Главные вкладки

    Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Ищенко Наталья Богдановна

    Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_izucheniya_temy.docx15.78 КБ
    Файл tehnologiya_provedeniya.docx22.99 КБ
    Файл hod_uroka.docx49.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе».

    Тема урока

    Превращение воды. Круговорот воды в природе.

    Тип урока

    Урок усвоения новых знаний.

    Цель урока

    Сформировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связав его с состояниями воды.

    Задачи урока

    Сформировать понятие «круговорот воды в природе».

    Расширить и закрепить знания обучающихся о трёх состояниях воды.

    Учить детей бережно относиться к воде.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    Умение:

    - ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

    - аргументированно отстаивать свою точку зрения;

    - оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

    - осознавать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме.

    Предметные:

    В познавательной( интеллектуальной) сфере: 3 состояния воды, круговорот воды в природе.

    В ценностно-ориентированной сфере: бережное отношение к воде.

    Метапредметные

    Умение:

    - отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;

    - работать с информацией;

    - собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;

    - решать вопросы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.

    Умение:

    - определять цель учебной деятельности самостоятельно;

    - работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

    - аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

    - определять степе5нь успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

    Умение:

    - задавать вопросы,

    - слушать не перебивая;

    - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами.

    Базовые понятия

    Вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, пар, туман, облако, иней, лёд, испарение, конденсация.

    Организация

       Фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

    Оборудование

    Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему урока, карточки, тетрадь, пакет заданий для работы в группах. Картон, клей, ножницы, фломастеры, заготовки для творческой работы.

     



    Предварительный просмотр:

    Технология проведения.

    Деятельность учителя.

    Учебная деятельность обучающихся, учебные действия.

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

    Планируемые результаты.

    1.Самоопределение к деятельности .

    Цели:

    Формирование умения оценить свою готовность.

    Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляет ситуацией самооценки.

    Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей; настрой на урок.

    Вопросы, на которые не требуется ответы учеников ( по Щурковой Н. Е.)

    -формирование умения планировать, контролировать свою деятельность;

    - социальные компетенции, личностные качества.

    2.Мотивация к учебной деятельности.

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - уточнить тематические рамки

    Учитель предлагает детям отгадать загадку и выяснить о чём пойдёт речь на уроке.

    Учащиеся выслушивают загадку учителя, высказывают предположение о теме урока.

    Метод «ключевых вопросов».

    - излагать своё мнение, аргументировать его;

    -сформированность мотивации к обучению.

    3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробн6ом учебном действии.

    Цель:

     - актуализация опорных знаний и способов действий

    Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует знания о воде, полученные на прошлых занятиях.

    Производят взаимооценку освоенных ранее знаний. Обратившись к блоку «Хотим знать», выясняют чего ещё не знают о воде.

    Составление таблицы, состоящей из 2 блоков: «Знаем», «Хотим узнать».

    - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    - уметь оформлять свои мысли в устной форме;

    - уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

    4.Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели.

    Цели:

    - организовать формулировку темы урока детьми;

    - организовать постановку цели урока детьми.

    Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока детьми.

    Вспоминая услышанную загадку, с помощью учителя формулируют тему урока.

     С помощью учителя ставят цель урока.

    Работа с таблицей состоящей из 2 блоков: «Знаем», «Хотим узнать».

    -  принимать и сохранять цель.

    5.Первичное усвоение и закрепление новых знаний.

    Цели:

    - актуализировать знания детей о состояниях воды;

    - формировать умение классифицировать объекты.

    Организует лабораторную работу с применением оборудования « школьной лаборатории».

    Организует работу на интерактивной доске.

    Организует фронтальный опрос.

    Организует самостоятельную работу с таблицей.

    Выполняют лабораторную работу в группах, выясняют от чего зависят 3 состояния воды

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя, в ходе работы заполняют таблицу «Превращение воды».

    Выполняют взаимопроверку в парах и сверяются с интерактивной доской.

    Групповая работа со «школьной лабораторией».

    Работа с таблицей. На интерактивной доске появляется таблица, по ходу ответов детей она заполняется.

    Отгадывая загадки, дети выполняют самостоятельную работу, выражая согласие в парах, сверяются с доской.

    - готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения;

    -  анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений;

    - готовность к саморазвитию.

    6.Решение учебной задачи, опыт.

    Цель: формирование умения обобщать, делать вывод.

    Физминутка

    Организует опыт.

    Организует обсуждение в группах по поиску информации.

    Организует просмотр видео и работу в группах.

    Организует физминутку.

    С помощью информационных листов обучающиеся дают определение словам «испарение», «конденсат».

    Делают предположение о круговороте воды в природе.

    Просмотрев мультфильм о путешествии капельки, объясняют схему круговорота воды в природе.

    Выполняют танцевальные движения под музыку.

    Работа с наглядным материалом.

    Работа с информационным материалом.

    Просмотр обучающего мультфильма.

    Работа с интерактивной доской.

    Звучит песня «Дождя не боимся» из к/ф «Незнайка с нашего двора».

    - связи и отношения между объектами и предметами; использование схемы.

    - готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения.

    7.Решение учебной задачи. Практическая работа.

    Цели:

    - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;

    - организовать творческую деятельность;

    - формировать умение действовать по плану

    Организует практическую работу.

    Организует деятельность учащихся по составлению плана работы.

    Ученики делятся на группы; совместно с учителем составляют план практической работы в группе; выполняют работу; презентуют её и записывают результаты.

     Обучающиеся составляют макет «Круговорот воды в природе».

    Практическая работа в группах. У каждой группы: шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы и клей.

    - формирование умения планировать свою деятельность;

    - умение ставить цель;

    - создание моделей изучаемых объектов и процессов;

    - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    8. Контроль и оценка  результатов.

    Цель:

    - формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.

    Организует выполнение учащимися самооценки.

    Организует диалог с учащимися на тему: «Берегите воду»

    Лидеры групп выходят к доске со своим макетом.

    Систематизация полученных знаний.

    Выполняют самооценку.

    Выступление лидеров групп.

    Самооценка.

    Заучивание кричалок: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»…

    - презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

    - оценка своей деятельности.

    9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Предлагает обучающимся домашнее задание на выбор

    Осуществляют первичный выбор вида домашнего задания.

    Таблица: «Знал раньше», «Узнал на уроке», «Хочу узнать ещё».

    - поиск информации, работа с таблицей;

    - составление текста в устной и письменной форме;

    - взаимодействие с родителями.

    10. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности.

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Организует фиксирование нового содержания.

    Организует рефлексию.

    Организует самооценку учебной деятельности.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Делают записи на бумаге.

    Делают самооценку.

    Составляют синквейн на тему: «Вода».

    У каждого ученика бумажная «капелька».

    Обучающиеся делают записи на капельках.

    Ассоциация после урока.

    - освоение начальных форм познавательной  и личностной рефлексии.



    Предварительный просмотр:

    Ход урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя и обучающихся

    1.Самоопределение к деятельности.

    - Здравствуйте, дорогие исследователи. Да, да, именно исследователями вы сегодня и будете.

    - Проверьте, все ли готовы к уроку?

    - Посмотрите на свои парты, ничего не забыли?

    _ Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про себя «Я хочу много знать». Поднимите руку, кто хорошо себя чувствует и готов к работе.

    - А теперь на своих карточках раскрасьте тучку карандашом такого цвета, с которым вы ассоциируете своё настроение.

    2.Мотивация к учебной деятельности.

    -  Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.

    Я и стужа, и туман,

    Я ручей и океан,

    Я летаю и бегу,

    И стеклянной быть могу. ( Вода)

    - Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор? ( О воде)

    3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    - А много ли вы уже знаете о воде?

    - Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но хотите сегодня на уроке узнать?

    ( Выясняем знания детей о воде)

    Знаем:

    Хотим узнать

    - ¾ поверхности Земли занимает вода;

    - в воде зародилась жизнь;

    - на карте вода обозначается синим цветом;

    - человек  без воды может прожить всего несколько дней;

    - свойства воды;

    - вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном;

    - воду надо беречь

    - А не возникают ли у вас вопросы? ( если сами не говорят)

    - Откуда берётся вода, которая льётся с неба?

    - Почему море никогда не переполняется?

    4.Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели.

    - Вспомните загадку. Скажите, а почему автор говорит, что вода – это и стужа, и туман, и ручей, и стекло?

    - Автор так говорит про воду, потому что она бывает в разных состояниях. Вода, пар, лёд. Это превращения воды.

    - Это верно, молодцы. Исследуем превращения воды подробнее?

    - Да.

    - Давайте ещё раз обратимся к блоку «Хотим узнать». Какие вопросы вас интересовали?

    - Почему вода находится в движении?

    - Какова будет тема нашего урока?

    - Тема урока: «Превращения воды. Круговорот воды в природе.»

    Цель урока:

    - Я помогу расширить свои познания о воде;

    - Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали;

    - Сможете доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;

    - Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение», «конденсация»;

    - И вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь.

    Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. А я буду лишь немного помогать вам.

    5.Решение учебной задачи. Изучение нового.

    - Ребята, вы утверждаете, что вода бывает в трёх состояниях. От чего это зависит?

    - От температуры.

    - При какой температуре вода превращается в лёд? ( 0 градусов)

    - Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? ( Зимой на реке, лёд в холодильнике, лужи осенью замерзают и покрываются льдом, на окнах появляются узоры зимой, град, снег, сосульки и др.)

    - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( Когда кипит чайник, туман)

    - Сможем ли мы увидеть прямо сейчас как испаряется вода? Проведём мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась прямо у нас на глазах! Вот это чудеса…

    Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар. ( - Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.)

    - В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

    - Давайте вспомним, как расположены частицы воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?

    - В твёрдом состоянии частицы расположены очень близко, в жидком – подальше, а в газообразном – совсем далеко.

    - Зарисуйте в таблице на карточках.

    - А теперь вы предстанете в роли знатоков состояния воды. Я буду загадывать загадки, а отгадки мы распределим в таблице.

    - Молоко над рекою плыло,

    Ничего не видно было.

    Растворилось молоко –

    Стало видно далеко. ( Туман)

    - Не пешеход, а идёт.

    Мокнут люди у ворот.

    Ловит дворник его в кадку.

    Очень трудная загадка? ( Дождь)

    - На дворе переполох,

    С неба сыплется горох. ( Град)

    - Рыбам зиму жить тепло:

    Крыша толстое стекло. ( Лёд)

    - Бел, как мел, с неба прилетел.

    Зиму пролежал, в землю убежал. ( Снег)

    - Вечером родиться,

    Ночь живёт

    Утром умирает. ( Роса)

    - И не снег, и не лёд,

    А серебром деревья убирает. ( Иней)

    Состояния воды.

    Состояния воды

    Твердое

    Жидкое

    Газообразное

    Расположение частиц

    Примеры

    Град, лед, снег, иней.

    Дождь, роса.

    Туман

    - Дополните таблицу своими примерами, проверьте работы в парах.

    - Представители первого ряда заполняют колонку «твёрдое состояние», 2 ряд – «жидкое состояние», 3 ряд «газообразное состояние».

    - А теперь  проверьте, нет ли у вас ошибок.

    6. Решение учебной задачи. Опыт.

    Физминутка

    - А теперь пришло время настоящих исследований. Готовы? Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со льдом. Мы видим над ней капли, которые падают вниз. Как это можно объяснить? ( Выслушиваются предположения обучающихся, подводится итог.)

    - Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капель падает вниз.

    - Сейчас вы разделитесь на группы и выполните тест. Для выполнения,  у каждой группы есть информационный лист, прочитав который, вы сможете ответить на вопросы теста. У каждой группы есть ключ. В каждое окошко необходимо вставить ту букву ответа, которую вы выбрали. ( В ключе должно получиться слово «вода»).

    - Итак, вы смогли ответить на вопрос, что такое «испарение» и «конденсация».

    - Мы посмотрели опыт в классе, а чтобы узнать как это происходит в жизни, давайте посмотрим мультфильм.

    - Выскажите свои предположения, как эти процессы происходят в жизни? ( Солнышко греет воду, она испаряется, поднимается в облака, потом идёт дождь и вода снова попадает на землю.)

    - Как вы думаете, как называется этот процесс? ( Это называется круговорот воды в природе).

    - Проверим свои предположения по схеме на доске.

    - А теперь расскажите о круговороте по схеме в учебнике соседу по парте.

    - Пришло время отдохнуть. Повторяйте движения. А кто хочет выполняет свои движения.

    Звучит песня «Дождя не боимся» из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

    7.Решение учебной задачи. Практическая работа.

    _ Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете, как захотите.

    - Составим план работы:

    1.Подготовить рабочее место.

    2.Поставить цель работы.

    3. Рассмотреть схему.

    4.Выбрать материалы для работы.

    5.Распределить обязанности в группе.

    6.Выполнить работу.

    7.Подготовить презентацию работы

    8.Обобщение усвоенного. Оценка.

    Дети презентуют работы.

    - Помогла ли я вам ответить на вопросы:

    1.Откуда берётся вода, которая льётся с неба? ( Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков)

    2.Почему море никогда не переполняется? ( Постоянно происходит круговорот воды)

    - Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута

    - В природе путешествует вода,

    Она не исчезает никогда:

    То в снег превратиться, то в лёд,

    Растает и снова в поход!

    - На Земле очень много воды, но почему её нужно охранять?

    - Воды на земле много, но вот чистой воды становится меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему?

    Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

    Заводы, фабрики, ГЭС, потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озёра попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыба, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжёлых заболеваний. Река болеет, её воды не могут быть использованы человеком.

    Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своём здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

    - А как вы, ребята можете позаботиться о чистоте водоёмов? ( Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду.)

    - Я предлагаю разучить кричалки:

    «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

    «Экономно воду лей, дорожить водой умей».

    9.Домашнее задание

    - Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе.»

    I вид задания – таблица

    Знал раньше

    Узнал на уроке

    Хочу узнать ещё

    -  Найти информацию о том, что будет в 3 колонке. Только помните, 3 колонка должна быть заполнена обязательно.

    II вид задания – сочинить сказку про путешествие капельки воды по свету

    10.Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

    - Какая тема урока была?

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    - Вы довольны собой, мои юные исследователи?

    - На капельке отразите свои ощущения от урока ( слова, эмоции, смайлик)

    - Как вы себя чувствуете? На своих карточках раскрасьте облачко таким карандашом, с которым вы ассоциируете своё настроение на конец урока. У кого цвет изменился? С чем это связанно?

     - « Посадите капельку на облако»

     - А напоследок составим синквейн на тему «Вода». Напоминаю:

    1) Тема.

    2) 2 прилагательных.

    3) 3 глагола.

    4) 1 предложение.

    5) Ассоциация.

    - Спасибо вам за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".

    " При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...

    Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

    Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"

    Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе....

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"

    Конспект урока разработан для урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"...

    «Превращение воды. Круговорот воды в природе».

    Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

    Конспект урока по окружающему миру Тема: «Превращение и круговорот воды в природе», 3 класс УМК "ШР"

    Цели деятельности учителя: формирование понятие о круговороте воды в природе; развитие наблюдательности; формирование знания об экологической целостности природыПланируемые результатыПредметные:З...