Конспект урока "«Земля - кормилица»"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мирошниченко Марина Викторовна

Данный урок преследует следующие цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с различными видами почв и их составом; природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, развивать информационную компетенцию учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, природе, патриотизм.
  • Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_-zemlya_-_kormilitsa-_v_4_klasse.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Мирошниченко Марина Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Школа № 10 имени Героя Советского Союза М. П. Галкина города Пласта»

Предмет

Окружающий мир

Класс

4,1

Тема

«Земля - кормилица»

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок открытия нового знания

Цели

Образовательная: познакомить учащихся с различными видами почв и их составом; природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, развивать информационную компетенцию учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, природе, патриотизм.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Формируемые УУД

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать обобщения, выводы Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; применять правила делового  сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения.

Рассматриваемые понятия

Земля, почва, гумус, почвоведение, виды почв - тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая;  состав почвы – воздух, вода, песок, глина, соль, чернозем (листья, остатки травы, насекомые, личинки и т.д.).

Оборудование

Проектор, экран, компьютер для показа презентации.

Для практической работы: почва, салфетка, стакан с водой, образцы проращивания зерен пшеницы в различных типах почв.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

Цель:

проверка готовности обучающихся, настрой на работу.

Организует и настраивает на работу.

Подготовка учащихся к уроку.

На столах у каждой группы находится стакан с почвой, стакан с водой, салфетка.

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Личностные:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение планов во временной перспективе.

2.Актуализация ранее изученного.

Цель: повторить пройденный

материал.

Организует деятельность учащихся (вопросы, задания).

Организует проверку индивидуальных заданий у карты, за партами по описанию полезного ископаемого.

Отвечают полным ответом на вопрос учителя (подземные богатства, полезные ископаемые).

А) 1 ученик работает у карты.

Б) 3 ученика работают на местах по карточкам.

 В) фронтальная работа с классом игра «Тест:  Наши подземные богатства»

Угадай полезное ископаемое» (отвечают на вопросы).

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что мы называем подземными богатствами?

А) «- Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

         природного газа, торфа.

-Назовите полезные ископаемые Урала».

«Выберите и опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;    б) геологи;    в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся...

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок. глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль. мел;

в) каменный уголь. антрацит, торф.

Усвоение темы «Наши подземные богатства».

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимся.

3.Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Создает проблемную ситуацию.

Организует работу со словарем, со значением слов: земля, почва, гумус, подбор фразеологизмов со словом земля.

Читают текст и отгадывают слово (земля).

Находят в словаре определение: Земля -

1) Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству.

3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты с песком и глиной.

Ставят цель урока.

1.Узнать из чего состоит почва?

2.Узнать какие бывают почвы?

3.Почему землю называют кормилицей?

4.Как охранять почву?

Сообщение темы и целей урока.

- В названии темы урока  «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут.
( Земля. )

Расшифруйте слово на экране: U”DЗDWЕQМNVЛSRFYЯUL”LJ&V@

                      КGОHYРМ%&ИЛ(ИЦ@VVА

- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.

Что означает слово земля.

- Назовите фразеологизмы со словом земля?

(Как сквозь землю провалился. На краю земли. За тридевять земель. Съесть пуд земли. Достать из под земли. Земля слухами полнится.)

- Что такое почва?  

- Ребята, а что вы знаете о земле, о почве?

- Ребята у земли, почвы есть еще название.

- Что хотите узнать на уроке? Поставьте цель урока.

Умение работать со словарем, поиск информации.

Узнают многозначность слова земля:

- земля-планета,

- земля – суша,

- земля – страна,

- земля – почва

- исторические знания (о доблести солдат).

Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование цели, формулирование проблемы.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Изучение нового.

 

Цель: получение знаний в практической деятельности.

5. Физминутка «Пчелка»

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.

7. Исследовательская работа

8. Сказка о волшебной кладовой.

9. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.

10. Работа в печатной тетради

11. Закрепление новых знаний.

Цель: выявить уровень  усвоение нового материала.

12.Домашнее задание

                

6. Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Организует практическую работу.

Показывает эталон: кластер «Свойства почвы».

Организует взаимооценку.

Задает проблемный вопрос по выявлению главного свойства почвы.

Организует зрительную, восстанови

тельную физминутку.

Организует работу по учебнику.

Чтение статьи учебника на стр. 162-163 

Дополнительная информация:

Науку о почвах – почвоведение –создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв.

Если имеются затруднения по вопросу, нацеливает сравнить карту природных зон в учебнике на стр. 73 и виды почв на стр.161.

Две недели назад ребята получили 4 разных типа почв и провели опыт

- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

Чтение учителем сказки «Волшебная кладовая»

Организует работу по учебнику

Организует работу в печатной тетради

П/Т стр 75, №4

-Укажите стрелками к каким последствиям для почвы приводят действия человека.

Учитель организует тестирование. На столах листочки с тестовыми заданиями.

Разъяснение, обсуждение д/з.

Организует подведение итога урока, саморефлексии учащихся.

Работают в группах, проводят опыты, составляют кластер «Свойства почвы».

Цель практической работы: узнать из чего состоит почва.

Воздух.

Вода.

Песок, глина.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. 

На стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Взаимооценка.

Главное свойство почвы – плодородие.

Если почва содержит воздух, воду, песок, глину, перегной, соли, значит, это позволит растениям дышать, получать воду, минеральные соли, питательные вещества для богатого урожая.

Узнали свойства почв.

Выполняют задачи по развитию зрительного восприятия в игровой форме.

Читают задание в учебнике.

-Рассмотрите изображения образцов почв. Сравните их между собой.

- Как вы думаете, какие из этих почв плодородные? Почему? Рассматривают изображения почв, сравнивают, делают выводы.

Вывод: Самая плодородная почва это чернозем.

Почву изучают ученые-почвоведы.

Затрудняются

Практическая работа

Вывод: Челябинская область находится в зоне смешанных лесов, значит у нас подзолистые почвы.

ОПЫТЫ

Опытным путём мы решили сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в разных видах грунта.

Сначала мы делали предположения, в каком грунте зерно прорастет лучше, в почве из леса, в песке, в глине или в почве с участка.

Выводы делали  на основе наблюдений и с опорой на собственный практический опыт.

1.Первую партию зерна я распределил для посадки в глину.  В течение двух недель я наблюдал за ростками, измерял их  и фотографировал. Ростки появились на 6 день. Их было мало. Росли медленно.

2.Я посадил зерно в песок. Ростки в лотках с песком не торопились радовать нас бурным ростом.

3.Я посадила зерна в почву с участка. Через 4 дня мои посевы проросли! В лотках с почвой проклюнулись первые зелёные росточки. А через 10 дней ростки были высотой более 10 см.

4.У меня зерна были посажены в лесную почву. Проросли на 3 день!!! Росли быстрее и дружнее, чем у ребят.

ВЫВОД: для выращивания зёрен пшеницы нужно выбрать плодородную почву леса или поля.

Высказывания учащихся (например, Землю, т.е. почву называют кормилицей, потому что она дает богатый урожай зерна, овощей, фруктов, которые необходимы для жизни людей).

Чтение статьи учебника.

Находят информацию в учебнике на стр.162.

Записывают данные в ПТ стр.75 № 5

Вывод: важно охранять и сохранять почву! Нужно защищать землю.

Выбирают верный вариант ответа.

Записывают д/з в дневник.

Отвечают на поставленные вопросы.

- Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу «Свойства почвы» выполняя опыты.

- Как вы думаете, какова цель данной работы?

Опыт № 1. В стакан с водой опустите комочек почвы. Что появилось? Значит, в почве есть…..

Опыт № 2. Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы и сильно сожмите. Стряхните почву. Что обнаружили на салфетке? Значит, в почве есть …..

Опыт № 3. Посмотрите, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны….. Значит в почве есть……

Далее ребята вспоминают опыты, которые были проведены предварительно

Опыт № 4.  Нагреем немного почвы. Что чувствуется? (неприятный запах).

Значит, в почве есть……

Опыт № 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется. Что осталось на стекле?

Значит, в почве есть…..

- Проверим правильность выполнения практической работы «Свойства почвы» по эталону.

- Оцените работу групп.

- Ребята, как вы думаете, какое главное свойство почвы?

- Ребята, как вы думаете, на чем эти свойства отразятся?

- Какую цель мы с вами узнали?

Составление схемы «Состав почвы»

  На доске составляется схема  « Состав почвы»                                  

ПОЧВА

воздух                                 соли

вода                         перегной (гумус)

песок

глина

Перед сложной работой клуба «Открытие» отдохнем, настроимся на работу.

Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв.

- Как вы думаете, какие виды почв есть?

- Ребята, а как вы думаете, кто изучает почвы?

- Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашей области? Оказывается, для определения типа почвы есть простой метод. Взять в руки небольшой комочек почвы, массой 60-70 грамм и растереть его на мелкие части. Затем смочить водой до тестообразного состояния и попробовать скатать шарик величиной с орех. После чего постарайтесь из шарика раскатать шнур. Если Вы дошли до последней операции, значит почва глинистая и суглинистая.

 

- Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

- Какой вывод можно сделать?

 

- Вы можете ответить на следующую цель: Почему землю называют кормилицей?

- Что называют волшебной  кладовой? Почему?

   - Что издавна делает земля-матушка?

   - Как можно назвать землю?

   - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

         - Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях».

         

  • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
  • сажать полезащитные полосы;
  • проводить снегозадержание;
  • правильно распахивать;
  • умеренно поливать и употреблять удобрения.

- Запишите данные в рабочую тетрадь на стр.75 № 3.

- Какой вывод вы можете сделать по этим данным?

Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

- Д/З. РТ стр.74-75 № 1,4.

- Кто желает выполнить индивидуальное задание:

1) Из атласа-определителя подготовить сообщение «Растения и животные леса».

2)Подготовиться рассказать о том, что вы делаете, чтобы растения на вашем  участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай.

3) Написать эссе по теме «Что произойдёт, если вдруг не станет почвы?».

4) Ответить на вопрос: Почему знаменитый русский учёный-почвовед В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота?

Прочитать текст на стр.162 - 163

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

- Сегодня на уроке было интересно...

- Для меня было открытием...

- Какие свойства и типы почв вы узнали на уроке?

- Свой новый опыт я смогу использовать…

ВЫВОД:

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Узнают свойства почвы, типы почв.

Свойства почвы, типы почв.

Умение подводить итог.  Называть свойства и типы почв.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Регулятивные: Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные:

Ориентироваться в учебнике. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: понимание и осознанность усвоения материала, рефлексия.
Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения.

 Личностные: личностное, отношение к сверстникам, умение общаться, корректность.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других.

Познавательные: подробно пересказывать текст, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: Высказывать своё отношение к прочитанному.

Познавательные: понимание и осознанность усвоения материала, рефлексия.
Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения.

 Личностные: личностное, отношение к сверстникам, умение общаться, корректность.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Ссылки на используемые интернет-ресурсы.

  1. http://festival.1september.ru/articles/525509/
  2. http://festival.1september.ru/articles/418268/
  3. http://festival.1september.ru/articles/525495/
  4. http://festival.1september.ru/articles/534839/
  5. http://stat11.privet.ru/lr/081f1c8daac65ed76a9a0a8c88402fd0
  6. http://www.buduin.ru/forum/viewtopic.php?p=401& 
  7. http://www.jobtoday.com.ua/slovar/slovo.php?gnm=10270
  8. http://www.propochvu.ru/tundra.html
  9. http://rgo.ru/students/geography/8klass/pk_russkoy_ravniny/
  10. https://www.youtube.com/
  11. http://www.youtube.com 

Практическая работа для групп

Задание: проведя опыты составить кластер «Свойства почвы».

Цель: узнать из чего состоит почва.

Опыт № 1. В стакан с водой опустите комочек почвы, размешайте. Понаблюдайте, что появилось? Значит, в почве есть…..

Опыт № 2. Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы и сильно сожмите. Стряхните почву. Что обнаружили на салфетке? Значит, в почве есть …...

Опыт № 3. Посмотрите, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана ….. Значит, в почве есть……

Опиши полезное ископаемое по плану

Опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

Опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

Опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

Тест  « Наши подземные богатства» (проверка домашнего задания)

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;    б) геологи;    в) строители.

 2. К полезным ископаемым относятся...

                   а) кирпич, бетон, бензин;

                   б) станки, вазы, ножницы;

                    в) нефть, газ, глина.

 3. В строительстве используются...

                   а) торф, железная руда, самоцветы;

                   б) песок, глина, гранит;

                   в) мрамор, каменный уголь, малахит.

  4. Металлы получают из...

                   а) каменного угля, янтаря, мела;

                   б) жемчуга, известняка, торфа;

                   в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...

                   а) нефть, природный газ;

                   б) калийную соль, алмазы;

                   в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...

                   а) известняк, ракушечник, гранит;

                   б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

                   в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

7. В карьерах добывают...

                   а) известняк, песок. глину;

                   б) золото, малахит, мрамор;

                   в) нефть, торф, бурый уголь.

 8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

                   а) алмаз, известняк, графит;

                   б) железная руда, поваренная соль. мел;

                   в) каменный уголь. антрацит, торф.

 

Тест «Земля-кормилица» (почвы) (проверка усвоения нового материала)

1)Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; 

б) подзолистые почвы;

в) 
тундровые почвы; 
г) серые лесные почвы.

2)Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; 
б) в лесной зоне;
в) 
в степях; 
г) в пустынях.

3)Плодородие почвы зависит от количества... 
а) песка; 
б) 
перегноя;
в) глины; 

г) солей.

4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; 
б) воздух;
в) камни; 
г) 
соли.

5)Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок

б) глина;
в) 
перегной; 
г) ил.

6)В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк,
 воздух, вода;
б) 
вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль,
 песок, глина, вода, воздух.

7)Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) 
проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8)Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; 
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет
г) 1-2 года.

9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.