Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы А. А. Плешакова, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._rp._okr._mir.docx | 952.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы учебного курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Рабочая программа используется в полном объёме и интегрируется с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой и др.
Цели и задачи изучения предмета
В результате изучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
- формированиецелостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует авторской программе.
Содержание курса
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Расхождение авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе.
Планируемые результаты изучения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологии учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе обучающиеся научатся:
- устанавливать связь между человеком – как частью природы и обществом;
- характеризовать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- формулировать основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- называть основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- выполнять правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- выполнять правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- определять потребности людей; товары и услуги;
- выявлять роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- называть некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно-тематическое планирование
№п. п. | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечания |
Как устроен мир | 6ч | |||
1 | Природа. Ценность природы для людей.Экскурсия № 1 «Разнообразие природы» | 06.09. | ||
2 | Человек.ОБЖ № 1 | 08.09. | ||
3 | Проект № 1 «Богатства, отданные людям».ОБЖ № 4, 5 | 13.09. | ||
4 | Общество | 15.09. | ||
5 | Что такое экология. ОБЖ № 2 | 20.09. | ||
6 | Природа в опасности! Охрана природы Проверочная работа № 1 «Как устроен мир» | 22.09. | Уч. с. 154 | |
Эта удивительная природа | 18ч | |||
7 | Презентация проекта №1 «Богатства, отданные людям». Тела, вещества, частицы | 27.09. | ||
8 | Разнообразие веществ.Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | 29.09. | ||
9 | Воздух и его охрана. Опыт«Расширение воздуха» | 04.10. | ||
10 | Вода. Практическая работа № 2«Исследуем свойства воды». ОБЖ № 18 | 06.10. | ||
11 | Превращения и круговорот воды.Опыт «Наблюдение за круговоротом воды». ОБЖ № 19 | 11.10. | ||
12 | Берегите воду! | 13.10. | ||
13 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы» | 18.10. | ||
14 | Разнообразие растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | 20.10. | ||
15 | Солнце, растения и мы с вами ОБЖ № 20 | 25.10. | ||
16 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 5«Изучаем способы распространения плодов» | 27.10. | ||
17 | Охрана растений. ОБЖ № 3 | 08.11. | ||
18 | Разнообразие животных. ОБЖ № 6 | 10.11. | ||
19 | Кто что ест? | 15.11. | ||
20 | Природные особенности Смоленского края. Проект № 2 «Разнообразие природы нашего края» | 17.11. | ||
21 | Размножение и развитие животных | 22.11. | ||
22 | Охрана животных. Животный мир Смоленской области. | 24.11. | ||
23 | В царстве грибов. Грибы Смоленского края | 29.11. | ||
24 | Великий круговорот жизни.ОБЖ № 21, 22 Проверочная работа № 2 «Эта удивительная природа» | 01.12. | ||
Мы и наше здоровье | 10ч | |||
25 | Организм человека.Практическая работа № 6 «Измеряем свой рост и массу тела» | 06.12. | ||
26 | Органы чувств.ОБЖ № 14 | 08.12. | ||
27 | Надежная защита организма. Практическая работа № 7«Исследуем нашу кожу» | 13.12. | ||
28 | Опора тела и движение. ОБЖ № 15 | 15.12. | ||
29 | Наше питание. Практическая работа № 8 «Изучаем состав продуктов» | 20.12. | ||
30 | Проект № 3 «Школа кулинаров» | 22.12. | ||
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Учимся измерять пульс» | 10.01. | ||
32 | Умей побеждать болезни | 12.01. | ||
33 | Здоровый образ жизни. ОБЖ № 16, 17 | 17.01. | ||
34 | Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье». Презентация проектов | 19.01. | ||
Наша безопасность | 7 ч | |||
35 | Огонь, вода и газ. ОБЖ № 7, 26 | 24.01. | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. ОБЖ № 8,9 | 26.01. | ||
37 | Дорожные знаки.ОБЖ № 10, 13Экскурсия № 2« Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» | 31.01. | ||
38 | Опасные места. ОБЖ № 23, 30 Проект № 4 «Кто нас защищает» | 02.02. | ||
39 | Природа и наша безопасностьОБЖ № 25, 27 | 07.02. | ||
40 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды» | 09.02. | ||
41 | Проверочная работа № 4 «Наша безопасность». Презентация проектов | 14.02. | ||
Чему учит экономика | 12 ч | |||
42 | Для чего нужна экономика. ОБЖ № 28 | 16.02. | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики.ОБЖ № 29 | 21.02. | ||
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Исследуем полезные ископаемые» | 28.02. | ||
45 | Растениеводство. Практическая работа № 12 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | 02.03. | ||
46 | Животноводство | 07.03. | ||
47 | Какая бывает промышленность. ОБЖ № 11, 12 | 09.03. | ||
48 | Проект № 5 «Экономика родного края» | 14.03. | ||
49 | Что такое деньги. Практическая работа №13 «Изучаем российские монеты» | 16.03. | ||
50 | Государственный бюджет | 21.03. | ||
51 | Семейный бюджет. ОБЖ № 24 | 23.03. | ||
52 | Экономика и экология | 04.04. | ||
53 | Проверочная работа № 5 «Чему учит экономика».Презентация проектов | 06.04. | ||
Путешествие по городам и странам | 15 ч | |||
54 | Золотое кольцо России. ОБЖ № 31,32 | 11.04. | ||
55 | Золотое кольцо России.Практическая работа № 14 «Города «Золотого кольца» на карте России» | 13.04. | ||
56 | Проект № 6 «Музей путешествий» | 18.04. | ||
57 | Наши ближайшие соседи | 20.04. | ||
58 | На севере Европы | 25.04. | ||
59 | Что такое Бенилюкс? | 27.04. | ||
60 | В центре Европы | 02.05. | ||
61 | Путешествие по Франции и Великобритании | 04.05. | ||
62 | Смоленская область на карте России. Полезные ископаемые Смоленской области | 09.05. | ||
63 | Растения Смоленского края | 11.05. | ||
64 | Водоемы Смоленщины. Охрана природы нашего края | 16.05. | ||
65 | Итоговая контрольная работа | 18.05. | ||
66 | На юге Европы | 23.05. | ||
67 | По знаменитым местам мира | 25.05. | ||
68 | Экскурсия № 3 «Путешествие по родному городу» | 30.05. |
Учебно-методические средства обучения
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.М.:Просвещение,2012.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение. 2012.
3. А.Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся. М.: Просвещение. 2013.
4.Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».М.: «ВАКО». 2014
5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,3 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...