распространенных в данной местности. Внешний вид, где живут, чем питаются. Составление рассказа-описания одной-двух птиц.

Животные ближайшего водоема (реки, озера): рыбы, насекомые, внешний вид, чем питаются. Умение рассказывать по заданному плану о насекомых и рыбах, за которыми про водились наблюдения.

Отнесение отдельных животных к обобщающим понятиям «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы».

3 КЛАСС

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); материальная культура (предметы, изделия и сооружения, созданные человеком).

Ближайшее окружение человека (28 ч)

Предметы и объекты вокруг нас (20 ч)

Предметы и объекты, созданные трудом человека. Одежда, обувь, головные уборы. Мебель, посуда, бытовая техника.

Книги. Произведения искусства. Фабрики. Заводы. Общественные учреждения (аптеки, магазины, детские сады и школы, поликлиники, музеи, театры, цирки, концертные залы и т.п.), находящиеся в данной местности. Исторические сооружения, являющиеся общенациональным достоянием.

Орудия труда, используемые на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Современные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Машины-автоматы. Орудия труда, использовавшиеся в прошлом.

Бережное отношение к предметам и объектам, созданным человеком.

Россия — наша Родина (8 ч)

Любовь человека к Родине. Родной край — частица Родины. Отличительные особенности родного края: исторические достопримечательности, труд и быт людей, культурные учреждения, знаменитые люди родного края.

Крупнейшие города России. Москва — крупнейший современный экономический и культурный центр России, столица нашей Родины. Санкт-Петербург — северная столица России. Исторические памятники Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей, крейсер «Аврора» и др.). Россия — многонациональная страна. Герб и флаг России. Гимн России. Конституция — основной закон России. Наша Родина на карте мира. Крупнейшие города России на карте Родины. Историческое прошлое нашей Родины. Как Русь начиналась. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Древние города — «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возник и строился город Петра I.

Правители Древнерусского и Российского государства.

Человек и его здоровье (5 ч)

Здоровье — главное богатство человека. Красота тела здорового человека. Правила здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха, занятия физической культурой и спортом. Полезные и вредные привычки. Оказание первой помощи при легких травмах, ожогах. Вызов «Скорой помощи» пострадавшим в общественных местах.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания организма человека.

Природа родного края (34 ч)

Многообразие природы. Неживая природа. Живая природа. Роль природы в жизни людей. Растительный и животный мир леса, поля, луга, водоема (для изучения берутся ландшафты, преобладающие в данной местности). Дикорастущие растения (деревья, кустарники, травы). Деревья лиственные и хвойные. Культурные растения сада, огорода. Зерновые культуры.

Почва. Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соль. Живые существа почвы. Плодородие — главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Образование солей из перегноя. Роль микробов в этих процессах. Поглощение растениями из почвы растворенных в воде солей. Представление об образовании почвы, о роли микроорганизмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды, в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.

Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Полезные ископаемые. Водоемы: река, озеро, болото. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе.

Погода в разные времена года. Значение солнца, солнечного тепла для жизни растений и животных. Вода в жизни человека: использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве, для транспорта; необходимость экономного использования воды.

Труд людей по использованию и охране природы.

4 КЛАСС

(68 ч, 2 ч в неделю)

Ближайшее окружение человека (25 ч)

Человек и общество (10 ч)

Семья, общество — условия жизни человека. Взаимоотношения членов семьи: взаимопомощь, справедливое распределение обязанностей, забота друг о друге. Семейный

бюджет. Отношения со сверстниками: коллективизм, справедливость, доброжелательность, умение сопереживать.

Дружеское отношение к представителям других народов и разным странам. Уважение к культуре, быту, языку других народов.

Труд в жизни человека (15 ч)

Значение труда в жизни людей. Современные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Машины-автоматы. Коллективный труд людей на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Продукты коллективного труда.

Представления о профессиях людей, доступных наблюдению учащихся. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность — важные качества для выполнения трудовых обязанностей.

Творчество человека (примеры различных видов творческой деятельности человека). Великие изобретения: телефон, радио, телевидение. Искусство в жизни людей (примеры различных видов народного искусства: резьба по дереву, кости, ковроткачество, чеканка и др.). Труд великих писателей, художников, композиторов. Изменения природы в результате трудовой деятельности человека (положительные и отрицательные). Необходимость бережного отношения к богатствам природы и продуктам труда людей.

Организм человека и охрана его здоровья (6 ч)

Человек — живой организм. Знание своего организма —условие здоровья. Строение организма человека, расположение некоторых органов (элементарные сведения). Скелет и мышцы. Значение правильной посадки за столом и партой. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Защита органов дыхания. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Правильное питание — основа здоровья. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Органы чувств. Умение управлять эмоциями.

Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня. Табак и алкоголь — враги здоровья. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития человека. Охрана детства. Права ребенка. Забота о престарелых и больных.

Природа нашей Родины (37 ч)

Ориентирование на местности. План и карта (10 ч)

Ориентирование на местности. Горизонт, стороны горизонта. Определение горизонта по солнцу и компасу. Рисунок местности. План местности. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. Наш край на карте России. Административный центр нашего края, местонахождение на карте.

Физическая карта. Карта России. Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).

Природа России (22 ч)

Природа родного края (повторение). Формы поверхности: равнина плоская и холмистая, холм, овраг, горы. Полезные ископаемые нашего края. Водоемы, типы водоемов. Изображение на карте. Разнообразие природы России, изменения природы с севера на юг. Крайний Север. Тундра. Занятия населения тундры. Лесная полоса, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы. Природа степей. Занятия населения степной полосы. Природа пустынь. Занятия населения пустыни. Природа берегов южных морей. Природа в горах.

Использование и охрана природы человеком (5 ч)

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Представление об экологической катастрофе (последствия загрязнения моря нефтью и др.), о роли экологии в защите окружающей нас среды.

Использование и охрана земных недр, воды, воздуха. Использование и разведение человеком растений и животных. Заповедники, ботанические сады, зоопарки. Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природоохранительные законы.

  1. Организация учебного процесса

Продолжительность учебного года

Учебная четверть

Количество

учебных недель

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

9

.

  1. Реализуемые технологии:     

  Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение

Коррекционно-развивающее образование определяется как  совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.

          Содержание образования в системе КРО сохраняет  базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения.

        В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести  ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их  обучения. Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, писать, считать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни.

1.3.2. Основные формы, средства обучения

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

- Фронтальная форма работы направлена на активизацию мыслительных действий обучающихся.

- Групповая работа способствует формированию сотрудничества, умений слушать и слышать (себя, одноклассников, учителя).

- Индивидуальная форма предполагает формирование  навыков самостоятельной работы у ребенка.

Система обучения окружающему миру предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, внутренняя речь).

Данное направление связано с развитием дара слова формированием умения выражать свои мысли в устной  форме. Речевое развитие детей важный принцип занятий по окружающему миру, так как содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности.

  1. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о понятиях и явлениях окружающего мира, а также умений и навыков их использования в  практической деятельности.
  2. Активизация мыслительной, познавательно и коммуникативно–речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения окружающего мира является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над окружающим миром, постепенно открывают для себя определенные стороны понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов энциклопедий, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования

 Дидактические принципы:

-принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);

-коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);

-ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;

-дифференцированного подхода (учёт  индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);

-комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).

Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса

Методы обучения:

1 группа – словесные методы.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения.

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Беседа – диалогический метод  обучения, при котором учитель путём постановки  тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет  усвоение ими уже изученного.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.

2 группа – наглядные методы.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.п.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

3 группа – практические методы.

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

1.4.  Основные требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса

Учащиеся должны знать:

- свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;

- элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;

- по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви.

- имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;

- основные правила поведения на уроках и выполнять их;

- по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к учебным и спортивным принадлежностям, к спортивной одежде.

- названия главной улицы и площади своего города (села);

- названия трех-четырех видов пассажирского транспорта;

- значение цветов светофора, различных указателей (стрелок, вывесок, дорожных знаков), к кому обратиться за помощью в случае необходимости.

- названия времен года, их последовательность;

- отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето).

Учащиеся должны уметь:

- отбирать предметы указанного цвета, формы, величины (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;

- создавать группы предметов одинакового цвета, формы и величины;

- различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;

- разместить и найти предмет по заданию учителя.

- рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;

- описать одну-две игрушки и рассказать правила одной-двух настольных игр.

- соблюдать основные формы обращения к взрослым и одноклассникам;

- правильно называть животных, имеющихся в классе, в школе.

- рассказывать об основных отличительных признаках отдельных видов транспорта (троллейбус, трамвай, автобус и др.);

- соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;

- соблюдать правила поведения в парках, скверах, других местах отдыха, охранять растения и животных.

- составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.

- узнавать изученных животных и растения в природе;

- соблюдать правила поведения в природе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса

Учащиеся должны знать:

- точное название и назначение отдельных предметов мебели и посуды, бытовой техники.

- свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

- названия школьных комнат, название и назначение школьного оборудования;

- названия конкретных предметов, относящихся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям.

- описать свой класс, игровую комнату, спальню по данному плану;

- распределять на соответствующие родовые группы предметы, относящиеся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям.

названия главной площади и главной улицы своего города (села), названия других городов;

названия предприятий, на которых работают родители учащихся, продукции, выпускаемой этими предприятиями, точные названия профессий родителей; названия конкретных предметов, относящихся к пассажирскому транспорту, рабочим инструментам.

- названия и последовательность времен года;

- названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев.

- названия двух-трех городов, одной-двух рек;

- название своей страны.

- названия нескольких растений, указанных в программе;

- названия некоторых овощей, фруктов, ягод.

- рассказывать об основных отличительных признаках нескольких растений;

- различать понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», распределяя на соответствующие группы изображения конкретных предметов.

Учащиеся должны уметь:

- использовать в речи предметно-образные названия цветов; определять цвет любого предмета с помощью «таблицы цветов»;

- правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения простой формы реального предмета;

- определять размер предметов при их сравнении (больше — меньше);

- воспроизводить пространственные отношения между предметами и объяснять соответствующими словами расположение одного предмета по отношению к другим;

- группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу;

- определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по определенному признаку (роза красная — астра фиолетовая и т.п.).

- определять простую форму предметов и их частей;

- различать предметы мебели и посуды по материалу, из которого они сделаны;

- отнести четыре-пять наименований мебели, посуды, бытовой техники к соответствующим обобщающим словам;

- выделять мебель, посуду и бытовую технику из других предметов быта; дифференцировать понятия «мебель —бытовая техника», «мебель — посуда»;

- рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам учителя, задавать такие же вопросы однокласснику;

- составить рассказ из трех-четырех предложений по сюжетной картине «Семья».

- рассказать о характере деятельности людей в связи с их профессиями;

- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах.

- рассказывать о погоде двух дней, характеризуя объекты в определенной последовательности;

- рассказывать об отдельных характерных периодах времен года (золотая осень, период листопада, поздняя осень, январские морозы, февральская метель, март —весна света, май — весна цветов и зеленой травы).

- рассказать о своем знаменитом земляке.

- рассказывать об основных опознавательных признаках нескольких животных;

- различать обобщающие понятия, распределяя на соответствующие группы изображения животных и растений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса

Учащиеся должны знать:

- по пять-шесть названий предметов, относящихся к предметам быта и труда человека; уметь распределять их на группы и категории;

- исторические сооружения своей местности, края, республики, являющиеся национальным достоянием.

- название основного закона страны;

- национальности народов, населяющих Россию (не менее трех);

- права ребенка;

- государственную символику современной России.

- названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных лесов, полей, лугов, водоемов;

- названия и использование наиболее известных в окружающей местности культурных растений сада и огорода, зерновых культур;

- сезонные изменения в природе своей местности

Учащиеся должны уметь:

- рассказать о наиболее распространенных общественных учреждениях;

- соблюдать правила поведения в общественных учреждениях.

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны;

- рассказывать о достопримечательностях родного края (не менее трех);

- рассказывать о родной стране, столице.

- вести наблюдения за неживой природой, растениями, животными;

ухаживать за растениями, участвовать в доступных работах на пришкольном участке;

различать основные формы поверхности родного края: равнина, холм, овраг, гора.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса

Учащиеся должны знать:

- названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;

- сезонные изменения в природе своей местности;

- полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве родного края;

- основные виды труда людей по использованию природы родного края;

- о труде людей по охране природы своего края;

- названия важнейших органов человека;

- способы сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны уметь:

- читать простейший план местности;

- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);

- называть и показывать основные изображения на физической карте (для начальной школы);

- рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);

- выполнять основные правила гигиены человека;

- ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.

- названия пяти-шести растений, произрастающих на пришкольном участке;

- названия пяти-шести изученных видов животных.

Тематическое планирование  курса

2.1. Распределение часов по четвертям

Количество часов по учебному плану (в неделю) – 1 час

Количество часов по программе – 33ч

Количество часов по тематическому планированию за год – 33ч

Учебный план

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

I

II

III

IV

Итого

1 класс

1

33

9

7

9

8

33

2 класс

2

34

18

14

20

17

69

3 класс

2

34

18

14

20

17

69

4 класс

2

34

18

14

20

17

69

Итого

242


Календарно - тематическое планирование по окружающему миру и развитию речи

№ п\п

Наименование раздела

Тема

Кол--во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уроку

ЗУН, ОУУН

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

План

Факт

1 четверть – 9 часов

1-2

Ближайшее окружение человека.

Природа вокруг нас.

  • Наша школа, наш класс.
  • Урок-экскурсия по школе.

2

Вводный урок.

Экскурсия по школе.

-Общение со сверстниками и взрослыми.

Освоение правила поведения на уроках обществе. Правильно называть животных, имеющихся в школе.

-Знакомство со школой.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе), основные правила поведения в школе.

Входной

Загадки

02.09.

09.09.

3.

 Экскурсия.

Что мы знаем о своём городе?

1

Урок - экскурсия

.Флаг, герб, гимн.   Названия главной улицы и площади своего города.

Знать название страны и своего города, планеты

Тематический

Тест

Пословицы, поговорки  о Родине, городе.

16.09.

4-5

  • Экскурсия. Наш город.
  • Правила поведения детей на улице.

2

Экскурсии  по городу.

 - Значение цветов светофора,          правила перехода улиц, дорожные знаки.

Знать название  различных  указателей. Знать к  кому обратиться за помощью в случае необходимости.

Тест

Загадки, игры.

23.09.

30.09.

6-7

Сезонные изменения в природе в зависимости от времени года.

2

Урок –викторина.

1.Названия времён года, отличительные признаки.

2. Составление рассказа о погоде одного дня.

Знать названия  времён года, их последовательность и отличительные признаки времён года.

Тематический

Опрос - игра

Загадки

Таблицы «Времена года»

07.10.

14.10.

8-9

  • Растения. Что это за листья? Что это за хвоинки?
  • Урок-экскурсия по школьному двору

2

Комбинированный урок

Урок - экскурсия

Комнатные растения и растения клумбы (5-6) названий.

Бережное отношение к растениям.

Знать о комнатных растениях, части растений. Различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретённые знания для  ухода за растениями

Итоговый

Индивидуальный опрос

Загадки Фотоальбом  «Растения нашего края»

21.10.

28.10.

2 четверть – 8 часов

10-11

Урок-путешествие. Осень.

2

Урок-путешествие

1.Наблюдать характерные признаки: похолодание, продолжительные дожди,                  первые заморозки. 2.Изменение окраски листьев,               увядание травы, листопад,                 отлёт птиц, исчезновение насекомых.

Знать характерные признаки осени. Наблюдать за объектами окружающего мира, их описывать.

Тест

Индивидуальный опрос

Загадки

Сюжетные картинки «Осень»

Тексты .

11.11.

18.11.

12

Дикие  животные (детёныши) в своей местности.

1

Комбинированный урок

Разнообразие животного мира. Птицы, звери.              Их существенные признаки.           Узнавать изученных животных в природе.

Знать различие групп животных по существенным признакам.         Приводить примеры представителей разных групп животных         (5-6)представителя на изученные темы.

Тематический

Тест

Загадки .

Сюжетные картинки «Животные»

Описания

Животных.

 

25.11.

13-14

  • Зима. Характерные признаки
  • Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа «Свойства снега и льда»

2

Комбинированный урок

1.Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоёмов, растения и животные зимой.

Знать свойства льда и снега. Уметь называть свойства льда и снега.

 Тест

Сюжетные картинки «Зима «

02.12.

09.12.

15

Наш город. Улицы и дороги

1

Урок-экскурсия.

Тротуар, обочина, проезжая часть, перекрёсток.

Знать правила поведения детей на улице.

16.12.

16

Бережное отношение к окружающей природе.

1

Урок обобщение

Почему мы будем соблюдать тишину в лесу.

Знать и выполнять правила поведения в природе.

Итоговый

Таблица «Знаки дорожного движения»

Сюжетные картинки.

23.12.

3 четверть - 9часов

17

Домашние животные  и их детёныши

1

Комбинированный урок

Как живут животные?   Узнавать изученных животных.

Знать названия 5-6 изученных  домашних животных.

Тематический

Тест

Загадки.        

Тест.

13.01.

18

Деятельность взрослых и детей по охране животных.

1

Комбинированный урок

Охрана животных в домашних условиях и в природной среде.           Почему мы любим кошек и собак?

Знать изученных животных в природе.

Тематический

Тест

Сюжетные картинки «Дикие и домашние животные»

20.01.

19

Как живут растения и животные?

1

Комбинированный урок

Условия, необходимые для жизни растений и животных.

Знать общие условия, необходимые для жизни растений и животных.

Уметь ухаживать за домашними животными и комнатными растениями.

Тематический

Тест

Загадки.

Пословицы.

Ребусы.

Сюжетные картинки «Растения», «Животные»

27.01.

20

Правила обращения с животными.

1

  Урок контроля и коррекции знаний.

Уметь заботиться о животных,                    Нетерпимость к уничтожению животных.

Знать правила обращения с животными- не подходить к чужим собакам ,не брать на руки, не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещённых местах рыбу.

Промежуточный

Тест

03.02.

21-22

  • Когда придёт суббота, и когда наступит лето?
  • Урок-путешествие.

Изменение в неживой и живой природе

2

Урок - путешествие

Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

-Знать дни недели, времена года, названия месяцев

-Уметь использовать приобретённые знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Тематический

Тест

Сюжетные картинки «Сезонные изменения»

17.02.

24.02.

23-24

  • Урок – игра. Весна. Характерные признаки
  • Экскурсия. Связь между живой и неживой природой

2

1.  Урок-игра

2. Экскурсия

2.Наблюдение характерных признаков:-потепление, таяние снега,

 ледоход,

разлив рек,

распускание листьев,

появление первых цветов и зелёной травы,

прилёт птиц,

появление насекомых.

1.Знать характерные признаки весны.

Уметь заботиться о растениях и животных.

Определять связи между живой и неживой природой.

Тематический

Опрос

Тест

Сюжетные картинки

Загадки

Описания

03.03.

10.03.

25

Почему идёт дождь, и дует ветер?

1

Урок – сказка

Осадки. Причина их появления. Ветер – движение воздуха

Знать  об осадках.

Уметь отмечать погоду

Итоговый

Тест

Загадки

Ребус

17.03.

4 четверть – 7 часов

26-27

  • Виды пассажирского транспорта.

                Велосипед.

  • Виды пассажирского транспорта.

Автобус, трамвай,      троллейбус.

2

Урок-путешествие

Когда изобрели велосипед? Основные отличительные признаки отдельных видов транспорта (автобус, трамвай, троллейбус)

Знать виды пассажирского транспорта - автобус, троллейбус, трамвай и правила поведения в транспорте.

Тематический

Тест

Загадки.

Ребусы.

31.03.

07.04.

28

Почему в лесу нужно соблюдать тишину, и не нужно рвать цветы и ловить бабочек?  

1

Урок контроля и оценки знаний

Правила поведения в природе.

Знакомство с законами об охране природы.

Воспринимать красивое в природе.

Знать правила поведения и в природе

Выполнять правила поведения в природе.

Промежуточный

14.04.

29

Дорожные знаки.

1

Урок-игра

Знакомство с дорожными знаками –

«Пешеходный переход», « Подземный переход «

Знать правила перехода улиц.

Тематический

Тест

Карточки

21.04.

30-

31

  • Почему мы часто слышим слово «Экология»?
  • Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

2

Комбинированный урок

Экскурсия

Экология. День Земли.

Знать правила поведения в природе

Выполнять правила поведения в природе, охранять её.

Тематический

Тест

28.04.

05.05.

32

Что ты узнал об окружающем тебя мире?

1

Урок контроля и проверки знаний

Источники информации.

Использовать приобретённые знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов.

Тематический

Тест

 12.05.

33

Игра КВН «Мир вокруг нас».

1

Урок - игра

Итоговый

                             

19.05.


3.Диагностическая база

3.1. Нормы оценок

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

      Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно - научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

     Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

       Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

4.Реализация технологий

Педагогические технологии направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации обучающихся,  формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый обучающийся  существует как активный субъект образовательного процесса.

Тип урока (1 класс)

1 четверть

уроков

2 четверть

уроков

3

четверть

уроков

4 четверть

уроков

Всего

уроков / %

Информационно коммуникативные технологии

Использование мультимедийных презентаций

9

7

9

8

33урока

100%

Коррекционно – развивающее обучение (Шевченко)

9

7

9

8

33урока 100%

Обучение  сотрудничеству обучающихся в   командах, группах  (проектная задача  А.Б.Воронцова)

1

2

3

2

8урока

24%

Технология использования в обучении игровых методов

7

5

6

5

23урока

70%

Технология  здоровьесбережения  (В.Ф.Базарнов)

9

7

9

8

33урока 100%

Педагогическая поддержка  обучающихся  (О.С. Газман)

9

7

9

8

33урока

100%

Нестандартные уроки

Урок – игра

-

2

2урока

6%

Урок – путешествие

1

2

1

4урока

12%

Урок – экскурсия

 4

1

1

1

7 уроков

21%

Урок – викторина

1

1 урок

3%

Урок – сказка

 

1

1 урок

3%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» 4 класс....

рабочая программа по окружающему миру для 2 класса для коррекционной школы 5 вида

Программа разработана на основе программы по окружающему миру для 2 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования  Министерства Р.Ф. М.: Просвещение. ...

Рабочая программа по Окружающему миру в 4 классе (КРН, VII вида), автор А.А. Плешаков.

Программа разработана для обучения детей с ЗПР и расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 специального (коррекционного) класса VII вида

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир»  авт...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...