Почему мы любим кошек и собак?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пирогова Ольга Ивановна

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Урок окружающего мира  по теме:

"Почему мы любим кошек и собак?"

в 1 «А» классе

Автор: Пирогова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

 высшей  квалификационной категории

п. Богородское

2016 год

Цели урока:

 Образовательные:

  • формировать начальные представления о взаимоотношениях человека и его домашних питомцев (кошка, собака), с условиями жизни  и особенностями ухода за ними;  
  • развивать навыки устной речи, умения вести диалог, способности чётко формулировать свои мысли;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Формировать УУД (универсальные учебные действия):

  • личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности);
  • регулятивные (умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение);
  • коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);
  • познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Задачи урока:

  • познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними;  
  • развивать осмысленное понимание необходимости ответственности за домашнее животное, ухода, содержания  и заботы о нём;
  • учить выдвигать предположения и доказывать их.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД);
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, сундучок с названиями предметов, необходимые для ухода за собакой и кошкой, презентация к уроку по теме, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности; солнышко  и лучики, картонный домик – приют для животных.

  1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада  приветствовать вас сегодня на уроке окружающего мира.

- Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – самое лучшее начало любого дела. Желаю вам успехов! Итак, садитесь. Будьте внимательными, старательными, не стесняйтесь выражать своё мнение, работайте активно, дружно.

2. Постановка проблемы.

Начинаем наш урок. У нас сегодня необычный урок, много гостей. Но  к нам в гости должен ещё кто-то прийти. Хотите узнать кто?

Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается, 
Но с водой не знается.

(Выступление пятиклассников  в костюмах кошки и собаки.)

Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме кошки.

К. - Здравствуйте! Это 1а класс? А я кошка Мурка.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек!

А у них есть бантики на верёвочке? Очень я с бантиками играть люблю.  (У наших девочек много бантиков.)

К. - А ваши мальчики за хвост меня дёргать не будут? Этого я очень не люблю!(Как, мальчики, не будем обижать нашу гостью?)

К. - И последний вопрос. А не спрятался ли здесь мой главный враг?   (А кто это?)

К. - Отгадайте:

Чёрный нос, колечком хвост,
Дом охраняет, 
Громко лает,
Нас кошек, пугает!

Стук в дверь. В класс входит мальчик в костюме собаки. Кошка прячется за учителя.

С. - Здравствуйте! Это 1а класс? А я пёс Шарик.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А можно с ними поиграть?

У. - Конечно, можно, но только к нам в гости уже пришла кошка Мурка, и она говорит, что вы друг друга не любите.

Кошка выглядывает из-за спины учителя, шипит. Собака в ответ рычит.

С. - Р-р-разумеется, у кошек с собаками давняя вр-р-ражда. Кошки никак не могут согласиться, что именно мы, собаки, человеку и нужнее и полезнее. Поэтому люди нас и любят.

К. - Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее! Нас больше любят, чем собак.

У. - Не ссорьтесь! Я думаю, что ребятам сегодня на уроке удастся разрешить ваш спор. А пока садитесь к ребятам. Мы вас приглашаем на урок.

3. Сообщение темы урока. 

Ребята, из-за чего же поспорили кошка и собака? (Ответы детей)

Как вы думаете, какая же сегодня на уроке будет тема? (Ответы детей)

Правильно! (Открывается тема урока). Прочитайте.

- Какие учебные задачи нам предстоит решить? (Почему  люди любят кошек и собак; как ухаживать за собакой и кошкой)

Итак, чтобы решить эти задачи, нам надо будет хорошо потрудиться.

Наши гости, Мурка  и Шарик,  весь урок будут смотреть, как вы работаете на уроке, настоящие ли вы друзья для них.

4. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

У. - Кошка Мурка, что ты можешь сказать в защиту кошек?

(Кошка рассказывает, параллельно идёт показ презентации "Кошки".)

Кошка. - Мы, кошки, самые распространённые домашние животные. А приручили нас 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. На свете живет более 400 миллионов кошек.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? 
А в дикой природе у нас остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, барс, пума, ягуар, рысь, леопард. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна! По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. 
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю.Куклачева, снимаются в кино.

Все мы похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы. Какие породы вы знаете?

У персидских и ангорских кошек длинная пушистая шерсть.

Русские голубые - это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить их по плюшевой шёрстке - одно удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Любовь человека к кошкам безгранична. Подтверждением тому служит разнообразие кошачьих пород, созданных на любой вкус.

Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть. Это единственное животное, у которого отсутствует запах. Кошка обладает острой наблюдательностью, легко приспосабливаются к условиям обитания, поддаётся выучке и дрессировке.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.
У. - Спасибо, кошка Мурка, очень интересный рассказ. А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Мурке.

А ты, Шарик, что расскажешь в защиту собак?

Собака рассказывает, параллельно идёт показ презентации "Собаки".

С. - Собака - самый первый и верный друг из домашних животных, приобретённый человеком ещё в каменном веке 15 тысяч лет назад. Приручил человек волка и постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые собаки были помощниками и сторожами.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лисица и голубой песец

Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • охотничьи;
  • служебные;
  • декоративные.

К охотничьим собакам относятся лайки и таксы. Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. А таксы могут долгое время находиться под землёй, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции.

А кто скажет,  почему декоративные собаки так названы? (потому, что они украшают жизнь человека.) Эти собаки - сама прелесть! Чаще всего они маленькие. Всегда с хозяином рядом, на руках или даже в кармане. С ними весело, они забавные. 
У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи. 

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики. 
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. 

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках. 
Но, прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место? 
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга! 

У. - Спасибо, Шарик, за интересный рассказ. А вам, ребята понравилось? Поаплодируйте Шарику.

- А теперь скажите, ребята, кто нужнее человеку?

Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки. Не из-за чего вам ссориться, а нужно помириться и подружиться. 

5.  Работа в парах

- А теперь проверим, как вы слушали Мурку и Шарика. Откройте конверт и выполните задание в парах.

Подчеркните.

  1. Кто был приручен человеком раньше:

кошка     собака

  1. Какие домашние животные самые распространённые:

кошки     собаки

       3.Найдите родственников кошки:

             леопард  волк   тигр   лиса

       4. Найдите родственников собаки:

             рысь   песец   волк   лев   лиса

(Проверка на обратной стороне доски.)

- Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы, внимательно слушали гостей.

6. Физминутка. (музыкальная)

А теперь отдохнем, вас – Мурка и Шарик тоже приглашаем с нами отдохнуть.

7. Продолжение работы над темой урока. ( Рассказ о своём питомце  )

- У кого из вас есть дома кошки?  Кто из вас подготовил  интересную информацию о своём питомце и хочет поделиться с нами? Наверняка, вам хочется рассказать о своих  любимцах.   (Рассказы 2-х учеников о кошках.)

– У кого есть собачки?  А сейчас я предлагаю рассказать о своих собачках. (2 ученика рассказывают  о собаках)

- Вы с такой любовью рассказывали о  своих питомцах.  

8. Беседа по теме: “Как ухаживать за кошкой и собакой” 

- Как вы  проявляете к питомцам свою любовь? (ухаживаем)

– Домашние животные нуждаются в заботе человека. Уход за животными – это трудное,  но интересное занятие. Если вы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. 

- Сейчас мы поговорим о том, как ухаживать за кошкой и собакой.-Поработаем в группах. Но прежде вспомним правила поведения в группе. (работать тихо, никому не мешать, выслушивать мнения каждого)  Образуйте группы.

Я предлагаю вам в группах рассмотреть рисунки, обсудить и составить «Правила ухода за кошками» 1-2 и 3 группам, а 4-5 и 6 группам – правила ухода за собаками.

Уход за кошкой:

1.Для питания животного нужны две миски:   для твёрдого корма и воды. Миски для корма нужно мыть после каждого кормления, а менять воду - 1 раз в день.

2.Кошки любят играть. У них должны быть собственные игрушки.

3.Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.

4.Чтобы кошки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно  вычёсывать щёткой и расчёской.

5. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к врачу.  

- Как называется врач, который лечит животных?                

Словарная работа  (Ветеринар – это специалист, занимающийся лечением животных.)

6. У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки,  картонного ящика с одеялом внутри. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков.

Уход за собакой:

1.Надо иметь миску для воды и миску для еды. Миску мыть после каждого кормления, а воду менять  1 раз в день.

2.Надо иметь расчёски и щётки для купания и купать 1 раз в месяц.  Для мытья собак используют специальные шампуни.

3.Если собака заболела, обратиться к врачу.

4. Регулярно гулять с собакой, у неё обязательно должен быть ошейник, поводок, намордник.

5.Собак специально дрессируют, учат правилам поведения, дисциплине.

6.Когда уезжаем из дома, надо позаботиться о том, чтобы собаку кто-то кормил, поил и выгуливал.

7. У собаки должно быть своё место, оно должно содержаться в чистоте.

Физминутка.

А сейчас мы с вами отдохнем.  Вокруг себя повернитесь и в кошечек превратитесь! 
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом). 

Кошечки проснулись          (дети сидят на корточках, спят),

Сладко потянулись              (встают на ножки, руки в стороны),

На носочках встали             (встают на носочки),

Лапки вверх подняли           (поднимают руки вверх).

Мышку увидали,

За мышкой побежали – 2 раза     (дети бегут по кругу),

Прыг, прыг, прыг                         (прыгают)

Да не поймали!                      (разводят руки в стороны).

9. Самостоятельная работа  (Возьмите листочки и зачеркните лишние слова.)

Миска, зеркало,  расческа, шампунь, вилка, игрушки.

-Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа.

-Сколько лишних слов вы нашли? (2)  Назовите их. 

10. Игра «Найди свое место»

- А сейчас поиграем. Кошечка и собачка помогут нам. У меня в красивом сундучке лежат карточки с названиями предметов  ухода за животными. Вы достаете карточку, громко читаете и занимаете место рядом или с Муркой или с Шариком, или садитесь на место, если этот предмет не нужен.

( коврик, конура, мышка,  поводок, бантик на веревочке, конфета, косточка, деревянная палочка, лоток для туалета, намордник)

11. Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”

 А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии  Барто  “Уехали”.

Щенка кормили молоком, 
Чтоб он здоровым рос. 
Вставали ночью и тайком 
К нему бежали босиком - 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка, 
Возились с ним в саду, 
И он, расстроенный слегка, 
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык, 
Совсем как взрослый пёс. 
И вдруг приехал грузовик, 
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру? 
Когда зажгут костёр? 
Привык он к яркому костру, 
К тому, что рано поутру 
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты 
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом, 
Он на террасе лёг. 
Он целый день лежал пластом, 
Он не хотел махать хвостом, 
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём - 
Вернулись с полпути. 
Они войти хотели в дом, 
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо, 
Он всех подряд лизал в лицо, 
Его ласкали малыши, 
И лаял он от всей души.

У. – Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Как заботились? 
У. – Почему щенок остался один? (Ребята уехали.)
У.  Как переживал щенок расставание с ребятами? 
(Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.)
У. – Чем закончилась история с щенком? 
У.  Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д.  Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
У.  Но не всегда так бывает…  Собака и кошка – верные друзья человека. Но как часто человек забывает об этом и ведет себя недостойным образом. Обижает их, дразнит и потом удивляется, почему животные проявляют агрессию.

- Почему нельзя обижать кошек? ( во- первых это проявление жестокости и невоспитанности, а во- вторых это просто опасно).

- Не следует забывать, что кошки дальние родственники тигров. Поэтому очень опасно тянуть кота за хвост, а также гладить незнакомых кошек.

По нашему поселку  бегают десятки  бездомных собак и кошек. Как вы думаете, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? ( Ответы детей)

У.  Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. 

- Какую реальную помощь вы можете оказать бездомным животным? (Покормить, попытаться  найти новых хозяев.)

- В таких делах обязательно нужны советы взрослых, так как бездомные животные от тяжёлых условий жизни могут ожесточиться и быть непредсказуемыми.

- Скажите, ребята, а что взрослые люди могут сделать для бездомных животных?  (Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет.)

12. Творческая групповая  работа  - А сейчас вместе с вами давайте создадим такой приют и заселим в него собак и кошек. Мурка и Шарик помогут нам в этом. (Звучит музыка и идёт видеоролик "Дружба кошки с собакой”.

Собака и кошка – это украшение и хранители наших семей, которые приходят на помощь при стрессовых ситуациях, лечат человека, не только тело, но и душу, спасают от одиночества. Кошка и собака во времена компьютеров и сотовых телефонов являются той ниточкой, которая связывает нас с живой природой. Никакая техника не заменит нам общения с древнейшими спутниками человека. Они будут существовать, пока существуем мы – люди. 

- Чему нам можно научиться у своих домашних питомцев? Что они дают людям?

( К солнышку прикрепляем лучики, на которых написано, что мы получаем от животных: добро, любовь, преданность, верность, дружбу, заботу, терпение, чуткость, спокойствие, надежность )

-  Я думаю, что вы никогда не отступите от правил, и ваши кошки и собаки будут жить, окруженные заботой и любовью.

13. Итог урока.
- Что нового для себя вы сегодня открыли? - Хотелось бы вам ещё что-то узнать о кошках и собаках?

- Давайте вспомним какие вопросы мы с вами поднимали на уроке?

Как бы вы ответили на главный вопрос урока? Ваше мнение.

(Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что люди любят кошек и собак за то, что они приносят людям пользу, удовольствие и радость.)

Так что мы посоветуем Мурке и Шарику? ( Не ссориться, помириться и вместе играть )

- О чем должен помнить  человек,  у которого есть домашнее животное? - Вы правы, ребята, надо всегда помнить слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».  - (Хором!)

 Надеюсь, все, о чем говорили, будет не пустыми словами, что вы будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

- Понравился ли вам урок? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.

Я вас прошу, придя сегодня домой, обязательно поделитесь своими впечатлениями об уроке  со своими родителями.  

Резерв:           Послушайте народные приметы.

Кошка умывается - к гостям.

Кошка ищет, где теплее – жди холодов.

Если хотите узнать, какое место в доме самое уютное, проследите за своей кошкой.

Игра « Язык мимики и жестов собак и кошек.»      -Что обозначает:

-Шевелит кончиком хвоста — интерес (что это тут такое интересненькое?).

-Протягивает лапку к вашему лицу — просит внимания и ласки (ты меня еще хотя бы немножечко любишь?).

- Кот улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах— знает, что нашкодил (я лучше пойду).

- Спина согнута, хвост виляет, уши прижаты к голове — радость встречи, подхалимаж

Викторина:

1.Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)

2.Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)

3.Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")

4.Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)

5.Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)

6. Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)

7. Как называют дикую собаку? (Динго.)

8. Какой континент является родиной кошек? (Африка.)

9.  Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)

10. Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему мы любим кошек и собак

Интересные живые фотографии выполнены автором. Презентацию можно использовать на уроке окружающег мира и внеклассных  мероприятиях....

Урок по окружающему миру в 1 «А» классе по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»22 марта 2013 года

Урок по окружающему миру в 1 «А» классе  по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»Дата проведения:22 марта 2013 года...

Открытый урок "Почему мы любим кошек и собак". (Окружающий мир по А.А.Плешакову)

Помещённый ресурс содержит структуру и  ход урока, технологическую карту, схему зоны внимания учителя при опросе учащихся, а также творческую ученическую  презентацию по теме урока....

Урок окружающего мира 1 класс "Почему мы любим кошек и собак?"

Окружающий мирТема: «Почему мы любим кошек и собак?»Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их м...

Тема урока: Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

План-конспект урока по Окружающему миру  в 1 классе по программе «Школа России» согласно требованиям ФГОС....

ТЕМА: «Почему мы любим кошек и собак?».

•Цель: воспитывать доброе и отзывчивое отношение к животным. •Задачи: •-расширять представления о кошках и собаках, знакомить  с правилами ухода за кошками и собаками, учить работать ко...