Рабочая программа по окружающему миру для 2 специального (коррекционного) класса VII вида
рабочая программа (2 класс) на тему

Яковлева Любовь Владимировна

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир»  автора А.А.Плешакова, а также программы коррекционно-развивающего обучения Шевченко С.Г. к учебнику Плешакова А.А.. Программа предназначена для 1 класса коррекционно-развивающего обучения .  Данная программа обеспечивает коррекцию познавательной деятельности и развитие речи учащихся с ЗПР на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся. Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение рассуждать, формируются навыки общения. Программа адресована учителям 2 классов, работающим по программе  коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Окружающий мир входит в состав образовательной области «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2.docx105.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

     «Рассмотрено»                                                                       «Согласовано»                                                                             «Утверждено»        

    Руководитель МО                                                 Заместитель руководителя по УВР                                                   Директор  МОУ СОШ № 6

___________ /Кучина Л.С./                                            МОУ СОШ № 6 __________                                                       _________Вохменцева Т.И.  

Протокол №________                                                           /Колпащикова Л.М./                                                               

 от “___”_______  2013 г.                                                      «___» ___________2013г.                                                          «___»___________2013г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 2 СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА

7-ГО ВИДА НА 2013-2014гг.

(Учебник для 2 класса А.А.Плешаков

Окружающий мир. Москва: Издательство «Просвещение», 2010)

                   

     

     

 Разработчик программы

учитель начальных классов

Яковлева Любовь Владимировна

 

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                   

г.Комсомольск-на-Амуре

2013г

Пояснительная записка

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир»  автора А.А.Плешакова, а также программы коррекционно-развивающего обучения Шевченко С.Г. к учебнику Плешакова А.А.. Программа предназначена для 1 класса коррекционно-развивающего обучения .  Данная программа обеспечивает коррекцию познавательной деятельности и развитие речи учащихся с ЗПР на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся. Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение рассуждать, формируются навыки общения. Программа адресована учителям 2 классов, работающим по программе  коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Окружающий мир входит в состав образовательной области «Окружающий мир».

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • Расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;
  • Повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
  • Обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;
  • Систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по другим дисциплинам начальной ступени обучения;
  • Уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
  • Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
  • Коррекцию и развитие мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика)
  • Развитие устной монологической речи
  • Систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, обществознание, труд).
  • Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
  • Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.  Во 2 классе на изучение предмета отводится 70 часов (35 учебных недель).


Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

            Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

 

Содержание курса

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, перелёты птиц, смена времени суток, ветер, дождь.

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Водоёмы, их разнообразие.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарника, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).

Человек и общество

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, правила поведения при прослушивании гимна.

Родной край – частица России. Родной город, край: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, профессии. Название разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

Правила безопасной жизни

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрёстках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе в разное время года.

Тематическое распределение количества часов.

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Где мы живем

2

2

Природа

21

3

Жизнь города и села

12

4.

Здоровье и безопасность

10

5.

Общение

5

4

Путешествия

20

Итого:

70

Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • Живая и неживая природа; культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; дикие и домашние животные; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки вроемен года; некоторые охраняемые растения и животные в своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • Строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • Основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины, горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • Названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • Различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • Определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Система контроля и оценки

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся

Окружающий мир

2 класс

Экскурсии

4

Тематические контрольные работы

4

Проект

1

Итоговая стандартизированная контрольная работа по окружающему миру

1

Метапредметные результаты

2 класс

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • тематические контрольные работы (тестовые диагностические контрольные работы)
  • итоговые комплексные работы;
  • устный опрос;
  • практические работы;
  • “портфолио” ученика.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

2 класс

(Кол-во часов на год – 70, количество часов на неделю – 2)

№ п/п

Дата

Тема

(раздел)

Кол-во часов

Характеристика деятельности

учащихся

УУД/ключевые компетенции

I четверть

Где мы живем (2 часа)

1

02.09.

Родная страна

1ч.

Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн РФ; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называются братскими; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

 -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Совместно договариваться о правилах общения.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-Уметь работать в парах.

-Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться выстраивать проблемный

диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

-Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

-Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

выбор, какой поступок совершить.

2

06.09.

Город и село

1ч.

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;  работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; работать со взрослыми: помогать взрослым в благоустройстве; ухаживать за памятниками; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Природа (21 час)

3

09.09.

Природа и рукотворный мир. 

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать объекты природы и предметы рукотворного мира;  работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своем отношении к окружающему миру; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

4

13.09.

Неживая и живая природа.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать объекты неживой и живой природы, обозначать объекты природы;  приводить примеры объектов живой и неживой природы; работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

5

16.09.

Явления природы

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  наблюдать и сравнивать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; рассказывать о сезонных явлениях в жизни дерева; практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6

20.09.

Что такое природа.

Обобщение.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и описывать состояние погоды; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений; составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; сопоставлять научные и народные предсказания погоды;  работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты; составить сборник народных примет своего народа о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

7

23.09.

В гости к осени. Урок-экскурсия

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа в группе: наблюдать изменения в неживой и живой природе; устанавливать взаимосвязь между ними; работать в паре: определять природные объекты, использовать представленную информацию для получения новых знаний;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на экскурсии.

8

27.09.

В гости к осени. Живая природа осенью.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;  наблюдать, различать осенние изменения родного края; работать в паре: использовать представленную информацию для сопоставления картины осени на иллюстрациях в учебнике с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии, осуществлять "самопроверку; дополнить сведения учебника наблюдениями над осенним трудом человека; подготовить фоторассказ или серию рисунков «Красота осени»; рассказывать об особенностях сезонных изменений; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

9

30.09.

Звездное небо

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд;  работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых созвездий, проводить взаимопроверку;  использовать атлас-определитель, интернет для получения нужной информации; моделировать созвездия; работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на них созвездия; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

04.10.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварцы и слюды; различать горные породы и минералы;  работать в паре: с помощью атласа – определителя приводить примеры горных пород и минерал, готовить краткие сообщения о них; читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»); отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

07.10.

Воздух, его значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха. Защита воздуха от загрязнения.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказывать о значении воздуха для растений, животных, человека; практическая работа в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;  описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха в родном крае; наблюдать небо, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12

11.10.

Вода, ее значение для растений, животных, человека. Загрязнение воды. Защита воды от загрязнения.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказывать о значении воды для растений, животных, человека; практическая работа в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; описывать эстетическое воздействие созерцания воды на человека; наблюдать водные просторы за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае; наблюдать водные просторы, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

14.10.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;  устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;  приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека;  работать со взрослыми: наблюдать и готовить готовить фоторассказы (рассказы) о красоте растений; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

18.10.

Контрольная работа за I четверть

1ч.

Выполнять тестовые задания учебника

15

21.10.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: соотносить группы животных и их существование признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; проводить самопроверку; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книг, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке

16

25.10.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;  устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;  читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

II четверть

17

05.11.

Дикорастущие и культурные растения

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам; проводить взаимопроверку;  находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «великан на поляне; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

 -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Совместно договариваться о правилах общения.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-Уметь работать в парах.

-Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться выстраивать проблемный

диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

-Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

-Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

выбор, какой поступок совершить.

18

08.11.

Дикие и домашние животные

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; проводить взаимопроверку; находить новую информацию в текстах о животных, обсуждать материалы книги «Зеленые страницы»; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

19

11.11.

Комнатные растения

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; работать в паре: определять с помощью атласа – определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе информацию о них; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

20

15.11.

Животные живого уголка

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;  работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа и учебника, использовать информацию для подготовки сообщения;  рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

21

18.11.

Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними животными.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  выдвигать предположения и доказывать их; рассказывать о животных и уходе за ними;  работать в группе: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом, использовать информацию для подготовки сообщения;  приводить примеры породы собак с помощью атласа; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

22

22.11.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по собственному плану; работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

23

25.11.

Отрицательное влияние людей на растений и животных. Охрана растений и животных своего края.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; распределять обязанности по выполнению проекта; анализировать влияние людей на растения и животных.

Жизнь города и села (12 часов)

24

29.11.

Что такое экономика. Деньги.

1ч.

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;  рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;  работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города, готовить сообщение; читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту; определять по фотографии деньги разных стран; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

25

02.12.

Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

26

06.12.

Как построить дом

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о строительстве городского и сельского домов; практическая работа в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе; читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

27

09.12.

Какой бывает транспорт

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: классифицировать средства транспорта, предлагать варианты классификации, анализировать схемы, выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида; проводить взаимопроверку;  различать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01,02,03;  работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

28

13.12.

Контрольная работа за II четверть

1ч.

Выполнять тестовые задания учебника

29

16.12.

Культура и образование

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе; извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; практическая работа со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

30

20.12.

Все профессии важны

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; распределять обязанности по подготовке проекта;

31

23.12.

Проект «Профессии»

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; подбирать фотографии их семейных архивов; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий»;

32

27.12.

В гости к зиме. Живая природа зимой.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы», подкармливать зимующих птиц; оценивать свои достижения на уроке

III четверть

33

10.01.

В гости к зиме. Урок-экскурсия

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать над зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

 -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Совместно договариваться о правилах общения.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-Уметь работать в парах.

-Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться выстраивать проблемный

диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

-Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

-Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

выбор, какой поступок совершить.

34

13.01.

Сезонные изменения в природе: зимние явления.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать над зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

35

17.01.

Презентация проекта «Профессии»

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  - презентовать работы, оценивать результаты выполнения проекта.

Здоровье и безопасность (10 часов)

36

20.01.

Строение тела человека

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека, моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

37

24.01.

Режим дня. Как правильно питаться.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своем режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы, дополнять правила ухода за зубами; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

38

27.01.

Правила личной гигиены. Как ухаживать за зубами.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своем режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы, дополнять правила ухода за зубами; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

39

31.01.

Правила безопасного

поведения на улицах и дорогах.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками, осуществлять контроль и коррекцию; отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу; оценивать свои достижения на уроке

40

03.02.

Школа пешехода

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

41

07.02.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с острыми предметами, бытовой техникой).

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; работать в группе: на основе текста учебника, формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

42

10.02.

Противопожарная безопасность.

1ч.

Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костер»; работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

43

14.02.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности пребывания в лесу; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке, осуществлять контроль и коррекцию; находить и определять нужную информацию в книгах; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

44

17.02

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненной воде.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды; запомнить правила поведения во время купания; находить и определять нужную информацию в книгах; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

45

21.02.

Опасные незнакомцы.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;  работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Общение (5 часов)

46

24.02.

Труд и отдых в семье.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; рассказывать по фотографиям и рисунку в учебнике о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; формулировать выводы в соответствии с заданием; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

47

28.02.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне ее; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; моделировать ситуации общения на уроке и перемене; формулировать выводы в соответствии с заданием; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

48

03.03.

Правила вежливости. Этикет телефонного разговора.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

49

07.03.

Прием гостей и поведение в гостях.

Как вести себя за столом. 

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать морально – этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом; формировать правила этикета в гостях;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

50

10.03.

Культура поведения в общественных местах.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте), формулировать их, возражая Советам Попугая, на основе иллюстраций учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Путешествия (20 часов)

51.

14.03.

Контрольное тестирование за III четверть.

1ч.

Выполнять тестовые задания учебника

52.

17.03.

Горизонт. Линия горизонта.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта; анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолета с видом земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

53.

21.03.

Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы, в своем городе; практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

54.

31.03.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение 58.равнин и гор на глобусе; работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника, характеризовать поверхность своего края; описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н.И. Сладкова, личных впечатлений); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

IV  четверть

55.

04.04.

Разнообразие водоёмов. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку, на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека по рассказу К.Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям; работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»; формулировать правила поведения в природе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

 -Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Совместно договариваться о правилах общения.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-Уметь работать в парах.

-Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться выстраивать проблемный

диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

-Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

-Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

выбор, какой поступок совершить.

56.

07.04.

Ознакомление с формами земной поверхности и водоёмами родного края.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять фотографии равнин и гор родного края для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; познакомиться с водоемами естественного и искусственного происхождения родного края, узнавать их по описанию; работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке формулировать правила поведения в природе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

57.

11.04.

В гости к весне. Неживая природа. Урок – экскурсия.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; оценивать свои достижения на экскурсии.

58.

14.04.

В гости к весне. Живая природа

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книгах информацию на заданную тему, различать известную для себя информацию; узнавать перелетных птиц на рисунках, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; составлять фоторассказ или выполнять серию картинок «Красота весны»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; оценивать свои достижения на экскурсии.

59.

18.04.

Бережное отношение к природе весной.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книгах информацию на заданную тему, различать известную для себя информацию; узнавать перелетных птиц на рисунках, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; составлять фоторассказ или выполнять серию картинок «Красота весны»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; оценивать свои достижения на экскурсии.

60.

21.04.

Итоговая стандартизированная контрольная работа.

1ч.

Выполнять тестовые задания учебника

61.

25.04.

Изображение нашей страны на карте.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте, осуществлять самопроверку; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника); отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

62.

28.04.

Как читать карту.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте, осуществлять самопроверку; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника); отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

63.

02.05.

Москва-столица России.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нем достопримечательности столицы; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью интернета; формулировать ответы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

64.

05.05.

Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить на фотографиях в учебнике достопримечательности Кремля; соотносить фотографии достопримечательностей с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Кремлю, Красной площади с помощью интернета; формулировать ответы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

65.

12.05.

Город на Неве

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  находить Санкт – Петербург на карте России; знакомиться с планом, находить на нем достопримечательности столицы; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Санкт – Петербурга от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по С – Петербургу с помощью интернета; формулировать ответы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

66.

16.05.

Карта мира. Материки и океаны.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих райнов на карте мира, обозначать их фишками разного цвета, проводить самопроверку и взаимопроверку;  формулировать выводы отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

67.

19.05.

Контрольная работа за IV четверть.

1ч.

Выполнять тестовые задания учебника

68.

23.05.

Страны мира.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации, готовить сообщение и выступать с ним перед классом; предлагать вопросы по содержанию сообщений, проводить самопроверку и взаимопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке

69.

26.05.

Наблюдение весенне-летних изменений в природе. Урок-экскурсия.

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  наблюдать за состоянием погоды, цветением растений; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;оценивать свои достижения на экскурсии.

70.

30.05.

Впереди лето

1ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью дополнительной литературы, осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу», разыгрывать сценку по этому рассказу; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Итого:

70 часов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основная учебная литература для учащихся

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./А.А.Плешаков. - М: «Просвещение», 2010г.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч./А.А.Плешаков. - М: «Просвещение», 2013г.

Литература для учителя

  1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы /Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барыкина. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Шевченко Г.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2012.

Печатные пособия

  1. Наглядные пособия по курсу «Окружающий мир».

Технические средства обучения

  1. Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц

Экранно-звуковые пособия

  1. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру
  2. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» (CD).
  3. Электронное приложение «Мир природы» (CD).
  4. Электронное приложение «Природа и человек» (CD).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида

урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...

Рабочая программа по математике для 2 специального коррекционного класса VII вида

Программа разработана для 2специального (коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 6  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции д...

Рабочая программа по ритмике для 2 специального коррекционного класса 7 вида

Рабочая программа разработана  на основе:-  программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Просвещ...

рабочая программа по технологии для 4 специального коррекционного класса 8 вида

Рабочая программа по технологии (работа с тканью) в 4  классе разработана на основе государственной программы «Трудовое обучение. Работа с тканью.4 класс» для специальных (коррекционных) общеобра...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....