Урок окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Полезные ископаемые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_mira_sayt_4_klass_ugol.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: Каменный уголь – ценное полезное ископаемое Кузбасса.

Цели: Дать представление о каменном угле – главной ценности Кузбасса.              

           Познакомить со свойствами каменного угля в процессе практической работы.

           Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.

           Познакомить с применением каменного угля и его отходов в разных отраслях  

           народного хозяйства.

           Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

           Воспитывать чувство гордости за свой край.

Оборудование: физическая карта России, карта Кемеровской области, образцы каменного угля, молоточки, стаканы с водой, презентация «Каменный уголь – богатство Кузбасса».

                         

«Перспективная начальная школа»

О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А.Трофимов: «Окружающий мир 4 класс» / Москва, Академкнига/ Учебник. 2015г.

Организация класса.

Сообщение темы, целей урока.

- Отгадайте загадку.

Чёрный камень здесь лежит.

Как зажгут его – горит.

Свет, тепло даёт он людям.

И за это его любят. (Каменный уголь)

Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы сегодня продолжаем исследовать?

- Что мы уже знаем о полезных ископаемых нашего края? Ваши знания мы сейчас проверим с помощью теста. (Работа в парах) Выполненные тесты нужно передать соседу для взаимопроверки и оценки.

Тест. Полезные ископаемые.

1.Месторождения полезных ископаемых определяют…

А) метеорологи;

Б) археологи;

В) геологи.

2. К полезным ископаемым относятся…

А) нефть, газ, глина;

Б) кирпич, бензин, бетон;

В) ложки, вилки, ножи.

3. В шахтах добывают…

А) графит, соль, жемчуг;

Б) известняк, гранит, торф;

В) железную руду, каменный уголь.

4. Самое прочное полезное ископаемое…

А) торф;

Б) известняк;

В) гранит;

5. Какое полезное ископаемое плавят?

А) песок;

Б) нефть;

В) железная руда.

Усвоение нового учебного материала.

Работа с физической картой России, картой Кемеровской области.

- Где  находится Кемеровская область? Покажите город Кемерово на карте Кузбасса.  Покажите на карте, в каких городах добывают каменный уголь. Да, очень богат углём наш Кузбасс.

- Кем был открыт каменный уголь в нашем крае?

- Кузнецкий  уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайло  Волковым в 1721 году. Где мы узнали об этом?   (На экскурсиях: в музее, в шахте на Красной горке,  в краеведческом музее, на обзорной экскурсии по городу, «Памятники нашего города».)

Выступление докладчика по теме «Михайло Волков – первооткрыватель кузнецкого угля»

Практическая работа.

- Сейчас мы будем исследовать свойства каменного угля в процессе практической работы. Для этого вы поделитесь на 3 группы. В каждой группе вы распределите роли. (Руководитель, исследователи, экспериментаторы, аналитики, секретарь, фотограф)

Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности. (Осторожное обращение с молотком. Нельзя брать уголь в рот. Кусочек угля перед ударом молотком обернуть бумагой.)

- В процессе работы каждая группа заполняет свой исследовательский лист, делает выводы, готовит отчёт о своей работе.

   Вывод. Каменный уголь чёрного цвета, блестит, не имеет запаха, твёрдый, но хрупкий,

   Тяжелее воды, в воде не растворяется.

Изучение нового материала.

- Какое главное свойство угля мы не могли исследовать на практической работе? (Горючесть)

- Почему уголь горит? (Деревья поглощали солнечную энергию, отмирали, оказавшись в почве, затвердевали и каменели. Таким образом образовывался уголь. Когда он горит, выделяется энергия.)

- Так как уголь горит, он выделяет тепло. Значит, его можно использовать как топливо.

Вывод: каменный уголь – источник тепла и энергии.

- При сжигании угля на ГРЭС получают электроэнергию. Нагревают воду, пар вращает турбины и вырабатывает электроэнергию.

Выступление докладчика о кемеровской ГРЭС.

Физкультминутка.

Уголь нужно добывать,

Чтобы людям отдавать

Обогреет уголь дом,

Светло, уютно будет в нём.

- Можно ли нашу жизнь представить без электричества?

- К какой группе природных ресурсов относится каменный уголь?

(Не возобновляемые природные ресурсы)

- Месторождения каменного угля истощаются.

 - Камень не растёт как растение. Человечество может остаться без природных ресурсов, если будет неразумно относиться к природе.

- Чем можно заменить каменный уголь?

   (Солнечной энергией)

Выступление докладчика на тему « Как беречь электроэнергию»

- Как вы экономите электроэнергию дома? В школе?

(Выключаем лишние электроприборы, выключаем свет.)

- Какими способами добывают каменный уголь?

- Открытым способом на угольных разрезах. (Кедровский разрез.)

   Закрытым способом в шахтах. (Шахта Бутовская, шахта Северная.)

- Люди, какой профессии добывают уголь?

  (Шахтёры.)

(Выступление ученицы с сообщением «Мой папа – шахтёр». Показ фотографий, слайдов, шахтёрской каски.)

Применение каменного угля в народном хозяйстве.

Выступление докладчика по теме «Использование каменного угля».

(Из каменного угля получают пластмассы, краски, лекарство, мех, резину.)

Вывод. Каменный уголь – важное химическое сырьё.

- При добыче угля открытым способом происходят изменения в природе. Угольные разрезы должны восстанавливать почву, то есть проводить рекультивацию.

- Какие мероприятия вы можете предложить для восстановления почв?

(Высадка деревьев, кустарников.)

- Давайте  хором прочитаем слова А.М.Горького

«Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, своё жильё».

- Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от того сколько мы потребляем природных ресурсов.

Обобщение.

_ Что хорошее даёт уголь?

   (Топливо, электричество, краски, резина, ткани, лекарства.)

- Что плохое?

   (Не возобновляется, разрушение почвы, загрязнение атмосферы, копоть, сажа.)

Домашнее задание.

- Найти загадки, стихи о каменном угле.

  Написать памятку «Как экономить электроэнергию».

Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, свой вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

- Личные достижения.

   На уроке я узнал…

   У меня получилось…

   Я научился…

   Меня заинтересовало…

   Я горжусь…

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...