Открытое занятие на тему: "Превращение воды".
план-конспект по окружающему миру по теме

Рыжичкина Людмила Викторовна

Опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

для детей подготовительной группы

 на тему:

"Превращение воды".

Подготовила и провела Рыжичкина Людмила Викторовна.

Образовательные задачи.

1.Закрепить полученные знания о воде.

2.Расширить и углубить представление детей об окружающем мире, посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями  (жидкое, твердое, газообразное).

3.Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

Развивающие задачи.

1.Развивать  внимание, речь.

2.Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию  окружающего мира.

3.Развивать наблюдательность, умение анализировать сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи.

1.Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе.

2.Проявлять  терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Ход занятия.

Беседа.

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его прочитать. Слушайте:

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды  солнышко  грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая  в эту минуту расчесывала  косу да так  и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела  спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой  любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер.

Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и «паринка»- родные сестры.

Воспитатель. Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

( Ответ детей.)

Воспитатель. Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка», и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1. «Вода не имеет формы».

Сравним форму воды в своем стакане с формой воды в стакане у соседа.

А теперь перельем воду в стакан другой формы.

Форма, которую приняла вода изменилась ? (Да)

Что можно сказать о форме воды?

(Вода приняла форму этой посуды или стакана.)

Что можно сказать о форме воды?

И есть ли у воды форма вообще?

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт №2. «Вода жидкая, может течь».

Воспитатель. У вас  на столе 1 стакан с водой, а другой - пустой. Перелейте воду из одного стакана в другой воду.

Льется вода? Почему?

Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3. «Вода прозрачная».

Воспитатель. Узнаем! Какого цвета вода?

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.  Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

(Выполняют задание.)

Можно ли сказать, что вода по свету совпадает с одним из цветов полосок?

(Нет)

Имеет ли тогда цвет вода?

( Вода бесцветная.)

Подумайте  как можно проверить прозрачность воды?

(Ответ детей.)

Возьмите картинку, которая лежит у вас на столе.

Посмотрите на картинку через  стакан с водой. Видите ли вы что нарисовано на картинке?

(Ответ детей.)

Какая  вода, если через нее все видно?

(Прозрачная.)

Вывод: вода бесцветная и прозрачная.

Физкультминутка: «Капелька».

Опыт №4. «У воды нет вкуса».

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта?

(Ответ детей.)

Попробуйте воду в стакане на вкус.

Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

(Нет.)

Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №5. «У воды нет запаха».

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи.

А понюхайте воду, чем она пахнет?

(Вода ни чем не пахнет.)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6. «Лед – твердая вода».

Воспитатель. У вас на столе на тарелках лежит лед. Возьмите лед  в руки и подержите. Что происходит со льдом?

(Он  тает.)

А если взять в руки комок снега? Что с ним будет?

(Снег будет таить.)

Предлагаю к столу подойти Степану.

Степа говорил, что хочет быть исследователем. Он покажет и расскажет о своем  исследовании.

Степа, с чем ты будешь проводить опыт?

Степа. Для опыта мне нужно 2 кубика льда.

Воспитатель. Тебе нужна помощь?

(Степа предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)

Степа. Ребята, как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее?

(Ответ детей.)

Степа. Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.

Во что превращается лед?

( Лед превратился в воду.)

Степа. (Обращается к Ксюше, которая участвовала в исследовании.)

Ксюша, а почему у тебя лед тает медленно?

Ксюша. У меня на руках перчатки.

Степа. Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Воспитатель. Исследователь Степан, мне интересно, как получился лед?

Степа. Нужно налить воду в формочку и поставить в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество- лед. Значит лед- это тоже вода.

Вывод. Лед и снег – тоже вода.

Опыт №7. «Пар - тоже вода».

Воспитатель. Посмотрите, что это?

(Термос.)

Воспитатель. Для чего он нужен?

(Ответ детей.)

Воспитатель. Термос сохраняет тепло. Любая жидкость остается горячей долгое время в термосе.

Я сейчас открою термос.

(Воспитатель открывает термос.)

Что это выделяется из термоса?

(Пар.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?

( Ответ детей.)

Воспитатель. Я вскипятила воду и налила в термос. В термосе находится кипяток.  Горячая вода.

Сейчас я накрою термос стеклом и подниму через некоторое время стекло.

Что вы видите?

(На стекле мы видим капельки воды.)

Воспитатель. Как так получилось?

Что стало с паром и в чего он превратился?

(Пар превратился в воду.)

Вывод: пар – это вода.

Воспитатель. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар, а пар остывая, превращается в воду. В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки?

(Дождь, снег, град, роса и т. п.)

Воспитатель. В паре расстояние между частичками больше, чем в воде и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние называют газообразным.

Воспитатель. Можем ли мы теперь сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры?

(Да.)

Почему?

Игра: «Где спряталась вода ».

(На доске разные рисунки: с облаками, сугробами, рисунок со цветком, на котором роса и т. д. Дети отгадывают, где спрятана вода.)

Итог занятия.

Воспитатель. Давайте вспомним что мы делали сегодня в нашей научно- исследовательской лаборатории?

(Ответ детей.)

Воспитатель. Какие свойства воды мы исследовали?

(Ответ детей.)

Воспитатель. Вода в окружающей среде бывает разной.

Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха, не имеет формы.

А закончить наше сегодняшнее занятие я хочу стихотворением Н.Рыжовой «В природе путешествует вода».

(Воспитатель читает стихотворение.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".

" При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО КУРСУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" ПО ТЕМЕ "ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ".

Презентация знакомит с тремя состояниями воды, встречающимися в природе, а также со свойствами воды:  конденсацией, испарением, таянием, замерзанием....

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"

Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе....

Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»

Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»....

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»

Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы....