Рабочая программа и тематическое планирование 4 класс (8 вид)
рабочая программа (4 класс) по теме

Мотина Светлана Николаевна

Рабочая программа  и тематическое планирование для 4 класса (в условиях инклюзии)  разработаны на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8_vid_4_klass.doc433 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

Пояснительная записка

Рабочая программа для 4 класса по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. и следующих нормативных документов:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  4. Приказ УО Род - Несветайского района от 29.08.2014 № 275 «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  5. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 2 9/2065 -пэ)
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006 г.
  7. Устав МБОУ «Волошинская СОШ»;
  8. Положение об индивидуальном обучении учащихся МБОУ «Волошинская СОШ».
  9. Заключение ПМПК г. Новошахтинска № 55 от 12 мая 2014 года.

Цель: -  исправление дефектов общего и речевого развития,  познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Задачи курса:

- Развивать связную устную речь.

- Обогащать и уточнять активный словарь учащихся.

-Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;

- Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

      Раздел «Общая характеристика учебного предмета»

  Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.  В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык и речевая практика: овладение основными речевыми формами и правилами их применения,

развитие устной коммуникацией, развитие вкуса и способности к словесному творчеству,

Естествознание: овладение основными сведениями об окружающем мире, развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Поэтому предмет и является очень важным и необходимым для детей с ОВЗ.

Раздел «Место предмета учебном плане».    Согласно Учебному плану МБОУ «Волошинская СОШ» на 2016-17 уч. год на реализацию программы по окружающему миру  предусмотрено 34 часа, 34 рабочих недели по 1 часу в неделю.  Согласно Календарному плану-графику МБОУ «Волошинская СОШ» на 2016-17 учебный год на реализацию программы по отводится   34 часа.                       

Раздел «Содержание учебного предмета» 

Сезонные изменения в природе (10 часов)  Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны. Названия весенних месяцев.

Где мы живём (5 часов) Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села.

Квартира, комната. Назначение. Мебель. Назначение. Уход за мебелью. Посуда. Уход и хранение.

Природа (14 час) Овощи, фрукты, ягоды. Определение, различение.

Орехи. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян.

Полевые растения. Части этих растений. Как используются полевые растения.

Комнатные растения. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Деревья. Ель. Сосна. Распознавание.

Домашние животные. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные.

Рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Здоровье и безопасность (5 часов)

Правила дорожного движения: правильный переход улицы.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Раздел «Тематическое планирование» 

№ п/п

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Сезонные изменения в природе

10

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

Самостоятельная работа с текстом

Работа с научно-популярной литературой

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

Оформление результатов работы.

Групповые наблюдения во время экскурсии.

Различение времен года по признакам.

2

Где мы живем

5

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Составление рассказа по плану, по картинному плану.

Просмотр учебных фильмов.

Работа с раздаточным материалом.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

Моделирование и оценка различных ситуаций поведения на дорогах, на транспорте.

Изучение каждого положения, идеи в соответствии с планом.

3

Природа

14

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Составление рассказа по плану, по картинному плану.

Просмотр учебных фильмов.

Работа с раздаточным материалом.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

Изучение каждого положения, идеи в соответствии с планом.

4

Здоровье и безопасность

5

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Составление рассказа по плану, по картинному плану.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

34

Раздел «Календарно-тематическое планирование» (Приложение)

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

1. Основная:. Айдарбекова А. А., Белов В. М., Воронкова В. В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н.Б. Живой мир. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Дидактический материал: - карточки и плакаты с заданиями по темам курса.
Демонстрационный материал: иллюстрации по темам: «Овощи», «Фрукты», «Растения», «Вода», «Дикие животные», «Домашние животные»; «Времена года»; «Птицы», «Рыбы»; «Продукты питания»; «Человек» и др.;
Сюжетные рисунки по темам курса.
Технические средства: - Компьютер. 

Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система его оценки» 

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Система оценки по предмету. 

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки  влияющие на снижение оценки по предмету

Ошибки:

-неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

-неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

-неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

-незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Четверокласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. и следующих нормативных документов:

1. Конституция Российской Федерации;

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  5. Приказ УО Род - Несветайского района от 29.08.2014 № 275 «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  6. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 2 9/2065 -пэ)
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006 г.
  8. Устав МБОУ «Волошинская СОШ»;
  9. Положение об индивидуальном обучении учащихся МБОУ «Волошинская СОШ».
  10. Заключение ПМПК г. Новошахтинска № 55 от 12 мая 2014 года.

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
  2. Научить читать и записывать числа до 20.
  3. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Раздел «Общая характеристика предмета» 

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим. В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем. Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе. Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий. Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс. Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе учебно-воспитательного процесса лежат ценности математики: понимание математических отношений; математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека, владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить цепочки рассуждений)

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» 

Согласно Учебному плану МБОУ «Волошинская СОШ» на 2016-17 учебный  год на реализацию программы по русскому языку  в 4 классе предусмотрено 170 часов, 34 рабочих недели по 5 часов в неделю.  Согласно Календарному плану-графику МБОУ «Волошинская СОШ» на 2016-17 учебный год на реализацию программы по русскому языку отводится 170 часов.

Раздел «Содержание учебного предмета»

(170 часов – 5 часов в неделю) 

Программа по математике составлена для индивидуального обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией

В.Н. Воронковой, включает разделы:

Нумерация(10 ч).

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание(35 ч).

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения и деления (30 ч).

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Составные задачи.

Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10 (10 ч)

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Единицы измерения и их соотношения (28 ч)

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:

1ц = 100 кг.

Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.

Геометрический материал (32 ч)

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.

Итоговое повторение (25 ч)

Раздел «Тематическое планирование»  

Тема

Количество часов

1.

Повторение.

10

2.

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение).

6

3.

Миллиметр.

6

4.

Умножение и деление (повторение).

10

5.

Меры массы: килограмм, центнер.

6

6.

Решение примеров с переходом через десяток.

15

7.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

20

8.

Умножение и деление.

20

9.

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

6

10.

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

2

11.

Длина ломаной линии.

2

12.

Прямая линия. Отрезок.

2

13.

Взаимное положение прямых, отрезков.

5

14.

Меры времени.

5

15.

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

5

16.

Все действия в пределах 100.

10

17.

Деление с остатком.

10

18.

Треугольники.

5

19.

Повторение.

15

20.

Четырёхугольники.

5

21.

Прямоугольник.

5

Раздел «Календарно-тематическое планирование» (Приложение)

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 6-е издание - М.: «Просвещение», 2013.
  2. Учебник Перова М.Н.. Математика.  4 класс: учеб. для спец. (коррек.) образоват. учреждений VIII вида /М.Н.Перова.-8-е изд.- М.: Просвещение  2012.

Раздел «Результаты освоения предмета и система его оценки»

Учащиеся должны знать:

различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

названия компонентов умножения, деления;

меры длины, массы и их соотношения;

меры времени и их соотношения;

различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

практически пользоваться переместительным свойством умножения;

определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Система оценки планируемых результатов. 

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;

- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:

- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- при помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части

программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание

программного материала, соответствующего его познавательным возможностям, не

преступает к выполнению заданий.

Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3-5 грубые ошибки и ряд негрубых.

Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

2.4. Оценка за устный ответ обучающегося заносится в электронный журнал в день

проведения урока

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. и следующих нормативных документов:

      1. Конституция Российской Федерации;

      2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  4. Приказ УО Род - Несветайского района от 29.08.2014 № 275 «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  5. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 2 9/2065 -пэ)
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006 г.
  7. Устав МБОУ «Волошинская СОШ»;
  8. Положение об индивидуальном обучении учащихся МБОУ «Волошинская СОШ».
  9. Заключение ПМПК г. Новошахтинска № 55 от 12 мая 2014 года.

Основными задачами обучения чтению в начальных классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст -  вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.  Постепенно у учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы.

В течение всего года будет формироваться техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащихся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению.                         

Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимися, сама жизнь.

Раздел «Общая характеристика учебного курса»

Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

В течение всего года будет формироваться техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащихся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.  Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

 Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

 Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Раздел «Место предмета в учебном плане» Согласно Учебному плану МБОУ «Волошинская СОШ» на 2016-17 учебный  год на реализацию программы по чтению и развитию речи  в 4 классе предусмотрено 170 часов, 34 рабочих недели по 5 часов в неделю.  Согласно Календарному плану-графику МБОУ «Волошинская СОШ» на 2016-17 учебный год на реализацию программы по русскому языку отводится 170 часов.

Раздел «Содержание учебного предмета»

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Требования к уровню

подготовленности учащихся

«О школе и школьниках”

20

«Веселый звонок». В.Суслов «Тяп-ляп». И. Дик «Перемена». Б. Заходер «Не везет». В. Голявкин «Есть ли время для задачек?» И. Молчанов-Сибирский. «Чужая отметка». По С. Багрову. «Митины каникулы». Я. Аким.

Чтение по слогам, целыми словами; уметь полно отвечать на вопросы.

«Листьям время опадать».

20

«Осень». К.Бальмонт «Поспела брусника». По С. Багрову. «Золотая осень у тихих дорог». По А. Баркову «Посмотри, как день прекрасен!» И. Мазнин «Листобой». По Ю. Ковалю. «Поздняя осень». Г. Ладонщиков.

Выразительное чтение целыми словами; уметь заучивать небольшие стихи наизусть.

«Верные помощники».

20

«Овечка и волк» (Украинская сказка) «Козёл» (Русская песенка) «Кошкин питомец» В. Бианки «Собака и волк! (Русская сказка) Внеклассное чтение. «Верблюжья варежка» по Г. Снегиреву.

Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами; отвечать на вопросы по прочитанному.

«Крылатые помощники».

20

«Воробей». Н.Рубцов. «Наша Галя». По Н. Коростелеву. «Внезапное открытие». По А. Баркову «Говорящие яички». По Н. Сладкову. «Зяблик». С. Михалков. «Угощение для синиц». По Т. Чинаревой.

Высказывать свое отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного.

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

  20

«Первый снег». И. Бунин. «Неприятностей не оберёшься». По Р. Погодину. «Здравствуй, Зимушка-зима!» Г. Ладонщиков. «Зима». Г. Скребицкий. «Зимняя ночь». И. Соколов-Микитов «Снегири и коты». По Ю. Ковалю. «На катке». В. Осеева. Внеклассное чтение. «Как я встречал Новый год». По В. Голявкину. «Снежная баба». В. Орлов.

Уметь пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. Самостоятельно готовиться к выр. чтению проанализированного на уроке текста. Уметь выполнять требования учителя.

«Сказочные истории».

   15

«Три арбузных семечка». (Таджикская сказка). «Дочка пекаря». (Английская сказка). «Алмазный топор». (Литовская сказка). «Львиная доля». (Дагестанская сказка). «В шутку едим, в шутку работаем». (Латышская сказка).

Уметь читать в заданном темпе. Уметь классифицировать.

Умет отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Уметь находить в учебнике указанные тексты.

«Трудолюбие – это клад».

     10

«Потешки». (Русские народные). «Пирог». (Венгерская песенка). «Трудолюбивый Ниссе». (Шведская песенка). «Колосок». (Украинская сказка). «По работе и награда». (Русская народная сказка). «Сказка про двух лодырей». С. Маршак. «Новая перина». Р. Абдрахманов. «Хитрый коврик». По Е. Пермяку.

Уметь работать с учебником. Уметь слушать учителя и делать выводы. Уметь управлять собственным вниманием.

«Настали дни «Весенние».

    20

«Любимое время года». Г. Скребицкий. «Солнце – тепло». По Л. Толстому. «Весна подарила». Г. Витез «Березовый сок». По А. Баркову. «Весна – это я!». И. Хазри «Пчелки на разведках». К. Ушинский. «Гришины подарки». О. Высотская. Внеклассное чтение. «Тихо-тихо». А. Седугин. «Весенняя гроза». А. Барто. «Наше отечество». К. Ушинский. «Твоя Родина». А. Матутис.

Высказывать свое отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного. Уметь классифицировать.

Умет отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

«Вот такие истории».

10

«Пример аккуратности». В.Азбукин. «Случай с кошельком». Е. Пермяк. «Как Вовка праздновал день рождения». По С. Лежневой. «Ябеда». Е. Серова. «Хорошее». В. Осеева. «Карасик». По Н. Носову. «Жук на ниточке». Э. Шим.  «Мешок яблок». По В. Сутееву.

Уметь пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. Самостоятельно готовиться к выр. чтению проанализированного на уроке текста. Уметь выполнять требования учителя.

«Летняя пора».

15

«В лесу». Т. Шорыгина. «Одуванчик». З. Александрова. «Крот и заяц». Э. Шим. «Ника на даче». В. Голявкин. Внеклассное чтение «Удачливый рыбак». Е. Пермяк. «Прошлым летом». И. Гамазкова. Повторение пройденного. «Какое время года?» Г. Виеру.

Уметь грамотно и логично правильно излагать собственные мысли. Уметь поддерживать беседу на данную тему. Дополнять ответы товарищей.

170

Раздел «Тематическое планирование» 

№ п/п

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов учебных действий обучающихся

1

О школе и школьниках

20

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами после подготовительной работы. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания. Чтение про себя простых текстов.

2

Листьям - время опадать.

20

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Слушание коротких произведений. Ответы на вопросы по прочитанному. Изучение структуры текста в соответствии с программными требованиями.

3

Верные помощники.

20

Подробный пересказ текста. Чтение диалогов, простейшая драматизация. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам учебника. Высказывание своего отношения к поступку героя, событию. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, рассказывание их перед классом.

4

Крылатые друзья.

20

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Чтение доступных детских книг. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Лексическая работа.

5

Здравствуй, зимушка – зима.

20

Слушание коротких произведений. Ответы на вопросы по опоре. Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, рассказывание их перед классом. Элементарная оценка прочитанного.

6

Сказочные истории

15

Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами после подготовительной работы. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания. Чтение про себя простых текстов.

7

Трудолюбие – это клад

10

Слушание коротких произведений. Ответы на вопросы по прочитанному. Изучение структуры текста в соответствии с программными требованиями.

8

Настали дни весенние

20

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Высказывание своего отношения к поступку героя, событию. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, рассказывание их перед классом.

9

Вот такие истории

10

Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами после подготовительной работы. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания. Чтение про себя простых текстов. Подробный пересказ текста. Чтение диалогов, простейшая драматизация.

10

Летняя пора

15

Слушание коротких произведений. Ответы на вопросы по прочитанному. Изучение структуры текста в соответствии с программными требованиями.

Раздел «Календарно-тематическое планирование» (Приложение)

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета»

Перечень учебно- методических средств обучения.

1.Чтение 3 класс Учебник для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6–е издание Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Санкт – Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2011. Автор – составитель: С.Ю. Ильина , Л.В.Матвеева – Лунева

2.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,

3. Используются ТСО: видеофрагменты мультфильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Раздел «Результаты освоения предмета и система его оценки»

Планируемые результаты обучения.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя

Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами самостоятельно

Отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя

Отвечать на вопросы по прочитанному самостоятельно

Высказывать свое отношение к поступку героя, событию с помощью учителя

Высказывать свое отношение к поступку героя самостоятельно

Пересказывать содержание прочитанного по плану

Самостоятельно пересказывать содержание прочитанного

Устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся по предложенному

Самостоятельно устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Читать книги, предложенные учителем

Самостоятельно находить нужные книги в библиотеке. Подбирать материал для чтения в интернете.

Система оценки по чтению

Календарно-тематическое планирование по математике  8 вид 4 класс 2016г.

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

1,2,3

1.09

2.09

5.09

Устная и письменная нумерация в пределах 100

3

Читать и записывать натуральные числа.

С.9 №35

4,5,6

6.09

7.09

8.09

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

3

Организовать рабочее место.

Четко и правильно осознавать цель своей работы.

С.11 №45

7,8,9,

10

9.09

12.09

13.09

14.09

Меры стоимости: рубль, копейка. -2

Соотношение 1р.= 100к.

4

Использовать метрические меры  в повседневной жизни.

№12 с.56

11,12,

13,14

15.09

16.09

19.09

20.09

Меры длины: м, дм, см.

Построение отрезков .

4

Проводить простейшие измерения разными способами.

С.17 №28, №31

15,16,

17,18

21.09

22.09

23.09

26.09

Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд.

4

Оформлять тетради в соответствии с принятыми нормами.

С.18 №37

19,20,

21

27.09

28.09

29.09

Миллиметр - мера длины.

Соотношение:1см = 10мм

3

Проводить простейшие измерения разными способами. Использовать метрические меры  в повседневной жизни

С.21 №17,24

22

30.09

Проверка сложения вычитанием. Углы.

1

Использовать простейшие приборы и инструменты для решения практ. задач.

С.23 №1, №31

23,24,25,26,27

3.10.

4.10

5.10

6.10

7.10

Умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на 2, 3, 4, 5.

5

Уметь овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации

С.26 №11

28,29,30,31,32

10.10

11.10

12.10

13.10

14.10

Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах.

5

Находить в учебнике указанные задачи, упражнения, задания.

С.27 №21, 22

33,34,35,36,37,38

17.10

18.10

19.10

20.10

21.10

24.10

Меры массы: кг, ц.

Соотношение между единицами массы 1ц= 100 кг

Решение задач с мерами массы.

6

Уметь находить и определять способ измерения.

Использовать метрические меры  в повседневной жизни.

С.31№16,18

39,40.41,42

25.10

26.10

27.10

28.10

Сложение в пределах 100 без перехода через разряд.

(24+6, 24+16)

4

Уметь планировать текущую работу.

С.32 №27

43,44,45,46

7.11

8.11

9.11

10.11

Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

(40-12, 30-12, 100-4)

4

Объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

С.42 №92

47,48,49,50

11.11

14.11

15.11

16.11

Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Углы.

4

Уметь строить углы.

Находить в учебнике указанные задачи и упражнения.

С.34 №2

51

17.11

Увеличение и уменьшения числа на несколько единиц.

Окружность.

1

Уметь выполнять слож/ вычит. чисел в пределах 100 без перехода через разряд, чертить окружности разных радиусов с пом-ю циркуля.

С.40 №77

52

18.11

Контрольная работа по теме: «Сло жение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».

1

Контролировать правильность выполнения работы.

С.43 №97

53

21.11

Работа над ошибками. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

С.43 №97

54,55,56,57

22.11

23.11

24.11

25.11

Сложение с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 5.

4

Уметь выполнять сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд, присчитывать и отсчитывать равными числовыми группами по 5. Выполнять инструкции,            точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

С.45 №7

58,59,60,61

28.11

29.11

30.11

1.12

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.

Вычисление стоимости.

4

Представлять материал (задачу) в табличном виде.

С47 №22

62,63,64,65

2.12

5.12

6.12

7.12

Классификация углов. Многоугольник.

Присчитывание и отсчитывание по 6.

4

Уметь чертить прямой, тупой, острый углы, определять виды углов,

С.49№33

66,67

8.12

9.12

Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

2

У. выполнять письм. действия вычит-я двузначных чисел с перех. через разряд.

С.52№10

68,69

12.12

13.12

Составление и решение составных задач по краткой записи. Присчитывание и отсчитывание по 4

2

Уметь составлять и решать составные задачи по краткой записи (с помощью учителя), присчитывать и отсчитывать равными числовыми группами по 4. Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли.

С.53№18,19

70

14.12

Прямоугольник. Построение прямоугольника. Присчитывание и отсчитывание по 7.

1

Уметь строить прямоугольник, присчитывать и отсчитывать равными чис-ми группами по 7.

Распознавать формы простейших плоских фигур.

С.59 №53,56

71

15.12

Контрольная работа по теме:«Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд».

1

Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд». Контролировать правильность выполнения работы.

С.60 №64

72

16.12

Работа над ошибками. Связь действий сложения и вычитания.

1

Уметь по примеру на сложение составлять примеры на вычитание. Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

С.61№1

73

19.12

Увеличение числа на несколько единиц. Присчитывание и отсчитывание по 9.

1

Уметь выполнять сложение с переходом через разряд, присчиты вать и отсчитывать равными числовыми группами по  8 и по 9, устанавливать причинно-следственные связи.

С.61 №2

74,75,76,77

20.12

21.12

22.12

23.12

Умножение и деление числа 2.

Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2.

4

Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения.

С.63№9,12

78,79,

80,
81

26.12

27.12

28.12

29.12

Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3.

4

Уметь пользоваться таблицей умножения для нахождения частного и произведения.

С.65№13,14

82,83,84

10.01

11.01

12.01

Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника.

3

Уметь пользоваться правилами.

Распознавать формы простейших геометрических фигур.

С68№34

85,86,87,88

13.01

16.01

17.01

18.01

Умножение числа 4.

Таблица умножения числа 4.

4

Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

С.77№24

89,90,91,92,93

19.01

20.01

23.01

24.01

25.01

Переместительное свойство умножения.

5

Оценивать уровень овладения знаниями

С.78№30

94,95,96,97

26.01

27.01

30.01

31.01

Прямая, кривая, ломаная, луч.

Ломаные линии

4

У. чертить прямую, кривую ломаные линии, луч, отрезок заданной длины.

С.81№8

98,99

1.02

2.02

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.

2

Уметь решать примеры со скобками и без скобок.

С.78№32

100,

101

3.02

6.02

Решение задач деления на 4 равные части и по 4.

2

Уметь выполнять деление на 4 равные части по 4.

С.83№17

103,

104,

105

7.02

8.02

9.02

 Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга.

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

3

Уметь чертить окружности разных радиусов с помощью циркуля; различать замкнутые и незамкнутые кривые. Использовать простейшие приборы для решения практических задач.

С.87№42 С.86№38

106

10.02

Контрольная работа по теме:  «Умножение и деление на 2, 3, 4».

1

Уметь использовать знание таблиц умножения  2,3,4  для решения  соответствующих примеров на деление.

Контролировать правильность выполнения работы.

Повторить таблицу

107

13.02

Работа над ошибками.

Решение задач на умножение и деление  на 2,3,4.

1

Уметь использовать знание таблиц умножения  2,3,4  для решения  соответствующих примеров на деление.

Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

С.89№15

108

14.02

Умножение числа 5.

Таблица умножения числа.

1

Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

С89№18

109

15.02

Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью.

1

Уметь чертить окружности разных радиусов с помощью циркуля; различать замкнутые и незамкнутые кривые. Использовать простейшие приборы для решения практических задач.

С.90№23

110

16.02

Деление на 5 равных частей.

Таблица деления на 5.

1

Уметь использовать знание таблиц умножения  2,3,4  для решения  соответствующих примеров на деление.

Контролировать правильность выполнения работы.

С.92№9,10

111,

112

17.02

20.02

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач.

2

Уметь чертить замкнутые незамкнутые ломаные линии.

С.95№31

112

21.02

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач.

1

Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

С.96№33

113

22.02

Граница многоугольника.

1

Уметь делить на 6 равных частей;  записывать деление предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления.

С.98№8

114

27.02

Умножение числа 6.

Таблица умножения числа 6.

1

У. использовать знание таб. умн-я числа 6 для решения  соот-х примеров на дел-е.

С.99№5,6

115

28.02

Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6.

1

Уметь использовать знание таблиц умножения  5,6  для решения  соответствующих примеров на деление.

С.104№15

116

1.03

Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6.

1

Уметь решать простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

С.105№22

117

2.03

Контрольная работа № 4  «Умножение и деление на 5, 6».

1

Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и  на несколько единиц.

Повторить таблицу

118

3.03

Работа над ошибками. Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа в неск.  раз.

1

Уметь чертить замкнутые незамкнутые ломаные линии.

С.106№33

119

6.03

Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз с простыми задачами на  увеличение и  уменьшение  на несколько единиц.

1

Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

С.107№42

120

7.03

 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью

1

Уметь вычислять цену

Ц = С:К

С.110№6

121

9.03

Умножение числа 7.

Таблица умножения числа 7.

1

Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением. Уметь чисто и скоро писать.

С.112№15

122

10.03

Составные  задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

Уметь кратко записывать, содержание, решать составные ариф. задачи в два действия, читать вслух правильно, осознанно (с соблюдением интонации). Уметь выделять главное.

С.113№24

123

13.03

Сравнение выражений.

Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника (повторение).

1

У. строить многоугольник по данным точкам, измерять и вычислять  длину ломаной (границы) мног-ка.

С.114№28

124

14.03

Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7.

1

У. делить на 7 равных частей;  записывать деление на равные части .

С.117№10

125

15.03

Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7.

1

У. использовать знание таб умнож. числа 7   для решения  соответ-х примеров на деление.

С.118№25

126

16.03

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия.

С.119№29

127

17.03

Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм.

1

 Уметь чертить отрезки, измерять длину отрезка в см и мм, записывать числа, полученные при измерении, двумя мерами: 3см 5мм.

С.120№6

128

20.03

Контрольная работа по теме: « Умножение и деление на 7».

1

Уметь использовать знание таблицы умножения  7  для решения  соответствующих примеров на деление.

С.121№8

129

21.03

Работа над ошибками. Решение примеров с неизвестными компонентами.

1

Уметь находить неизвестные  множители, произведение.

С.121№2

130

22.03

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества.  К = С : Ц

1

Уметь вычислять количество К = С : Ц

С.122№8

131

23.03

Умножение числа 8.

Таблица умножения числа 8.

1

Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

С.123№6,8

132

24.03

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

Уметь кратко записывать, решать составные ариф. задачи в два действия.

С.124№13

133

3.04

Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок.

1

Уметь решать примеры без скобок.

С.127№9,10

134

4.04

Умножение числа 9.

Таблица умножения числа 9.

1

Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

С131№13,14

135

5.04

Сравнение выражений. Решение составных задач.

1

Уметь сравнивать выражения, используя знаки , , =

С.132№16

136

6.04

Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9.

1

У. делить на 9 равных частей;  записывать деление предметов на равные части ариф. действием деления, пользоваться табл.умнож. для нахождения произведения и частного.

С.134№11

137

7.04

Взаимное положение на плоскости прямых, отрезков.

1

У. узнавать, называть, моделировать взаим. положение двух прямых линий, отрезков, точки пересечен.

С.136№7

138

10.04

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 8, 9».

1

Уметь использовать знание таблиц умножения  8,9  для решения  соответствующих примеров на деление.

С.137№1

139

11.04

Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение длины заданных отрезков на несколько единиц.

1

Уметь чертить отрезок  заданной длины, короче, длиннее данного.

С.137№2

140

12.04

Умножение  и деление единицы и на единицу.

1

Уметь применять правило в вычислениях.

С.139№7,9

141

13.04

Взаимное положение прямой, окружности, отрезка.

1

Уметь узнавать, называть, моделировать взаимное положение окружностей, прямых, отрезков, находить точки пересечения.

С.141 №8

142

14.04

Умножение нуля и на нуль.

1

Уметь применять правило в вычислениях.

С.143№5

143

17.04

Деление нуля.

1

Уметь применять правило их в вычислениях. Выполнять инструкции,  следовать образцу и простейшим алгоритмам.

С.144№16

144

18.04

Составление и решение задач на нахождение цены, количества, стоимости.

1

Уметь вычислять кол-во

К = С : Ц, цену Ц = С : К,

стоимость С = Ц х К

С.146№27

145

19.04

Составление и решение примеров на нахождение разности.

1

Уметь составлять и решать примеры на нахождение разности.

С.147№5

146

20.04

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка

1

Уметь узнавать, называть, моделировать взаимное положение многоугольников, прямых, отрезков, находить точки пересечения.

С.147№8

147

21.04

Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10.

1

Уметь применять правило в вычислениях.

С.149№7,16

148

24.04

Контрольная работа   «Взаимное положение на плоскости геометрических фигур».

1

Уметь применять правило в вычислениях.

С.150№17

149

25.04

Работа над ошибками. Порядок действий в примерах без скобок.

1

Уметь узнавать, называть, моделировать взаимное положение на плоскости геометрических фигур, находить точки пересечения. Контролировать правильность выполнения работы.

С.150№12,

150

26.04

Определение времени по часам с точностью до 1 минуты.

Решение задач с мерами времени.

1

Уметь определять время по часам  тремя способами с точностью до 1 минуты(5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го).

Уметь читать показатели времени по часам.

С.152№6,7

151

27.04

Числа, полученные при измерении стоимости (рубль, копейка).

1

Уметь решать задачи с мерами стоимости. Уметь различать числа, полученные  при измерении стоимости

Использовать метрические меры  в повседневной жизни

С.155№8,9

152

28.04

Числа, полученные при измерении длины (м, дм, см, мм).

1

Проводить простейшие измерения разными способами.

С.157№19,21

153

2.05

Выполнение действий с числами, полученными при измерении длины

1

У. записывать числа, полученные при измерении длины  двумя мерами: 7см 3мм. Уметь заменять мелкие меры длины более крупными, крупные меры более мелкими.

С.159№36

154

3.05

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур.

1

Уметь узнавать, называть, моделировать взаимное положение на плоскости геом. фигур, находить точки пересечения.

С.164№5,7

155

4.05

Контрольная работа по теме: «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени».

1

Уметь выполнять действия с числами, полученными  при измерении стоимости, длины, времени.

Контролировать правильность выполнения работы.

С.165№10

156

5.05

Работа над ошибками.

Составные задачи, решаемые двумя арифмет. действиями.

1

Уметь кратко записывать, моделировать содержание, решать составные ариф. задачи в два действия.

Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

С.165№14

157

10.05

Сложение чисел в пределах 100

1

Уметь выполнять устные и письменные вычисления вычитания чисел в пределах 100.

С.175№4

158

11.05

Вычитание чисел в пределах 100.

1

Уметь выполнять устные и письменные вычисления вычитания чисел в пределах 100.

С.178№28

159

12.05

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

1

Уметь выполнять устные и письменные вычисления вычитания чисел в пределах 100.

С.179№34

160

15.05

Умножение и деление.

1

Уметь выполнять устные и письменные вычисления вычитания чисел в пределах 100.

С.179№40

161

16.05

Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.

1

Уметь увеличивать и уменьшать числа в несколько раз.

С.184№27

162

17.05

 Определение времени по часам с точностью до 1 мин разными способами. Решение задач с мерами времени.

1

Уметь определять время по часам с точностью до 1 мин.

С.190№13,14

163

18.05

Четные и нечетные числа.

1

Уметь различать чётные и нечётные числа.

С.191№19

164

19.05

Решение составных задач, требующих выполнения 2-3 арифметических действий.

1

У. решать простые ариф.за дачи на увеличение (умень шение) числа в неск.  раз.

С.191№25

165

22.05

Порядок выполнения действий I и II ступени в примерах без скобок и со скобками.

1

Уметь составлять и  решать примеры на нахождение суммы и остатка.

С.192№29,30

166

23.05

Четырёхугольники. (4ч)

Прямоугольник и квадрат. Построение прямоугольника и квадрата с помощью чертежного угольника.

1

У. чертить прям-к и квадрат с помощью черт. треуг-ка на нелинованной бумаге.

С.197№20

167

24.05

Контрольная работа  № 9  «Все действия в пределах 100».

1

Уметь  выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100, пользоваться табл. умн. Контролировать правильность выполнения работы.

С.197№23

168

25.05

Работа над ошибками. Равенство боковых сторон, верхних и нижних оснований прямоугольника (квадрата).

1

Уметь чертить прямоугольник и квадрат с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Уметь находить ошибки в работе и исправлять их.

С.198№28

169

26.05

Решение составных задач, требующих выполнения 2-3 арифметических действий.

1

 Решать составные задачи, требующие выполнения 2-3 ариф. действий.

С.199№3№5

170

29.05

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи).

1

Представлять материал (задачу) в табличном виде.

С.218№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе по программе "Школа России."

Рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе УМК "Школа России."...

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочие программы и тематическое планирование по программе "Школа России" 2 класс

Рабочие программа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж...