Урок окружающий мир "Превращения и круговорот воды в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Во время изучения темы  учащиеся   проводят опыты, из которых  выводят свойства воды и определяют её состояние. В игровой форме, прослеживая путешествие "Капельки", знакомятся с круговоротом воды в природе. Узнают интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_kl.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Превращения и круговорот воды в природе.

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе; способствовать расширению кругозора учащихся; развитию памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности; содействовать воспитанию бережного отношения к водным ресурсам, любви к природе.

Планируемые результаты (УУД):

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведёнными в учебной литературе.

Личностные: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

проявлять широкий интерес к новому учебному материалу; формировать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Коммуникативные: формирование умения договариваться, приходить к

общему решению; задавать вопросы.

Образовательные ресурсы: схема «Круговорот воды в природе»; картинки: «Вода», «Лед», «Пар», карточки с символикой и понятиями, с индивидуальными заданиями для учащихся;

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.
  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  1. Актуализация знаний

1. Беседа

– Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.

– Что мы узнали о воде? (Ответы учащихся.)

– Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде. Прочитайте предложения и скажите, какие слова «спрятаны» в тексте:

Вода при нагревании... (расширяется), а при охлаждении... (сжимается). В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший... (растворитель). Воду можно очистить с помощью... (фильтра).

2.1 Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1

2. 2 Фронтальный опрос.

– Назовите свойства воды.

– Назовите состав воды.

– Какова роль воды в жизни организмов?

– Как можно очистить загрязненную воду?

IV. Постановка проблемной учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства воды. Откройте учебник на стр. 53. Прочитайте тему. Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды в природе». Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? Какие поставим перед собой цели?

Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».

      - Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)

В каком состоянии бывает вода в природе? Приведите примеры. (Твёрдом, жидком, газообразном.)

– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.

– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки: 

•  На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)

•  Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

•  Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)

•  Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)

•  Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

  • А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.) 

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы:

испарение – вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара;

конденсация – водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние;

-Закрепим, прочитав рассказ в учебнике на стр.55

-Обратите внимание на молекулы. На каком расстоянии они находятся друг от друга в твердом, жидком состоянии.

V. Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.

- Вы не задумывались, почему вода никогда не заканчивается?

– Что будет со льдом если положить его на ладонь? (растает.)

- Рассмотри рисунок слева на стр.56.

– Какое вещество? (Вода.) 

– В каком состоянии? (жидком)

      - Если в колбу поместить лед и нагреть при помощи горелки, что будет.

      – Какой процесс произойдёт? (Таяние, превращение из твердого состояния в жидкое.)

– Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (При 100 градусах начнется процесс кипения, и вода начнет превращаться в водяной пар.)

– Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (Начнется процесс конденсации – остывания воды и превращения в жидкое состояние. Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, пар опять превращается в воду.)

– Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? (Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз.)

– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговоротом воды в природе.

-К доске пойдет и расскажет нам о процессе круговорота воды в природе (2-3 ученика)

                                                 Физкультминутка

Льется чистая водица,         Крепко щеткой зубы трем.

Мы умеем сами мыться.         Моем шею, моем уши

Порошок зубной берем,         После вытремся посуше.

VI. Закрепление полученных знаний.

– Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?

– Распределите картинки – названия состояний воды по группам:

роса, море, реки, озёро, ручей, дождь, лёд, снег,
сосулька, айсберг, туман, пар.

ТВЕРДОЕ                    ЖИДКОЕ                 ГАЗООБРАЗНОЕ

– Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердом, и жидком, и газообразном. Как такое может быть?

– Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.)

– Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.) 

  1. Беседа

– Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете?

– Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот.)

– И вот какую историю поведала нам сама вода. Послушайте стихотворение:

Путешествие Капельки

Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,

Не слушалась родителей: «Куда хочу, пойду!»

С подружками резвиться могла хоть целый день,

Смеяться и кружиться ей никогда не лень.

Могла поплыть налево, направо плыть могла,

Могла подпрыгнуть смело  подумаешь, дела!

Её усатый дядя Сом устал предупреждать:

«Там солнце греет всё кругом и может в гости взять». –

«Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,

Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать».

Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.

«Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!»

И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.

Предупреждение сбылось  вдаль дядя Сом смотрел.

Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,

И кто хотел, кто не хотел  водою снова стал.

Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,

И Ветер вдруг как засвистит: «Я тоже, мол, могуч!»

И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.

И вот поток уже речной все капли подхватил.

И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,

И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.

«Ну что?  спросил усатый Сом,  ведь я не зря кричу!» –

«Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!»  (Святослав Сторожев.)

– Какой процесс описан в этом стихотворении?

– Что вы узнали о круговороте воды в природе?

– Куда вернулась Капелька?

– Закончились ли на этом ее приключения?

– А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место?

  1. Работа в тетради.с.23, №1,2

VII. Первичное закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Откройте учебник (с. 57). Прочитайте статью учебника со слов: «Вода при нагревании быстро испаряется…». Делайте пометки карандашом, если встретится что-то незнакомое, ставьте знак «?».

Что для вас оказалось незнакомым, непонятным?

Это интересно!

–Я для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.

•  Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

•  Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

•  Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.

– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.

VIII. Итог урока.

– В каких трёх состояниях находится вода в природе?

– Как происходит круговорот воды в природе?

– В виде чего бывает вода?

– О каких свойствах воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот.) 

– При каком условии вода переходит из одного состояния в  другое?  (При изменении температуры окружающей среды.)

IX. Домашнее задание.

Учебник, с. 55–58 (читать и отвечать на вопросы); рабочая тетрадь, с. 23–25.

Приложение 1

Карточка № 1 ФИ ________________________________________________________

Обведи в кружок свойства, которые не имеет вода.

1. Без цвета.        5. Хороший растворитель.

2. Имеет запах.        6. Прозрачность.

3. Не расширяется при нагревании.        7. Текучесть.

4. Сжимается при охлаждении.

Карточка № 2 ФИ _______________________________________________________

Выбери из таблицы свойства воздуха и воды и запиши ответы соответствующими цифрами (одно свойство может относиться к обеим веществам) :

Свойства

Вещества

Ответы

1. Без цвета.

2. Не имеет запаха.

3. Расширяется при нагревании.

4. Сжимается при охлаждении.

5. Растворитель.

6. Плохо проводит тепло.

7. Прозрачность.

8. Текучесть

Воздух

Вода

Карточка № 3 ФИ ________________________________________________________

Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.

Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...