Урок в 1 классе "Откуда берутся снег и лед?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Анна Владимировна Новикова

Урок окружающего мира. Задачи урока- познакомить учащихся со свойствами снега и льда, с их образованием, через практическую работу. Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности      на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;  умение выделять  существенное в учебном материале,  делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал. Воспитывать интерес к явлениям природы и формировать экологическую   культуру учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в первом классе

Тема: « Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Познакомить учащихся со свойствами снега и льда, с их образованием, через практическую работу.

Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности      на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;  умение выделять  существенное в учебном материале,  делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.

Воспитывать интерес к явлениям природы и формировать экологическую   культуру учащихся.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения:  мультимедиапроектор, презентация « Откуда берутся снег и лёд?», отрывок DVD фильма « Природоведение для самых маленьких»,  снег и лёд в стаканчиках,  цветная бумага (раздаточный материал), таблица « Свойства снега и льда»,

клей, цветные карандаши, .

                                                            Ход урока

I ЭТАП: Организационный

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II ЭТАП: Подготовка к основному этапу

 Слайд 1- Послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? ( Зимой)

Стихотворение А.С. Пушкина.

В январе мы с вами были на экскурсии в школьном дворе. По её итогам вы подготовили вот такие замечательные рисунки , записали пословицы и поговорки о зиме.

- Давайте вспомним наши наблюдения на экскурсии в школьный дворик и назовем,  какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Слайд 2

  • дни короткие, ночи длинные, солнце светит, но не согревает.
  • на деревьях отсутствует  листва, кроме хвойных деревьев;
  • спрятались насекомые,
  • некоторые животные заснули, а звери «одели» теплые шубки;

 

  • стало мало птиц, и они стараются держаться ближе к человеческому жилью.
  • звери «одели» теплые шубки;
  • люди  одеваются теплее и отапливают свои жилища.

Слайд 3

 Слайд 4- А чем вы занимаетесь на улице в зимнее время? ( катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки и лепят снежные фигуры.) Вот снеговик принес вам загадки:

Слайд 5   Рыбам зиму жить тепло,                                        Всю зиму смирно лежит,  

       Крыша- толстое стекло. ( Лёд).                             А весной убежит. ( Снег)

 Слайд 6  - - Кто назовет тему нашего урока ?

Итак, сегодня мы узнаем, откуда берутся снег и лед.  Но прежде  чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

Слайд 7. Цель эксперимента гипотеза ( уточнить значение), проверим практическим путём.

У вас на партах стоят стаканчики со снегом и льдом. Первый вариант – снег, второй- лед.

Лежат листки с таблицей и листочки со словами, клей, по ходу проведения опытов мы с вами будем заполнять табличку.

III ЭТАП:   Практическая работа. ( у учащихся таблица, слова-помощники, клей)

Цель эксперимента:  изучить свойства снега и льда.

Гипотеза (уточнить лексическое  значение слова) : снег и лёд-это не одно и тоже.

Слайд 8  Наблюдение 1.   Какого цвета снег и лед? Снег белый, а как определить цвет льда, что нам может помочь?

Опыт: для определения цвета льда дети подставляют полоски из цветной бумаги (белая, голубая, зеленая.

Вывод: лед – бесцветный, а снег белый.

Слайд 9   Наблюдение 2.  Какое вещество снег или лед обладают свойством прозрачности?

Как доказать?

Опыт : на цветную фигурку один ученик за партой кладет немного снега, а другой кусок льда.

Вывод: лед – прозрачный, а снег непрозрачный.

Слайд 10  Наблюдение 3.  Проверьте снег и лед на прочность.

Опыт :возьмите карандаш  и воткните её в снег. (Он рыхлый), а теперь воткните в лед. (Твердый  )

 Слайд 11 Наблюдение 4. (проводит учитель)  Учитель разбивает молотком  кусок льда. О каком свойстве льда можно сказать?

Вывод: лед  хрупкий. (ОБЖ опасное свойство льда)

 Слайд 12   Наблюдение 5. Что происходит со снегом и льдом в теплом месте (Тают)

Вот и изучили мы все свойства снега и льда. Давайте их повторим.

Слайд 13

Свойства снега и льда.

Свойства

Снег

Лёд

Цвет

белый

бесцветный

Прозрачность

непрозрачный

прозрачный

Хрупкость

рыхлый

хрупкий и твердый

Действие тепла

превращается в воду

превращается в воду

Напомните, какая у нас цель эксперимента, гипотеза

Слайд 1 4   Цель эксперимента:  изучить свойства снега и льда.

                    Гипотеза  : снег и лёд-это не одно и тоже .

Какой вывод ?

                    Вывод: Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же.

                                    Хотя у них разные свойства,

                                    снег и лед  – это замерзшая вода.

Физкультминутка.

Солнце небо греет слабо ( руки вверх, вниз)

По ночам трещит мороз ( руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы ( руки на пояс, повороты туловища в стороны)

Побелел морковный нос (дотрагиваются до носа)

В речке стала вдруг вода (ходьба на месте)

Неподвижна и тверда (стоят  на месте)

IV  ЭТАП  Беседа  о том, откуда берутся снег и лед.

Слайд 1 5  -Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего?

(Снег и лёд превращаются в воду под действием тепла).

-Верно. Снег и лёд при таянии превращаются в воду.

-А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).

-Где в природе вы видели лёд?

(На реке, в луже, сосульки. гололёд, иней, узоры на окнах).

- А вы видели. Какие красивые узоры мороз рисует зимой на окнах? А вы знаете, откуда берутся эти узоры? Маленькие капельки воды на поверхности стекла замерзают, соединяются между собой и образуют причудливые узоры.

- А теперь совершим  небольшое путешествие на Северный и Южный полюс.

 Слайд 16 (Гелеверя Д.)Ледники ( рассказ ученика) –  скопление льда на суше. (На  вершинах гор, у Северного и Южного полюсов, в  Арктике и  Антарктике).

-Как  же образуется ледник?

Если снег долго лежит, то он накапливается, слёживается, превращается в ледяные крупинки, нужно долгое время, чтобы образовался лёд. Ледник образуется в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно.

Слайд 16  ( Бегушева З.)Айсберг ( рассказ ученика)  (в переводе с немецкого) - «ледяная гора». В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота айсберга достигает 40-60 метров. Это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть его находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Она примерно в 7 раз больше надводной.

-Откуда  же берутся эти громады льда?   Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.  Бывают черные айсберги это   связано  с  деятельностью вулканов - лёд покрывается  толстым слоем вулканической пыли,  которая не смывается даже морской водой. ___________________________________________________________________________

-Если вы захотите, то сможете узнать ещё много интересного об айсбергах на страницах энциклопедий и других книг.

Потом обязательно поделитесь с нами этими знаниями.

 -Можно ли в доме увидеть лёд?

-Как в домашних условиях воду превратить в лёд?  ( Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру)

На протяжении нескольких лет в крупных городах нашей страны проходит фестиваль ледовых фигур.

___________________________________________________________________________

 Слайд ( Корнеев Р.)17 Фестиваль ледовых фигур.

Так выглядит парк накануне фестиваля… Снежные кубы только что освободили от досок, в которые две недели назад утрамбовали снег. Пролежав всего две недели, снег становится плотным и твердым, как камень. Чтобы убрать ненужные куски, скульпторы  работают электропилой или пилят снег куском толстого железного провода. Часто у зрителей возникают вопросы, откуда же везут лёд, и главное - как его везут. Многие  считают, что лед привозят с севера самолетом. На самом же деле лед берут в пермских реках, а снег привозят из-за города.  Склеиваются ледовые кубы не клеем . Самым надёжным клеем является вода. А еще для сглаживания швов и создания особой прозрачности скульпторы пользуются обыкновенным домашним утюгом или феном.

____________________________________________________________________________

- Так что же такое лёд? ( Это замёрзшая вода.)

-А когда образуется снег?  (Зимой).

-А что такое снег? (Это снежинки, которые падают с неба).

-А как образуются снежинки? ( Ответы детей)

- Сейчас мы проверим, верны ли ваши рассуждения.

Слайд 18 .- Перед вами снимок Земли, сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – вода , светлые – суша, самые светлые – облака.

_____________________________________________________________________________

Слайд 1 9  ( Баранов М., Зарипов М.) ( Рассказ 2  учеников) 

- Облака состоят из  очень маленьких кристалликов  воды. Когда они соединяются в большие капельки и становятся слишком тяжелыми, облака опускаются ниже и начинает идти дождь.

- Если температура воздуха меньше нуля градусов, маленькие кристаллики  в облаках превращаются в снежинки. Снежные звёздочки соединяются в снежинки или хлопья снега.

- Даже невооруженным взглядом рассматривая снежинки, можно
заметить, что ни одна из них не повторяет другую.
То, что одна снежинка практически невесома, любой из нас  прекрасно знает: достаточно подставить ладошку под падающий  снежок.

-  Но бывают и исключения - самые крупные  снежинки выпали  в Москве более 70 лет тому назад.  Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали  страусиные перья.

- То, что снег имеет не чисто-белый, а слегка голубоватый оттенок, известно давно.

- Более половины населения земного шара никогда не видело снега, разве только на фотографиях.

- А почему снег скрипит?  

- Скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых  кристалликов. Скрипит снег  лишь в мороз.

Слайд 20 - Хотя снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме. Сколько лучей имеет каждая из них?

- Не только форма, но и падение снежинок восхищает людей. А как падают снежинки?

(В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает всё вокруг ровным слоем. Стоит подуть ветру, как заметёт, закружит метель, оставляя высокие сугробы.)

V  ЭТАП . Закрепление изученного материала. Кроссворд.

Снеговик подготовил нам загадки.

1. Меня все растили,

   Из снега слепили.

   Холодный, большой –

   Кто я такой?   (Снеговик.)

2. Без рук рисует,

   Без зубов кусает.   (Мороз.)

3. Прозрачен как стекло,

   А не вставишь в окно.   (Лёд.)

4. Кто, угадай – ка, седая хозяйка,

   Тряхнёт перинки – над миром пушинки?  (Зима.)

  Ключевое слово – вода.

- Почему?  

Снег и лёд образуются при замерзании воды.

Фрагмент образовательной программы.

- А могут ли снег и лёд быть опасными? (лёд на поверхности  водоемов, сосульки на крышах домов ).

                                  Советы пешеходам при гололёде и гололедице от снеговика.

1. Слушая информацию о погоде, обращайте внимание на фразу: „На дорогах сильная   гололедица“.

2. В такой день, по возможности, лучше вовсе не выходить из дому.

3. Передвигаться по льду надо умеючи: на полусогнутых ногах, наклонившись вперед, ноги ставить на всю ступню и слегка расслабить в коленях, идти не торопясь. Руки (или хотя бы одна правая рука) должны быть свободны.

4. Если чувствуете, что падаете, — постарайтесь сгруппироваться и валиться на правый бок, с упором на ладонь и предплечье.

5. Выходите на улицу обязательно в удобной устойчивой обуви.

 

VI  ЭТАП . Итог урока

Графический диктант. (Учащиеся при ответе на вопрос используют синий и красный карандаши. Если не знают ответ на вопрос, пропускают клеточку)

  • Снег при таянии превращается в воду.  (ДА)
  • Если вода замерзает, она превращается в лед. (ДА)
  • Снег бесцветный.   (НЕТ)
  • Лед прозрачный.   (ДА)
  • У снежинок пять лучей.   (НЕТ)
  • Снег рыхлый.   (ДА)
  • Лед хрупкий.  (ДА)
  • Снег непрозрачный.   (ДА)
  • Все снежинки одинаковые.   (НЕТ)
  • Снег белый.   (ДА)

У детей появляется на проверочных карточках следующий рисунок:

                            

 - Ребята, а на какие трудные, но интересные вопросы мы нашли ответы?

VII  ЭТАП.  Домашнее задание.

 Я предлагаю вам на выбор несколько вариантов.  Подумать, спросить у родителей, посмотреть энциклопеции и ответить на вопрос :А можно ли есть лед или снег? (Снег и лед  могут быть съедобными только, если их сделал человек. Мороженое и фруктовый лед—это очень вкусно !)

 Может быть,  вы найдете и покажите покажут ещё  опыты  или фокусы со снегом, льдом,

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....