Программа внеурочной деятельности " Мир вокруг нас"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Программа внеурочной деятельности " Мир вокруг нас" 1-4 класс и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_1.docx48.49 КБ
Файл ktp_mir_vokrug_nas_2_klass.docx32.41 КБ
Файл ktp_mir_vokrug_nas_3_klass.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.И. Ходенко

муниципального образования город-курорт Геленджик

УТВЕРЖДЕНО

                                                                            решение педсовета протокол № 1

                                                                               от    ___ августа 201__  года

                                                                              Председатель педсовета

                                                                              _____________ И.В. Шакалова

Рабочая программа внеурочной деятельности

образовательная программа

по конкретному виду внеурочной деятельности 

               кружок  «Мир вокруг нас»

 Срок реализации программы:  4 года (1 – 4 классы)

Возраст обучающихся: 6,5-11 лет

                                                                             

Составитель:

 учитель начальных классов

Хмелёва Татьяна Юрьевна

                                                                         

1.Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

 Цели  программы:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы.

       Программа «Мир вокруг нас» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года, охватывает обучающихся 6,5 – 11 лет, объемом в 135 часов, 1 час в неделю. Первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по  34 часа, из которых  56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся во внутриклассных  группах.

2.Тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

внеаудиторные

1год обучения

33

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

1

 Вводные занятия

1

2

2

Окружающий нас мир

12

18

Природа вокруг нас

1

3

Животные вокруг нас

5

6

Растения вокруг нас

4

7

3

Итоговая работа по курсу

2

2

2год обучения

34

1

 Вводные занятия

1

-

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

2

Планета Земля

13

14

Наша земля на глобусе и карте

1

2

Формы поверхности земли и родного края.

4

4

Водоёмы.

4

4

Заочное путешествие по родной стране.

2

2

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

2

2

3

Итоговая работа по курсу

2

4

3год обучения

34

1

 Вводные занятия

2

1

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

2

Поддержание порядка на нашей планете

11

16

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

2

4

Изучаем способы охраны природы.

2

3

Открываем жизнь в почве.

2

4

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

5

5

3

Итоговая работа по курсу

1

3

4год обучения

34

1

Вводные занятия

2

1

2

Человек и его место на Земле

10

17

Объяснять влияние человека на природу.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Изучаем экологические связи в живой природе.

3

5

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

3

5

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

2

3

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

2

4

3

Итоговая работа по курсу

1

3

                       ВСЕГО

135

56

79

3. Содержание программы

1-й класс (33 ч)

Вводное занятие(3)

Знакомство с миром природы.

Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.

Окружающий нас мир(18)

Природа вокруг нас

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.

 Практическая работа:

Экскурсия в природу. Составление таблицы  «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.

Животные вокруг нас

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Практическая работа:

Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.

Растения вокруг нас

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений?  Выясняем, что такое экология.

Практическая работа:

 Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений  по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.

Итоговая работа по курсу(4)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки  Г.К.Андерсена «Ель».

2-й класс (34ч)

Вводное занятие(1)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.

 Планета Земля(27)

Наша земля на глобусе и карте

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.

Практическая работа:

Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.

Формы поверхности земли и родного края.

Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.

Практическая работа:

 Поделка из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ).  Выставка рисунков  на тему «Рельеф – лицо Земли».

Водоёмы

Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.

Практическая работа:

Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Кочеты». Коллективная работа по составлению правил  сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.

Заочное путешествие по родной стране

Главный город страны – Москва. Краснодар – столица Кубани.

Практическая работа:

Экскурсия по городу Краснодару. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками. Создание альбома «Краснодар – град казачий».

Обсуждаем примеры  экологических катастроф

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Практическая работа:

Мастерим поделки из бросового мусора.

Итоговая работа по курсу(6)

3-й  класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Практическая работа:

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

Поддержание порядка на нашей планете (27)

 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

Практическая работа:

Работа с «Красной» книгой России и Кубани. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.

Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

Практическая работа:

Экскурсия в Кавказский биосферный  заповедник.

Открываем жизнь в почве

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. 

Практическая работа:

Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие. 

Практическая работа:

Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Участие в научно-практической конференции школьников.

4-й класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Человек – часть живой природы. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.

Практическая работа:

Составление режима дня.

Человек и его место на Земле (27)

Изучаем экологические связи в живой природе

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Практическая работа:

Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

 Практическая работа:

Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

Влияние природы на человека и человека на природу. Как  отрицательное воздействие на природу влияет  на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.

Практическая работа:

Экскурсия вдоль дороги  и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Кочеты.

Практическая работа:

 Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора.  Посадка деревьев на пришкольном участке.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

  Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии, экологические КВНы, презентации экологических проектов.

Личностные результаты:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- установление причинно-следственных связей.

   К концу первого года обучения школьники должны знать:

*секреты живой и неживой природы;

*условия, необходимые для жизни растений и животных города;

*нравственные правила обращения с объектами природы.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

*проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

*оказывать помощь птицам в зимнее время;

*эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны знать:

*элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики;

*простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

*знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

К концу второго  года обучения школьники должны уметь:

* выполнять правила безопасного  и экологического поведения в природе;

*подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;

* выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

еальные местные экологические условия;

 *способы охраны природы;

*названия некоторых охраняемых растений и животных Кубани.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

*анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить;

*использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на улицах города;

*проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования.

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

*некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы;

*нравственные и правовые принципы природопользования;

*причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

*реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;

*пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;

*использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

  К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

5. Формы контроля

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

6. Методические рекомендации

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты;

5) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности  в изучении  курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Мир вокруг нас» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. 

Занятия  по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как  практикумы, дискуссии, походы, экскурсии, праздники, акции.

      На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации   и её обработки.       Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

        Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Печатные пособия

1.

  1. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Кубани. Краснодар, 1995.
  2. Доклад о состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 1999 году. Краснодар, 2000.
  3. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

4.     Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

5.      Шпотова Т.В. Игровая экология в 3-х частях, М., Исар, 1999г.

1

1

1

2. Технические средства обучения

1.Персональный компьютер

2.Интерактивная доска

3.Принтер

1

1

1

3. Экранно-звуковые пособия

Комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий»

1

4. Оборудование кабинета

  1. Двухместные ученические столы с комплектом стульев
  2. Стол учительский
  3. Шкафы для хранения учебников и пр.

Комплект

Согласовано

протокол № 1 ШМО учителей начальных классов

от «     »  августа   201__ года

_________________________

Согласовано

 Зам.директор  по УР

_____________ С.Н. Калганова

«     »    августа    201___года

Согласовано

протокол № 1 ШМО учителей начальных классов

от «     »  августа   2014 года

____________   Т.Ю. Хмелёва

Согласовано

 Зам.директор  по УР

_____________ С.Н. Калганова

«     »    августа    2014года



Предварительный просмотр:

Согласовано

 Зам.директор по УР

 __________С.Н. Калганова

 ___ августа  20___года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №20 ИМЕНИ Н.И. ХОДЕНКО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Кружок « Мир вокруг нас»

Класс 2

Составитель: Хмелёва Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Количество часов: 34 ч

Планирование составлено на основе рабочей программы Хмелёвой Т.Ю., утверждённой на педсовете __________протокол №___


п\п

       Содержание

(разделы, темы).

Кол-во  часов

  Дата    проведения

Оборудование

Характеристика основных видов  деятельности обучающихся

Всего

план

факт

1

Вводные  занятия.

Что  входит  в  солнечную  «семью».

1

 Интерактивная доска,

комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий»,  набор карт, материалы для художественного творчества

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

  Определяют элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики; простейшие взаимосвязи в живой природе, объясняют необходимость бережного отношения к природе своего края;

   определяют особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

 Выполняют правила безопасного  и экологического поведения в природе;

Подбирают материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; Выражают эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Ставят вопросы; обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимают различные позиции во взаимодействии.

Учатся ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

Записывают, фиксируют  информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполняют предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; устанавливают причинно-следственные связи.

Планета  Земля

27

Наша  земля  на  глобусе  и  карте

  3

2.

Изображение  земли  на  глобусе  и  карте.

1

3.

Составление  плана  местности.

1

4.

Изображение  Земли  в  рисунках детей.

1

Формы  поверхности  земли  и

 земли родного  края

8

5.

Основные  формы  поверхности  Земли.

1

6.

Горы,  равнины, низменности,  возвышенности  нашего  края.

1

7.

Формы  поверхности  земли  нашей  местности.

1

8.

Поделки  из  пластилина (ГОРЫ,  ВУЛКАНЫ).

1

9.

Выставка  рисунков  на  тему  

«Рельеф-лицо  Земли».

1

10.

Экскурсия  по  территории   нашей  местности.

1

11.

Экскурсия  по  территории   нашей  местности.

1

12.

Форма  поверхности  земли.  Закрепление.

1

Водоемы

    8

13.

Куда  текут  реки?

1

14.

Изучаем  водоемы  нашей  мест

ности.

1

15.

Фотогазета  « Наша река»

1

16.

Изготовление  макета  реки.

1

17.

Изготовление  макета  реки.  Продолжение  работы.

1

18.

Составление  кроссвордов  на  

тему: «Водоемы  Краснодарского  края»

1

19.

Откуда  в  наш  дом  приходит

 вода  и  куда  она  уходит?

1

20.

Обитатели  водоемов.

1

Заочное  путешествие  по родной  стране.

4

21.

Просмотр  фильма  «Краснодар-

столица  Кубани».

1

22.

Ресурсы  нашей  страны.

1

23.

Экскурсия  в  краеведческий  музей.

1

24.

Экскурсия  в  краеведческий  музей.

1

Обсуждаем  примеры  экологичес-

ких  катастроф.

4

25.

Экскурсия  на  берег  реки  

1

26.

Мастерим  поделки  из  бросового  мусора.

1

27.

Просмотр  фильма  «Экологические  катастрофы»

1

28.

Беседа  по  пройденному  материалу,  подведение  итогов,  выводы

1

Итоговая  работа   по курсу

6

29.

Конкурс  рисунков.

1

30.

Учимся  писать  реферат

1

31.

Обсуждаем,  делаем  выводы.  Беседа  по  пройденному  материалу

1

32.

Конкурсы,  ребусы,  загадки.

1

33.

Тестирование  по  пройденному  материалу.

1

34.

Подведение  итогов,  задание  на  летние  каникулы.

1

ИТОГО:

34



Предварительный просмотр:

Согласовано

 Зам.директор по УР

 __________С.Н. Калганова

 ___ августа  20___года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №20 ИМЕНИ Н.И. ХОДЕНКО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Кружок « Мир вокруг нас»

Класс 3

Составитель: Хмелёва Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Количество часов: 34 ч

Планирование составлено на основе рабочей программы Хмелёвой Т.Ю., утверждённой на педсовете __________протокол №___


п\п

       Содержание

(разделы, темы).

Кол-во  часов

  Дата    проведения

Оборудование

Характеристика основных видов  деятельности обучающихся

Всего

план

факт

Вводные  занятия.

3

 Интерактивная доска,

комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий»,   справочная литература. материалы для художественного творчества

 Знакомятся с наукой экология. Знакомятся с живыми существами, которым угрожает исчезновение, способы охраны природы. Узнают о разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. знания о разнообразии живой природы.  Уточняют знания о разнообразии живой природы.

Учатся:

 Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

1

Наша планета Земля. Условия жизни на Земле.

1

2

Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

1

3

Практическая работа

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

1

Поддержание порядка на нашей планете

27

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

  6

4.

Представители редких организмов (грибов, растений), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

1

5

Представители редких организмов (животных (грибов, растений, (животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

1

6

Практическая работа.

Работа с «Красной» книгой России и Кубани.

1

7

Работа с «Красной» книгой России и Кубани.

1

8

Выпуск журнала «Редкие животные нашего края».

1

9

Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.

1

Изучаем способы охраны природы.

5

10

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

1

11

Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

1

12

Практическая работа:

Экскурсия в Кавказский биосферный  заповедник.

1

13

Экскурсия в Кавказский биосферный  заповедник

1

14

Экскурсия в Кавказский биосферный  заповедник

1

Открываем жизнь в почве

6

15.

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. 

1

16.

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. 

1

17.

Практическая работа

Работа со справочной литературой

1

18.

Игра – конференция «Будь природе другом»

1

19.

Подготовка к конференции школьников «Я исследователь».

1

20.

 Участие в конференции школьников «Я исследователь».

1

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

10

21.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые),

1

22.

Практическая работа:

Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками

23.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (с хвощами и плаунами)

1

24.

Практическая работа:

Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками

25.

Многообразие животных: черви, моллюски.

26.

Многообразие животных:

ракообразные, паукообразные.

1

27

Практическая работа:

Работа со справочной литературой. Обмен информацией с одноклассниками

1

28

Грибы как особые группы живых существ, их разнообразие

4

29

Лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие

1

30.

Практическая работа

Работа со справочной литературой. Обмен информацией с одноклассниками

1

Итоговая  работа   по курсу

4

31.

Подготовка  выступления на научно-практической конференции школьников.

1

32.

Подготовка  выступления на научно-практической конференции школьников.

1

33.

Подготовка  выступления на научно-практической конференции школьников.

1

34.

 Участие в научно-практической конференции школьников.

1

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для 2-4 классов

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного...

Программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Мир вокруг нас" 2 класс

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, форм...

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня"

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня" (социальное проектирование)

Курс программы "Мир вокруг меня" (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на 4 года обучения. На освоение программы отводится 34 часа в год. Программа реализуется через внеуро...