Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

    Пыркина Вера Александровна

    Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

              Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

                   Данная программа будет реализовываться в специальном (коррекционном) классе VII вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon КТП по ООМ71.5 КБ
    Microsoft Office document icon ktp_oom_4_klass.doc203.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Основная общеобразовательная школа № 6»

    РАССМОТРЕНА

     

    на заседании МО учителей  начальной школы

    Протокол

    От «___» ____________2013 г

    № ____

     

    СОГЛАСОВАНО

     

    заместителем директора по УВР

     ________/ _________________

     

    «___»______________2013 г.

     

     

    УТВЕРЖДЕНА

     

    Приказом директора МБОУ «ООШ № 6»

    от «___» ____________ 2013 г.

    № _____

     

     

     

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по учебному предмету «Окружающий мир»

    специальный  (коррекционный) 4  «Г» класс VII вида

      Учитель   Пыркина В.А.

    2013

    Пояснительная записка

               Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

              Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

                   Данная программа будет реализовываться в специальном (коррекционном) классе VII вида, учитывая  особенности детей:

    • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
    • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
    • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
    • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
    • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
    • У детей специального (коррекционного ) обучения  VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
    • Учащиеся  классов СКО характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемости.

     В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.  

                  Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданско-ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю.

    Для реализации программного содержания используются:

    • А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
    • А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
    • А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель
    • А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». –  М.: Просвещение, 2004.

     Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

    При изучении предмета продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет  способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

    Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

    Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

    -организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

    - проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

    - проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

    -обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

    -экскурсии и учебные прогулки,

    - встречи с людьми различных профессий,

    -организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

    Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

    1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

    2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

    3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Содержание программы не расходится с содержанием авторской программы.

                  В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

    Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

     Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

    Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

    Таблица тематического распределения количества часов:

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Авторская программа

    Рабочая  программа

    1

    Земля и человечество

    10

    10

    2.

    Природа России

    10

    10

    3.

    Родной край – часть большой страны

    14

    14

    4

    Страницы всемирной истории

    5

    5

    5

    Страницы истории Отечества

    20

    20

    6

    Современная Россия

    9

    9

    Всего

    68

    68

    Практическая часть

    Практические  работы

    12

    12

    Проверочные работы (тестирование)

    5

    Экскурсии

    3

    4

    К концу 4 класса учащиеся должны знать:

    - названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;

    -сезонные изменения в природе своей местности;

    -полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве родного края;

    - основные виды труда людей по использованию природы родного края;

    -о труде людей по охране природы своего края;

    -названия важнейших органов человека;

    -способы сохранения и укрепления здоровья;

          Учащиеся должны уметь:

    - читать простейший план местности;

    - пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами;

    -называть и показывать основные изображения на физической карте;

    - рассказывать о сезонных изменениях севера и юга;

    -выполнять основные правила гигиены человека;

    -ухаживать за растениями, птицами,  другими животными.
     

             Список рекомендуемой учебно-методической литературы

    1. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова. для 1 – 4 классов (М. Просвещение) 2009 г..
    2. Дмитриева О.И.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е издание, - М.: ВАКО, 2011.



    Предварительный просмотр:

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    по  окружающему миру 4 класс 7 вида (СКО)

    Всего - 68  часов, в неделю- 2 часа

    Учебник 

    Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4  класс : учеб. для  общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2010.

    Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010.

    Программа – «Школа России»

    Дополнительная литература – 

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1-М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.

    Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты.- М.: Просвещение, 2011.

    Плешаков А.А Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся   4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

    Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

    Плешаков А.А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

    Плешаков А.А Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

    Плешаков А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).

    Плешаков А.А Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).

    Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд.,-М .: ВАКО, 2011

    Тематическое планирование


    Тема урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Элементы
    содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Вид контроля

    Домашнее задание

    Дата

    План

    Факт

    КРУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    I четверть – 18 часов

    Земля и человечество (10 ч)

    1

    Мир глазами астронома

    1

    комбини-рованный


    Солнце. Земля – планета,

    общее представление о форме и размерах Земли

    Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

    Понимать общие
    условия, необходимые для жизни живых организмов.

    Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

    текущий

    стр.. 4–8,
    вопросы «Проверь себя»

    КРУ. Память

    2

    Планеты Солнечной системы. Практическая работа

    1

    комбини-рованный

    Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

    Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

    Понимать общие
    условия, необходимые для жизни живых организмов.

    Уметь работать

    с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
    модели

    фронталь-ный опрос

    стр. 9–15, вопросы
    с. 15, задания 1, 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    3

    Звездное небо – великая книга
    Природы

    1

    комбини-рованный

    Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

    Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

    фронталь-ный опрос

    С. 16–21,

    «Проверь себя»,
    написать
    памятку

    КРУ. Внимание

    4

    Мир глазами географа.
    Глобус
    и географическая карта.

     ПДД. Остановочный и тормозной путь автомобиля

    1

    комбини-рованный

    Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
    (без масштаба).

    Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

    Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

    фронталь-ный опрос

    С. 22–29, вопросы

    «Проверь себя», задания 1, 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    5

    Пояса Земли

    1

    Практи-ческого примене-ния знаний

    Условия жизни
    на Земле: свет,
    тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
    (без масштаба)

    Знать тепловые пояса Земли.

    Уметь показывать
    на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

    фронталь-ный опрос

    С. 30–34, вопросы,
    задания
    1, 2

    КРУ. Внимание

    6

    Мир глазами историка

    1

    комбини-рованный

    Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена


    Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
    Отечества

    Тест

    (10 мин)

    С. 35–41, вопросы, задания
    1, 2

    КРУ. Память

    7

    Когда и где? История – путешествие в глубь времен

    1

    Урок-игра

    Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

    Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

    фронталь-ный опрос

    С. 42–46, вопросы,

    задания
    1, 2

    КРУ. Внимание

    8

    Прошлое
    и настоящее глазами
    эколога.

    ПДД. Дорожная разметка.

    1

    комбини-рованный

    Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
    от природы и ее состояния

    Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу,
    выполнение правил
    поведения в природе
    и участие в ее охране

    Тест
    (5 мин)

    С. 47–53, вопросы,
    с. 52 «По-
    думай!»

    КРУ. Память

    9

    Сокровища Земли под охраной человечества

    1

    комбини-рованный

    Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе.  Охрана растительного и животного мира


    Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

    фронталь-ный опрос

    С. 54–62, вопросы, задания
    по выбору

    КРУ. Память

    10

    Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

    1

    Урок-контроля

    Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике

    Самостоятельная
    работа

    Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»

    КРУ. Внимание

    Природа России (11 ч)

    11

    Равнины и горы России

    1

    экскурсия

    Россия на карте.

    Неживая и живая
    природа.

    Формы земной
    поверхности.

    Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

    Знать понятия «равнины», «горы».

    Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

    фронталь-ный опрос

    С. 64–71, вопросы «Проверь себя», текст
    «Заповедники России» прочитать

    КРУ. Развитие словарного запаса

    12

    Моря, озера и реки России

    1

    комбини-рованный

    Водоемы, их разнообразие, использование человеком

    Знать виды водоемов.

    Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

    Тест

    (10 мин)

    С. 72–77,
    задание 4

    КРУ. Память

    13

    Зона арктических пустынь.

     ПДД. Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.

    1

    комбини-рованный

    Растения и животные, их разнообразие. Понимание
    связи неживой
    и живой природы.

    Условия, необходимые для жизни

    Знать общие условия, необходимые
    для жизни живых
    организмов.

    Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

    фронталь-ный опрос

    С. 78–86,

    вопросы «Проверь себя»,
    задание 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    14

    Тундра. Природа тундры

    1

    комбини-рованный

    Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

    Условия, необходимые для жизни

    Знать общие условия, необходимые
    для жизни живых
    организмов.

    Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
    и животных тундры

    фронталь-ный опрос

    С. 87–97,

    задания 1, 3 (по вариантам)

    КРУ. Память

    15

    Леса России

    1

    Урок- игра

    Роль растений
    в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
    и живой природы

    Знать общие условия, необходимые
    для жизни живых
    организмов, правила
    поведения в природе.

    Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
    и животных леса

    графичес-кий диктант

    С. 98–105, задание 1

    КРУ. Внимание

    16

    Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)

    1

    комбини-рованный

    Роль растений
    в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

    Понимать основные правила поведения
    в окружающей среде.

    Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

    провероч-ная работа

    С. 106– 113,
    вопросы «Проверь себя»,

    составить памятку

    КРУ. Память

    17

    Зона степей

    1

    комбини-рованный

    Растительный
    и животный мир, особенности труда и быта людей,
    влияние человека на природу зоны, охрана природы

    Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

    Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

    фронталь-ный опрос

    С. 114– 122,
    задания
    1, 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    18

    Пустыни

    1

    комбини-рованный

    Растительный
    и животный мир, особенности труда и быта людей,
    влияние человека на природу зоны, охрана природы

    Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

    Уметь приводить
    примеры представителей разных групп
    растений и животных пустыни

    фронталь-ный опрос

    С. 122–
    131,
    ответы на вопросы,

    задания
    1, 2

    КРУ. Внимание

    II четверть – 14 часов

    19 (1)

    У Черного
    моря.

     ПДД. Что надо знать о перекрестках?

    1

    комбини-рованный

    Растительный
    и животный мир, особенности труда и быта людей,
    влияние человека на природу зоны

    Знать общие условия,
    необходимые для жизни живых организмов.
    Уметь приводить
    примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья


    фронталь-ный опрос

    С. 132–
    140,

    задания
    1, 4

    КРУ. Память

    20 (2)

    Экологическое равновесие

    1

    комбини-рованный

    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

    Знать общие условия,
    необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
    правила поведения
    в природе


    Работа с Красной книгой родного края

    С. 141–
    142, под-готовить сообщение по проблеме

    КРУ. Внимание

    21 (3)

    Обобщение по разделу «Природа
    России». Проверочная работа.

    1

    Урок

    контроля

    Формы земной
    поверхности. Разнообразие растений и животных

    Уметь использовать
    полученные знания
    для поиска дополнительной информации о родной стране

    Тест

    Тематичес-кий

    Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем  городе»

    КРУ. Внимание

    Родной край – часть большой страны (12ч)

    22 (4)

    Наш край

    1

    комбини-рованный

    Наблюдение
    в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

    Знать название родного города (села).

    Уметь показывать
    на карте родной край,
    выполнять основные
    правила поведения
    в окружающей среде

    текущий

    С. 146,
    устный рассказ «Мой край»

    КРУ. Память

    23 (5)

    Поверхность нашего края.

    ПДД. Когда ты становишься водителем.

    1

    комбини-рованный

    Особенности
    поверхности
    (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

    Уметь показывать
    на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
    и изделия; объекты
    неживой и живой
    природы

    текущий

    С. 147– 153, задания 1–3,  вопросы «Проверь себя»

    КРУ. Развитие словарного запаса

    24 (6)

    Водоемы нашего края

    1

    комбини-рованный

    Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

    Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

    Графичес-кий диктант

    С. 154– 158, вопросы, задание 2

    КРУ. Внимание

    25 (7)

    Наши подземные богатства

    1

    комбини-рованный

    Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

    Уметь использовать
    полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов,
    поиска дополнительной информации о подземных богатствах

    текущий

    С. 159– 170, вопросы, задание 3

    КРУ. Развитие словарного запаса

    26 (8)

    Земля-кормилица

    1

    комбини-рованный

    Почва, ее состав

    Знать понятие «почва», состав воды и почв.

    Уметь определять
    признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

    текущий

    С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле

    КРУ. Память

    27 (9)

    Жизнь леса. Лес – при-
    родное сообщество

    1

    комбини-рованный

    Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

    Знать основные правила поведения в окружающей среде.

    Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
    приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

    работа с Красной книгой

    С. 175– 182, вопросы, задание 3

    КРУ. Внимание

    28 (10)

    Жизнь луга. Луг – при-
    родное сообщество

    1

    комбини-рованный

    графичес-кий диктант

    С. 182– 190, вопросы, задание 5

    КРУ. Внимание

    29 (11)

    Жизнь
    пресного
    водоема

    1

    Урок- игра

    текущий. фрон-тальный опрос

    С. 191– 200, вопросы, задание 3

    КРУ. Память

    30 (12)

    Растениевод-ство
    в нашем крае

    1

    комбини-рованный

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

    Знать отрасли растениеводства в родном крае.

    Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

    Тест

    (10 мин)

    С. 201– 207,
    вопросы

    КРУ. Развитие словарного запаса

    31 (13)

    Незаметные защитники урожая.

    ПДД. Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.

    1

    комбини-рованный

    Роль животных
    в жизни людей,
    бережное отношение к животным

    Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

    фрон-тальный опрос

    С. 208– 213, вопросы, задание 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    32 (14)

    Животновод-ство
    в нашем крае

    1

    комбини-рованный

    Роль животных
    в жизни людей,
    бережное отношение к животным

    Знать отрасли животноводства в родном крае.

    Уметь ухаживать за домашними животными

    фрон-тальный опрос

    С. 214– 222, вопросы, задание 3

    КРУ. Память

    III четверть – 20 часов

    33 (1)

    Обобщение по разделу «Родной
    край – часть большой
    страны». Проверочная работа.

    1

    Урок контроля

    Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе

    Знать природные сообщества родного края.

    Уметь выполнять
    правила поведения
    в природе

    Тест

    С. 222,
    вопрос 4

    Страницы всемирной истории (6 ч)

    34 (2)

    Начало истории человечества

    1

    комбини-рованный

    Человек – часть
    природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

    Способы познания окружающего мира

    Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

    фрон-тальный опрос

    С. 4–7,
    вопросы,

    задания
    1–3

    КРУ. Развитие словарного запаса

    35 (3)

    Мир древности: далекий
    и близкий

    1

    комбини-рованный

    Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

    фрон-тальный опрос

    С. 8–14, вопросы,

    задание 2

    КРУ. Память

    36 (4)

    Средние века: время рыцарей и замков.

    ПДД. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)

    1

    комбини-рованный

    Знать историю средних веков

    фрон-тальный опрос

    С. 15–21, вопросы,

    задания
    1–3

    КРУ. Память

    37 (5)

    Новое время: встреча
    Европы
    и Америки

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    Знать выдающихся людей нового времени.

    Уметь работать с географической картой

    фрон-тальный опрос

    С. 22–27, вопросы,

    задания
    1, 2

    КРУ. Память

    38 (6)

    Новейшее время: история продолжается сегодня

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    Знать выдающихся людей новейшего времени

    фрон-тальный опрос

    С. 28–32, вопросы,

    задания
    1, 2

    КРУ. Память

    39 (7)

    Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

    1

    Урок контроля

    Счет лет в истории. Человек – часть природы
    и член общества

    Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

    Тест

    С. 28–32, вопросы, задание 3

     

    Страницы истории Отечества (20 ч)

    40 (8)

    Жизнь древних славян

    1

    комбини-рованный

    История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

    Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

    Уметь показывать
    на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
    Отечества

    фрон-тальный опрос

    С. 34–39,

    вопросы,

    задания
    1–4

    КРУ. Память

    41 (9)

    Во времена Древней Руси

    1

    комбини-рованный

    фрон-тальный опрос

    С. 40–45, вопросы,

    задание 2

    КРУ. Память

    42 (10)

    Страна
    городов

    1

    комбини-рованный

    тематичес-кий

    С. 46–54, вопросы, задание 2

    КРУ. Память

    43 (11)

    Из книжной сокровищницы Древней Руси

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся  люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

    Знать музеи России.

    Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
    Отечества

    фрон-тальный опрос

    С. 55–58, вопросы, задания

    КРУ. Развитие словарного запаса

    44 (12)

    Трудные времена на Русской земле

    1

    комбини-рованный

    Россия на карте
    (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

    Охрана памятников истории и культуры

    Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

    Уметь показывать
    на карте границы России, некоторые города России, описывать
    события Куликовской
    битвы

    фрон-тальный опрос

    С. 59–64, вопросы,

    задание 2

    КРУ. Внимание

    45 (13)

    Русь расправляет крылья

    1

    комбини-рованный

    фрон-тальный опрос

    С. 65–69, вопросы,

    задание 2

    КРУ. Внимание

    46 (14)

    Куликовская
    битва

    1

    комбини-рованный

    фрон-тальный опрос

    С. 70–74, вопросы,

    задания
    1, 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    47 (15)

    Иван Третий

    1

    комбини-рованный

    Знать реформы Ивана Третьего.

    Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
    Отечества

    фрон-тальный опрос

    С. 75–81, вопросы,

    задания
    1, 2

    48 (16)

    Мастера печатных дел.

    ПДД. Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

    Уметь использовать
    полученные знания
    для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

    фрон-тальный опрос

    С. 82–86, вопросы,

    задание 2

    КРУ. Внимание

    49 (17)

    Патриоты
    России

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    фрон-тальный опрос

    С. 87–93,  вопросы

    КРУ. Внимание

    50 (18)

    Петр Великий

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся
    люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

    тест

    (10 мин)

    С. 94–100, вопросы, задание по вари-
    антам

    КРУ. Развитие словарного запаса

    51 (19)

    Михаил
    Васильевич Ломоносов

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    Знать историю развития образования на Руси

    фрон-тальный опрос

    С. 101– 104,
    вопросы

    КРУ. Память

    52 (20)

    Екатерина
    Великая

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    Знать реформы Екатерины Великой

    тематичес-кий

    С. 105–
    111, вопросы, задания 1, 2

    КРУ. Память

    IV  четверть – 16 часов

    53 (1)

    Отечественная война 1812 года

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох

    Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

    Уметь работать с исторической картой

    фрон-тальный опрос

    С. 112– 121,
    вопросы, задание 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    54 (2)

    Страницы истории
    XIX века

    1

    комбини-рованный

    Россия на карте
    (границы, города, места  изученных исторических
    событий)

    Знать историю России XIX века.

    Уметь показывать
    на карте границы России, некоторые города России

    фрон-тальный опрос

    С. 122– 126,
    вопросы, задание 2

    КРУ. Обогащение словарного запаса

    55 (3)

    Россия вступает в XX век

    1

    комбини-рованный

    Отдельные яркие
    и наиболее важные события общественной
    и культурной
    жизни России

    Уметь использовать
    полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

    тематичес-кий

    С. 127– 135,

    вопросы,

    задание 2

    КРУ. Память

    56 (4)

    Страницы истории 20–30-х годов

    1

    комбини-рованный

    Россия на карте
    (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

    Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

    Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

    фрон-тальный опрос

    С. 136– 139,
    вопросы,

    задание 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    57 (5)

    Великая война и Великая Победа

    1

    комбини-рованный

    Государственные праздники (День Победы)

    Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого
    космонавта, выдающихся людей

    фрон-тальный опрос

    С. 140– 146,
    вопросы,

    задание 2

    КРУ. Память

    58 (6)

    Страна, открывшая путь в космос

    1

    комбини-рованный

    Выдающиеся люди разных эпох.

    Государственные праздники

    Уметь описывать
    исторические события, пользуясь исторической картой

    фрон-тальный опрос

    С. 147– 152, вопросы, задание 3

    КРУ. Память

    59 (7)

    История
    вокруг нас. Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа.

    1

    Урок контроля

    Охрана памятников истории
    и культуры

    Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

    тест

    темати-ческий

    С. 150,
    задание 2

    КРУ. Внимание

    Современная Россия (9 ч)

    60 (8)

    Основной
    закон России и права человека

    1

    комбини-рованный

    Человек – член общества. Россия
    (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
    (День Конституции)

    Знать государственные праздники, Основной
    закон России.

    Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

    фрон-тальный опрос

    С. 153– 159,
    вопросы,

    задание 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    61 (9)

    «Дети имеют право на особую заботу
    и помощь».

    ПДД. Итоговое занятие по разделу.

    1

    комбини-рованный

    Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

    фрон-тальный опрос

    С. 160– 163,
    вопросы,

    задание 2
    (по вы-
    бору)

    КРУ. Внимание

    62 (10)

    Мы – граждане России

    1

    комбини-рованный

    Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

    Знать основной закон России и права человека, название нашей
    родной страны
    и ее столицы.

    Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

    тематичес-кий.

    тест
    (5 мин)

    С. 164– 167,
    вопросы,

    задания
    1, 2

    КРУ. Внимание

    63 (11)

    Славные символы России

    1

    комбини-рованный

    Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

    Знать государственную символику России.

    Уметь описывать историю создания гимна,
    герба, флага

    фрон-тальный опрос

    С. 168– 174,
    вопросы,

    задание
    12

    КРУ. Внимание

    64 (12)

    Такие разные праздники

    1

    комбини-рованный

    Государственные праздники (День
    независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

    Знать государственные праздники.

    Уметь описывать
    государственные
    праздники, традиции
    народов России

    фрон-тальный опрос

    С. 175– 179,
    вопросы,

    задание 2

    КРУ. Развитие словарного запаса

    65 (13)

    Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

    1

    комбини-рованный

    Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

    Знать города России, правила работы с географической картой.

    Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

    текущий

    С. 180–
    186,
    пересказ

    КРУ. Память

    66 (14)

    Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).

    ПДД. Итоговое занятие по разделу.

    1

    комбини-рованный

    текущий

    С. 187–
    194,
    пересказ

    КРУ. Память

    67 (15)

    Путешествие по России (по Волге, по югу России)

    1

    комбини-рованный

    текущий

    Графичес-кий диктант

    С. 194–
    205,
    вопросы,

    задание

    КРУ. Развитие словарного запаса

    68 (16)

    Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

    1

    Урок - игра

    Тест

    Написать реферат на тему


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "Искусство" для 3 коррекционного класса 5 вида по УМК "Планета Знаний"

    Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование по курсу "Искусство" для обучающихся с нарушениями речи и слуха. Материал переработан с учетом особенностей учащихся коррекционно...

    Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида

    урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...

    Рабочая программа по математике для 2 специального коррекционного класса VII вида

    Программа разработана для 2специального (коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 6  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции д...

    Рабочая программа по ритмике для 2 специального коррекционного класса 7 вида

    Рабочая программа разработана  на основе:-  программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Просвещ...

    рабочая программа по технологии для 4 специального коррекционного класса 8 вида

    Рабочая программа по технологии (работа с тканью) в 4  классе разработана на основе государственной программы «Трудовое обучение. Работа с тканью.4 класс» для специальных (коррекционных) общеобра...

    Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

    Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....