Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по  окружающему миру

для  2 класса

Составитель программы:

Учитель МАОУ«СОШ №99»

 Дружинина Е.А.

г. Новокузнецк

 2016г.

Пояснительная записка

                     

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  06 октября 2009 года № 373; основной образовательной программой начального общего образования ОУ; на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО; программы формирования универсальных учебных действий; авторской программой по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»)    

 Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Целями изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.

 Основными задачами реализации содержания являются:

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

 • формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, опытных исследований и экспериментов, доступных ученику начальных классов способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

 • воспитание у школьников понимания особой роли России в мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

 • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

 • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»  (изучается по мере изучения двух первых блоков).

Планируемые результаты изучения учебного курса «Окружающий мир»

2-й класс

В результате изучения раздела «Человек и природа»  обучающиеся научатся: 

• наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, на растительный и животный мир);

• выделять и называть особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

• устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года и называть их;

• сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

 • сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве и называть их; • выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;

 • оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;

• искать и выделять необходимую информацию для классификации объектов природы по заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения, однолетние–двулетние– многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

 • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды, воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;

 • использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для поиска необходимой информации;

• устанавливать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

• оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России;

 • оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

 • извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

• выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

• сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

 • устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года;

 • группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);

• анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о потомстве, выделяя их особенности;

 • искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам источников знаний для выделения

основания для классификации объектов природы по тем или другим признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и многолетние растения; цветковые и хвойные и др.);

 • сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций;

 • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

 • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

 • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся: 

• оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;

 • оценивать важность профессий взрослых;

• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

• планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны) событиях: День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча Нового года;

 • выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля, находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную форму учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 • соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства Московского Кремля и истории родного города (села, поселка));

• сопоставлять самые важные права и обязанности человека по отношению к природе;

• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность») для сообщений и презентаций;

 • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

• оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.

В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» обучающиеся научатся:

• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под наблюдением взрослых;

 • контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;

 • находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения по инструкции учителя.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

 • соблюдать режим питания, выполнять правила личной  гигиены в условиях пребывания в школе и дома;

 • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;

 • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

 • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;

 • выполнять правила безопасного поведения в природе.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс  (68 часов)

Основные содержательные линии второго класса: источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю.

Человек и природа (36 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли.

Культурные и дикорастущие растения. Виды культурных растений (декоративные, овощные, плодовые, бахчевые, зерновые, бобовые и др.). Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

 Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы,

птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек разумный — как часть живой природы (человек млекопитающее). Внешнее строение человека. Отличие одного человека от другого по внешним признакам. Изучение окружающего мира с помощью органов чувств и информационных источников.

Человек и общество (21 ч)

 Информационные источники: учебники, словари, справочники, художественная литература, электронные приложения, письма, общение со старшими и сверстниками, результаты опытов, экспериментов и наблюдений и т.д.

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

 Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятиями людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Семья ребенка и его родословная.

 Человек в ответе за тех животных, которых приручил. Красная книга России. Бережное отношение человека к природе. Правила поведения на природе. Труд людей при выращивании культурных растений.

Наша Родина — Россия. Конституция России — Основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

 Государственные символы России (Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила здорового образа жизни и безопасного поведения (11 ч) 

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Питание и здоровье. Причины простудных заболеваний. Профилактика заболеваний. Советы старших: освещение рабочего места школьника, правила предупреждения простудных заболеваний, правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Приложение № 2

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1. Человек и природа:

• классификация объектов окружающего мира;

• выделение отличительных признаков живой природы;

 • распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы);

 • обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы;

• изучение разнообразия растений и животных родного края;

• осуществление посильных осенних работ на участке;

• сбор природного материала;

• проведение сравнений, выбор правильного ответа;

• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

• самостоятельное маркирование;

• уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах;

 • знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус;

 • выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля;

 • усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений;

• расширение представлений о значении воды для жизни на Земле;

• определение в ходе опытов свойств воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств;

• обсуждение особенностей процесса питания растений;

• высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп); • выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих;

• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края;

• обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду;

 • составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края;

• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов;

• обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности);

• классификация отличительных признаков животных разных групп;

• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации;

 • углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме;

• повторение и расширение знаний о диких животных;

 • знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной;

• обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга;

• проведение наблюдений, постановка опытов.

Раздел 2. Человек и общество:

 • участие в исследовательской деятельности;

 • проведение сравнений, выбор правильного ответа;

 • работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

• самостоятельное маркирование;

 • описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

 • обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе;

• знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме;

 • знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники;

 • удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве;

• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой;

• изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села);

 • расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах;

 • изучение родословной;

 • рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи;

 • воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам;

• моделирование (составление маршрута экскурсии).

Раздел 3. Правила безопасного поведения:

 • знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий;

 • приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов;

• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

 • использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека;

 • обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье;

• знакомство и применение основных правил личной гигиены;

• классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения;

• использование основных правил дорожного движения;

 • моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;

 • обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь.

Тематическое планирование

№ п/п

№ раздела

 Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Письмо экологов школьникам

1

Повторение материла: живая и неживая природа Земли.

Выполнение заданий из учебника  и тетради для самостоятельной работы.

2

Мишины вопросы. Советы старших.

1

Выявление проблем, которые необходимо решить на уроках по окружающему миру в сентябре месяце.

Выявление информационных источников, которые помогут проверить предположения.

Выполнение задания из учебника .

Толкование термина «ось вращения»: запуск волчка, ответы на вопросы учебника.

2

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

2

Формирование приёмов работы с оглавлением учебника и тетрадью для самостоятельной работы.

2

Опыт и наблюдение.

1

Формирование представлений об опытах и экспериментах как основных источниках получения знаний об окружающем мире.

Повторение: органы чувств человека и их функции.

Проведение опытов, раскрывающих функции органов чувств человека.

1

Земля. Модель Земли.

1

Формирование представлений о моделях объектов окружающего мира.

Поиск ответов на вопросы: Почему моделью Земли является глобус? Что изображено на глобусе?

1

Почему на Земле день сменяется ночью?

2

Выявление основной причины смены дня и ночи на Земле. Наблюдение за положением одной из точек на глобусе при повороте глобуса вокруг своей оси.

Постановка опыта с глобусом и фонариком.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.   Чтение статей из хрестоматии и ответы на вопросы к текстам. Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1

Звёзды и созвездия

2

Формирование представлений о звездах, Солнце — ближайшей к Земле звезде, созвездиях, расстояниях, измеряемых скоростью светового луча.

 Формирование умений работать со словарем учебника  и Толковым словарем из учебника по русскому языку.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, хрестоматии, тетради «Школьная олимпиада».

1

Планеты

2

Формирование представлений о планетах Солнечной системы, возможности увидеть планеты на звездном небе невооруженным взглядом, схеме расположения планет вокруг Солнца.

 Выполнение заданий из учебника, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада» .

1

Поход в планетарий

2

Формирование представлений о звездах, Солнечной системе, Млечном пути.

1

Движение Земли вокруг Солнца

1

Выявление основной причины смены времен года на планете Земля: наблюдение за освещенной поверхностью глобуса, вращающегося в затемненном помещении по орбите вокруг горящей свечи.

Выполнение заданий из учебника, тетради для самостоятельной работы, хрестоматии.

Самоконтроль: задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивные задания из электронной формы учебника.

1

Как связаны живая и неживая природа?

1

Выявление признаков живой и неживой природы, взаимосвязи живой и неживой природы на основе жизненного опыта, наблюдения, знакомства с текстом учебник.

Выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада». Самоконтроль: выполнение задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1

Условия жизни на планете Земля.

1

Коллективный поиск ответа на вопрос: Что необходимо, чтобы на планете Солнечной системы была жизнь?

Знакомство с содержанием текстов учебника и хрестоматии, ответы на вопросы учебника, хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада»

1

Свойства воздуха

1

Проведение опытов по исследованию свойств воздуха. Формулирование выводов о свойствах воздуха на основе опытов,

Выполнение заданий в  тетради для самостоятельной работы.

1

Кому и для чего нужна вода?

Вода и её свойства.

1

Проведение опытов по исследованию свойств воды. Формулирование выводов о свойствах воды на основе опытов, Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы, тетради для проверочных работ в тестовой форме (с. 8–9),

Работа с « Дневником достижений младшего школьника».

1

Условия, необходимые для развития растений.

1

Выявление условий, необходимых для жизни растений, на основе жизненного опыта и наблюдения, знакомства с текстом учебника. Начало длительного эксперимента «Прорастание семян фасоли в разных условиях».

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы, из тетради «Школьная олимпиада».

 Самоконтроль: выполнение задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1

Корень, стебель и лист

1

Обсуждение результатов длительного эксперимента с комнатными растениями (бальзамином) — роль стебля и корня в питании растений.

 Выявление роли листьев в дыхании растений.

 Постановка длительного эксперимента.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника

1

Питание растений

1

Знакомство с функциями зеленого листа растений.

 Изучение содержания параграфа учебника, статей из хрестоматии Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, итоговой комплексной работы на основе единого текста

1

Цветковые и хвойные растения

1

Выявление отличительных и общих признаков цветковых и хвойных растений на основе жизненного опыта и наблюдения. знакомство с текстом учебника, хрестоматии.

Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы. Зарисовка лиственного и хвойного дерева своего края (Дневник достижений младшего школьника).

1

Папоротники, мхи и водоросли

1

Сравнение и сопоставление таких растений, как папоротники, мхи, водоросли на основе опытного исследования этих растений с помощью лупы.

Знакомство с текстом учебника, хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада».

 Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника.

2

Красная книга России.

Правила поведения на природе

1

Участие в беседе о редких и исчезающих растениях края, правилах поведения на природе .

 Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника

1,2

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради для контрольных работ в тестовой форме.

1,2

Какие части культурных растений используют люди?

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока.

Проведение опытного исследования луковицы лука.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради для контрольных работ в тестовой форме.

1

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) об условиях выращивания огородных растений, огородных растениях родного края.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы,

2

От чего зависит урожай зерновых?

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) о труде людей, выращивающих зерновые культуры; сельскохозяйственной технике; условиях хранения зерна в зимнее время года; растениях сада.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы,

1,2

Сколько живут растения?

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) о продолжительности жизни растений, охране природы человеком.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы,

1

Размножение растений своими частями

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока.

Чтение текста в хрестоматии.

Работа в тетради для проверочных работ в тестовой форме.

1

Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Сравнение жизненных представлений детей о грибах и научных знаний об организмах, сочетающих в себе некоторые признаки как растений, так и животных.

Разделение грибов на виды: шляпочные, плесневые, дрожжи, грибы- трутовики.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы,

Работа в тетради для проверочных работ в тестовой форме.

3

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?

1

Сравнение и сопоставление съедобных шляпочных грибов и их двойников (несъедобных и ядовитых).

Составление правил сбора грибов.

 Выполнение рисунка экологического знака, раскрывающего одно из правил сбора грибов.

1

Контрольная работа.

1

Выполнение контрольной работы.

1

Разнообразие животных

1

Ознакомление с различными группами животных на основании жизненных наблюдений и иллюстраций .

Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы; тетрадь для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий в электронной форме учебника.

1

Насекомые

1

Выявление основных признаков насекомых на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии.

 Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада» .

Разделение насекомых на группы по способам питания (тетрадь для самостоятельной работы

1

Рыбы

1

Выявление основных признаков рыб на основании наблюдений (рыбы в аквариуме), изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии.

 Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Разделение рыб на группы по способам питания.

1

Земноводные

1

Выявление основных признаков земноводных на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Выявление способа питания земноводных.

1,3

Пресмыкающиеся

1

Выявление основных признаков пресмыкающихся на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада» .

 Выявление способа питания земноводных.

Знакомство с правилами безопасного поведения в лесу (поле, на лугу) при встрече со змеями (ОБЖ)

1

Птицы

1

Выявление основных признаков птиц на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада».

Разделение птиц на группы по способам питания .

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада»  или интерактивных заданий из электронной формы учебника

1

Предварительная контрольная работа

1

Коллективное выполнение заданий из тетради «Итоговые комплексные работы на основе единого текста».

1

Звери

1

Выявление основных признаков зверей на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада».

 Разделение зверей на группы по способам питания . Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1

Как животные защищаются

1

Обобщение знаний о том, как животные защищаются, на основе жизненных наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1

Домашние животные. Живой уголок

1

Обобщение знаний о домашних животных на основе жизненных наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1,2

Значение диких животных. Человек в ответе не только за тех, кого приручил!

1

Выявление основных причин изучения животных на основании жизненных наблюдений, иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Слушание рассказа учителя об охране диких животных, охране животных родного края.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

1,2

Про тебя. Что умеет человек?

2

Обобщение знаний о внешнем строении человека, о питании человека при рождении и во взрослом состоянии. выявление внешних признаков, по которым один человек отличается от другого на основании наблюдений, проведения опыта (сравнение отпечатков пальцев)

Рассказ о профессиях людей по иллюстрациям учебника, тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника

3

Расти здоровым

1

Выявление условий, необходимых для того, чтобы человек вырос здоровым. Работа в парах.

Обсуждение и формулирование правил сохранения и укрепления здоровья

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада»  или интерактивных заданий из электронной формы учебника.

3

Питание и здоровье

1

Разделение продуктов питания на группы по различным основаниям (производство, хранение, переработка, польза и т.д.). Знакомство с правилами культурного поведения за столом.

3

От кого зависит твой режим дня?

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока.

Составление режима дня (тетрадь для самостоятельной работы).

3

Чистота – залог здоровья

1

Обсуждение и формулирование правил личной гигиены на основе личного опыта, текста и иллюстраций учебника, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы .

3

Берегись простуды

1

Обсуждение и формулирование правил профилактики простудных заболеваний (работа в парах или группах) ; тетрадь для самостоятельной работы.

3

Твоя безопасность на улице

1

Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока.

3

Твоя безопасность дома

1

Обсуждение и формулирование правил безопасного поведения при входе в многоэтажный дом, поведения в быту .

Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника.

2

Имя города,

села,

посёлка

1

Выяснение происхождения названий городов (Москва, Ярославль, Гусь-Хрустальный и др.), села Мирное.

Работа с текстом, иллюстрациями учебника, справочниками.

2

Поход в Краеведческий музей

2

Выяснение происхождения названия родного города (села, поселка).

2

История Московского Кремля

2

Коллективное составление сообщения на тему: «История Московского Кремля».

 Закрепление знаний: тетрадь для проверочных работ в тестовой форме, тетрадь для самостоятельной работы.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада»  или интерактивных заданий из электронной формы учебника

2,3

Экскурсия в город

2

Составление маршрута экскурсии в город.

Повторение правил ОБЖ .

 Участие в экскурсии в город (памятные места города)

2

Общий дедушка

1

Рассказ о своей семье.

Знакомство с родословной семьи Ивановых.

Составление родословной своей семьи

2

День Победы

2

Рассказ о прадедушках и прабабушках, которые были свидетелями или участниками Великой Отечественной войны. Участие в создании выставки фотографий, писем, наград времен войны.

Совместное чтение учебника и хрестоматии, развернутые ответы на вопросы .

Встреча с ветеранами войны и труда.

2

День Конституции России

2

Беседа об основном законе страны — Конституции России, о государственных символах России.

Закрепление материала: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада»

День Конституции России

Беседа об основном законе страны — Конституции России, о государственных символах России (учебник, с. 114–117). закрепление материала: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» (с. 91, № 3–4, с. 92, № 5 и 6)

1,2

Контрольная работа

2

Выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме

Итого

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...