Конспект урока по окружающему миру. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Монгуш  Айсу Шулууевна

Урок был составлен для учеников 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ужуглел кичээли.

Темазы:" Ш деп ун болгаш Ш,ш деп ужуктер".

Сорулгалары:

1.Ооредиглиг

 -  Ш деп чаа ун-биле таныштырар.

- Ш деп унну  ужуун, ужуктернин унун чазыг чок тыварынга чанчыктырар.

- Состерден ш деп унну ылгап, танып оон туружун тодарадып билирин чедип алыр.

- Ш  деп ужуктун шын бижилгези-биле таныштырар, бичии ш деп ужукту бижип ооредир.

2. Сайзырадылгалыг

- Медерелдиг болгаш узуктелиишкин чок слогтарны, состерни номчуурун чедип алыр.

- Домактарны аянныг номчуурунга чанчыктырар.

- Чуруктар ажыглап, домактар тургузуп ооредир. 

-Уругларнын аас чугаазын сайзырадыр.

3.Кижизидилгелиг

- Ном болгаш кыдыраашты арыг-силиг эдилээринге чанчыктырар.

- Дириг - амытаннарга ынак болурунга кижизидер.

Кичээлдин дерии: предметтиг  чуруктар,  карточкалар, слогтар база состер  бижээн карточкалар, ноутбук, телевизор, сюжеттиг чурук.

Кичээлдин   чорудуу.

  1. Организастыг кезээ.

1). Психологический настрой ( сл 3).

Алдын хунум, ак-кок дээрим -

Ие черим.

Эштерим, башкыларым,

Амыргын-на, амыргын!.

2).Ыры " Оореникчи болдум".

  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 

1). Беседа - Эрткен кичээлде чуу деп   ужук ооренген бис?

- Ол кандыг унул?    

2) Оюн " Чиде берген ужуктер"   Э,ЭЭ, е деп ужуктернин соске турарын катаптаптаар.   ( сл.4-8).    

сес, селеме, серээ, эмчи, эник, эмнээр, Чечена.

3)  Дурумнерни  катаптаар ( сл.9)

- экажан  бижиир бис?                 состун   эгезинге кыска дынналыр болза.

- ээ кажан бижиир бис?               бир эвес узадыр дынналырболза, состун эгезинге, ортузунга, соолунге бижиир бис.

- е кажан бижиир бис?                  состун ортузунга, соолунге кыска дынналыр болза.

4) Состер - биле домактар  чогаадыр.    Эмчи, серээ. 

  1. Чаа тема.

1).Фонетиктиг  сула  шимчээшкин. ( сл.10).

 - Бору канчаар улууурул? ( у-у-у)

- Ыт  хорадаанда, канчаар   ырланырыл? ( р-р-р)

- Шариктен    агаар  канчаар  унерил?     (с-с-с)

- Чылан   канчаар    ыыттаарыл?             ( ш-ш-ш).

Кичээлдин  темазын, сорулгаларын      уруглар   боттары  тып  эккээр.

- Кым  билип  каапты,  богун   кандыг   ужук  ооренир-дир бис?

- Ш деп  ун   болгаш   Ш,ш   деп    ужуктер - биле таныжар бис.

2). Чаа ш депун-биле таныжары.  

 - Бочуу-дур?   Шар ( сл.11)

3). Слог-уннуг анализ кылыр.  ( сл.12)    Состе 1 слог бар.  Слогтун   уннерин  ылгаар.

Ш- 1-ги ун, шойдундур    адаар.   Унну  адап  турда, аас  иштинден  унген  хей  шаптыкка  таваржыр, ол  дулей ,ажык   эвес  ун.

А - 2-ги  ажык ун.

Р - 3-ку ажык эвес ун.

4).  Унну  состерден  ылгаар   мергежилгелер.

Шулук.

Шар-шар, чаагай  кустун   магалыын!

шар-шар,аяс  хуннун  экизин!

шыр-шыр, ажыл-ижин   кылдынган,

шыр-шыр, чонум  чоруу   чогузун!

- Чунун  дугайында  шулук-тур?

- Бо состе ооренген чаа унувусту кайызында  дынналып тур?    ( эгезинде) - адаар.

- Шартылаа канчаар   эдер-дир,оттунуп   корунерем.   ( шар-шар, шыр-шыр).

 Дурген - чугаа.

Шынаалаза, шынаалазын,

Шыгын  оъттап   шынаалазын.

Тывызык .

Аптарам   ишти  ак   кажыктарлыг. ( диш).

5). Адаан  состери - биле домактар    чогаадыр  

Ш кирген состер   ададыр: шак, кыш, кушкаш, шиижек, шенне, Шораан, школа, башкы, чараш.

6).Ш,ш деп ужуктер - биле таныжылга .

а)Хана кассазындан  улуг, биче ужуктерни   тывар.

б) - Ш деп  ужук  чуге  домей -дир?

     - Баш   дыраар   дыргакка, дырбаашка.

7). Сула  шимчээшкин. ( сл.15)

                     Шенне  чыдын    чаагайын

                     Шагар ары келди

                     Шарыжыкты    мунупкаш,

                     Шагонарже    чоруулунар. Шу-у!

8). Ном-биле ажыл.

1.Кыска  ажык   слогтарны   номчуур.   ( сл.16-17).

               а) шупту   номчуур

               б) хоглуг   номчуур

2.Словарлыг ажыл.   Состернин уткаларын чуруктар дузазы-биле тайбырлаар.  ( сл.18).

               Шары - азырал  мал, чазап  каан эр инек.

               Шуру - чинчи

               Ширээ - бичии стол

               Шору - чугээр

               Чааш - оожум, томаанныг.

3.Состерни   номчуур.   ( сл.19).

                а)Сымыранып  номчуур.

                б)Кузели-биле   номчуур.

                в)илчирбелей   номчуур.

                г) Шупту    номчуур.

4.Чурук-биле ажыл. Беседа   чорудар.( сл.20).

            - Чурукта  чуну  коруп тур силер?

            - Чурукта   аал, шарылар   коруп тур бис.

            - Чурукта  кымны   коруп тур силер?

            - Шары мунган  оолду.

            - Оол   чуну  канчап   турар-дыр?

            - Оол  шарылар    кадарып   турар.

            - Шары дээрге  азырал  мал.

            - Оон   ажыы   кандыгыл?

Чурук-биле таныштывыс, чугаалаштывыс. Ол-ла чугаавысты  созуглелден    номчуур бис.

5.Созуглел - биле ажыл. ( сл.21-22).

                    а) башкы   номчуур

                    б) уруглар  шулуредир    номчуур.

                    в) домактарны   илчирбелей   номчуур.

                    г) номчаан чуулун айтырыглар дузазы-биле сайгарар.

6.Карактарга   сула   шимчээшкин. ( сл.23)

Ам   карактарывысты  дыштандырып   алыылынар.

  1. Быжыглаашкын.

1. Диалог  тургузар.  Бирээзи   айтырар, бирээзи    харыылаар

2. Утказын   чурук-биле дууштурер

3. Кыска   утказын 1 оореникчи    чугаалаптар.

4. Кыдыраашка  ажыл.

              а) Бичии ш деп ужукту   бижип   ооредир.

              б) Ш кирген состер бижиир. Шар, шары деп   состерни    бижидер.

                 Ажык, ажык   эвес   уннерни   кырынга   демдеглээр.

             в) Тайылбырлыг бижилге.    Домакты  бижиир. Оол шары мунар

                   Домактын дурумнерин чугаалап , тайбырлап бижиир. ( сл.24).

                 - Каш домак бар-дыр?

                - Домак  эгезин   канчаар   бижиирил?

                - Домак  соолунге   чуну   салырыл?

  1. Рефлексия. Кичээлдин туннели.

                - Богун кичээлде кандыг ун болгаш ужуктер - биле таныштывыс?

                -Ш  кандыг   унул?

- Силерге чуу солун, ажыктыг болду?

- Бо кичээлден чуну билип алдынар?

- Бо кичээлде бодунну эки ажылдаан мен деп санап турар силер бе?

- Класста эштеринерден кымны эки ажылдаан деп санап тур силер?

- Боттарынарны, эштеринерни мактап корунерем.

Кичээливисти туннеп Екатерина Танованын " Ужуглел"деп шулуун шупту чугаалаптар бис бе.

                 А,бе, ве, ге, де,е-ни

                 Адап, номчуп   ооренир.

                 " Ужуглел " деп   номувус-

                 Унелиг-ле   эдивис.

                А,ве-ни чыскаагаш,

               " Ава" деп  сос  кожар бис.

                Чараш, эргим   созувус

                Саазынга   чайнай   бээр.

  1. Онаалга.  Арын  49 номчуур, бижиир.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 " Г.КЫЗЫЛА

УРОК ПО УЖУГЛЕЛУ

" Ш деп ун болгаш Ш,ш ужуктер "

Кызыл

2014г



Предварительный просмотр:

Средние века: время рыцарей и замков.

Открытый урок по окружающему миру.

[Выберите дату]

Симчитмаа Айсу Шулууевна.

МБОУ СОШ № 3.


Средние века: время рыцарей и замков.

Цели:

  1. Формировать представление о Средневековье.
  2. Познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом.
  3. Развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.

Оборудование:  глобус,  иллюстрации с изображением рыцарей, слайды средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов.  ИТК.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дээр адам, чер ием.

Чечен менде, чечек черде.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Хочу пригласить вас сегодня

                                         В Средние века.

      Берлин, Амстердам, Копенгаген

                                         Возникли уже тогда.

- Мы продолжаем путешествие по страницам истории.

Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.

-Кто узнал какая тема нашего урока?

- Тема урока: « Средние века: время рыцарей и замков».

3. Проверка домашнего задания.

  Для начала проверим домашнее задание.

А) Учащиеся выполняют тесты. Взаимопроверка, ставят отметки сами ученики.  

Тест.

  1. Главная площадь Рима:

а) Форум   б) Капитолий   в)  Палатин.

  1. « Жилище» богов в Древнем Египте:

а) храм   б) саркофаг  в) пирамида.

  1. Гробница фараона в Древнем Египте:

 а) храм б) пирамида  в) сфинкс.

  1. На берегах этой реки возникло Египетское государство:

а) Нил  б) Амазонка   в) Дон.

  1. Гроб, куда клали умерших фараонов:

 а) саркофаг  б) пирамида  в) мумия.

  1. Кто, согласно легенде основал город Рим?

 а) Рем  б) Ромул   в) Марс.

  1. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:

 а)  Эхнатон  б) Хеопс    в) Тутанхамон.

        

Б) Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

        Карточка.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Существо с телом льва и головой человека, « охраняющее» гробницы египетских фараонов, -……….( сфинкс, мумия).

Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать,-……. (Ра,тот).  

Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида,-…..( Хеопс, Тутанхамон).

Первым царём Рима, согласно легенде, был …   ( Ромул, Рем).

  1. Изучение новой темы.

Учитель: Сегодня у нас речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она Средние века, или Средневековье.

Об этом нам расскажет Дамырак Чускун.

А)Сообщение о Средневековье.

Мини-сообщение по теме « Средние века».

Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Одна эпоха постепенно переходила в другую.

Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свернут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис, хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот такое интересное время мы называем Средними веками.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом.

Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.

Б) Учитель на слайде объясняет 3 основные мировые религии.

В средневековье по всей Европе распространяется Христианство.

Христианство появилось в 1 веке в восточной провинции римской Империи-Палестине.

Христианство-это учение Иисуса Христа. Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Главный источник вероучения – Священное писание – Библия.

Храм Христа Спасителя. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси.

Формы храмов разнообразны. Звон колоколов созывает верующих на молитву.

На Ближнем Востоке, у арабов в 7 веке, возникла новая вера – ислам. У этого слова один корень со словом мир, и его можно перевести как смирение, покорность. Основал его пророк Муххамед. Те, кто исповедует ислам, называются мусульманами. Поклоняются единому богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.

Со времён Средневековья сохранились удивительные по красоте мусульманские мечети-здания для молитв. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Молитвой в мечети руководит – имам.

Ещё в древности в Индии, в 5-6вв до нашей эры, возник буддизм.

Будда – это не имя определённого человека или бога. На древнем языке санскрите означает просветлённый, пробудившийся.

В буддизме это тот, кто избавился от всех недостатков и обрёл все достоинства.

Основателем является Будда Шакьямуни. Он жил в Индии 2, 5 тысячи лет назад.

Тех, кто верит в это  учение, называют буддистами.

В Средние века буддистские храмы строили в Китае, в Японии и других странах Востока.

  1. Работа в тетрадях. Запишите тему урока.
  2. Физкультминутка.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыщцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.

  1. Продолжение темы.

Демонстрируем рисунок с изображением средневекового рыцаря.

- Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово « рыцарь».

Рыцарь – это благородный воин на коне, закованным в латы, в шлеме, с мечом и щитом.

А) Работа с учебником. Стр.18-19.прочитать текст.

Б) Работа по прочитанному тексту с помощью слайдов. Показывая картинки рыцаря и средневековых замков задать вопросы.

- Кто такой рыцарь?

- Где они жили?

- Что такое замок?

- Где их строили?

- Для чего они строились?

- Что делали рыцари?

- Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?

- Рыцарь – это смелый, благородный, самоотверженный, безупречный человек.

 

8. Физкультминутка. « Буратино».

9. Учитель: Многие вещи, ставшие нам привычными, впервые появились в Средние века.

 

 - Какие эти вещи, узнайте из загадок.

а) При виде еды

     Не считают ворон.

     Бросаются дружно

     С обеих сторон.

                                        ( вилка и нож).

б)  Надеваю на глаза

      два стеклянных колеса.

      Для чего нужны колёса?

     Чтобы видеть дальше носа.  

                                                                      ( очки)

в)  На ходу они стучат,

      ни минуты не молчат.

      Ходят долгие года,

      Не уходят никуда.                              ( часы)

г) – Чем моем руки?                                ( мыло)

10. Решите филфорд и вы узнаете, что ещё изобрели люди в          Средневековье.

( В филфорде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)

П

У

М

Ы

Л

П

Г

О

В

О

О

О

В

И

Ч

Р

Ч

И

Л

А

О

К

Ц

К

С

Х

И

Ы

И

Ы

Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилка.

- Молодцы!

- Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание.

11. С помощью слайда показываем первый книгопечатный станок, который    изобрёл немец Иоганн Гутенберг.

а) прочитать текст на стр.20 учебника.

б) вопросы по прочитанному тексту:

- Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?

- Как назывались металлические буквы?

- Какой год считается годом рождения книгопечатания?

 

12. Закрепление изученного.

Разгадать кроссворд.  Вопросы к кроссворду:

  1. Где жили рыцари?
  2. Здание для молитв у мусульман?
  3. Металлическая буква в первом печатном станке.
  4.  Здание для молитв в буддизме.
  5. Где можно было согреться в замке?
  6. Здание для молитв у христиан.
  7. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом?

Ответы:  1. Замок. 2. Мечеть.3. Литера.4. Храм. 5. Камин. 6. Церковь. 7. Рыцарь.

13. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на стр. 21 учебника.

14. Домашнее задание.

Выполнить задания 1-3 на стр. 21 учебника; прочитать текст на стр.15-20.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...