Конспект урока окружающего мира "Как путешествует письмо" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Михайлова Татьяна Анатольевна

Тема: «Как путешествует письмо»

Тип урока:
Урок-объяснение.
Цели урока:
• познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма.
• раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
• расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
• развивать информационную грамотность учащихся,
• развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить этапы путешествия письма, правила написания письма.
Оборудование:
• компьютер,
• мультимедийное оборудование,
• презентация "Письмо",
• кроссворд,
• карточки со словами "отправитель, адресат, индекс, конверт, марка, индекс, штамп, бандероль, посылка",
• учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс,
Раздаточный материал:
Чистый лист бумаги А4, цветные карандаши.
В составлении урока я использовала интернет- ресурсы, методичку и художественную литературу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_puteshestvuet_pismo_urok.docx19.19 КБ
Файл kak_puteshestvuet_pismo.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как путешествует письмо»

Тип урока: 
Урок-объяснение.
Цели урока: 
• познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма.
• раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
• расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
• развивать информационную грамотность учащихся,
• развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые достижения учащихся: 
усвоить этапы путешествия письма, правила написания письма.
Оборудование: 
• компьютер,
• мультимедийное оборудование,
• презентация "Письмо",
• кроссворд,
• карточки со словами "отправитель, адресат, индекс, конверт, марка, индекс, штамп, бандероль, посылка",
• учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс,
Раздаточный материал:
Чистый лист бумаги А4, цветные карандаши.
В составлении урока я использовала интернет- ресурсы, методичку и художественную литературу

I.Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Повторение изученного. 
Слайд № 2 Кроссворд
- Ребята, сегодняшний урок мы начнем с кроссворда. Но чтобы заполнить кроссворд. Мы  должны отгадать загадки:
1. Скажи ты мне,
Какой чудак
И днём и ночью
Носит фрак. Пингвин

2.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица

3. Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло. Сова

4.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. снегирь

5.Сам Ерёмка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит. (Муравей)
(загадка-подсказка)
5.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. Муравьи

6.Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ... Сорока

Учитель:
-Кто лишний? (муравей)
-Почему? (Потому что насекомое)
- чем насекомое отличается от других животных? (есть крылья, шесть ног)
- кто такие пингвин, синица, снегирь, сова, сорока? (птицы)
-чем птицы отличаются от других животных? (оперенье, летают)
-на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)
-Прочитайте выделенное слово по вертикали (Письмо)
-Мы сегодня познакомимся с новой темой: Как путешествует письмо.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если хочешь -
За море умчится.
III. Объяснение нового.
- Что такое письмо? (ответы детей)
Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
На боковой доске словарь появляется слово "письмо".
-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)
Слайд № 3. "Как путешествует письмо"
-Чтобы письмо смогло дойти до места назначения нужен конверт и марка.
Слайд№4.
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
На боковой доске словарь появляется слово "конверт".
-Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".
"Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит).
На боковой доске появляется слово "отправитель".
"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)
На боковой доске появляется слово "адресат".
-На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Почтовый индекс. Слово означает "указатель".
Слайд № 5. (Индекс. Образцы написания цифр индекса)
На боковой доске появляется слово "индекс".
"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.
-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
-На письме должна быть марка.
Слайд №6. 
Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.
На боковой доске словарь появляется слово "марка".
-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. (Показ коллекции марок)
Слайд №7. 
-Письма готовы. Отправляем их в путешествие.
Чтение рассказа "Почта" (читает ученик).
"На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах".
На боковой доске словарь появляется слово "штамп".
Слайд 8. Физкультминутка 
-Проследим ещё раз путь письма.
Слайд № 9 (Путь письма) 
Узнали сказочного персонажа? А прежде чем почтальон Печкин начнёт разносить почту, какой путь проделает письмо?
-Мы опустили письма в почтовый ящик, письма доставляют в почтовое отделение. Дальше на разных видах транспорта письма отправляются по указанному адресу в другие города и села .
Слайд № 10 
И во Время Великой Отечественной войны работала почта. Только отправляли наши защитники солдатские треугольники.
Слайд № 11. 
-В Сибири у кочевников тундры, был свой способ доставки писем. Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передаёт ему письмо. Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Передать письмо в нужные руки каждый считал делом своей чести. Кочевая почта всегда работала быстро и на совесть.
Слайд № 12. 
-Вы, наверное, слышали имя великого путешественника Христофора Колумба? Когда Колумб возвращался из плавания, его парусник попал в сильный шторм. Колумб думал, что гибель неминуема. И он решил послать письмо. На листе пергамента Колумб сообщал об открытиях своей экспедиции и о возможной гибели судна. Завернул пергамент в ткань, привязал записку: тот, кто доставит послание королю или королеве Испании, получит 100 золотых. Поместил это письмо Колумб, в дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет! Обросший ракушками бочонок случайно нашли матросы американского судна. Но корабль Колумба, сильно потрепанный штормом, со славой вернулся к берегам Европы.
Слайд № 13. 
-Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший голубь-почтальон может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.
Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". Посмотрите, как крепились письма.
Слайд № 14. 
За заслуги перед столицей Франции в г.Париже почтовому голубю был установлен памятник.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен.
Слайд № 15. Физкультминутка 
Слайд № 16. Творческая работа 
Прежде чем выполнить творческую работу, отгадайте загадку.
-Отгадайте загадку:
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка… ( мороз)
Мы должны нарисовать конверт для письма Деду Морозу.
-Что должно присутствовать на конверте?
1. изображение почтовой марки
2. надписи «кому», «куда»
3. «от кого», «откуда»
-Расположите лист в альбомном формате. Мы должны нарисовать конверт для письма для Деда Мороза.
- Но одного конверта недостаточно. Мы должны написать письмо. Кому мы чаще всего пишем письма? (ответы детей)
Слайд 17. Ребята, давайте рассмотрим схему письма.
1. Обращение, приветствие. Объясните, что это значит? (ответы детей)
2.Фраза , где вы говорите о том, что получили письмо спешите ответить или как давно вы не получали писем.
4. В основном содержание письма. Вы рассказываете о новостях, которые решили сообщить.
5. Вопросы адресату. Интересуетесь жизнью и делами, родными и знакомыми.
6. Просьбы. Если вам что-нибудь необходимо, то можно попросить
7. Приветы.
8. Прощание.
9. Концовка.( подпись, дата)
- А нужны ли правила переписки? Какие правила необходимо соблюдать. ( ответы детей)
Слайд 18. Сейчас мы с этими правилами познакомимся.
1.Отвечать на письма нужно как можно быстрее.
Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.
2. Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
3. Не пишите писем карандашом.
5. Старайтесь не делать исправлений, ошибок.
6. Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
7. Никогда не вскрывайте и не читайте чужих писем. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
IV.Итог урока.
-Ну что друзья, подведём итог?
Чем занимались мы целый урок?
- Сегодня на уроке мы с вами узнали о том, как путешествует письмо.
-Что вам понравилось, что запомнили? А если мы хотим отправить друзьям или родным подарки? Как быть?

V. Домашнее задание:
Написать письмо своему другу и подписать конверт .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как путешествует письмо» Тема урока:

Слайд 2

Кроссворд П и н г в и н С и н и ц а С о в а С н е г и р ь М у р а в е й С о р о к а

Слайд 3

Как путешествует письмо?

Слайд 4

Конверт От кого Откуда

Слайд 5

Марка ПОЧТА РОССИИ ПОЧТА РОССИИ ПОЧТА РОССИИ ПОЧТА РОССИИ ПОЧТА РОССИИ ПОЧТА РОССИИ ПОЧТА РОССИИ

Слайд 10

Памятник голубям во Франции

Слайд 11

Схема письма 1. Обращение, приветствие. 2.Фраза , где вы говорите о том, что получили письмо спешите ответить или как давно вы не получали писем. 4. В основном содержание письма. Вы рассказываете о новостях, которые решили сообщить. 5. Вопросы адресату. Интересуетесь жизнью и делами, родными и знакомыми. 6. Просьбы. Если вам что-нибудь необходимо, то можно попросить 7. Приветы. 8. Прощание. 9. Концовка.( подпись, дата)

Слайд 12

Правила переписки 1.Отвечать на письма нужно как можно быстрее. Поздравительные письма отправляйте заблаговременно. 2. Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной. 3. Не пишите писем карандашом. 5. Старайтесь не делать исправлений, ошибок. 6. Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно. 7. Никогда не вскрывайте и не читайте чужих писем. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Путешествие тучки по Европе"

Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе, проведенного в рамках методической недели....

Конспект урока окружающего мира "Путешествие в Иерусалим " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (3 класс)Тема: Путешествие в Иерусалим...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"

Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока окружающего мира «Путешествия» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: выявление уровня знаний учеников по разделу «Путешествия».Планируемые результаты:   Предметные:- уметь адекватно оценивать свои достижения;- уметь без ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представлений о городе Москва, о достопримечательностях Москвы. Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока окружающего мира Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представления о городе Москва; о его достопримечательностях.Планируемые ...