Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

    Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr_mir_rp.doc302.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Министерство образования и науки КЧР

    Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение 

    "Лицей №1  г.Усть-Джегуты им. А.М Тебуева"

    Рабочая программа по курсу

    "Окружающий мир"

    4  класс

    УМК "Школа России"

    (68 часов)

    2016 – 2017 учебный год

     

    Пояснительная записка

    Рабочая программа  по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом МКОУ "Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева" на 2016-2017 учебный год  .

    Рабочая программа реализуется на основе  программы начального общего образования,  авторской программы Плешакова А.А

    Общая характеристика предмета «Окружающий мир».

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

    • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
    • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
    • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
    • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
    • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
    • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
    • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
    • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

    Формы организации учебного процесса: 

    нетрадиционные  формы уроков:  урок-игра, урок-экскурсия, урок-презентация, урок-проект, урок-викторина,  живая газета, устный журнал;

    Контрольных работ - 4

     Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

    На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе  отводится 2 ч в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели,68 учебных часов.

    Ценностные ориентиры учебного предмета  «Окружающий мир».

    Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

    1) многообразия мира;

    2) экологической целостности мира;

    3) уважения к миру.

            Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Имеет следующие направления:

    •        Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    •        Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

    •        Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    •        Человечество как многообразие народов, культур, религий.

    •        Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу и малой родине.

    •        Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.

    •        Труд и творчество как отличительные черты духовно-нравственной личности.

    •        Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, духовное, нравственное.

    •        Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурное наследие, к самому себе и окружающим людям.

               Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

    Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

    • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
    • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
    • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

    • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
    • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
    • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
    • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

    • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
    • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
    • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

    Содержание  учебного предмета «Окружающий мир».

    Человек и природа

    Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

    Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

    Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

    Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

    Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

    Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

    Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

    Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

    Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

    Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

    Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

    Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас¬тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

    Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

    Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

    Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

    Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

    Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Человек и общество

    Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

    Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

    Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

    Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

    Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

    Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

    Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

    Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

    Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

    Россия на карте, государственная граница России.

    Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

    Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

    Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

    Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

    История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

    Правила безопасной жизни

    Ценность здоровья и здорового образа жизни.

    Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

    Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

    Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

    Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

    Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

    Список используемой литературы:

    1. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
    2. Максимова Т.Н.. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4класс. – М.: ВАКО, 2014.
    3. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После»
    4. Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой/ авт.-сост.И.В.Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014.
    5. Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. —  М.: Просвещение, 2013.  
    6. Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир.4-5 класс. Мониторинг учебных достижений /Под ред.Ф.Ф.Лысенко. – Изд.8-е. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
    7. Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2012.
    8. http://nsc.1september.ru.   
    9. http://www.murzilka.km.ru.
    10. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

    Календарно-тематическое планирование 4 класс

    п/п

    Наименова

    ние раздела и тем

    Часуч. вр.

    Плановые сроки прохождения

    Характеристика

    основной деятельности

    учащихся

    план

    факт

    Раздел «Земля и человечество» - 9  ч

    1

    Мир глазами астронома

    Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;  понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;  рассказывать о мире, с точки зрения астронома;

      работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы.

    2

    Планеты Солнечной системы

    Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить; на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; различать планеты и их спутники; работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;  

    3

    Звёздное     небо — Великая     книга Природы

     Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;  работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;  моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работать с терминологическим словариком;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    4

    Мир глазами географа

    Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; сравнивать глобус и карту полушарий;

     находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

     

    5

    Мир глазами историка

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять рассказы о мире, с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;  посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком;   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    6

    Когда и где?

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    7

    Мир глазами эколога

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о мире, с точки зрения эколога; работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;  знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

    8

    Сокровища Земли под охраной человечества

    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

     работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;

    9

    Сокровища Земли под охраной человечества

    Раздел «Природа России» –  10 ч

    10

    Равнины и горы России.

    Природа КЧР

     Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России.

    11

    Моря, озёра и реки России.

    Реки нашего края.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

     различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

    12

    Природные зоны России

     Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

    13

    Зона арктических пустынь

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;

    14

    Тундра

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карге;

    15

    Леса России

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;  устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;  

    16

    Лес и человек

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;  обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;  

    17

    Зона степей.

    Контрольная работа № 1 за 1 четверть.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; работать в паре:

    18

    Пустыни

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;  находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

    19

    У Чёрного моря

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;  работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;  обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

    Раздел «Родной край – часть большой страны»  –  15 ч

    20

    Моя республика

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;  оценивать свои достижения на уроке.

    21

    Поверхность нашего края

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края

    22

    Водные богатства нашего края

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);  

    23

    Наши подземные богатства

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;  практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    24

    Земля — кормилица

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы;

    25

    Жизнь леса

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

    26

    Жизнь луга

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии;

    27

    Жизнь в пресных водах

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;

    28

    Экскурсии в природные сообщества родного края

    Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

    29

    Экскурсии в природные сообщества родного края

    30

    Экскурсии в природные сообщества нашей республике

    31

    Растениеводство в нашей республике

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии;

    32

    Животноводство в нашей республике

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой

    33

    Контрольная работа  № 2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

    34

    Презентация проектов (по выбору).

    Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

    Раздел «Страницы всемирной истории» –  5 ч

    35

    Начало истории человечества

    Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;  понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных;  

    36

    Мир древности: далёкий и близкий

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств;

    37

    Средние века: время рыцарей и замков

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;  находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

    38

    Новое время: встреча Европы и Америки

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;   сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

    39

    Новейшее время: история продолжается сегодня

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    Раздел «Страницы истории России» –  20 ч

    40

    Жизнь древних славян

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;

     составлять план рассказа на материале учебника; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

    41

    Во времена Древней Руси

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

    42

    Страна городов

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

    43

    Из книжной сокровищницы Древней Руси

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;  характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;  выявлять роль летописей для изучения истории России;

    44

    Трудные времена на Русской земле

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

    45

    Русь расправляет крылья

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;  рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

    46

    Куликовская битва

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; —   моделировать ход Куликовской битвы; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия

    47

    Иван Третий

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига;  

    48

    Мастера печатных дел

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

    49

    Патриоты России

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; —   заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    50

    Пётр Великий

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;  

    51

    Михаил Васильевич Ломоносов

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;

    52

    Екатерина Великая. Контрольная работа № 3

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; описывать достопримечательности Петербурга; —   сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

    53

    Отечественная война 1812 года

    1 ч

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

    54

    Страницы истории XIX века

    1 ч

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами, находить на карте

    55

    Россия вступает в XX век

    1 ч

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану

    56

    Страницы истории 1920—1930-х годов

    1 ч

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

    57

    Великая  война  и  великая   Победа

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; 

    58

    Великая  война  и  великая   Победа

    59

    Страна, открывшая путь в космос

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики); интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

    Раздел «Современная Россия»  –  9 ч

    60

    Основной закон России и права человека

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закреплённые в Концепции права ребёнка;  

    61

    Мы — граждане России

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

    62

    Славные символы России

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;  знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

    63

    Такие разные праздники

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

    64

    Путешествие по России

    Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить; знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

    65

    Путешествие по России

    66

    Путешествие по России

    67

    Контрольная работа № 4

    Выполнять тесты с выбором ответа;  оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;  адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

    68

    Презентация проектов (по выбору).

    В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

    извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;  посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений;

    Приложение 4

    Контрольные работы за 4 класс

    Итоговый тест  за 1 четверть

    Вариант 1

    А1. Какая  планета самая большая?

    □   1) Юпитер                          □ 3)  Марс

    □   2)  Венера                           □ 4) Сатурн

    А2.  В чём  причина смены времён  года?

    □1)  во вращении Солнца вокруг Вселенной

    □2)  во вращении Земли  вокруг Солнца

    □3)   во вращении Земли вокруг своей оси

    □4)  в охлаждении  и  нагреве Земли

    A3.   Какая   звезда   показывает  точное   направление на север?

    □   1) Сириус                           □ 3)  Полярная

    □   2) Солнце                            □ 4) Альдебаран

    А4.   Какая   наука  изучает  природу  земной   поверхности?

    □   1) биология                       □ 3) экология

    □   2) астрономия                   □ 4)  география

    А5.  Какие учёные   занимаются  изучением  прошлого людей?

    □   1)  историки                      □   3) астрономы

    □   2)  географы                      □ 4) химики

    Аб.  В  каком  веке  Москва была впервые упомянута в летописи  (1147  год)?

    □   1)  в X веке                      □ 3)  в XII  веке

    □   2)  в XI  веке                    □ 4)  в XIII  веке

    А7.  Что не относится  к экологическим  проблемам?  

    □1) загрязнение воздуха

    □2) добыча полезных ископаемых

    □3) загрязнение воды

    □4)   исчезновение растений  и животных

    А8.  Где находится самая высокая в России  гора — Эльбрус?

    □1)  на Урале

    □2)  на Камчатке

    □3)  на Кавказе

    □4)  на Алтае

    В1.   В  какой   природной  зоне  живут  тюлени   и   гагарки?

    □1)   смешанных лесов

    □2)   арктических пустынь

    □3)  тундры

    □4)   степей

    В2.   Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?

    □1)   изображение оленя

    □2)   изображение панды

    □3)   изображение леопарда

    □4)   изображение белого медведя

    В3.   Какая экологическая проблема существует в тундре?

    □1)  разрушение почвы

    □2) загрязнение воды

    □3)  вырубка лесов

    □4) исчезновение моржей

    С1.  Какие животные обитают в тундре?

    □1)  морж                                                    □3) лемминг

    □2) северный олень                                   □4)  песец

    С2. Какие объекты относятся к космическим телам?

    □1) Земля                             □ 3) туча

    □2) комета                            □ 4)  Вене

    Вариант 2

    А1.  Какая  планета самая  маленькая?

    □   1) Земля                              □ 3) Юпитер

    □   2)  Марс                              □ 4)  Меркурий

    А2.  Почему сменяются день и  ночь?

    □1) Земля  вращается  вокруг Солнца

    □2) Солнце вращается  вокруг Земли

    □3) Земля  вращается  вокруг оси

    □4) Солнце и Луна сменяют друг друга

    A3.  Какая звезда на небе считается самой яркой?

    □   1)  Полярная                      □ 3) Сириус

    □   2) Альдебаран                   □ 4) Альтаир

    А4. Какие учёные занимаются изучением земной поверхности?

    □1)  историки                       □ 3)  географы

    □2) астрономы                     □ 4) биологи

    А5.  Как называется  наука о прошлом людей?

    □1)  история

    □2)  география

    □3) экология

    □4) астрономия

    Аб.   В   каком   веке   произошла   Куликовская   битва (1380 год)?

    □   1)  в XIII  веке                    □3) в XV веке

    □   2)  в XIV веке                     □ 4)  в XVI  веке

    А7.  Какая  проблема является экологической?

    □1) безработица

    2□)  разрушение почвы

    □3) суровый  климат

    □4)  плохие дороги

    А8.  Какое озеро находится  не в России?

    □1) Онтарио

    □2)  Байкал

    □3) Ладожское

    □4) Онежское

    В1.   Где живут северные олени и песцы?

    □1) в арктических пустынях

    □  2) в тундре

    □3) в широколиственных лесах

    □4) в степях

    В2.   К  какому океану относятся  Балтийское  и  Чёрное моря?

    □   1)  к Тихому

    □2)  к Северному Ледовитому

    □3) к Атлантическому

    □4)  к Индийскому

    В3.   Какой заповедник создан для  охраны  природы тундры?

    □1)  «Остров Врангеля»

    □2) Таймырский

    □3)  Ильменский

    □ 4) Дальневосточный

    С1. Укажи обитателей арктической пустыни.

    □1) северный олень                                   □3) белый  медведь

    □2) морж                                                     □4) тюлень

    С2. Укажи  названия  планет Солнечной системы.

    □1) Плеяда                                        □  3) Уран

    □2) Сатурн                                        □  4)  Нептун

    Итоговый тест за 2 четверть

    Вариант 1

    А1. Какие деревья  растут в тайге?

    □  1) берёза, осина

    □  2) дуб,  клён

    □  3) сосна,  пихта

    □  4)  ясень,  вяз

    А2.  Где бывают пыльные бури?

    □  1) в лесной зоне

    □  2)  в пустыне

    □  3) в степи

    □  4)  в тундре

    A3.  Какое животное не является жителем  пустыни?

    □  1) сайгак                           □  3)  верблюд

    □  2) суслик                          □ 4) тушканчик

    А4. Как называются углубления с поросшими растениями склонами?

    □  1) холмы                           □  3) овраги

    □  2) балки                            □  4) терриконы

    А5.  Каким свойством обладает глина?

    □  1)  пластичностью

    □  2) твёрдостью

    □  3)  горючестью

    □  4) текучестью

    А6.  В каком ярусе растёт орешник?

    □  1) деревьев                       □  3) трав

    □  2)  кустарников               □ 4)  мхов

    А7.  Какая  птица живёт не на лугу?

    □  1) дрозд

    □  2)  перепел

    □  3) трясогузка

    □  4)  коростель

    А8. Какое слово лишнее?

    □  1)  коневодство

    □  2) свиноводство

    □  3) птицеводство

    □  4) плодоводство

    В1.   Как правильно скашивать траву на лугу?

    □  1) сначала скашивать там, где трава выше

    □  2) сначала скашивать там, где трава ниже

    □  3) начинать   от   центра   и   двигаться   по   кругу к краям

    □  4) начинать от края и по кругу двигаться к центру

    В2.   Из какой  полевой  культуры получают крахмал?

    □ 1)из кукурузы                                      □  3) из картофеля

    □  2) из ячменя                                        □  4) из гороха

    В3.   Какое насекомое здесь лишнее?

    □  1) колорадский жук                                □  3) жужелица

    □  2) божья коровка                                    □   4) златоглазка

    С1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?

     □  1) ушастый ёж                                 □  3) зубр

    □  2) амурский тигр                              □  4) утка-мандаринка

    С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

    □  1) нефть                                                □  3) каменный уголь

    □  2)  известняк                                        □  4) природный газ

    Вариант 2

    А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных лесов?

    □  1) ель, лиственница                            □  3) дуб, клён

    □  2) пихта, сосна                                    □   4) берёза, осина

    А2. В какой природной зоне наблюдается явление подвижных песков?

    □   1)  в тайге

    □  2) в тундре

    □  3) в пустыне

    □  4) в степи

    A3. Как называются углубления с крутыми осыпающимися склонами, на которых почти нет растений?

    □  1) овраги                            □   3) холмы

    □  2) балки                             □ 4) терриконы

    А4. Как называется место, где река берёт своё начало?

    □   1)  исток                              □   3) берег

    □  2) устье                                □  4) приток

    А5. Каким свойством обладает железная руда?

    □   1)  пластичностью

    □  2) текучестью

    □  3) горючестью

    □  4)  плавкостью

    А6. Укажи,  какие почвы  распространены в степях.

    □  1) серые лесные                          □   3) подзолистые

    □  2) луговые                                    □  4) чернозёмы

    А7.  Какое  растение  относится  к  ярусу трав  и   маленьких кустарничков?

    □  1) орешник                        □  3) берёза

    □  2) брусника                        □  4)  мох

    А8.  Какое животное обитает не у водоёма?

    □  1) бобр                              □  3)  полёвка

    □ 2) ондатра                          □  4)  выдра

    В1.   Какого жука древние египтяне считали священным?

    □   1) жука-красотела

    □  2) скарабея

    □  3) жука-чернотелку

     □  4) жука-оленя

    В2.   Выбери  верное утверждение.

    □  1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая  насекомых.

    □  2)  Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.

    □  3)  Неумеренный  выпас скота опасен для луга.

    □  4) Гусеницы приносят вред человеку, и их надо уничтожать.

    В3.   Какое насекомое здесь лишнее?

    □  1)  колорадский жук

    □  2) жужелица

    □  3) тля

    □  4) яблонная плодожорка

    С1.   Какие   животные   степи   занесены   в   Красную книгу?

    □  1) степной орёл

    □  2) дрофа

    □  3) хомяк

    □  4) степная дыбка

    С2.  Какие культуры  выращивают овощеводы?

    □   1) томат

    □  2)  капусту

    □  3)  клубнику

    □  4)  кукурузу

    Итоговый тест за 3 четверть

    Вариант 1

    А1. Укажи  неверное утверждение.

    □1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является  первобытная  история.

    □  2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать посуду и одежду.

    □3) Первобытные люди умели разговаривать и писали  иероглифами.

    □4) В первобытную эпоху уже существовало искусство.

    А2. Какую эпоху называют временем рыцарей?

    □1)  первобытную эпоху

    □2) эпоху Древнего мира

    □3) Средние века

    □4) Новое время

    A3.  Какой  мореплаватель открыл Америку?

    □1)Ф.  Магеллан               □ 3) X.  Колумб

    □2)  М.П. Лазарев             □ 4) Ф.Ф.  Беллинсгаузен

    А4.  Какое событие не относится к Новейшему времени?

    □1)  покорение Южного полюса

    □2)  изобретение телеграфа

    □3)  начало освоения  космоса

    □4)  Вторая мировая война

    А5.  Назови столицу Древней  Руси.

    □   1)  Киев                             □ 3) Москва

    □2)  Новгород                       □4)  Константинополь

    А6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?

    □1)  князь Владимир        □3) Александр Невский

    □2) Ярослав Мудрый        □4)  Пётр Великий

    А7.  Какой  князь в  1242 году разбил  немецких рыцарей-крестоносцев?

    □   1) Олег                               □ 3) Ярослав

    □2)  Владимир                        □4) Александр

    А8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного для борьбы с польскими захватчиками?

    □1)   Кузьма Минин

    □2)  Иван Фёдоров

    □3) Александр  Невский

    □4) Дмитрий  Пожарский

    В1.   Какой  город возник в эпоху Средневековья?

    □1)  Москва                         □3) Санкт-Петербург

    □  2) Афины                        □ 4)  Рим

    В2.   Что такое Золотая Орда?

    □1)  город в Древней  Руси

    □2)  государство  монголо-татар

    □3)  войско в Древней  Руси

    □4) одно из племён древних славян

    В3.   При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

    □1)   при Дмитрии Донском

    □2)   при  Иване Третьем

    □3)   при  Иване  Калите

    □4)   при  Ярославе  Мудром

    С1.  Какие сооружения   появились  в эпоху Древнего мира?

    □1) Луксор                            □ 3) египетские пирамиды

    □2)  Парфенон                      □4) Софийский собор

    С2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?

    □1)  книгопечатание                    □ 3)  пароход

    □2)   паровоз                                 □ 4) телеграф

    Вариант 2

    А1.  Какой  город появился  в эпоху Древнего мира?

    □   1)  Париж                            □3)  Москва

    □   2) Афины                            □ 4)  Берлин

    А2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?

    □1) Древний  мир

    □2) Средневековье

    □3)  Новое время

    □4)  Новейшее время

    A3.   Какое  достижение  принадлежит  Руалу  Амундсену?

    □1) открыл Америку

    □2) открыл Антарктиду

    □3) совершил  первую кругосветную экспедицию

    □4)  покорил Южный  полюс

    А4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?

    □1)  книгопечатание           □ 3)  паровоз

    □2)  радио                            □4) аспирин

    А5. Почему в Москве поставили памятник византийским  монахам  Кирилу и  Мефодию?

    □1) они  создали славянскую азбуку

    □2) они  первыми  на Руси  приняли  крещение

    □3) они  написали  «Повесть временных лет»

    □ 4) они  построили  первый храм  на Руси

    Аб.  Каким  русским  городом управляли  посадники?

    □1)  Москвой

    □2)  Киевом

    □3)  Рязанью

    □4)  Великим  Новгородом

    А7.   Кому  принадлежит  заслуга  создания   русского флота?

    □1)  Петру Первому                           □3) Александру Второму

    □2)  Екатерине Второй                      □ 4)  Николаю Второму

    А8.   Московское   княжество  стало  самым   сильным на Руси при:

    □1)  Иване Третьем           □3) Ярославе Мудром

    □2)  Иване Калите             □ 4) Дмитрии Донском

    В1.   К какой эпохе относится возникновение Москвы?

    □1) к Древнему миру

    □2) к Средневековью

    □3) к Новому времени

    □4) к Новейшему времени

    В2.    Как   называлось   государство,   которому   Русь до  1480 года выплачивала дань?

    □1)  Рыцарский Орден                            □3) Золотая Орда

    □2)  Монголия                                          □4) Византия

    В3.   На  печати  какого  русского  правителя  впервые появился двуглавый орёл?

    □1) Ярослава Мудрого                        □ 3)  Ивана Третьего

    □2)  Ивана Калиты                               □ 4) Ивана Грозного

    С1.  Какие сооружения  возникли  в эпоху Средневековья?

     □1)  рыцарские замки

    □2)  мусульманские мечети

    □3) египетские пирамиды

    □ 4) христианские соборы

    С2.  Назови  главные  задачи,  стоящие  перед современным обществом.

    □1)  изобретение оружия

    □2) охрана природы

    □3)  преодоление бедности

    □4) борьба с терроризмом

    Итоговый тест за 4 четверть

    Вариант 1

    А1. Когда в Россию вторглась французская армия?

    □   1)  в  1480 году

    □  2)  в  1612 году

    □  3) в  1704 году

    □  4)  в  1812  году

    А2. Какой русский царь освободил крестьян от крепостной зависимости?

    □ 1)  Пётр Первый                                              □ 3) Александр Второй

    □ 2)  Екатерина Вторая                                      □ 4)  Николай  Второй

    A3.  Когда  в  России   произошла Февральская  революция?

    □   1)  в  1901   году               □ 3)  в  1917  году

    □  2)  в   1914 году                 □ 4)  в   1925  году

    А4.   С   каким   событием   связана   дата   22   июня 1941   года?

    □ 1) с началом  Второй  мировой  войны

    □ 2) с началом  Великой Отечественной  войны

    □ 3) с началом  Гражданской  войны  в России

    □  4) с распадом Советского Союза

    А5.  В каком   году человек впервые побывал  в  космосе?

    □   1)  в  1945                         □ 3)  в  1961

    □  2)  в  1957                         □ 4)  в  1991

    А6. Что такое Конституция?

    □ 1) Основной закон  нашей страны

    □ 2) другое название нашей страны

    □ 3) устройство нашей страны

    □ 4) объединение народов нашей страны

    А7.  Что не относится  к обязанностям  гражданина?

    □ 1)  исполнение законов государства

    □ 2) свободный  выбор работы

    □ 3) забота о сохранении  природы

    □ 4) забота о своём  ребёнке

    А8.   Укажи   государственный   праздник   Российской Федерации.

    □   1)  Пасха                                             □  3)  Масленица

    □ 2) День милиции                                 □ 4) День России

    В1.   Кто такой  В.И. Ленин?

    □ 1)  последний русский  царь

    □ 2) первый  русский  президент

    □ 3)  великий  русский  полководец

    □ 4)  руководитель партии большевиков

    В2.   Кто в  1945 году руководил штурмом Берлина?

    □   1) А.В. Суворов             □ 3) М.И.  Кутузов

    □  2)  Г.К. Жуков                 □ 4) Ф.Ф. Ушаков

    В3.   Какое право появляется у гражданина с  18 лет?

    □ 1)  на участие в управлении делами  государства

    □  2)  на труд

    □  3)  на отдых

    □ 4)  на личную и семейную тайну

    С1.   Какие  страны   с   1922   года   входили   в  состав СССР?

    □   1)  Киргизия                     □ 3)  Казахстан

    □  2) Россия                            □ 4)  Монголия

    С2.  Какие города находятся в России?

    □   1)  Рига                             □ 3)  Воронеж

    □  2) Архангельск               □ 4)  Иркутск

    Вариант 2

    А1.     Кому    из    русских    полководцев    удалось в   1812  году победить армию  Наполеона?

    □   1)  М.И.  Кутузову            □ 3) А.В. Суворову

    □  2)  Г.К. Жукову                □ 4) Ф.Ф. Ушакову

    А2. Почему война  1914 года называется мировой?

    □ 1)  Россия  воевала со всем  миром

    □ 2)  в войну вступили  многие государства мира

    □ 3) Россия попросила мира

    □ 4)  весь мир был  вовлечён  в эту войну

    A3.    Что    не   относится    к   жизни    нашей    страны в 20—30-е годы XX века?

    □ 1)  восстановление разрушенных исторических памятников

    □ 2) образование колхозов

    □ 3)  появление коммуналок

    □ 4) доступность образования

    А4.  Назови дату окончания  Великой  Отечественной воины.

    □   1)  9 мая   1941  года                                  □ 3) 9  мая   1945  года

    □   2) 22 июня  1941  года                                □ 4)  22 июня   1945 года

    А5.  В  каком   году СССР  прекратил  своё существование?

    □   1) в  1961                           □ 3) в  1995

    □  2)  в  1991                           □ 4)  в 2000

    А6.  Как называется документ,  в котором говорится о  правах человека?

    □ 1)  Конвенция о правах человека

    □ 2)  Конституция прав человека

    □  3)  Всеобщая декларация  прав человека

    □ 4) Закон  Российской Федерации о правах человека

    А7.  Каким  праздником является  Пасха?

    □ 1)  государственным        □ 3) семейным

    □ 2)  религиозным               □ 4)  профессиональным

    А8.   На   гербе   какого   русского   города   изображён сокол  в великокняжеской  короне?

    □ 1)  Владимира                    □ 3)  Рязани

    □ 2) Твери                             □ 4) Суздаля

    В1.   Сколько  длилась  блокада  Ленинграда  в   годы Великой Отечественной  войны?

    □ 1) один  месяц                 □ 3)  900 дней

    □ 2) один  год                      □ 4) четыре года

    В2.   Кто в нашей стране принимает законы?

    □ 1)  президент

    □ 2)  Государственная Дума

    □ 3)   Совет Федерации

    □ 4)   народ

    В3.   Какой  праздник мы отмечаем   12 июня?

    □ 1) День Конституции           □ 3) День космонавтики

    □ 2) День знаний                     □  4) День России

    С1.   Какие   русские   города   носят   звание   города-героя?

    □ 1) Севастополь                  □  3)  Коломна

    □ 2)  Мурманск                     □ 4) Тула

    С2.   Укажи   государственные   символы   Российской Федерации.

    □ 1)  Государственный флаг

    □ 2) государственный язык

    □ 3)  Государственный  гимн

    □ 4)  Государственный  герб



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

    Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...