Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Пернатые изобретатели».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

1.Познакомить учащихся с птицами и их  приспособлениями к полету. Углубить знания детей о птицах нашей местности, занесенных в Красную книгу.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, речь. Учить детей делать выводы и обобщения.

3.Прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение  к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom_ptitsy.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок окружающего мира в 3а классе

Тема:  «Пернатые изобретатели».

Цели:

1.Познакомить учащихся с птицами и их  приспособлениями к полету. Углубить знания детей о птицах нашей местности, занесенных в Красную книгу.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, речь. Учить детей делать выводы и обобщения.

3.Прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение  к природе.

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

                                   Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята,  слышите, звенит звонок,

Говорит: « Начнем урок!»

2. Актуализация знаний.

У. Ребята, давайте вспомним, с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?

Д. Пресмыкающимися.

У. Назовите их.

Д. Змеи, крокодилы, черепахи, ящерицы.

У. А можно ли назвать пресмыкающихся  настоящими наземными животными? Почему?

Д. Они расселились далеко от воды и откладывают яйца на суше.

У., Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца?

Д. Под оболочкой яйца есть все, что нужно для развития зародыша, включая запас воды.

 У. Чем холоднокровность отличается от хладнокровия?

Д.  Холоднокровность - это когда у животных   температура тела меняется в зависимости от температуры окружающей среды.

Хладнокровие – спокойствие и выдержка в поведении.

3. Совместное открытие знаний или объяснение нового материала.

У.  Каких летающих животных вы знаете?

Д. Стрекозы, бабочки, летучие мыши, птицы.

У. Давайте проверим.

1 слайд (Летающие животные.)

У.  Правильно,  посмотрите, вот эти животные, которых вы назвали.

      -Наш урок сегодня будет посвящен тем, кто два раза родится: в первый раз гадкий, а во второй раз мягкий.

  -Кто это?

Д. Птицы.

У. Так какова тема нашего урока?

Д. Птицы, пернатые.

У. Вы правы. Тема нашего урока  звучит так: « Пернатые изобретатели».

2 слайд (Пернатые изобретатели.)

У. Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми?

Д. Так как они имеют перьевой покров, их тело покрыто перьями.

( Выступление уч-ся 1группы)

 Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются  и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, птицы всегда рядом с человеком, они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым оперением, разнообразной окраской оперения.

3 слайд (Птица в полете.) 

  Птицы очень легкие, потому что кости у них полые и заполнены воздухом. А обтекаемая форма тела помогает им быстро летать. Некоторые внутренние органы  птиц уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше, чем остальные. Но главное «изобретение» птиц – это перья.

У. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?

      -Самый первый шаг  к познанию мира  - это внимательный взгляд. Ученые,  чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас и мы  на время превратимся в ученых, будем исследовать перья.

Работа в парах.

    -На столах у вас лежат перья, возьмите их и рассмотрите. Сравните  по цвету, размеру. Какие они?

Д. Разные.

Уч. Что общего у всех перьев?

Д. Есть стержень, волоски.

У.  Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки (волоски). Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния.

-Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож?

Д. На пустую трубочку.

У. О чем это говорит?

Д.Перо легкое  и внутри него воздух.

У. А теперь обмокните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо? Намокло ли?

Д. Нет,  вода скатилась капельками.

У. А знаете ли вы, почему перо не намокло?

Д. Нет.

4 слайд (Копчиковая железа).

 У. Давайте сделаем вывод, какую же роль  у птиц

выполняет их оперенье?

Д. Перья защищают птицу от воды и сырости.

У. Для чего птицам нужны большие перья?

Д. Для полета.

У. А  маленькие?

У.Чтобы согревать тело.

5 слайд (Виды перьев)

У. Посмотрите, вот большие перья, которые нужны для полета, вот маленькие, которые защищают тело и согревают. А о каких перьях мы еще не сказали?

Д. Правильно, о перьях  хвоста.

У. Как вы думаете, какую роль они играют?

Д. Они позволяют держать равновесие, делать повороты и остановку.

6 слайд (Птицы в полете, страус.)

У.    Крылья поднимают птицу в воздух. Птицы машут крыльями и летят. Крыло сгибается так же, как рука. При помощи крыльев птицы могут изменить  направление полета. Взлетая, птица подпрыгивает в воздух  и очень быстро машет крыльями. Все птицы хорошие летуны.  Зато у птиц, которые  не летают, например, у африканского страуса, сильные ноги, так что он легко может убежать от врага.

        Для полета им нужна энергия, поэтому птицы много едят. Легкие и сердце у птиц совершенны. Благодаря ним обмен веществ у птиц идет очень быстро: они теплокровные животные. Поддерживать температуру в зимнее время  помогает пушистое оперение, которое удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.

Работа в парах – учебн. стр.28 №2

      У.Прочитайте задание и выполните его.

 -Так в какую «одежду» превращается оперение чечетки?

4. Физминутка.

У. Теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть   и послушать голоса птиц.

7-8 слайд (Голоса птиц.)

5. Первичное закрепление (обучение способам  

    самостоятельного применения знаний). 

Слайд – 9(Линька птиц).

( Выступление уч-ся 2группы)

        Весной начинается горячая пора для птиц - сезон размножения. Самцы занимают для своей будущей семьи лучшие участки  и пением сообщают     другим, что место занято. Самки выбирают понравившийся участок и самца.    Самка строит гнездо и откладывает яйца – не все сразу, а по одному в    день, чтобы не потерять способность к полету, - и насиживает их.

 У. На стр.30  прочитайте текст самостоятельно.

  -Что нового вы узнали?

 -Каких птиц мы называем перелетными, а каких оседлыми?

Слайд  10(Почему птицы улетают?)

Поработайте в группах, выполните№4 на стр. 31.

-Давайте проверим. К каким группам  вы отнесли птиц?

   -Теперь я предлагаю послушать рассказы от каждой группы.

 ( Выступление уч-ся 1группы)

Слайды – 11-17( Краснокнижные птицы.)

6. Итог урока.

 В завершении урока я предлагаю поиграть в игру « Да или нет».

 Я задаю вопросы, если согласны, пишите  - да, не согласны - нет.

1.-Всех животных, которые летают, называют пернатыми?

2.- К пернатым относятся только птицы?  

3.- Для полета птицам нужна энергия?  

4.-Птицы холоднокровные животные?

5.- Температура тела птиц постоянна?  

6. – У птиц наблюдается линька?

7. – Птицы улетают на юг, потому что им холодно?

8.- Околоводные птицы живут на деревьях?

У. Теперь  обменяйтесь листочками и проверьте, кто на все вопросы ответил правильно поставьте «5»

Слайд  18(Ответы).

У. Как думаете, вы  сегодня на уроке все  узнали о птицах? (Нет).

Слайд  19(Домашнее задание).

7. Домашнее задание.

 Дома вы прочитаете  некоторые сведения на стр. 28-30 и  № 3, 5, 7, 9 выполнить по выбору.

Найти стихи, загадки о птицах, нарисовать рисунки.

Найти  интересные  факты и события о птицах.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...